"У меня есть права"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Александрова Елена Владимировна

Методическая разработка по формированию правовых основ у детей дошкольного возраста с конспектом и справочным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka_u_menya_est_prava.docx928.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»

У меня есть права

Александрова Елена Владимировна
воспитатель ДОУ «Детский сад №69»

F:\Фото\SS851665.JPG

г. Санкт-Петербург – 2012 г.


Содержание работы:

  1. Введение.
  2. Методическая разработка «У меня есть права»
  3. Конспект занятия «У меня есть права»
  4. Заключение.
  5. Список используемой литературы.
  6. Приложения.
  7. Справочный материал.

             Введение

Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Как сказал польский педагог Януш Корчак,- «Дети не будущие личности- они уже личности. Дети - существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»

Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на них. Увеличивается беспризорность, наркомания, насилие. Растет количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является защита прав ребенка, сохранение тем самым генофонда нации.

Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Важнейшие события и международные документы последних лет подтверждают необходимость правового воспитания детей в духе мира, толерантности и взаимного уважения. Так как детям свойственно вырастать и становиться взрослыми, следовательно, усвоенные ими установки, идеи и правила поведения они будут впоследствии воплощать в практическую деятельность и передавать будущим поколениям.

Поэтому мы считаем необходимым знакомить детей с их правами и обязанностями. И основой этого процесса является Конвенция о правах ребенка. Это возможно в дошкольном возрасте, так как дошкольное детство - не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.


Методическая разработка «У меня есть права»

В последнее время данной проблеме уделяется большое внимание и разработаны методические пособия для правового воспитания детей дошкольного возраста. Но изучив и проанализировав их, мы пришли к выводу об их неполноте. Представляем методическую разработку, которую можно применить в занятиях с детьми дошкольного возраста в разных группах, незначительно изменив (дополнив) содержание.

Для начала работы следует выявить уровень знания детей по правовой культуре с помощью мониторинга «Права ребенка»

(Приложение 1)

Исходя из полученных диагностических результатов следует наметить содержание работы, цель которой является  формирование основ правового сознание дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

* ознакомить детей с основными документами по защите прав ребенка.

* формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

* воспитать уважение к достоинству и  личным правам другого человека, формировать основы толерантности.

* уточнить, закрепить и углубить знания родителей о Конвенции прав ребенка и в доступной форме знакомить с ними своего ребенка и других родителей.

Для этого разрабатывается тематический план работы (Приложение 2).Темы выбираются доступные, знакомые детям, так и новые. Вначале желательно познакомить детей с основными документами, защищающими права ребенка, сформировать понимание того, что права есть у всех детей. Далее обучение целесообразно планировать по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.

Весь предлагаемый материал следует тщательно изучить и адаптировать к уровню понимания детей конкретной группы. Предоставляемые теоретические знания обязательно должны  быть закреплены посредством игровой деятельности. Важно не только давать знания, но и создавать условия для практического применения. Большую пользу могут оказать сюжетно-ролевые игры  «Семья», «Больница», «Школа», «Детский сад»; Театрализованные игры: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Айболит», «Волк и семеро козлят»; дидактические игры: «Слушай свое имя», «Чей инструмент», «Разрешено-запрещено», «Я имею право»; упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков: «Скажи другу комплимент», «»Пойми меня, «Как поступят дети».

Включение дидактической игры «Найди пару» в занятие по изучению «Право на имя» позволит детям глубже усвоить этот сложный материал. Занятие «Права детям через сказки», построенное на основе знакомых сказок поможет им обобщить и закрепить свои знания по правам ребенка.

Хорошие результаты даст организация проблемно - поисковой деятельности детей, в которой они воспроизводят усвоенные знания, могут увидеть со стороны как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.

Всему предшествует предварительная работа. Ее желательно включить в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволит избежать их излишней заорганизованности. Работу целесообразней проводить с небольшими подгруппами, что поспособствует не только познавательному общению и взаимодействию, но и взаимообучению и взаимопроверке.

Одним из важных звеньев по правовому воспитанию дошкольников является взаимодействие педагога и родителей детей, так как значение семьи в формировании основ правового сознания и поведения ребенка трудно переоценить, так как родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать правовое сознание ,если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для этого необходимо раскрыть взрослым важность работы по правовому воспитанию детей, познакомить их с Конвенцией о правах ребенка и что сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Далее нужно определиться формой работы с родителями:

1.Анкетирование.

2.Информация в уголке родителей.

3.Папки-передвижки.

4.Родительские собрания.

5Беседы.

6.Консультации.

Начиная работу с родителями по правовому воспитанию ребенка проводится анкетирование с целью определения преобладающего типа воспитания в семье. (Приложение 3)

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. И в этом большую пользу родителям окажет памятка «Искусство быть родителем» (Приложение 4)

Следующим этапом работы может быть оформление уголка для родителей: “Правам ребенка посвящается” (Приложение 5), где помещается теоретический материал о Конвенции по правам ребенка. Кроме того, широко используются консультации, например, «Жестокое обращение с детьми: что это такое» (Приложение 6), буклеты для родителей «Конвенция о правах ребенка»  листовки – памятки на такие темы как: “Четыре заповеди мудрого родителя” (Приложение 7), “Три способа открыть ребенку свою любовь” (Приложение 8), « Наказывая, подумай: «зачем?» Семь правил для всех. (Владимир Леви)» (Приложение 9), Письменная консультация «Понимаем ли мы друг друга?» (Приложение 10)

Наиболее интересна такая форма работы с родителями как выполнение  домашних заданий:

Изготовление генеалогического древа: “Моя семья ”

Оформление выставки: “Конвенция о правах ребенка, глазами детей» (Приложение 11)


Конспект занятия по правовому воспитанию «У меня есть права» в подготовительной группе.

Цель: Формирование основ правового сознания дошкольников.

Программные задачи:

-обобщить знания детей об их правах;

-способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

-развивать умение рассуждать, сопоставлять и делать выводы;

-воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Предварительная работа:

-чтение худ. произведений;

-разучивание стихотворений о правах ребенка;

-рассматривание иллюстраций;

-рисование на тему «мои права»;

-проведение цикла занятий «Конвенция о правах ребенка».

Материал: иллюстрации к сказкам, рисунок генеалогического древа, свидетельство о рождении, кроссворд на листе ватмана, карточки-липучки, папка с рисунками детей «Конвенция о правах ребенка, глазами детей»дипломы, магнитофон, кассета с записью отрывков из сказок, музыка к песне.

Ход занятия.

Люди появились на Земле давным - давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и Главные вопросы: что могут делать люди и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека»,в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу «Конвенция о правах ребенка». И сегодня наш КВН посвящаем правам детей. У нас две команды. Выберем жюри. Они будут оценивать наши конкурсы. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе. Итоги подведем в конце.

Первое задание для команд- это приветствие.

Капитан: наша команда называется-

Все: «Солнышко»

Капитан: наш девиз-

Все: -Мы, ребята- дошколята!

        Очень умные ребята.

        Мы покажем на делах,

        Что мы знаем о правах.

В-ль:- хорошо, с одной командой мы уже познакомились. Теперь ваша очередь.

Капитан: Наша команда!

Все: «Улыбка»

Капитан: наш девиз!

Все: А мы тоже хороши,

       Вам расскажем от души:

       Есть права у всех детишек,

       Например, на чтенье книжек.

       Также на заботу, ласку

       Жизнь похожую на сказку.

В-ль: Молодцы. Жюри оценивает приветствие команд.

В небе солнышко взошло

И всем улыбнулось.

Всем нам стало хорошо

И больше не взгрустнулось!

В-ль: второй конкурс «Домашнее задание». Вам нужно было вместе с родителями приготовить сообщение о правах. Команде «Солнышко» -Право на имя. А «Улыбке» - Право на семью. (Слушаем сообщения детей с применением свидетельства о рождении и Генеалогического древа)

В-ль: Внимание! Следующий конкурс «Разминка».Давайте прогуляемся по страницам любимых книжек и посмотрим, где героев обижают, а где они веселы, счастливы, смеются. Где нарушены права и какие? Сейчас будет зачитан отрывок из сказки, а вам нужно отгадать название произведения и назвать какое право здесь нарушено.Готовы? Первый отрывок для команды «Солнышко» (Включаю магнитофон с записью).

«…Идет она лесом ,а навстречу ей –Серый Волк. Очень ему захотелось съесть девочку, да только не посмел- где-то близко стучали топорами дровосеки….»

(Сказка «Красная Шапочка».Право на жизнь)

«…Жил-был дровосек с женой, и было у них семеро детей, все мальчики Самый младший мальчик был очень маленького роста- он был не больше пальца. Однажды в той стране случился страшный голод. Дровосек не знал чем кормить своих детей и решил как-нибудь от них избавиться…»

(Сказка «Мальчик - с пальчик» Право на достаточное питание и достойную жизнь)

«…Вот идет Гиппопотам

     Он идет из Занзибара,

     Он идет к Килиманджаро-

     И кричит он, и поет он:

     «Слава добрым докторам!»…»

(Сказка Корнея Чуковского «Айболит» Право на медицинский уход)

«…Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким то и попала девочка. Она осталась сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили…»

(Сказка «Хаврошечка» Право - Дети не должны использоваться в качестве рабочей силы)

«…Самый старший и самый трудолюбивый из братьев решил построить крепкий дом. Он привез на тачке целую груду кирпичей. Стройка началась…»(Сказка «Три поросенка» Право на жилище)

«….Теперь сядьте, положите руки перед собой, не горбитесь,- сказала девочка и взяла кусочек мела. Мы займемся Арифметикой…»

(Сказка «Приключения Буратино» Право на образование)

«…А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села .Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли…»

(Сказка «Гуси-лебеди» Право жить и воспитываться в семье)

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Мачеха и сестры отправились на праздник, а ее не взяли. Бедняжка принялась снова за работу»

(Сказка «Золушка» Право на отдых)

В-ль: дети имеют право на отдых. Сейчас мы с вами тоже отдохнем.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

-Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево- вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

-Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Красной Шапочки совет:

-Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули- снова в путь.

(Дети повторяют движения по тексту)

В-ль: Следующий конкурс «Решение проблемных ситуаций»

Команде «солнышко» такая ситуация:

«Маленького Антона родители называют Мишуткой, потому, что он похож на мальчика из рекламы сгущенного молока «Мишутка».В детском саду он Антон, дома- малыш и Мишутка.» Вопрос: Нарушено ли в этой ситуации право ребенка? (Размышления детей)

Команде «Улыбка» другая ситуация: «Меня зовут Маринка»,-сказала новенькая девочка, придя в группу детского сада. «Ну, Маринок у нас уже много, будешь Инкой»,-уверенно сказала воспитательница. Спустя неделю мама придя в детский сад, увидела детей, играющих на участке. Она решила окликнуть свою дочь. «Маринка, Мариночка!», - зовет она. Девочка увлеченно продолжает играть. «Инка, за тобой мама пришла», сообщают ей дети, играющие рядом. Девочка поднимает голову и радостно бежит к маме» Вопрос: Можно ли так самостоятельно менять имена? (Рассуждения детей)

В-ль: И последний конкурс- это конкурс капитанов. Капитаны с помощью своей команды будут отгадывать кроссворд.

