Главные вкладки

    «Использование экологических экспозиций при ознакомлении старших дошкольников с природой местного края»
    статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Описание и методика создания экологических экспозиций

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование экологических экспозиций при ознакомлении старших дошкольников с природой местного края»

    Одним из условий полноценного экологического воспитания детей является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, в которой он проживает. Именно поэтому важным компонентом экологоразвивающего пространства дошкольного учреждения может стать экологическая экспозиция, содержащая краеведческий материал. Термин «экспозиция» происходит от лат. expositio изложение, описание. Под экологической экспозицией понимают специфическую форму демонстрации объектов и материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащую целям экологического образования.

    В нашем дошкольном учреждении, среди различных форм организации экологического пространства, важное место в образовательном процессе занимает экологическая комната. Здесь размещена серия стационарных экспозиций, посвященных природе Южного Урала.

    Не секрет, что в условиях города объектами наблюдений чаще всего становятся птицы. Однако в силу их подвижности, скрытного образа жизни в определенные периоды, сформировать целостные знания о данных живых объектах бывает сложно. Приходится прибегать к помощи изобразительной наглядности. Мы решили данную проблему, создав экспозицию «В гости к птицам». Она объединила в себе различные виды натуральной наглядности: образцы перьев (как фоновых видов, так и редких, занесенных в Красную книгу Челябинской области, например, Орлана – белохвоста, журавля – красавки и т.д.), погрызы ( сравнение обработки, сосновых шишек белкой и дятлом), а  также образцы гнезд  и скорлупа яиц, из которых вылупились птенцы разных видов. Центральное место экспозиции   занимают макеты, демонстрирующие жизнь птиц в естественной природной среде. Здесь натуральная наглядность сочетается с изобразительной. Так, один из макетов составлен из целостного куска коры березы, со «строчками», оставленными дятлом и изображением данной птицы. Другой вариант: гнездо - варежка на ветке и изображение его создателя – Ремеза. Таким образом создается эффект «ожившей картинки». Хотелось бы подчеркнуть, что подобную экспозицию легко создать, используя имеющийся в ближайшем природном  окружении материал. Причем сбор данного материала может стать увлекательной игрой для дошкольников, например, «Мы- лесные разведчики». Коллекцию перьев можно создать, сотрудничая с работниками зоопарка. В этом случаи можно получить образцы видов, находящихся под охраной и редко встречающихся в природе.

    В экологической комнате создана также экспозиция экологического характера по принципу биоценотических сообществ растений и животных (см. фото). Нами оформлена динамическая модель основных природных сообществ, типичных для нашей местности: смешанного леса, луга, водоема (на примере равнинной реки). Благодаря съемным деталям, можно менять видовой состав обитателей данных сообществ (плоскостные изображения которых вставляются в прорези на основном фоне). Преимуществом является и то, что с помощью подвижных деталей можно моделировать как отдельные пищевые цепочки (по типу «хищник - жертва»), так и целостные пищевые сети, а также приспособления отдельных животных к среде обитания (например, маскировочную окраску).

    Кроме того, данная экспозиция является универсальной, так как она демонстрирует особенности рельефа Южного Урала. С помощью природного материала, а также использование техники папье-маше воссозданы предгорья, низменности, а также сами Уральские горы с характерными хребтами, сложными кварцитами. Помимо этого, показаны разные типы облаков: перистые, кучевые, слоистые, а также изображены основные почвенные горизонты. При их создании использовали монтажную пену, разный по величине керамзит, сухие листья и хвою, щебень. Корни растений, «проникающие в почву», выполнены из грубой бечевки.

    Подобные экспозиции полифункциональны, поскольку позволяют знакомить старших дошкольников как с отдельными компонентами среды, так и демонстрировать их в комплексе; формировать у детей целостное представление о природных сообществах.

    В целом, следует подчеркнуть, что включение в педагогическую среду экологических экспозиций, не ставит своей целью реализацию только широко известного в педагогике принципа наглядности, который предполагает демонстрацию объекта в целях формирования более полного и точного понятия о нем. Включение экологических экспозиций обуславливает постоянное воздействие на детей всей совокупности психологических стимулов, включение в процесс познания разнообразных органов чувств, что обеспечивает более полное восприятие природных объектов.      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление старших дошкольников с природой родного края.

    Статья и методические пособия (мнемотаблицв и дидактические игры) по озникомлению дошкольников с природой родного края...

    Мониторинг "Сформированность представлений старших дошкольников о природе родного края и ее особенностях"

    Материал содержит подробный инструментарий  и критерии уровней знаний детей о природе родного края   и ее особенностях,.показатели мониторинга....

    Экологическая викторина для детей старшей группы «Знатоки природы родного края».

    Экологическая викторина для детей старшей группы "Знатоки природы родного края» состоит из конкурсных заданий, которые имеют свое название и значение. В викторине использован ряд  дидактических и...

    выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края

    Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...

    «Организация совместной деятельности с семьями воспитанников по знакомству старших дошкольников с природой родного края»

    Родители уделяют мало внимания общению с природой.Поэтому родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело со...

    Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.

    Восприятие дошкольника – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы...

    Сборник конспектов дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций.

    Сборник включает в себя конспекты организации  дидактических игр по ознакомления с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций для детей старшего дошкольного возраста. В посо...