Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой РФ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomim_doshk-ov_s_gos._simvolikoy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМИМ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ

 

«Герб и флаг страны отражают историю народа,

мечту создателя и достоинство своих граждан»

 М. де Монтень

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

 

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотическо го воспитания  дошкольников.

Однако принципы, методы, конкретные приемы такой работы раскрыты и пред ставлены недостаточно не только в про граммах, но и в методической литературе по этому разделу.

В полной мере понять, осмыслить, за помнить некоторые исторические сведе ния, значение цветов и образов, их взаим ное расположение и функции - дело непростое  для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об истори ческом прошлом Родины невелик, круго зор не так обширен.

Поэтому педагоги, подбирая методы и приемы патриотического воспитания, должны учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно сформированное ис торическое сознание, непонимание неко торых социальных явлений.

Следует помнить: патриотическое вос питание дошкольников и работа по озна комлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их ос нове любви к Родине. И эта работа даст больший эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей де ятельности.

Таким образом, задача педагога услож няется многократно, что связано как с объ емом предлагаемого материала, так и с от бором методических приемов, способных в полной мере донести его содержание до дошкольника и сделать занятия интерес ными и незабываемыми.

   

Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой РФ

Месяц

Тема

Обучающие цели, задачи

Сентябрь

Наша Родина - Рос сия

Уточнить и углубить знания и представления о России (тер ритория, президент, столица, язык и др.)

Октябрь

Неофициальные символы России

Познакомить с основными неофициальными символами России

Ноябрь

Государственный флаг РФ

Познакомить с Государственным флагом РФ, дать представ ление о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении

Декабрь

Государственный гимн РФ

Познакомить с Государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначе нии, содержании; определить его признаки, сходные с призна ками других музыкальных произведений и отличные от них

Январь

Москва - столица России. Герб Москвы

Познакомить с гербом Москвы, его происхождением, назначе нием, символикой образов и цветового сочетания в нем

Февраль

Вооруженные силы России: эмблемы и символы

Познакомить с понятием «эмблема», закрепить понятие «сим вол», познакомить с наиболее распространенными эмблемами различных родов войск и значением символов на них

Март

Государственный герб России

Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветово го сочетания и образов в нем

Апрель

Герб и флаг  Уфы (родного города)

Познакомить с изображением флага и герба  Уфы (родного города), со значением символов в нем, символикой цветов

Май

Знамя Победы

Формировать элементарные представления об истории Оте чества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен

Июнь

Конкурс-викторина «Герб - флаг - гимн»

Обобщить знания и представления о государственных симво лах РФ

Внимание! Основная цель занятий цикла - воспитание уважения к своему народ, благодарно сти к предкам, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к государственным символам РФ.


Помимо занятий предусмотрены экс курсии к историческим и культурным па мятникам, в музеи города. В тематический план не входят интегрированные занятия аналогичной тематики, которые проводят ся совместно с другими специалистами МДОУ, а также патриотические досуги и праздники.

Все занятия цикла условно можно раз делить на основные и вспомогательные. Основных занятий четыре - знакомство с государственными символами РФ (герб, флаг и гимн) и гербом Москвы. На вспомо гательных занятиях детей готовят к ознакомлению с тем или иным государствен ным символом или закрепляют получен ные ранее знания.

Какую литературу целесообразно ис пользовать при подготовке к занятиям?

Это книги и пособия, выполняющие ин формационную функцию, т.е. помогающие педагогу восполнить имеющийся дефицит собственных познаний в данной области.

1. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.

2. Романовский В.К. Символы россий ской государственности: Пособие для учи теля. М.: Русское слово, 2002.

3. Хорошевич АЛ. Символы русской го сударственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.

4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная симво лика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).

Можно порекомендовать также следую щие методические пособия: 

1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реа лизации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.

2. Ерохина ЕЛ., Круглова ТА. Государст венные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приоб щение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.

5. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Зна комим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.

6. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для  образовательных учреждений.   М.: АРКТИ, 2005.

7. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.

8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.

Изучив литературу, мы пришли к выво ду, что наиболее целесообразно сначала         познакомить детей с Государственным флагом России.

Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т.д.

Во-вторых, при знакомстве с россий ским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и их взаимное распо ложение.

Затем следует познакомить детей с Го сударственным гимном России, который имеет две составляющие - текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.

Это уже более сложная задача в отличие от запоминания символики полос флага и их взаиморасположения. Кроме того, та кая последовательность позволяет повто рить пройденный материал.

Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предла гается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символи зируют. Дети слушают, легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Моск вы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение (белый конь, синий плащ всадника).

С символическими значениями красно го, белого и синего цвета дети уже знако мы, а черный, как правило, не вызывает за труднений.

Только после этого целесообразно про вести занятие-исследование «Герб Рос сии». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют. Воспитатель предлагает рассмотреть крылья птицы, по рассуждать о том, на что они похожи, что символизируют. Информацию о трех ко ронах, перевитых лентой, о скипетре и дер жаве педагог сообщает в ознакомительном порядке.

Такая последовательность при ознаком лении дошкольников с символикой Рос сии соответствует одному из основных ди дактических принципов - от простого к сложному - и, как показывает опыт, дает хорошие результаты.


