Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.
статья (старшая группа) на тему

Попитченко Елена Владимировна

Восприятие дошкольника – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 15 г.Ейска и МО Ейский район

ДОКЛАД

на тему:

Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.

Подготовила:  воспитатель

Попитченко Е.В.

г.Ейск, 2017

 Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.

Для выявления роли художественных произведений в работе по ознакомлению дошкольников с природой можно проанализировать следующее выражение: «Восприятие дошкольника – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы природы».

Педагогов всё больше заботит отставание эмоционального развития современных детей. Причём наблюдается оно не только в семьях, где дети растут, как сорная трава, но и там, где ими достаточно много занимаются. Как ребёнок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И художественная литература играет тут важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокие размышления.

Благотворное влияние природы необходимо соединить с систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием. Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления.

Специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К.Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Берeза») читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза.

Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

1) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

2) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

3) произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

4) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бланки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима), так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, 3. Александровой, В. Серовой).

Кроме произведений, рекомендованных программой воспитатель может прочитать детям дополнительно некоторые рассказы из книг: В. Бианки «Лесные сказки и рассказы» Ю. Дмитриев «Большая книга леса», Михайлов «Вот так куколка», Н. Сладков «В лесах счастливой охоты», «Песенки подо льдом», а также рассказы И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, М. Пришвина.

В процессе ознакомления старших дошкольников с природой воспитатель использует различные виды деятельности дошкольника: беседы, наблюдения, прогулки, работу в уголке природы и др.

Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок педагог читает строчки рассказов М. Пришвина.

Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях., например, при наблюдениями за явлениями природы.

Вот дети стоят и смотрят, как на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельных снежинок, потому что целые хлопья снега падают на землю, кусты, деревья, крыши домов. «А давайте, – предлагает воспитатель, – вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году». Дети вспоминают: «В поле вьюга загуляла…», «В декабре, в декабре все деревья в серебре…», «Первый зимний снежок белым пухом летит…».

«А теперь послушайте новое стихотворение», – говорит воспитатель и читает «Первый снег» Е. Трутневой:

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы, которые превращаются в пересказ своими словами только что прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают целостность восприятия, прерывают эмоциональное воздействие произведения на ребенка. Поэтому беседа должна быть краткой, не касающейся деталей повествования. Как отмечал К.Д. Ушинский, «длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понято».

Помня эту рекомендацию К.Д. Ушинского, воспитатель должен найти ту меру вопросов, рассуждений, объяснений, которые помогут ребенку понять произведение, но не помешают воздействию его на чувства. Перед педагогом, – отмечает Н.С. Карпинская, – стоит сложная, но выполнимая задача: сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения в пределах, доступных дошкольному возрасту».

На основании сказанного выше можно сформулировать некоторые требования к проведению занятий по литературно-художественным произведениям о природе:

1) беседа должна направлять мысли ребенка на понимание главного в прочитанном произведении;

2) в ходе занятия воспитатель должен помочь ребенку вспомнить и использовать в своей речи отдельные образные выражения из произведения («Как об этом сказано в стихотворении?», «Как это описано в рассказе?»);

3) занятие должно быть кратким, эмоциональным и предшествовать повторному чтению произведения.

Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.

Например, когда в беседе об осени воспитатель спросил ребят старшей группы, почему осень называют золотой, они правильно объяснили это, опираясь не только на свои представления, но и использовав знакомый им литературный материал, добавляя к ответам строчки из поэтических произведений: «Осень называют золотой, потому что листья лежат на земле и кажутся как золотые. И поле золотое… «Золотое поле, спелый колосок»; «Осень золотая, как ты мне мила», а это значит, что все осенью красивое, желтое и красное, как золото».

На занятиях воспитатель широко использует очерки писателей-природоведов об удивительном в природе, об особенностях некоторых растений, повадках и сезонной жизни животных.

Итак, чем разнообразнее по своей структуре будут занятия о природе и чем эмоциональнее будут они проведены, тем большее значение будет они иметь для развития эстетических качеств дошкольников.

Анализ перспективного плана организованной образовательной деятельности  по реализации образовательной области «Речевое развитие»

в старшей общеразвивающей группе на 2016-2017 учебный год  по теме: «Ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова».