1

1

4

2

2

3

3

4

           По вертикали:

1.Документ, защищающий права детей? (Конвенция)            2.Злой,жестокий человек с длинной бородой, который использовал труд детей? (Карабас)

3.Как звали мальчика, которого похитила Снежная Королева? (Кай)

4.Добрый дедушка, который лечил зверей? (Айболит)

По горизонтали:

1.Девочка,у которой были нарушены права на отдых? (Золушка)

2.Животное,посягнувшее на жизнь Красной Шапочки и ее бабушки? (Волк)

3.Деревянный мальчик, который боролся за права детей? (Буратино)

4.Злая баба, которая похищала детей у родителей, тем самым нарушала их права на семью? (Яга)

В-ль: Молодцы, капитаны! Вы быстро справились с этим заданием. Хорошо усвоили свои права ,теперь сможете постоять за себя и за своих друзей. А сейчас дорогие гости нашего КВНа, мы вам споем песню про права, а жюри тем временем подведет итоги. (Включается музыка к песне)

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва,

У него уже с пеленок

Очень веские права.

              Он имеет право жить,

Развиваться и дружить,

И иметь просторный дом

Видеть тихий мирный сон.

              Быть веселым и здоровым

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим.

Он на свете не один!

Вот так! Жюри подводит итоги и вручает дипломы.

Заключение.

Данная методическая разработка окажет практическую помощь воспитателям дошкольных учреждений при воспитании у детей правового сознания. Каждый дошкольник будет знать свои права и обязанности, если педагог выполнит два условия: доброжелательный интерес взрослого к знаниям ребенка и систематичность занятий. Разработанное анкетирование родителей поможет педагогам, работающим по этому направлению сделать правильные выводы о том, насколько соблюдаются права ребенка в семье, насколько гармоничны отношения между членами семьи, родственниками, соседями, а впоследствии грамотно спланировать и проводить соответствующую работу с семьей воспитанников. Тематическое планирование поможет им в составлении собственного плана работы по данному направлению.

Практическая ценность работы в том, что в процессе ее реализации в дошкольном учреждении создаются условия, дающие возможность сформировать активную, творческую и свободную личность. Предлагаемые методы и формы деятельности помогут взрослым по-новому взглянуть на значение и роль каждого члена семьи в становлении личности ребенка.

Новизна в том, что представлен комплекс работы по воспитанию у детей правовой культуры, что является достаточно сложным и новым направлением в дошкольном воспитании.


Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 6,8 2005

2. Т.А Шорыгина «Беседы о правах ребенка» Москва –Сфера 2008

3. Н.С. Голицына, Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» Москва 2009

4. О.И. Давыдова, С.М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребенка» Москва-Сфера 2008

5. М.Р Мирошкина «Мое право- мой выбор- моя ответственность» Москва- Аркти 2008

6. С.А.Соловей, Т.Н.Львова Г.И. Дубко «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях» Москва 2005

7. Т.А. Харитончик «Правовое воспитание» Волгоград- Учитель 2009

8. Г.М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» Москва- Сфера 2006

9. М.Н. Лентина, Т.Н. Романченко «Мои права» Владивосток-Дальпресс 2009

10. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Я ребенок, и я… и я имею право!..»Москва-Скрипторий 2007

11. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» Москва-«Вако» 2008

12. О.Д.Ушакова. «Пословицы и стихи о семье и детях» Санкт- Петербург – Литера 2008


Приложение 1

Мониторинг детей «Права детей».

Ф.И.

ребенка

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

1.

1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2. Как ты думаешь, что такое право?

3. Какие права есть у тебя и других детей?

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6. Кто защищает права детей?

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса - о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.


Приложение 2

Тематическое планирование деятельности детей по правовому воспитанию «У меня есть права»

Познавательная

     Игровая

Продуктивная

Художественно-

Речевая

Занятие «Твои и мои права».

Цель: Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям. Сформировать понимание взаимозависимости прав и обязанностей; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Игра «Камуфляж»; д\игры: «Я знаю право», «Разрешено-запрещено», «Права детей и взрослых», «Я не должен»; «Найди в песенке право»;настольно- печатная игра «Я играю в права».

Рисование книги «Конвенция о правах ребенка».

Чтение сказки «Гадкийутенок»,рассматривание  документа «Конвенция о правах ребенка »Чтение М. Ивенсен «Кто поможет»,Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; рассматривание папки «Права ребенка»; исполнение детских песенок.

Занятие «Право на имя».

Цель: Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя; познакомить с историей имен; воспитывать уважение к имени другого человека.

Д\игры: «Как растет твое имя», «Назови ласково», «Имена людей», «Собери цветок», «найди пару», «Найди лишнее»;игровые упражнения: «Назови лишнее», «Что значит мое имя»; «Подбери рифму»; м\п игры «Эхо», «Угадай по голосу».

Рисование «Символ моего имени»; Лепка начальной буквы имени ребенка.

Беседа «Откуда у меня такое имя»; чтение Е Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»,Э.Успенский «Ты и твое имя», Сказки «Золушка», «Три поросенка»; чтение стихов про имена.

Занятие «Право на семью».

Цель: Познакомить с правом ребенка воспитываться в семье; формировать представление о семье как об «островке безопасности»,гаранте прав ребенка; воспитывать уважение к членам семьи.

Сюжетно-ролевая игры: «Семья», «Сварим обед»;игровые упражнения: «Кем ты приходишься своим родным», «Почему я их люблю»; д/игры: «обязанности в вашей семье», «Подскажи словечко».

Рисование «Моя семья», «Мое генеалогическое древо»; выставка семейных фотографий; Аппликация «Украсим тарелку для мамы»; Лепка «Наши любимые животные»

Составление рассказа «Моя семья»; чтение пословиц и поговорок о семье; чтение: Е.Благинина «Вот какая мама»,сказка  «Гуси-лебеди»; слушание музыки : В.Моцарт «Колыбельная», Д.Шостаковича «Колыбельная»; рассматривание папки «Моя семья».

Занятие «Право на образование».

Цель: Познакомить с правом на образование и обучение; Воспитывать положительное отношение к обучению.

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Детский сад»; д/игры: «На одну букву», «Восстанови пословицу», «Я начну, а ты продолжи», «вставьте слово», «Кто чему учится», «Да- нет», «Есть- или нет».

Рисование «Моя любимая книга»; конструирование «Книжка-малышка»; лепка «Алфавит».

Рассматривание энциклопедий; просмотр мультфильма «Маугли»; Чтение : «Золотой ключик», «Приключения Незнайки», Пословиц об учебе, отгадывание загадок; беседа «Зачем нужно учится?».

Занятие «Право на мед. обслуживание».

Цель: познакомить с правом на мед. обслуживание; формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье; воспитывать уважение к мед. работникам.

Сюжетно-ролевые  игры: «Больница», «Скорая помощь»;игровое упражнение «Как вызвать скорую помощь»; д/игры: «Чей инструмент», «Можно- нельзя».

Рисование к сказке К.Чуковского «Айболит»; Аппликация «Машина скорой помощи»;Лепка «Чемоданчик Айболита».

Беседы: «Кто и как заботится о твоем здоровье», «О здоровом образе жизни»; чтение: К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Барабек», «Скрюченная песня»:рассматривание иллюстраций; слушание музыки: П.Чайковский «Болезнь куклы», «Кукла выздоровела»; песня «На прививку»; рассматривание папок по валеологии, «Если малыш поранился».

Занятие: «Право на отдых».

Цель: Рассказать о праве на отдых и развлечения; дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; воспитывать у детей культуру отдыха.

п/игра «Прогулка по ручью»; игра- путешествие «Где и как отдыхают»; релаксация «Мягкие облака».

Рисование «Как я отдыхал летом».

Беседы: «Мои любимые праздники», «Наш семейный отдых», «Зачем человеку свободное время?»; Фотовыставка «как я отдыхал»;просмотр мультфильмов: «каникулы в Простоквашино», «каникулы Бонифация»4 чтение: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Е.Благинина «Мама спит, она устала…», В.Драгунский «Денискины рассказы», О.Князева «Что такое театр», русская народная сказка «Два Мороза», «Хаврошечка».

Занятие «Права детям через сказки».

Цель: Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок. Определить отношение к ним. Закрепить знания детей

  Конвенции о правах ребенка.

Театрализация:«Теремок», «Айболит», «Заюшкина избушка»;д/игры: «Собери сказку», «Узнай и назови», «Мир без тебя», «Узнай символ», «Что нарушено»; «Назови сказочного героя».

Рисование иллюстраций к сказкам; аппликация «Наряд для Золушки»; лепка «Гадкий утенок»; конструирование «Теремок», «Дворец для Золушки», «Дом для трех поросят».

Чтение сказок; загадки сказки; беседа «Как можно помочь героям сказок?»; рассматривание иллюстраций к сказкам; слушание песни «В гостях у сказки»;просмотр сказок-мультфильмов; Рассматривание папок: «Герои русских сказок», «Сказочные герои»

КВН «У меня есть права».

Цель: обобщить знания детей об их правах;

способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

развивать умение рассуждать, сопоставлять и делать выводы;

воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Игры-упражнения «Решение ситуаций»; решение кроссвордов и ребусов; д/игра «Что нарушено»

Рисование генеалогического древа; Рисование «Конвенция прав ребенка глазами детей»;

Разучивание стихов о правах, именах; рассматривание папок:  «Права ребенка», «Моя семья», «Герои русских сказок», «Сказочные герои»;чтение сказок.


Приложение 3

Анкета для родителей «Мой ребенок»

В каждой паре утверждений надо обвести букву, соответствующую тем высказываниям, с которыми они в большей степени согласны.

1.a) если ребёнок не хочет что-то выполнять, всегда можно его заставить;

б) не стоит навязывать ребёнку, если он чего-то не хочет; лучше подумать: вдруг мы сами что-то делаем не так?

2.а) капризы бывают обычно у детей, не привыкших к слову «надо»;

б) при возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ребёнка на что-то другое.

3.а) негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы;

б) насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.

4.а) детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых;

б) эмоции взрослых независимо от их желания влияют на состояние детей, передаются им, вызывают ответные чувства.

5.а) ребёнок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее, опытнее;

б) сотрудничать с детьми -это значит быть с ними « на равных»,в том числе петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять сказки вместе с ними.

6.а) подчёркивая ошибки ребёнка, мы избавляем его от них;

б) отрицательная оценка вредит благополучию ребёнка.

7.а) делая что-либо, ребёнок должен отдавать себе отчёт в том, хороший он или плохой с точки зрения взрослых;

б) ребёнок не боится ошибок или неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.

8.а) детей надо учить, указывая на подходящие примеры;

б) у детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

9.а) ребёнок должен постоянно быть предметом внимания и симпатий взрослых;

б) ребёнок, окружённый повсеместной симпатией и вниманием, отягощён неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.

10.а) чем старше ребёнок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых;

б) ребёнку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.

Анализ результатов анкетирования.

Если в ответах родителей преобладают варианты б) ,то в семье реализуется демократичный тип воспитания, характеризующийся предоставлением ребёнку разумной свободы действий, учитывающий право ребёнка на собственное мнение.  


Приложение 4

Памятка родителям по правовому воспитанию.

Искусство быть родителем

1.Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.

2.Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

3.Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4.Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

5.Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится


Приложение 5

F:\Фото\SS851668.JPG


Приложение 6

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

          Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

*Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

*Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

*Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребёнка

-угрозы в адрес ребёнка в словесной форме

-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка

-ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

*Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

-обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

-защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

-обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

-признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

-защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

-защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

-меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

          -за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

-за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

-право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

-право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

-лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

-немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)


Приложение 7

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.


