Сборник конспектов дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Рогова Ольга Михайловна

Сборник включает в себя конспекты организации  дидактических игр по ознакомления с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций для детей старшего дошкольного возраста. В пособии даны подробные методические рекомендации по организации и проведению мультимедийных дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx76.39 КБ
Файл m2_kto_chto_est.ppsx1.13 МБ
Файл m4_kto_spryatalsya.ppsx2.95 МБ
Файл m6_rybe_tsarstvo.ppsx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Сборник  конспектов дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций

Воркута

Сборник  конспектов дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций [Текст]/ автор Горяинова, О.М. – Воркута  – 27с.

        Сборник включает в себя конспекты организации  дидактических игр по ознакомления с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций для детей старшего дошкольного возраста.

        В пособии даны подробные методические рекомендации по организации и проведению мультимедийных дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада.

        Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций, для педагогов дополнительного образования, студентов педагогического колледжа, а также родителей.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………….…3

  1. Методические рекомендации к организации и проведению дидактических игр с использованием мультимедийных презентаций …………………………………...…………………………………………..7
  2. Конспекты организации  дидактических игр  по  ознакомления с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций …………………………………………..………………………………….12

Список использованных источников……………………….…………...26

Электронное приложение


Введение

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий познавательный интерес, расширяет их знания и способствует развитию  познавательной активности.

Проблема развития познавательного интереса  у дошкольников  на современном этапе развития дошкольного образования - одна из актуальных. Это связано и с тем что, нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, когда  от человека требуется не только владение знаниями, но умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.

Природа Севера – это неиссякаемый источник духовного обогащения детей, и развития познавательного интереса, знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, вниманию, активизирует речь детей. В условиях Крайнего Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, становится сложнее знакомить детей с природой родного края.

Дидактические игры – это вид образовательной деятельности, организуемой в виде обучающих игр, активного обучения и отличающихся наличием правил.

Широкое внедрение в образовательный процесс детских садов информационно-коммуникационных технологий помогает изменить условия для развития познавательной активности дошкольников во всех областях. Применение мультимедийных дидактических игр в образовательном процессе детей дошкольного возраста способствует повышению интереса к познавательным занятиям и эффектно развивает ребенка всесторонне.

В сборнике представлены конспекты мультимедийных дидактических игр для детей старшего дошкольного  с вариантами усложнения. Содержание практического материала, нацелено на формирование экологических представлений, на закрепление  и систематизацию знаний о природе Большеземельской тундры.         

При разработке конспектов мы опирались на задачи и содержание программы «От рождения до школы».  Каждый конспект дидактической игры составлен в соответствии с методикой организации и проведения, чётко определено программное содержание, указано оборудование, описан ход игры. В электронном приложении представлены мультимедийные презентации для организации дидактических игр.

Мультимедийные презентации к дидактическим играм созданы в программе MS PowerPoint. При разработке их  мы придерживались следующих требований к оформлению:

  •  использование минимального количества текста;
  • соблюдение единого стиля оформления;
  • размещение  на каждом слайде не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);
  • изображения достаточно крупные, гармоничные по цветовому и композиционному решению.
  • отсутствие  перегруженности малосущественными деталями,  отвлекающими внимание детей от главного;
  • изображение объектов  иллюстраций  представлены    в  их  естественных положениях ;
  • учет соразмерности объектов относительно друг друга  при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);

Использование в образовательном процессе мультимедийных дидактических игр будет способствовать  формированию отчетливых представлений о природе тундры, развитию  у детей познавательной активности и развитию самооценки. Звуковые и анимационные эффекты помогут ребёнку принять верные решения, вселять уверенность, а выцветание картинок с неправильными ответами или звуки неодобрения будут направлять детей  на поиски верного решения и помогут самостоятельно оценить результаты  своей деятельности.

Данные мультимедийные дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в совместной образовательной деятельности в режимных моментах, в игровых ситуациях. Данный материал может служить и средством организации самостоятельной деятельности дошкольников.

В первой части сборника раскрываются методические рекомендации к организации и проведения дидактических игр с использованием мультимедийных презентаций.

 Во второй части сборника представлено 10 конспектов на развитие познавательного интереса к природе тундры для детей старшего дошкольного возраста, из них 3 конспекта представлены с вариантами усложнений. Дидактические игры систематизированы по двум разделам:

1.Животный мир тундры;

2.Растительный мир тундры;

и представлены в определенной  последовательности в соответствие с логикой  освоения детьми содержания познавательного материала, от закрепления и расширения знаний о природе тундры до систематизации и обобщения  знаний.

В приложение к сборнику представлен диск авторских мультимедийных материалов дидактических игр по ознакомлению с природой тундры. Представленная разработка может быть использована не только для интерактивной доски и проекционного экрана, но и для средств  ИКТ индивидуального пользования: персональных компьютеров, планшетов, смартфонов.  

Таким образом, грамотное использование мультимедийных дидактических игр в представленной последовательности и усложнении  будет способствовать наиболее широкому раскрытию у детей способностей, активизации умственной деятельности, развитию познавательного интереса   к изучении природы тундры.  

Данный сборник и мультимедийные материалы могут быть использованы не только студентами на практике и воспитателями в ДОУ, но и в самостоятельной деятельности: родителями.


1. Методические рекомендации к организации и проведению дидактических игр с использованием мультимедийных презентаций

        Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она   является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

- подготовка к проведению дидактической игры;

- проведение дидактической игры;

- анализ дидактической игры.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами: углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • определение места и роли в целостном воспитательном процессе;
  • взаимодействие с другими играми и формами образовательной деятельности.
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности)
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве партнёра, наблюдателя или мастера. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Руководство дидактическими играми

При  руководстве дидактическими играми, важно учитывать возрастные особенности детей. Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами.

 У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

   Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее".

  1. Правила работы с интерактивной доской и другими средствами ИКТ  в дошкольном образовательном учреждении

Интерактивная доска  - сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передается на доску проектором, используется для визуализации текстовой и графической информации с последующей корректировкой и сохранением на электронных носителях.

Использование в образовательном пространстве дошкольной организации интерактивной доски или проекционного экрана расширяет дидактические возможности обучения и развития дошкольников, повышает мотивацию  и познавательный интерес. Но следует помнить,  увеличение информационной нагрузки,  может увеличить  риск повышения утомительности, отрицательного воздействия на общее здоровье   и способно привести к обратному результату, и, а именно:

  • светящийся экран интерактивной доски, экрана является источником электромагнитных излучений, уровень  которых не превышает предельно допустимых норм, однако на   здоровье людей влияет и малая интенсивность в случае их регулярного и длительного воздействия;

  • нерациональное использование интерактивной доски или  проекционного экрана создает ощущение дискомфорта, вызывает головные боли, ощущение мельканий перед глазами, ухудшает зрение и снижает умственную работоспособность.

Поэтому очень важно учитывать особенности использования данного оборудования .

Режим использования интерактивной доски или проекционного экрана  

         К использованию интерактивной доски или проекционного экрана  предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условий для восприятия информации.

Согласно нормам СанПиН 2.4.1.3049-13допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Длительность непрерывного применения на занятиях различных технических средств обучения в старшем дошкольном возрасте  8 - 10 минут. После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и  персональными компьютерами (ПК) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.

При  демонстрации  презентации  очень  важно  выполнять  следующие правила:

  • следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам;
  • сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;

Очень важно соблюдать  технику безопасности

  • не смотреть прямо на луч света из проектора. Делая пометки на проецируемом изображении.
  • при организации работы с доской необходимо следить, чтобы луч проектора не светил в глаза дошкольникам: это может вызвать ожог сетчатки.
  • рекомендуется потолочное расположение проектора. Доска должна быть закреплена таким образом, чтобы детям не составляло труда достать до ее верхней части.
  • для повышения влажности воздуха необходимо использовать увлажнители или устанавливать емкости с водой типа аквариумов.

Таким образом, соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций в ходе  организации  мультимедийных дидактических игр поможет сделать совместную образовательную деятельность дошкольников безопасной,  живой и интересной.


3.КОНСПЕКТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ ТУНДРЫ

  1. Животный мир тундры

Конспект

дидактической игры «Угадай, чья тень»

для детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 1

Цель:  закрепление  представлений у детей о животных тундры, через умение находить нужный силуэт животного,  развитие доказательной речи, восприятия,  зрительного внимания и логического мышления.

Словарь: полярная сова, лемминг, куропатка, песец, олень.

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска

Дидактическая задача:

 1 вариант: из предложенных силуэтов выбрать, какой силуэт подходит к  данному животному тундры,

 2 вариант: определить, кому принадлежит данный силуэт, объяснить, как догадался..

3 вариант: соотнести силуэт к каждому животному тундры.

Игровое действие:

 1 вариант: поиск силуэта из трех вариантов силуэта животного живущего в тундре.

2 вариант: определение, кому принадлежит данный силуэт, нажатие на слайд для самооценки

3 вариант: выбор  силуэт, определение животного кому принадлежит силуэт, нажатие на силуэт в слайде с целью проверки.

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в тундру, в гости к Тундровичку.  

- Раз, два, три, повернись, в чудесной тундре очутись. 
Вот мы с вами оказались в тундре, посмотрите, как здесь красиво!

-Ребята, каких животных тундры вы знаете?

-Ребята Тундровичок после зимней спячки совсем забыл, какие животные живут в тундре, и он просит нас о помощи. Поможем Тундровичку?

- Медведь, полярная сова, лемминг, олень, заяц-беляк, куропатка, пуночка.

- Да, поможем.

Сюрпризный момент

Опора на личный опыт детей

Похвала

Вопрос

Основная

- Ребята, посмотрите на экран, наша игра называется «Угадай, чья тень». (Слайд 1)

- А вы знаете, что такое тень?

- Ребята, тень - это место, в которое не попадает свет.

- Послушайте внимательно правила игры «Угадай, чья тень».

- На экране будет появляться животные тундры, внизу экрана находятся тень животных. Вам нужно выбрать какая тень больше всего подходит к этому животному, нажав на эту тень.

- Ребята, вам понятны правила игры? (Слайд 2-5)

Слушают правила игры.

Ответы детей.

- Да, понятны.

Вопрос

Пояснение

Указание

Объяснение

Вопросы

Второй вариант

- Послушайте правила игры:

- Ребята, на экране будет появляться тень животного, вам нужно определить чья это тень, после того как вы определили чья это тень, вы нажимаете на экран, и тогда мы с вами проверим правильно ли вы угадали тень животного. (Слайд 6-12)

Слушают правила игры.

Указание

Объяснение

Третий вариант

- Послушайте правила игры:

- На экране появляются животные, внизу экрана их тени, вам нужно определить, где, чья тень. (Слайд 13 -16)

Слушают правила игры.

Указание

Объяснение

Заключительная

- Вам понравилась игра?

- Каких животных тундры вы запомнили?

- Молодцы ребята, помогли Тундровичку, теперь он точно не забудет животных тундры.

- А нам пора обратно. Раз, два, три, повернись, в детском саду очутись. 

- Да понравилась.

- Олень, заяц-беляк, полярная сова, лемминг, куропатка.

Подведение итогов

Похвала


Конспект

дидактической игры «Жители тундры»

для детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 2

Цель: совершенствование умений классифицировать животных по месту их проживания,  закрепление знаний детей, какие животные обитают в тундре, развитие слухового и зрительного восприятия.

Словарь: верблюд, полярная сова, зебра, волк, медведь, песец, олень, енот.

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска 

Дидактическая задача: из предложенных изображений животных, назвать и выбрать животных живущих в тундре.

Игровое действие: выбор из четырех изображений животных  живущих в тундре, назвать их, нажатие на выбранное животное  

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

- Ребята, вы хотите сыграть в игру, которая называется «Жители тундры» (Слайд 1)

- А вы помните, какие животные живут в тундре?

- Послушайте внимательно правила игры.

- Да, помним.

Вопросы

Указание

Основная

- Послушайте внимательно правила игры.

- В низу экрана находятся различные животные, вам нужно назвать какие животные находятся на экране, и выбрать какое животное живет в тундре, нажав на него.