Конспект занятия для подготовительной к школе группы

Я – России часть и знак

Задачи. Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое ре шение, расположение полос); формиро вать представление о его значении; воспи тывать уважительное отношение к нему, любовь к Родине, гордость за нее, углуб лять представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столи ца, президент); способствовать развитию грамматического строя речи, связной ре чи, обогащать словарный запас; расширять кругозор; поддерживать познавательный интерес к истории страны.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, дидактическая игра «Бе лый-синий-красный», слушание песен о Родине, подбор материала в «Уголок Рос сии».

Работа с родителями. Консультация «Как знакомить детей с символикой РФ», анкетирование «Что мы знаем о родной стране», рекомендации в папке-раскла душке, рубрика «Прочитайте детям» (спи сок произведений о Родине в Родитель ском уголке).

Оборудование. Изображение Государ ственного флага РФ; таблица «Флаги государств Европы» (четыре флага); флаж ки-билеты с изображением флагов различ ных государств; оборудование для Музея вещей; аудиозапись песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

Раздаточный материал. Индивидуаль ные пакетики с цветными полосками для выкладывания флагов, воздушные шары - два белых, два синих, два красных.

Ход занятия

Ребенок.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною.

Это все мое, родное!

                                      В. Орлов

Воспитатель. Как вы думаете, о чем это стихотворение? (О Родине.) Что такое Родина? (Ответы) Как называется наша страна? (Россия) Кто является главой Российского государства? (Президент.) Как называется столица нашей Родины? (Москва.)

Дидактическое упражнение «Глав ный город». Воспитатель показывает кар точки с изображением главных достопри мечательностей Санкт-Петербурга, Москвы. Дети узнают их и называют.

Ребенок.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,        

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах...

Столько храмов, столько башен

На семи твоих холмах!..

...Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат,

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

                                                         Ф. Глинка

Воспитатель (показывает плакат с изо бражением панорамы Москвы).

Посмотрите, какая красивая столица нашей Родины - Москва! Чем столица от личается от других городов? (Это главный город страны. Здесь работают президент и правительство.) Где работает прези дент? (В Кремле.) Посмотрите на панораму Кремля и попробуйте определить, в ка ком здании работает президент. (В здании с флагом на крыше.)

Правильно, это резиденция Президента Российской Федерации. Над всеми самы ми важными зданиями нашей страны раз вевается Государственный флаг России. (Рассматривание фотографий.) Где еще можно увидеть изображения Государст венного флага РФ?

Экскурсия в Музей вещей. Экскурсия в «музей» помогает детям ответить на этот вопрос. (Дети рассматривают разложен ные на столах предметы с изображением российского триколора: грамоты, одежда, фотографии транспорта, спортивных со ревнований и т.д.)

Воспитатель. А теперь попробуйте сами сложить флаг нашей страны. (Дети из по лосок красного, белого и синего цвета скла дывают флаги.) Давайте проверим, пра вильно ли вы выполнили задание. (Дети отвечают на вопросы: какого цвета первая сверху полоска? расположенная над синей полосой? между белой и красной? И т.п.)

Знаете ли вы, что на нашем флаге каж дый цвет имеет свое значение? Верхняя, белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Си няя полоса в середине – символ миролю бия – говорит о том, что Россия против воины. Красная полоса - символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

Эстафета. Дети делятся на две коман ды. У каждой команды по три воздушных шарика - белый, синий, красный. Первая пара участников составляет пирамиду из шариков (зажимает синий между белым и красным) - добежав до обруча, оставляет в нем шары. Следующая пара бежит к обру чу, складывает шары в правильном поряд ке и возвращается с ними к команде. И т.д.

Воспитатель. Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимос ти, самостоятельности государства. Как вы думаете, зачем нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Игра «В дальние страны». Дети, глядя на таблицу «Флаги  государств Европы» (в подготовительной к школе группе – четыре-шесть флагов), находят Государствен ный флаг России, объясняют свой выбор. Затем сравнивают изображение флага России с изображением флагов других го сударств.

Игра «Возвращаемся домой». Дети вы бирают билеты с изображением флага Рос сии, затем находят «поезд» (составленные стулья) с российской символикой, занима ют места. (Звучит аудиозапись песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.) Дети имитируют стук колес поезда.

Закрепление. На занятиях и в повседнев ной жизни с использованием дидактических игр «Раскрась Государственный флаг Рос сии», «Сложи из полосок Государственный флаг России», «Выложи флажок из пало чек», «Белый-синий-красный» (с цветовы ми сигналами), «Сравни» (по таблицам «Флаги государств мира»), домино «Флаги».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.

Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...

планирование работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой

Сформировать начальные представления о государственном гербе и флаге России.Развивать образное мышление и эстетическое отношение к окружающему миру, к государственным символам....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой

   Предлагается следующая последовательность ознакомления  дошкольников с Государственной символикой  России:Государственный флаг России.Государственный гимн России.Герб Мос...

Методическая разработка к циклу занятий по ознакомлению дошкольников с Государственной символикой Российской Федерации «Символы России».

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание детей. Дошкольное детство – время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес...