Воздух.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Расширить знание детей об окружающем мире: свойстве воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 « Воздух»

 ( старшая группа  «А»)

     

 Цель:    Развивать  личность  ребенка,  психические качества  (ощущение,  восприятие, память,

                    внимание, речь);  мыслительные  операции,  творческое  воображение, познавательные

        интересы;  расширить  знания  детей  об  окружающем  мире:  свойстве воздуха, земли,

        воды, огня, взаимодействие между ними;

        Формирование  общеучебных  умений   и  навыков;  подготовить  ребенка  к  школьной  

         жизни:     воспитание    усидчивости,   развитие   умения  слушать,   управлять    своим

         поведением, работать в коллективе.

      Материал: целлофановый пакет, кубики, пустой стакан, таз для воды,  глина,  кирпич,  губка,

                          бумажные салфетки, стакан с водой, банка  стеклянная,  спираль для исследования

                         воздуха,  стаканчики  с  водой  для  каждого ребенка.

      Предварительная

               работа:               Загадки о воздухе, чтение художественной   литературы,

                                           опыты: «Воздух занимает место», «Воздух имеет вес».

                                           Дидактические игры «Кораблик с парусом», «Парашютист» ;

                                            чтение стихотворений о воздухе.

Словарная работа: свойства, воздух, опыт, почва.

Формы

 работы

Деятельность

детей

Деятельность

воспитателя

Методы

и

приемы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Заинтересованный момент

Вводная беседа

Опыт № 1

«Воздух– бесцветный, прозрачный, без запаха и вкуса»

Опыт № 2

«Есть ли воздух в – в воде, в почве, в кирпиче?»

Этюд:

«Свойства воздуха»

Опыт № 3

«Свойства воздуха»

Этюд:

«Надуем шар»

Опыт № 4

«Теплый воздух, холодный воздух»

Чтение стихотворения о воздухе

Анализ занятия

Отгадывают загадку

Слушают и отвечают на вопросы

Наблюдают и выполняют опыт

Экспериментируют и делают выводы

Выполняют этюд

Наблюдают и определяют свойства воздуха

Выполняют этюд по тексту

Наблюдают за опытом

Рассказывают стихи

Отвечают на вопросы, делают выводы

Загадывает детям загадку о воздухе

Проводит опыт

Проводит опыт

Проводит опыты и обобщает ответы детей

Проводит этюд

Проводит опыт

Проводит этюд

Проводит опыт

Поощряет детей

Заключительная беседа обобщает ответы детей

Словесный

Словесно - наглядный

Словесный и практический

Словесно – практический, наглядный

Словесный и игровой

Словесно – практический

Практический, игровой, словесный

Практический,

наглядный

Словесный

Словесный

Ход занятия

- Дети, отгадайте загадку

                                            Через нос проходит в грудь

                                            И обратный держит путь

                                            Он невидимый, и все же

                                            Без него мы жить не можем?

                                                                                                 (воздух)

- Конечно, вы догадались, что речь идет о воздухе,  которым мы дышим.

  Давайте вспомним, для чего нам нужен воздух? (для того, чтоб дышать)

- Правильно, воздух нужен е только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле. Воздух нужен нам для дыхания.

- Как вы думаете, можно увидеть воздух?

   (воздух нельзя увидеть)

- Почему? (потому что воздух прозрачный)

- А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.

   (дети – стенки аквариума, стекла окон)

- Молодцы.

- Воздух есть везде, только мы его не видим. Но в опыте его увидеть можно.

Опыт № 1

Попробуйте вдохнуть воздух ртом.

- Какой он на вкус? (без вкуса)

- Какого он запаха? (воздух без запаха)

- Значит воздух бесцветный, прозрачный. У него нет запаха. При дыхании мы поглащаем кислород, выдыхаем углекислый газ.

Воздух – это удивительно прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Если бы его не было,  все живое погибло бы. Для того, чтобы убедиться, что воздух везде, мы с вами проделаем ряд опытов. Прошу пройти вас в нашу экспериментальную лабораторию.

Опыт № 2     «Есть ли воздух в пакет?»

Показываю детям пакет наполненный кубиками.

- Есть ли что –  нибудь в пакете? (в пакете кубики)

- Как вы догадались? (увидели)

(освобождаю пакет от кубиков, аккуратно сверху скручиваю его. В нижней части он обретает выпуклость и упругость)

- Почему пакет выпуклый? Что есть в нем? (ответы – воздух)

Опыт № 3     «Есть ли воздух в воде?»