Приложение 8

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

  1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2.Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.


Приложение 9

Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)

1.Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…

2.Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!

3.За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

4.Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

5.Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах ни слова.

6.Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!

7.Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.


Приложение 10

Консультация для родителей

«Понимаем ли мы  друг друга?»

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство -лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создаёт у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребёнку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребёнка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя редко ре слушаюсь, а ты меня часто!)

Детские слёзы – часто слёзы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»)

Из чего складывается понимание?

Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребёнка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.

Включает знание индивидуальных особенностей ребёнка и мужество взрослого эту уникальность в ребёнке сохранять и поддерживать.

Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает старшее поколение, и родители иногда

Обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в своё время, как сейчас внука!»).

Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие,

не доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ-программе Андрея Максимова «Ночной полёт» от 21.01.2002г. М.М.Жванецкий сказал, что родитель должен не вкладывать в ребёнка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где ещё ребёнок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – пожелали не своё, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребёнок должен видеть, что это больно и что родитель признаётся в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребёнка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребёнку.

Итак, понимание - это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание.

Часто детей воспитываем не по науке (а кто её знает?), а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах желание взять реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребёнка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребёнок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно.

Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания ребёнка. Непонимания, которые ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.

Приведём высказывание по этому поводу Симона Соловейчика «Родители, которые для ребёнка являются источником напряжения,

неудовольствия, неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не ловит, хотя она тратит огромную энергию»

Воспитание - это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным…

Но при этом он будет ещё и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребёнок хоть и является продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой он берёт какие-то качества от обоих родителей, иногда - не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребёнка сердиться? теперь ему надо помогать!

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он - самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное - неравнодушием и трудом.

                                                                                       



Справочный материал.

Загадки-сказки.

Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису.  (колобок)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (теремок)

Волк зубастый нам не страшен,

Крепки стены в доме  нашем.

В этом доме старший брат

Приютить был младших рад. (три поросенка)

Кто мохнатый, косолапый

По лесной тропе идёт?

Что мохнатый, косолапый

В большом коробе несёт?  (Маша и медведь)

Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

           Превратился он в козлёнка.

             (сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Два горба, как у верблюда,

Уши – словно у осла.

Вот такое, братцы, чудо

Кобылица принесла.  (конек – горбунок).


Справочный материал.

Детские песни .

«Песенка друзей»

(музыка Г.Гладкова, слова Ю. Энтина)

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьямпо белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги.

Нам любые дороги дороги!

(право на свободу передвижения и на мирные собрания)

«Здравствуй, школа!»

(муз. М. Парцхаладзе, сл. Л. Некрасовой)

Мы дошкольниками были,

Мы ходили в детский сад,

Мы из глины мастерили

И лошадок, и зайчат…

А теперь, а теперь

Открывай нам, школа, дверь!

Нам скорей подари

Расписные буквари!

(право на образование)

«Крестики-нолики»

(муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского)

Мальчик с нашей улицы

С девочкой играл.

На асфальте крестики

Мелом рисовал.

Шла над южным городом

Летняя пора.

Крестики-нолики –

Детская игра.

(право на отдых, игры, развлечения)

«Прививка»

 (муз. М. Карминского, сл. С. Михалкова)

На прививку! Третий класс,

Третий класс, третий класс!

Вы слыхали? Это – нас,

Это – нас, это – нас.

Я уколов не боюсь!

Если надо – уколюсь!

На прививку вызывают,

Братцы, нас!

(право на охрану здоровья и медицинское обслуживание)

«Кузнечик»

(муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова)

Но вот пришла лягушка, (2 р.)

Прожорливое брюшко,

И съела кузнеца.

Представьте себе, (2 р.)

Прожорливое брюшко.

Представьте себе, (2 р.)

И съела кузнеца.

(нарушено право на жизнь)

«Мальчишки»

(муз. А. Островского, сл. И. Шеферана)

          Рисует узоры

Мороз на оконном стекле,

Но нашим мальчишкам

Сидеть не по нраву в тепле.

Мальчишки, мальчишки

Несутся по снежным горам.

Мальчишки, мальчишки,

Ну, как не завидовать вам?

(право на игры, отдых)

«Пусть всегда будет солнце»

(муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина)

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

(право на жизнь)

«Мы едем, едем, едем»

(муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова)

Мы едем, едем, едем

В далекие края.

Хорошие соседи,

 Веселые друзья.

Тра-та-та, (2 р.)

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая – вот Компания какая!

(право на мирные собрания и на свободное передвижение)

«Песенка крокодилы Гены»

(муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского)

Я играю на гармошке

У прохожих на виду…

К сожаленью, день рожденья

Только раз в году.

(Право на развлечения, отдых)

«Песенка для тебя»

(муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова)

Если долго, долго, долго,

Если долго по дорожке,

 Если долго по тропинке

Топать, ехать и бежать…

То пожалуй, то конечно,

То наверно, верно, верно,

То возможно, можно, можно,

Можно в Африку прийти…

(Свобода передвижения, путешествий)

«Песенка львенка и черепахи»

(муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова)

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Все лежу и лежу

И на солнышко гляжу.

(Право на отдых)

          «Стал сапожником Енот»

(муз. Л. Лядовой, сл. М. Пляцковского)

Стал сапожником Енот,

Он для всех обувку шьет:

Тапки – на лапки,

Сапожки – на ножки,

Даже старые ботинки

Принимает на починки.

(Право на труд)

«Бедный птенчик»

(румынская народная песня)

Ох, случилась вдруг беда,

Вдруг беда, вдруг беда,

Выпал птенчик из гнезда,

Из гнезда, из гнезда!..