- Ребята, вам понятны правила игры? (Слайд 2-3)

Слушают правила игры.

- Да, понятны.

Просьба

Объяснение

Вопрос

Заключительная

- Вам понравилась игра «Животные тундры»? (Слайд 4)

- Какие у вас возникли сложности?

- Молодцы ребята, вы были внимательны и отлично справились.

- Да, нам понравилась игра.

Ответы детей

Подведение итогов

Похвала


Конспект

дидактической игры «Угадай, кто спрятался»

для детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 3

Цель: совершенствование умений детей узнавать животных по частям тела, закрепление знания   животных тундры (песец, олень,  заяц-беляк, полярная сова, куропатка, медведь),  развитие восприятия, связной речи, зрительной памяти, воображения, развитие познавательного интереса

Словарь: песец, олень, заяц беляк, полярная сова, белая куропатка, медведь.

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска.

Дидактическая задача: узнать, назвать какое животное тундры прячется под «смайлом». и объяснить  как догадался.

Игровое действие: определение   животного  находящееся под «смайлом», доказательство, убирают смайл путем касания экрана, проверка правильности ответа

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

- Ребята, вы любите играть в мультимедийные игры?

- Я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто спрятался»

- Ребята, как – то герои нашей дидактической игры решили спрятаться, и закрыли свои мордочки смайлом.

- Вы хотите, узнать какие же животные спрятались под этим смайлом?

- Да мы любим, играть в игры.

- Да мы хотим узнать, какие спрятались животные.

Вопрос

Пояснение

Вопрос

Основная

- Игра называется «Угадай, кто спрятался». (Слайд 1)

- Послушайте внимательно правила игры.  На экране будут, появляется животные,  которые будут закрыты смайлом. Вам нужно отгадать, что же за животное прячется под этим смайлом, назвать, рассказать по каким признакам вы определили, после этого вы можете нажать на этот смайл и мы с вами посмотрим верно  ли вы определили.

- Если у нас с вами не получилось пройти все задания без ошибок с первого раза, то мы попробуем сыграть в игру еще раз, и у нас обязательно все получится! (Слайд 2-7)

При повторном проведении игры, ввести правило: за неверный ответ забирается фант

Слушают правила игры.

Указание

Объяснение

Пояснение

Заключительная

- Молодцы ребята, вы отлично справились. (Слайд 8)

- Вам понравилась игра?

- Кто помнит, как называлась эта игра?

- Ребята, какие животные прятались под смайлом?

- Да, нам понравилась ига.

- «Угадай, кто спрятался»

- Медведь,  песец, олень,  заяц, полярная сова, куропатка.

Похвала

Подведение итогов

Конспект

дидактической игры «Кто что ест?»

для детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 4

Цель: закрепление знаний у детей о животных тундры, формирование умение правильно  дифференцировать еду животных тундры, развитие познавательного интереса .

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска.

Словарь: песец, олень, лемминг, пуночка, полярная сова.

Дидактическая задача: из предложенных вариантов пищи определить, какое животное  тундры питается   этой пищей.

Игровое действие: поиск определенной еды для каждого животного,  нажатие  на продукт питания, проверка правильности ответа

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

- Ребята, посмотрите, что это за коробка тут у нас стоит?

- Давайте посмотрим, что в этой коробке.

- Ой, ребята, да тут какие-то фотографии животных.

- Кто знает, где живут эти животные?

- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие на Большеземельскую тундру?

- Давайте с вами закроем глазки и представим, что мы с вами летим на самолете.

(Включение аудиозаписи «Звук самолета»)

- Ребята, вот мы с вами и очутились на Большеземельской тундре, кто знает, какие животные живут в тундре?

Смотрят, что находиться в коробке.

- Эти животные живут в тундре.

- Да, мы хотим отправиться в путешествие.

Закрывают глаза.

- Олень, лемминг, куропатка, песец.

Вопрос

Указание

Вопросы

Указание

Включение аудиозаписи

Вопрос.

Основная

- Давайте с вами сыграем в игры, которая называется «Кто что ест?»

- Ребята, посмотрите на экран, на нем изображены различные животные. (Слайд 1)

- Кто знает, эти  животные, где живут эти животные?

- Правила этой игры таковы:

Вам нужно определить, чем питаются животные тундры.

- После того как вы определили чем питается определенное животное нажимаете на продукт питания, если ответ верный то данная картинка займет свое место и мы  проверим правильно ли вы определили. (Слайд 2-3)

Смотрят на экран.

- Эти животные живут в тундре.

Просьба

Вопрос

Объяснение

Заключительная

- Молодцы вы отлично справились.(Слайд 4)

- Теперь вы знаете, чем питаются животные тундры?
- Чем питается олень?

- Чем питается пуночка?

- Вам понравилась игра?

А теперь закрываем глазки и отправляемся с вами обратно в группу.

- Да, знаем.

- Олень питается мохом.

- Пуночка питается насекомыми.

Похвала

Подведение итогов

Конспект

дидактической игры «Кто живет в тундре?»

для детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 5

Цель: закрепление знаний у детей о  животных тундры,  систематизация и обобщение  знаний детей о животных разных природных зон, о местах их обитания, развивать зрительную  память, внимание, активизировать речь, воспитывать познавательный интерес, доброжелательное отношение к животным.

Словарь: природные зоны: тундра, пустыня, тайга, тропики

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска

Дидактическая задача:

1 вариант: из предложенных изображений животных, назвать и выбрать животных живущих в тундре.

2 вариант: из предложенных изображений назвать и выбрать тех  животных которые живут в той    природной зоне,  которая представлена  на слайде

3 вариант: распределить животных по природным зонам.

Игровое действие 1 вариант: определение животных  живущих в тундре, нажатие   на выбранный объект, проверка правильности ответа

 2  и 3 вариант: распределение животных по природным зонам, нажатие   на выбранные объекты, проверка правильности ответа

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

Слышится звук вызова по скайпу.

-Ребята, что это?

- Кто же нам может звонить, что случилось?

«Здравствуйте ребята, мы жители Большеземельской тундры, злая ведьма заколдовала всех животных Севера, и теперь мы не можем разобраться, какие животные живут в тундре, а какие нет. Жираф мерзнет в нашей тундре, длинная шея не позволяет ему поднять еду с  земли, олень голодает в Африке без ягеля. Ребята, помогите нам, пожалуйста, узнать какие животные живут в тундре, чтобы вернуть их домой»

- Ребята, вы поможете нам узнать, какие животные живут в тундре?

- Звонок по скайпу.

- Да, мы поможем узнать, какие животные живут на Севере.

Сюрпризный момент

Разговор по скайпу

Вопрос

Основная

- Ребята, подойдите ко мне, давайте с вами встанем в полукруг, чтобы всем было видно. (Слайд 1)

- Игра называется «Кто живет в тундре?»

- Правила этой игры таковы:

сейчас на экране будут появляться различные животные, вам нужно сказать какое животное живет в тундре, а какое нет.

- Готовы? Тогда вперед! (Слайд 2-7)

Встают полукругом у интерактивной доски.

- Да, готовы.

Организационный момент

Пояснение

Вопрос

Второй вариант

Игра называется «Кто где живет?» На экране появляется изображение природной зоны. (Слайд 9)

- Ребята, кто знает, как называется эта природная зона?

- Внизу экрана находятся различные животные, вам нужно выбрать и назвать тех животных, которые живут в Пустыне.

Тоже самое с природной зоной: тропики, тундра, тайга. (Слайд 10-13)

- Пустыня.

Вопрос

Объяснение

Третий вариант

На экране появляется изображение природных зон (тропический, лес, тундра, лес, пустыня).

- Ребята, вам нужно определить в какой природной зоне живут эти животные. (Слайд 14-16)

Объяснение

Заключительная

- Молодцы ребята, вы отлично справились, теперь жители тундры точно знают, какие животные живут на Севере, а какие нет!

- Вам понравилась игра?

- Какие животные живут на Севере?

- Да, понравилась.

- Лемминг, песец, полярная сова.

Похвала

Подведение итогов

Конспект

дидактической игры «Рыбье царство Воркуты»

для детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 6

Цель:  закрепление знаний  у детей о рыбах, формирование умение отличать рыб  реки  Воркуты от других речных рыб, развитие логическое мышление, внимание, развитие связной доказательной речи.

Словарь: ерш, щука, золотая рыбка, семга, хариус, сом, акула.

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска 

Дидактическая задача 1 и 2 вариант: из предложенных изображений рыб, назвать и выбрать рыб живущих в реке Воркуты. 3 вариант: выбрать какая рыба лишняя.

Игровое действие: 1 и 2 вариант: поиск и определение рыб живущих в реке Воркуты,  нажатие  на объект, проверка правильности ответа

3 вариант: определение лишнего объекта (рыбы), объяснение-доказательство, нажатие  на объект, проверка правильности ответа

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

- Ребята, сегодня я встретила Незнайку, он был такой грустный, и я у него спросила, что у него случилось. Ребята, оказывается, Незнайка не знает, какие рыбы вводятся в реке Воркуте, и он нас просит о помощи, чтобы мы ему показали, какие же рыбы вводятся в реке Воркуте. (Слайд 1)

- Ребята, поможем Незнайке?

- Да, поможем.

Сюрпризный момент

Вопрос

Основная

- Ребята, сейчас на экране появятся рыбы, вам нужно назвать какая рыба живет в реке Воркуте и после того как вы назвали что это за рыба вы можете нажать на нее  тем самым мы с вами проверим правильно ли вы определили какая рыба живет в Воркуте. (Слайд 2-5)

Слушают правила игры.

Объяснение

Второй вариант

- Ребята, послушайте внимательно правила игры, внизу экрана находятся, различны рыбы вам нужно сказать, что это за рыбы и выбрать какие рыбы живут в реке Воркуты, просто нажав на них. (Слайд 7-9)

Слушают правила игры.

Объяснение

Третий вариант

- Ребята, эта игра называется пятый лишний, вам нужно сказать какие рыбы находятся на экране и выбрать ту рыбу, которая лишняя, нажав на нее. (Слайд 10-12)

Слушают правила игры.

Объяснение

Заключительная

- Ребята, вам понравилась игра?

- Какие рыбы живут в реке Воркуте?

- Молодцы ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, теперь он знает, какие рыбы обитают в реке Воркуте.

- Хариус, ерш, щука.

Подведение итогов

Похвала


  1. Растительный мир тундры

Конспект

дидактической игры «Собери букет»

для детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 7

Цель: закрепление   представлений  о внешнем виде растений Большеземельской тундры,  развитие  речевой активности, внимания.

Словарь: роза, мать и мачеха, незабудка, купальница, орхидея.

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска 

Дидактическая задача: из предложенных изображений назвать и выбрать те растения, которые растут в тундре.

Игровое действие: поиск и определение  растений растущих в тундре, нажатие  на объект, проверка правильности ответа

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

- Ребята, вы, когда-нибудь собирали букет цветов для своих мам? (Слайд 1)

- Я вам предлагаю собрать красивый северный букет из виртуальных цветов.

- Ребята, а раз у нас с вами будет серверный букет, то можем ли мы все цветы собирать?

- А какие цветы мы с вами будем собирать?

- Да, собирали.

- Нет, не можем.

Вопрос

Пояснение

Вопрос

Основная

- На экране изображены различные цветы, вы должны назвать, что это за цветы, и определить какие растения растут в тундре, после этого вы можете нажать на эти цветы, если они переместились в вазу, то вы, верно определили – значит эти растение растут в тундре,  а если цветы исчезли, то эти цветы не растут в тундре. (Слайд 2-4)

Слушают правила игры

Объяснение

Заключительная

- Ребята, красивые у нас с вами букеты получились? (Слайд 5)

- Какие цветы растут в тундре?

- Молодцы ребята, вы отлично справились

- Да, нам понравилась игры.

Подведение итогов

Похвала

Конспект

дидактической игры «Найди листок растения»

для детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 8

Цель: закрепление  знаний у детей о растениях тундры, формирование умение отличать   листья растений, развитие восприятия,  мышление, связной речи, зрительного внимание.

Словарь: полярная ива, клен, мать и мачеха, одуванчик, незабудка.

