SOS! Природа просит о помощи
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

 Цель занятия: Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sos_-_priroda_prosit_pomoshchi.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «SOS! – Природа просит помощи!»

 Цель: Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

 Задачи: Продолжать учить с любовью и пониманием относиться к природе; сохранять и охранять природу. Воспитывать стремление оберегать и помогать животным, птицам, растениям. Закрепить знания детей о планете – Земля, о правилах поведения на природе, о классификации живых существ. Развивать у детей элементы экологического сознания: «Планета – наш общий дом».

 Оборудование: Компьютер; слайды со звукозаписями; картинки с животными, птицами, насекомыми, рыбами; пластиковые бутылки, стаканчики, пакеты, бумага; 2 корзины.

 Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворения «Есть одна планета – сад…».

 Ход занятия.

 1. Организационный момент.

 Педагог: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Планете. Хотите?

 Дети: Да.

 Педагог: Как называется наша планета?

 Дети: Земля.

 Педагог: Какую форму имеет Земля?

 Дети: Земля имеет форму огромного шара.

 Педагог: На Земле шесть материков, назовите их.

 Дети: Европа, Азия, Африка, Австралия, Южная Америка и Северная Америка.

 Педагог: Материки – это суша. На них есть плодородные земли, леса, поля, пустыни, горы, реки, озёра, моря. Материки омываются 4 океанами. Назовите их.

 Дети: Тихий, Атлантический, Индийский, Северно–Ледовитый.

 Педагог: А ещё есть два полюса. Какие это полюса?

 Дети: Северный и Южный.

 Педагог: Ну, а теперь в путешествие! Возьмитесь за руки и произнесите вместе со мной волшебные слова: «Крибли – крабли – бумс!» Смотрите мы летим над Землёй.

  2. Звучит музыка Поля Мориа «В мире животных», на экране появляются слайды. Музыка прерывается сигналом SOS.

 Педагог: Что это за сигнал?

 Дети:  Это SOS – международный сигнал. Его подают в случаи бедствия, например с тонущего корабля. Все кто его услышат, знают: где-то гибнут люди, они молят о спасении.

 Педагог: Теперь мольба о спасении раздаётся не только стонущего корабля, но всё чаще мы слышим от Природы: «SOS! SOS!»

 На экране появляется слайд с изображением Земли, звучит стихотворение «Спасите меня я Земля…».

 Педагог: «Остановись! Одумайся!..» - шепчут человеку леса. «Не оголяй землю… Не превращай её в пустыню… Пощади! - вторит Земля. – Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я иссыхаю, старею… Скоро я ничего не смогу родить ни злака, ни цветка…»

 Скромные жители Земли подают голоса мольбы. Они напоминают человеку о кровном родстве с природой. Но современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршащих осенних листьев, говор ручья, пение песка… Они не слышат жалобного сигнала о трудной жизни в современных условиях.

 Давайте же и мы с вами, мои юные друзья прислушаемся к тревожным сигналам SOS! Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов, от того как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Слышите? Природа просит помощи!

3. Педагог: Ребята, что такое природа?

 Дети: Окружающий нас мир.

 Педагог: А кто окружает нас в этом мире?

 Дети: Животные, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, а так же растения кустарники и деревья.

 Педагог: Давайте поиграем в игру «Кто первый?». Для этого надо поделиться на две команды. У каждой команды карточки с изображением живых существ, надо разделить их по классам, на две группы и объяснить, почему именно так сгруппировали картинки. Готовы? Тогда раз, два, три начни!

 Дети выполняют задание и объясняют свой выбор.

 4. Педагог: А вы знаете, как надо вести себя на природе? (Ответы детей) Ай да молодцы! И так три основных правила: Первое: Не сори!

                                                         Второе: Не шуми!

                                                         Третье: Не губи!

 Будете шуметь – распугаете птиц, птенцы останутся голодными, перестанут птицы петь свои чудесные песни. В лесу нет ничего лишнего, поэтому не рви цветы, не ломай ветви деревьев, не бросай камни в лягушек, не дави муравьёв. Всё живое связано между собой.

 Но люди часто нарушают эти правила, посмотрите как грязно вокруг. Давайте сделаем наш мир немного чище. Надо собрать «мусор» в корзины. Для этого давайте поделимся на две команды. Одна команда будет собирать пластиковые бутылки и стаканчики, а другая – бумагу и пакетики. Готовы? Тогда раз, два, три начни!

 5. Педагог: Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдает не только человек, но и растения, и животные. Но им трудно ещё и потому, что люди часто сами уничтожают красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха или мяса, а иногда и просто так. (Предлагает детям сесть по-турецки перед экраном.)

 На экране появляется слайд с портретом писателя – натуралиста Джеральда Даррела.

 Педагог: Известный писатель – натуралист Джеральд Даррел писал: «Животные и растения не могут устроить забастовку, даже сидячую, за них некому заступиться, кроме нас, людей». Давайте послушаем, какие сообщения оставили в «Жалобной книге природы» братья наши меньшие.  

 На экране появляются слайды и звучат слова:

 Чёрный аист: Мы исчезаем с вырубкой лесов и осушением болот. Иногда мы становимся жертвами браконьерских выстрелов.

 Белый медведь: Я самый большой белый медведь.

                                 Вам сообщаю, что я – исчезаю!

                                 Хочу, чтоб средь Вас были мои друзья

                                 И от браконьеров защитили меня.

 Венерин башмачок: Я - Венерин башмачок,

                                         Исчезающий цветок,

                                         Занесённый в «Книге красной»

                                         Я такой цветок несчастный.

                                         До сих пор, на всей планете,

                                         Я друзей своих не встретил.

                                         Может быть сейчас я вновь

                                         Обрету вашу любовь?

                                         Быть добрее, милосердней

                                         Попрошу я вас, друзья,

                                         Перестаньте рвать меня!

 Ландыши: Обращаюсь к вам, малыши!

                      Вы рвали когда-нибудь ландыши?

                      А знаете ли вы, друзья,

                      Что в «Красной книге» и для меня

                      Отведена страница.

                      Надо только не лениться

                      Взрослым и детям сообщить, дружок,

                      Ландыш, тоже исчезающий цветок!

 Собака: Меня зовут Шарик. Сейчас я вам расскажу очень грустную историю. Когда я был маленьким, то у меня было своё место, мои любимые игрушки и добрые хозяева, которые любили меня. Мои хозяева кормили меня, расчёсывали, купали, ласкали. Когда моим хозяевам дали новую квартиру, они переехали, а меня оставили на произвол судьбы. С этих пор я перестал доверять людям.

 Педагог: Ребята, давайте беречь нашу планету, оберегать братьев наших меньших. И пусть в «Жалобной книге природы» будет как можно меньше тревожных отзывов.

 Ребёнок: Есть одна планета – сад

                   В этом космосе холодном,

                   Только здесь леса шумят,

                   Птиц скликая перелётных.

                   Лишь на ней одной увидишь

                   Ландыши в траве зелёной.

                   И стрекозы только тут

                   В речку смотрят удивлённо.

                   Береги свою планету,

                   Ведь другой на свете нету.

 6. Итог.

 Педагог: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки и произнесите вместе со мной волшебные слова: «Крибли – крабли – бумс!»

 На экране появляется слайд «Земля на ладонях» и звучит музыка Поля Мориа «В мире животных».

 Педагог: Вот мы и вернулись. Понравилось ли вам наше путешествие? Какие три основных правила поведения на природе?