Он зовет на помощь мать,

Ищет мать, ищет мать…

(Право на воспитание в семье)

«Голубой вагон»

(муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского)

Голубой вагон бежит, качается,

Скорый поезд набирает ход…

Ах, зачем же этот день кончается,

Пусть бы он тянулся целый год.

(Право на пользование достижениями науки и техники)

«Чему учат в школе»

          (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)

К четырем прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе.

(Право на образование)

«Все сумею сделать»

(муз. А. Лепина, сл. С. Михалкова) 

Встану рано поутру, поутру,

Все я в доме приберу, приберу.

Я полы подмету,вымою посуду

И воды принести я  не позабуду.

В тесто сахара добавлю,

Пироги я в печь поставлю.

Все успею, все сумею, все сумею сделать. (Право на труд)


Справочный материал.

Что означают имена.

Александр (греческое)-защитник.

Алексей (греческое)-отражающий, предотвращающий.

Анатолий (греческое)-восток, восход солнца.

Андрей (греческое)-мужественный.

Анна (греческое)-милость.

Валерий (латинское)-здоровый, крепкий.

Василий (греческое)-царский, царственный.

Вера (славянское)-от слова  «верить».

Виктор (латинское)-жизненный.

Владимир (славянское)-владеть миром.

Галина (греческое)-тишина, кротость, безветрие.

Геннадий (греческое)-благородный.

Георгий (греческое)-земледелец, есть еще две формы: Егор и Юрий.

Григорий (греческое)-бодрствующий.

Зоя (греческое)-жизнь.

Ирина (греческое)-мир, покой.

Кирилл (греческое)-повелитель, владыка.

Ксения (греческое)- гостеприимство.

Лариса (греческое)- чайка.

Людмила (славянское)- милая людям.

Максим (латинское)-величайший.

Маргарита (греческое)-жемчуг, жемчужина.

Мария (древнееврейское)-любимая, желанная.

Михаил (древнееврейское)-кто как бог, подобный богу.

Никита (греческое)- победитель.

Николай (греческое)-победитель народов.

Олег (скандинавское)-святой.

Ольга (скандинавское)-святая.

Справочный материал.

Дидактические игры по правовому воспитанию детей.

«Разрешено — запрещено»

Цель: закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу «разрешено — запрещено», выражать четко и ясно свою мысль.

Ход игры. Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций (ребенок обижает ребенка, взрослый отпустил собаку в песочницу и т. д.) и разрешающих ситуаций (мальчик помогает девочке строить домик, ребенок вешает кормушку и т. д.).

Детям предлагается рассортировать карточки и прокомментировать их.

«Придумай правовой конец сказки»

Цель: способствовать творческому развитию детей, умению четко выражать свои мысли, использовать полученные знания.

Ход игры, воспитатель читает любую сказку и предлагает придумать правовое решение возникшего конфликта. Например: 1) Кощей похитил Василису. Конец такой может быть: пришел Богатырь и сказал: «Ты нарушил право человека на свободу. Большой Сказочный Суд тебя накажет, даже в тюрьму отправит». Кощей подумал-подумал и решил не рисковать. Отпустил Василису».

2) К сказке «Заюшкина избушка».

«В лесу был выбран совет справедливых животных, в котором были мудрая Сова, благородный Олень и гордый Орёл. Заяц пришел к ним и рассказал о своей беде. Сова, Олень и Орёл хорошо знали законы лесной жизни. Они вызвали лису на совет и сказали, что она не имеет права выгонять зайца. Лиса поджала хвост и освободила дом зайца. Стала строить и себе лубяную избушку. А зайчик даже ей помогал». И т. п.

«Права детей и взрослых»

Цель: закрепить знания дошкольников о правах детей и взрослых, совершенствовать навыки классификации.

Ход игры. Воспитатель выкладывает картинки с изображением прав детей и взрослых. Детям предлагается разделить картинки по принципу «права детей» и «права взрослых». Некоторые права просят прокомментировать. Например, право на труд только у взрослых, так как детский труд запрещено использовать по Конвенции и Декларации.

«Обязанности в вашей семье»

Цель: способствовать развитию логического мышления детей.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям выложить картинки членов семьи: мама, папа, бабушка, я; а затем перечислять

обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в их семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например, мыть посуду может и ребенок, если ему 5-6 лет и т. д.)

«Я имею право...»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).

Ход игры. Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право...» (шаблон может быть выполнен в виде знака «+»). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я не должен...»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Оборудование: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми взаимоотношениями в системах «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок», «ребенок — окружающий мир».

Ход игры. Дети раскладывают около шаблона «Я не должен...» (знак «−») картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.


Справочный материал.

Стихи про имена.

Агния

Любит Агния читать -
Хочет обо всем узнать,
Если новых книжек нет,
То заглянет в Интернет.

Алевтина

Это имя значит «отражение».
Аля! Ты всегда в движении.
Любишь в платье новое одеться.
Любишь перед зеркалом вертеться,
Примеряешь кофточки и юбки,
Маминой помадой красишь губки.

Александр

Добрый и великодушный,
Слабых защищает он.
С Сашей никогда не скучно,
Он и весел и умен.
Он собаки не боится -
От нее кота спасет,
Птичке он нальет водицы
И крупы ей принесет.

Александра

Есть у Саши ум и сметка,
Она очень любит спорт.
Саша с теннисной ракеткой
Часто бегает на корт.
Любит Саша жить в деревне
И весной сажать цветы,
Любит речку, луг, деревья,
Чтенье, музыку, мечты.
Любит Саша рисовать
Тушью и гуашью,
Мы подарим ей тетрадь -
Путь рисует Саша!

               Алексей.

Алексей надежный друг,
Преданный и нежный.
Ласковый сынок и внук,
Ученик прилежный.
Слепит он из пластилина
Самолет или машину.

Если надо - старший брат
С Лешей слепит самокат.