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

В.В.Гербовас.30

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

В.В.Гербова   стр. 33

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. Продолжать приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

В.В.Гербова  стр.32

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокр.).

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

В.В.Гербова  стр.44

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

В.В.Гербова  стр. 51

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой» В.В.Гербова с.60

Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение.

Чтение стихотворений о зиме.

Заучивание стихотворений

И. Сурикова «Детство».

Гербова В.В .   стр. 70

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».

В.В.Гербова  стр. 77

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово».

В.В.Гербова  стр.  92

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...».

В.В.Гербова  стр. 94

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...».

Список использованной литературы

  1. Горман Р. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание – 2006 - №4.
  2. Карпинская Н. Стихи в воспитании детей // Дошкольное воспитание – 1999 - №6.
  3. Как знакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей детского сада. Л.А.Каменева, А.И.Матвеева, Л.М.Маневцева и др. Под ред. П.Г.Саморуковой – М.: Просвещение, 1993.
  4. Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение. – 1999.
  5. Маврина И. Художественная литература о природе // Дошкольное воспитание – 2011. - №10.
  6. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Просвещение. – 1993.

Отзыв

Наименование мероприятия: Стажировочная площадка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений МО Ейский район.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Место проведения мероприятия: МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский район

Дата проведения:  25.01.2017г.                                                                                                                            

Тема выступления: Доклад «Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова»

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Попитченко Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 15  г. Ейска МО Ейский район

Форма проведения и вид: доклад.

      Попитченко Елена Владимировна представила нашему внимаю доклад на тему: «Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова».  Развитие речи детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность является частью всестороннего развития, а это особенно актуально в условиях введения ФГОС дошкольного образования. 

 В своем докладе педагог раскрыла важные критерии выбора художественных произведений о природе для чтения детям. Елена Владимировна, рассказала, что произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагога и детей. На основании сказанного выше, педагог сформулировала требования к проведению занятий по литературно-художественным произведениям о природе, а также провела анализ перспективного плана организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»  в старшей общеразвивающей группе  на 2016-2017 учебный год  по теме: «Ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова».  

Представленный практический  материал систематизирован, признан актуальным и рекомендован для использования педагогами в работе ДОУ.

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва____________________________________________________________________________________________________________/_________________/

Отзыв

Наименование мероприятия: Стажировочная площадка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений МО Ейский район.                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                          Место проведения мероприятия: МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский район

Дата проведения:  25.01.2017г.                                                                                                                            

Тема выступления: Доклад «Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова»

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Попитченко Елена Владимировна, воспитатель МДОУ ДСКВ № 15  г. Ейска МО Ейский район

Форма проведения и вид: доклад.

      Попитченко Елена Владимировна представила нашему внимаю материалы на тему: «Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова». Развитие речи детей является важным неотъемлемым аспектом в системе всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, поэтому представленная тема является актуальной в системе ФГОС ДО.

           В своём докладе Елена Владимировна  отметила важнейшие задачи в работе по данному направлению: обогащение и конкретизация представлений детей об объектах живой и неживой природы и воспитание добрых чувств, эмоциональной отзывчивости и переживания детей в процессе общения с природой по средством художественного слова.   Педагог раскрыла важные критерии выбора художественных произведений о природе для чтения детям и сформулировала требования к проведению занятий с использованием литературно-художественных произведений о природе. Из этого следует, что основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Выступление имеет практическую значимость для педагогов ДОУ. Предложенный материал поможет им при подготовке к организации педагогического процесса с дошкольниками.

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва____________________________________________________________________________________________________________/_________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с природой родного края.

Статья и методические пособия (мнемотаблицв и дидактические игры) по озникомлению дошкольников с природой родного края...

Консультация для воспитателей «Ознакомление старших дошкольников с профессиями посредством информационно - коммуникационных технологий».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Уважаемые коллеги,...

Сборник конспектов дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций.

Сборник включает в себя конспекты организации  дидактических игр по ознакомления с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций для детей старшего дошкольного возраста. В посо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В. ВОСКОБОВИЧА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В. ВОСКОБОВИЧА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ...