Ознакомление старших дошкольников с природой в повседневной жизни
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Материал из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление старших  дошкольников с природой в повседневной жизни

(из опыта работы)

Цели:

  • Научить детей видеть единство и разнообразие природы, разбираться в связях и взаимосвязях между разными ее объектами.
  • Научить наблюдать и понимать развитие и изменения в природе, рационально использовать и охранять ее.
  • Формировать у детей эстетическое отношение к миру, воспринимать и оценивать прекрасное во взаимоотношениях людей и природы.

В каждое время года стараюсь научить детей видеть красивое, неповторимое. Выделяю для наблюдения с детьми такие объекты и явления, которые обладают наибольшей выразительностью. Например:

  • живая природа: деревья, кусты, цветы, ягоды, животные, птицы, рыбы, насекомые и т.п.;
  • неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва, вода, воздух и т.п.

 Наблюдая с детьми за природой, мы отмечаем такие моменты:

Как растения реагируют на “настроение” природы?

Как животные реагируют на “настроение” природы?

Как люди (дети) реагируют на “настроение” природы?

Круглый год в группе дети ведут календарь природы.

Ежемесячно знакомлю детей с 3-4 видами объектов. Собираем с детьми материал о растениях и животных по темам:

“Животные нашего края”,

“Растения нашего края”,

“Мы их знаем”,

“Наши любимцы” и т.п.

Дети рассматривают иллюстрации, описывают их внешний вид, рассказывают о них то, что уже знают.

ОСЕНЬЮ стараюсь показать детям, как осенняя окраска листьев придает растениям особую чарующую силу. У хвойных деревьев: ели, лиственницы, сосны, особо привлекательны шишки. Плоды - у можжевельника, жимолости, шиповника и др.

Знакомлю детей с красиво цветущими осенними цветами - георгинами, астрами, шафранами и др. Создаем с детьми цветочные аранжировки, композиции, пробуждая фантазию детей. Из засушенных листьев и сухих былинок дети создают интересные аппликации.

Поздней осенью обращаю внимание детей на растения, находящиеся уже в состоянии покоя, без листьев. Их стволы и ветки очень контрастно выделяются, особенно при хорошем солнечном освещении.

ЗИМОЙ знакомлю детей с красотой хвойных деревьев и кустарников. Помогаю почувствовать разнообразие таящихся в них образов:

Сосны на опушке, до небес верхушки,

Слушают стоят.

А внучата елочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

Например, во время беседы о деревьях задаю детям следующие вопросы:

  • Чем деревья отличаются от других растений?
  • Какие деревья вы знаете?
  • Деревья живые или нет?
  • Много ли деревьев растет около нашего детского сада?
  • Что произойдет, если вдруг деревья исчезнут? и т. п.

Во время прогулок дети наблюдают за красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, травинками, кустами и деревьями покрытыми инеем и припорошенные снегом. Учу детей почувствовать волшебную силу зимнего затишья в природе или понаблюдать за метелью.

Не забываем зимой понаблюдать и за птицами, замечать их трудности. Напоминаю детям, что зимой птицам страшен не только мороз, но и голод.

ВЕСНОЙ заносим в группу ветки тополя, березы, осины, вербы и т.п. Дети любуются их формой, гармонией цвета, наблюдают и радуются первым зеленым листочкам.

На прогулках ведут наблюдения за набуханием почек, соцветием вербы, первыми травинками. Предлагаю вспомнить, какие изменения приносит весна в жизнь природы и человека примерно в следующей последовательности:

  1. Изменения в неживой природе (солнце ярко светит, начинают таять снег и лед, появляются проталины, длиннее становятся дни, а ночи короче и т. п.).
  2. Изменения в растительном мире (деревья, кусты, травы и цветы начинают просыпаться, расти).
  3. Изменения в животном мире (как меняется их жизнь в течении весны). Весной дети также наблюдают за активным ростом комнатных растений,

учатся ухаживать, пересаживать. Работая с почвой дети одновременно знакомятся с песком, землей, камнями, глиной. Определяют их значение в жизни растений.

ЛЕТОМ дети начинают наблюдать за яркими красками природы. Чем ярче светит солнце, тем ярче становятся краски окружающиеся нас, тем больше проявляется радости и впечатлений у детей.

Подвожу детей к пониманию того, что лето для природы - время труда и забот. Дети знакомятся с представителями фауны, с которыми можно встретиться только летом: цветы, насекомые т.п. Лето - это удивительное царство растений. Знакомлю детей с классификацией растений на культурные и дикорастущие. Сообщаю детям, что растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Каждый цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу хранит свою тайну, каждому из них мы должны  быть благодарны.

Знакомясь с особенностями разных растений, мы изучаем правила личной безопасности:

не трогай растения, которые не знаешь;

не ешь ягоды с незнакомых растений;

собирай только те грибы, которые ты хорошо знаешь и т.п.

Знакомясь с культурными растениями, учу детей сознавать их ценность для жизни человека (пища, здоровье, красота).

Подвожу детей к выводу, что лето - это время свершения многих дел. Летом люди не только отдыхают, но и много трудятся (в садах, в огородах, на полях). Постепенно подвожу детей к пониманию того, что природа является первоосновой красоты в искусстве. Рассматриваем с детьми картины- пейзажи по временам года. Подчеркиваю, что ВРЕМЕНА ГОДА - это разнообразие цветовых оттенков.

“зима” - холодная цветовая гамма;

“весна” - теплая цветовая гамма;

“лето” - горячая цветовая гамма;

“осень” - сдержанная цветовая гамма.

В течение года на занятиях и в свободное время дети выражают свои впечатления об окружающем мире через рисунки, аппликации, оригами, лепку. Художественная литература воспитывает у детей умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а также учит видеть закономерности природных явлений.

Постепенно подвожу детей к пониманию того, что наша земля очень богата. Она единственная в солнечной системе “живая планета”. Земля является общим домом для всех людей, животных, растений, рыб, насекомых и др. И этот дом надо беречь.

Каждый год, 22 апреля, отмечаем с детьми День рождения Земли. В этот день проводим тематические занятия, развлечения. К этому дню дети рисуют рисунки о том, что они хотели бы видеть всегда на Земле, посвящают ей хорошие добрые слова:

Земля кормит людей, как мать детей.

Кто Землю любит, тот голоден не будет, и др.

В процессе познания дети начинают понимать, что нужно всему живому. У них возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и отношений, существующих в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с природой родного края.

Статья и методические пособия (мнемотаблицв и дидактические игры) по озникомлению дошкольников с природой родного края...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку».

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и  ознакомлению старших дошкольников с природой  «В гости к старичку-лесовичку» предназначен для воспитател...

выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края

Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...

Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.

Восприятие дошкольника – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы...

Сборник конспектов дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций.

Сборник включает в себя конспекты организации  дидактических игр по ознакомления с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций для детей старшего дошкольного возраста. В посо...