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска 

Дидактическая задача: назови растение, соотнести листок к тому растению, к которому он подходит.

Игровое действие: узнавание  и определение листа  нужного растения, нажатие  на объект, проверка правильности ответа

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

- Ребята, а вы знаете какие растения, деревья растут в тундре?

- Я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется «Соотнеси листок». (Слайд 1)

- Хотите сыграть в эту игру?

- Это карликовая береза, незабудки, мать и мачеха.

- Да, хотим.

Вопрос

Пояснение

Вопрос

Основная

На экране будут изображены растения, деревья, вам нужно будет назвать их. Под ними будут находиться листья, вам нужно выбрать (нажать на определенный листок) какой листок подходит к определенному дереву или растению. (Слайд 2-3)

Слушают правила игры

Объяснение

Заключительная

- Вам понравилась игра? (Слайд 4)

- Что было для вас сложно?

- Молодцы ребята.

- Да, нам понравилась игры.

Ответы детей.

Подведение итогов

Похвала

Конспект

дидактической игры «Северная ягода»

для детей среднего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 9

Цель: закрепление знаний у детей о ягодах тундры, закрепление названий северных ягод, развитие  доказательной речи, познавательного интереса.

Словарь: вишня, морошка, голубика, черноплодная рябина, красная смородина, барбарис, малина.

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска

Дидактическая задача: из предложенных ягод выбрать и назвать те ягоды, которые растут в тундре.

Игровое действие: узнавание  и поиск  ягоды тундры, нажатие  на объект, проверка правильности ответа

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

(В группу вбегает «Карлсон».)

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто – это залетел к нам в окно.

- Ребята, как вы думаете кто  это?

Карлсон: Я самый, ой, а куда это я попал?

Карлсон: В детский сад? А где находится ваш детский сад?

Карлсон: У меня совсем закончилось топливо! Мне нужно срочно варенье, чтобы добраться домой!

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Карлсону улететь домой. Но вот проблема, где, же взять варенье? (Слайд 1)

- Давайте мы с вами соберем с вами северных ягод и сварим для Карлсона вкусное и полезное варенье.

- Это Карлсон, который живет на крыше!

-  К нам в детский сад!

-  На севере! В Воркуте!

- Можно купить варенье, или собрать ягоду и самим сварить варенье.

Сюрпризный момент

Вопросы

Пояснение

Просьба

Основная

- Для этого я вам предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Северная ягода»

- Ребята, послушайте внимательно правила этой игры:

- Для того чтобы сварить варенье нам нужно с вами собрать ягоды, но ягоды мы с вами можем собрать те которые растут у нас в Воркуте.

- Какие ягоды вы видите на слайде? (Слайд  2 – 4)

Слушают правила игры.

Пояснение

Объяснение

Заключительная

- Ребята, смогли ли мы помочь Карлсону? (Слайд 5)

- Что мы сегодня для этого сделали?

- Да, ребята, вы справились! Вы молодцы!

Карлсон: Спасибо вам за то, что вы проявили любознательность и оказали помощь. Теперь мне точно хватит топлива до дома! До свидания!

- Да, смогли, мы Карслону набрали целую корзину северных ягод.

Подведение итогов

Похвала

Конспект

дидактической игры «Лекарственные растения тундры»

для детей среднего дошкольного возраста

Мультимедийное приложение 10

Цель: закрепление знаний о лекарственных растениях тундры,  формирование умений детей узнавать растения тундры и правильно их называть.

Словарь:  подорожник, иван - чай, кактус, мать и мачеха, родиола розовая, одуванчик, мох, брусника.

Оборудование: ноутбук, проектор,  интерактивная доска

Дидактическая задача: из предложенных изображений выбрать и назвать лекарственные растения тундры.

Игровое действие: поиск и называние  лекарственных растений тундры, нажатие  на объект, проверка правильности ответа

Ход игры:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

(Ой – ой – ой!)

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то охает и плачет. Посмотрите, да это же сам Незнайка.

- Незнайка что случилось?

Незнайка: Здравствуйте. Ой, ребята, помогите! Заболел серьезно я.

- Подскажите, что мне делать?

Незнайка: А как?

Воспитатель: Ребята, животные, а так же и люди лечатся различными растениями.

- А как называются такие растения, ребята?

 - А чтобы нам с вами помочь Незнайке мы с вами отправимся в тундру в страну лекарственных растений и тогда мы поможем Незнайке.

- Здравствуйте.

- Нужно лечиться.

Ответы детей.

Лекарственные растения.

Сюрпризный момент

Вопросы

Опора на личный опыт детей

Пояснение

Вопрос

Пояснение

Основная

 - Для этого я вам предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Лекарственные растения тундры».

- Послушайте внимательно правила игры.

- На экране будут, появляется различные растения тундры, вы должны рассказать о нем все что знаете, и если это лекарственное растение тундры, то вы должны переместить его в корзинку просто нажав на картинку.

Слушают правила игры.

Указание

Объяснение

Заключительная

Незнайка: благодарен очень вам. Знаю все теперь, как вы,

про полезные цветы.

С вами было так интересно, но мне нужно. До свидания.

- Ребята, а какие лекарственные растения тундры вы знаете.

- Молодцы ребята, вы отлично справились!

- До свидания.

- ИванЧай, брусника, одуванчик, подорожник, радиола разовая, мать и мачеха.

Подведение итогов

Похвала


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1. Алиева Э.Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич.  [Текст]: Федеральный институт развития образования, 2014 – 96с.
  2. Агакий, В. Б. «Северная ягода» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/conspect/5803-konspekt-nod-severnaya-yagoda.html
  3. Васильева, М. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста [Текст]: Дошкольное воспитание, 2:2015.37 - 40с.
  4. Вераксы, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст]: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ 2012-368с.
  5. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]: Волгоград: Учитель, 2008 - 286с.
  6. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: М.: ТЦ Сфера, 2009 - 288с.
  7. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст]: М., Просвещение, 1988 - 159с.
  8.  Иванова, А.И. Мир животных [Текст]: М.: ТЦ Сфера, 2009 - 336с.
  9.  Какие животные живут в пустыне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://webmandry.com/raznoe/priroda/kakie-zhivotnye-obitayut-v-pustyne.-zhivotnyy-mir-pustyni-foto-kartinki-video.html
  10.  Кто из животных обитает в тропических лесах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://animalworld.com.ua/news/Kto-iz-zhivotnyh-obitajet-v-tropicheskih-lesah
  11.  Листопад, А.П. Мой край и я… (программа и методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром тундры) [Текст]: Автор-составитель А.П. Листопад. Сыктывкар – Воркута, 2007.
  12.  Мамарина, Т. Рекомендации по применению ИКТ в ДОУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-po-primeneniyu-ikt-v-metodicheskoi-rabote-dou.html
  13. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 384с.
  14.  Походенько, Л.Б. «Игра и развитие личности дошкольника» (Организация и руководство дидактическими играми детей) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/12/organizatsiya-i-rukovodstvo-didakticheskimi-igrami-detey
  15.  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  16.  Солоневичева, М.Н.  Использование  информационных  технологий  в  дошкольных  образовательных  учреждениях:  Методическое  пособие [Текст]: СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2008 – 88с.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 [Текст]: М., 2013 – 16с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто что ест? Разработала: Горяинова , О.М

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Угадай, кто спрятался! Разработала: Горяинова, О.М.

Слайд 8

Молодцы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рыбье царство Воркуты 1 вариант Разработала: Горяинова, О.М.

Слайд 7

Рыбье царство Воркуты 2 вариант Разработала: Горяинова, О.М .

Слайд 10

Рыбье царство Воркуты 3 вариант Разработала: Горяинова, О.М .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с природой родного края.

Статья и методические пособия (мнемотаблицв и дидактические игры) по озникомлению дошкольников с природой родного края...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.

Восприятие дошкольника – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В. ВОСКОБОВИЧА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В. ВОСКОБОВИЧА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ...

Использование дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с традициями русского народа

Воспитание на народных традициях способствует развитию веротерпимости, межнациональной толерантности и активному общению. Рассказать детям об этих традициях можно через дидактические игры, которые с...