                Алла

Нашу Аллу любят все:
Любят в школе и в семье.
Как ее нам не любить?
Алла шаловливая,
Искренняя, милая.
Стать мечтает педагогом,
Маленьких учить детей.
Но порою слишком много
Ест печенья и сластей.

Анастасия

Настя - героиня сказок:
Обаятельна, мила.
Много в ней любви и ласки
И сердечного тепла!
То польет цветок из лейки,
То повозится с котом,
Настя яркие наклейки
Клеит в маленький альбом.

Анатолий

Толя любит спорт, движенье,
Он стремится к достиженьям,
Отступать он не привык,
В школе - лучший ученик!
Поднимается он рано
На зарядку поутру,
Выпьет сок и съест бананы,
В урну бросит кожуру.

                Андрей

Ах, Андрюшенька, Андрей!
Ты других ребят храбрей,
Верный друг, послушный сын,
Всеми ты, Андрей, любим!
Поручить любое дело
Можем мы Андрею смело,
С ним Андрюша справится -
У него все ладится!

Анна

Анна - значит «благодать»,
Излучающая свет.
Любит людям помогать

И не знает слова «нет»!
Любит с куклами возиться:
Их кормить и наряжать,
Куклам заплетать косицы
И укладывать их спать!

Антон

Наш сынок Антоша -
Добрый и хороший.
Он врачом мечтает стать,
Хочет людям помогать.
А пока бездомной кошке
Лечит он больную ножку.

Аркадий

Наш Аркадий - фантазер,
Очень любит помечтать.
Он то летчик, то шофер,

То врачом он хочет стать,
Космонавтом, журналистом
Дрессировщиком, артистом!

                  Арсений

Любит музыку Арсений,
Танцевальные движенья.
Его голос звонок, чист,
В школьном хоре он солист.

                   Артем

Артем - доброжелательный,
Спокойный и внимательный.
Старших Тема уважает,
Малышей не обижает!

Борис

Ум у Бори ясный,
Нужен в жизни он,
Памятью прекрасной
Боря наделен.
Может он ученым стать
И изобретателем,
Может книгу написать
К радости читателей.

Вадим

Жизнерадостный, спортивный,
Он всегда стремится к цели.
Энергичный и активный,
Ум в любом проявит деле.

Любит Вадик слушать сказки,
Увлекается раскраской,
Мы подарим мастеру
Яркие фломастеры.

Валентина

Вы когда-нибудь видали
Девочку милее Вали,
Дружелюбней и нежней.
Кто сравниться может с ней?
Наша Валечка - болтушка:
Говорит она с подружкой
Целый час по телефону,
Если мамы нету дома.

              Валерий

Всех Валерий впереди,
Быстрый, ловкий, заводной.
Но его не сбить с пути,
Хоть он мальчик озорной!
И компьютерной игрою
Так Валера увлечен,

Что случается порою -
Про урок забудет он.

                         Ванда

Наша Ванда лучше всех!
Обаятельна, мила,
У нее веселый смех.
Много ей судьба дала!
Ванда в школе успевает,
Маме дома помогает.
Все легко дается ей,
Много у нее друзей.

               Варвара

Варвара обаятельна,
Красива и старательна:
О принце любит помечтать
И сказочной принцессой стать.

              Василий

Человек он светлый, яркий,
Очень ласковый и нежный.
Дарит он друзьям подарки,
В школе - ученик прилежный.
Хоть порой он непослушный,
Но открытый, добродушный.

               Вера

Вера - искренна, правдива,
Аккуратна и красива.
У нее всегда в порядке
В ранце ручки и тетрадки.

Очень хочет наша Вера
Стать известным модельером.
И рисует акварелью
Вера новые модели.

                Виктор

Виктор - мальчик справедливый,
Спор рассудит он любой.
Сильный, стойкий,
Терпеливый,

Очень любит дом родной.
Любит Витя самоделки:
Мастерит кормушку он,
Зернышек насыплет мелких
И повесит за окном.

                Виталий

Очень любит жизнь Виталий,
Весел он всегда на вид.
Вы когда-нибудь слыхали,
Что Виталий наш грустит?
Дружелюбный и душевный,
Он друзьями окружен,
И в учебе часто первый,
В математику влюблен.

                   Владимир

На уроках он внимательный,
Хоть и любит помечтать,
Остроумный, любознательный,
На ночь любит почитать
Детективы, приключенья,
Иногда стихотворенья!

                   Всеволод

Сева очень терпелив,
Независим, не ленив.
Собирает Сева марки,
Любит получать подарки.

Вячеслав

Слава - крепок и силен,
Слава спортом увлечен.

Ролики, велосипед
Любит Слава с детских лет.

                Галина

Галя любит спорт, природу,
Любит дальние походы.
Упорства ей не занимать -
Она известной может стать!

Геннадий

Геннадий значит «благородный».
Он общительный, свободный,
Он надежен, верен, прям,
Рад помочь своим друзьям.

               Георгий

Георгий наш умеет слушать,
Ему любой откроет душу.
И друга он не выдаст, нет,
И сохранит его секрет.
Беззаботный и веселый,
Любит в мячик поиграть,
Заиграется ... и в школу
Даже может опоздать.

                 Григорий

Твое имя значит «бодрый».
У тебя характер твердый,
Любознательный и чуткий,
Любишь розыгрыши, шутки.
Ты смешные поздравленья
Шлешь друзьям на дни рожденья.

                 Данила - Даниил

Данилка - мальчик добродушный,
Гостеприимный и радушный,
И хоть спокоен он на вид,
В нем сердце храброе горит.
Бесстрашен мальчик не для вида -
Он малыша не даст в обиду!

                    Дарья

Ум у Дашеньки живой -
Быстро к цели приведет,
А характер огневой -
В жизни счастье принесет!
Продавцом игрушек -
Бархатных зверюшек -

Стать мечтает Даша,
Фантазерка наша.