- Есть ли в воздухе  вода?

(Да)

(предлагаю детям налить  воду из – под крана в стакан)   

- Почему появились пузырьки на стенках стакана?

(ответы – потому что в воде есть воздух)

Опыт № 4     «Есть ли воздух в кирпиче, глине, губке, стекле?»

(дети опускают по очереди в разные стаканы с водой: кирпич, губку, глину, стекло)

- Почему появились пузырьки:

(ответы – потому что в глине, губке, кирпиче, стекле есть воздух)

Этюд:     «Камень и почва»  

                «Камень – дети стоят, прижавшись друг к другу.

                «Почва» - частички почвы (дети)  - на некотором расстоянии взявшись за руки.

- Мы с вами убедились на опытах, что воздух есть везде.

- Дети, а знаете ли вы о свойствах воздуха?

- Сейчас мы продолжим свои опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха.   

Опыт № 5     «Салфетка»

(Предлагаю детям бросить салфетку в таз с водой)

- Что произошло с салфеткой? (ответ – она намокла)

(Предлагаю детям опустить салфетку помещенную в пустой стакан, в воду, предварительно стакан повернуть)

- Что произошло с салфеткой? (ответ – она осталась сухой)

- Почему? (ответы – в стакане воздух и он не пропустил воду)

Дети, давайте проведем еще один эксперимент.

Ко дну стакана, кусочком пластилина прикреплю сложенную вчетверо бумажную салфетку, опускаю в стакан с водой.

- Намокла ли бумага? (ответы – нет)

- Почему? (ответы – в стакане с салфеткой воздух)

Значит воздух не пропускает воду.

Этюд:     «Надуваем шар»

Мальчики – шар, девочки – воздух. Один накачивает воздухом шину. Сначала один ребенок приседает, сжимается, потом второй, третий. Когда шина лопнет, дети выпрямляются и произносят: «ш – ш – ш».

- Дети, мы с вами убедились в том, что воздух не пропускает воду.

- Но у воздуха еще есть одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло. Растения зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло укрывающее стебель и корни растений.

- Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он и сохраняет тепло тела, и животным в зимнем лесу никакой мороз не страшен.

 Теперь ответьте мне на вопросы:

- Что находится между стеклами в двойных рамах? (ответ – воздух)

- Для чего? (ответ – он сохраняет тепло)

- Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное? (ответ – пушистое)

- Чем греет меховая шуба? (ответы)- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись? (ответы)

Вывод: - Значит воздух проводник тепла и холода.

- Дети, давайте с вами проведем еще один опыт.

Опыт № 6     «Теплый воздух поднимается вверх»

Оборудование: Плотный бумажный кружок разрезанный змейкой. Укрепить змейку на конце согнутой проволоки и поднять над огнем свечи.

- Почему змейка вращается? (ответы – потому что теплый воздух от свечи поднимается вверх, змейка  вращается)

- Поднесем змейку к форточки. Что происходит? (ответ – холодный воздух опускается вниз и змейка не вращается)

Вывод: Теплый воздух движется вверх, а холодный – вниз. Теплый воздух весит меньше, чем холодный. Поэтому он поднимается вверх.

-Как вы думаете, где воздух лучше в лесу или городе? *ответ – в лесу)

- Лесной воздух не только чистый, но и полезный. Деревья выделяют особые летучие вещества. Особенно полезен тополь.

    Благодаря длинному черенку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая смывается дождем.

- Дети, а вы знаете как сохранить воздух чистым? (ответы)

- прежде всего надои беречь растения. Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того,  они очищают загрязненный воздух от пыли. Помогайте взрослым сажать цветы и деревья.

И в заключении нашего занятия мы послушаем стихотворения о воздухе, которое прочтут наши дети.

1 ребенок:  Он – прозрачный невидимка,

                    Легкий и бесцветный газ

                    Невесомою косынкой

        Он окутывает нас.

2 ребенок:   Он в лесу, густой, душистый

                     Как целительный настой

                     Пахнет свежестью смолистой,

                     Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок:   Летом он бывает теплым,

                     Веет холодом зимой

                     Когда иней лег на стекла

                     Пышной белой бахрамой

4 ребенок: Мы его не замечаем

                   Мы о нем не говорим

                   Просто мы его вдыхаем

                   Ведь он нам необходим.

-Дети. О чем мы с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух невидимый, прозрачный, без вкуса  и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...