                     Денис

Денис последнее отдаст,

Не пожалеет ничего.

В учебе он покажет класс,
Все любят искренне его.
Денис и в спорте одарен,
Мечтает стать он вратарем.
Любимая игра - хоккей,

Успеха он достигнет в ней!

               Дмитрий

Дмитрий - сильный, волевой,
Энергичный и живой.
Заводила, фантазер,
В играх ловок он и скор!
Есть у Дмитрия игрушки -
Пистолеты, сабли, пушки.
Любит он играть в сраженья,
В них не знает пораженья,
И ни много, и ни мало,
Быть мечтает генералом!

               Евгений

Евгения

Женя — аккуратна и точна,
Просьбу мамы выполнит она.
Завяжет в косы бантики,
В альбом наклеит фантики,
Ходит с бабушкой в кино,
Очень любит эскимо.

Егор

Егор и честен и правдив,
Он ненавидит ложь,
Настойчив и трудолюбив,
Его не проведешь!
Зимой, с крутых катаясь гор,
На санках быстро мчит Егор,
Играет с другом он в снежки,
Он любит лыжи и коньки.

Екатерина

Главная ее черта —
Внутренняя чистота.
Катя — человек надежный,
Ей секрет доверить можно.
Книга — для нее награда,
Новой книге Катя рада!

Елена

Лена излучает свет
Добрый, чистый, ясный.
Девочки нежнее нет —
Леночки прекрасной.

Елизавета

Лиза — добрая душа,
Обаятельна, открыта
И собою хороша,
Может, будет знаменита!

Хоть на вид и флегматичный,
Женя очень симпатичный.
Он себя проявит в деле,
И всегда стремится к цели.

                Зинаида

Зина очень симпатична,
В школе учится отлично,
Помогает маме дома,
Наша Зиночка — сластена.

                 Зоя

Зоя живости полна,
И красива, и умна.
Что ни сделает - то ловко,
Любит Зоенька обновки.

                    Иван

Волевой, живой, открытый,
Любит он в футбол играть.
Вырастет - и знаменитым
Футболистом может стать!

                Игорь

У Игоря характер твердый.
Он честный, волевой и гордый.
Стремится к цели, и притом
Всего добьется он трудом.
Шахматами увлечен,
В школе Игорь - чемпион.

                    Илья

Илья - общительный на вид,
Всегда поможет, объяснит.
Он любит дом, семью, друзей,
Его нет преданней, верней.
Любит он мечтать о море,
О сверкающем просторе
И о ветерке морском,
Может, станет моряком.

                          Инна

Инночка поет чудесно,
С ней подружкам интересно.
Но порой она упряма
И поспорить может с мамой.

                  Иннокентий

Иннокентий - симпатичный,
По натуре артистичный.
Любит он стихи читать
И со сцены выступать.

Ирина

Ирина нежною рукой
Даст ближним радость и покой.
Она стройна, умна, красива,
Отзывчива и терпелива.
Любит танцы и балет,
Стать мечтает балериной.
И плясуньи лучше нет -
Нашей маленькой Ирины.

               Кира

Когда весна вернется,
Играет Кира в салки,
Она не расстается
С мячом и со скакалкой.
И обожает Кира
Стаканчики пломбира.

                Кирилл

Кирилл - это значит «солнце»,
Что утром заглянет в оконце.
Несет он радость, свет, тепло,
Жить рядом с ним легко, светло.
Порой Кирюша, наш проказник,
Машинки разбросает он,
Когда придет к друзьям на праздник.
По озорству он - чемпион.

                   Константин

Костя - мальчик волевой,
Энергичный и живой.
Он всегда вперед стремится,
Может многого добиться.
Может стать киноактером,
Режиссером и шофером,
Космонавтом, педагогом -
В жизни он найдет дорогу!

                    Ксения

Любит Ксения гостей,
Добротой от Ксюши веет.
Вкусных лакомств и сластей
Для подружек не жалеет,
Утешает, привечает
И душистым поит чаем.
Любит радость и веселье,
Так приветлива на вид,
Перед сладкой карамелью
Ксюшенька не устоит.

               Лариса

Лариса - значит «чайка»,
Летунья серебристая,
Что над волной скользит -
Порывистая, быстрая.
Зимой она катается
С крутых высоких гор,
Всех обогнать старается -
Ей нравится простор!

               Леонид

У Лени золотые руки,
Все он может сделать сам:
Утюгом погладить брюки,
Починить на кухне кран.

Знает в нашем классе каждый:
Леонид, как лев, отважный!
Есть у Лени хомячок,
Мягкий бархатный бочок,
Любит поиграть он с ним,
С добрым хомячком своим.

                 Любовь

Повторяю вновь и вновь:
Люба, Любочка, Любовь!
Каждая твоя черта -
Доброта и красота!
Любит примерять наряды -
Платья, кофты, юбочки,
И всегда обновкам рада
Маленькая Любочка.

Людмила

Люда любит вышивать,
В дочки-матери играть.
Замечательной хозяйкой
Наша Люда может стать!
Сшила Люда кукле платье,
Зимнее пальто на вате.
Стать мечтает модельером
И участвовать в премьерах.

Максим

Ты нас радуешь успехом
И в учебе, и в труде.
Ты играючи, со смехом,
Можешь лучшим быть везде.
Когда вырастешь большим,
То достигнешь всех вершин!
Хочешь прыгать с парашютом
И в лазури голубой
Ощутить хоть на минуту
Силу крыльев за спиной.

             Маргарита

Ты жемчужина, Маргарита!
Красотой сияешь своей.
Острый ум, характер открытый
Привлекают к тебе друзей.

               Марина

Марину любят все друзья,
Не полюбить ее нельзя.
Веселая, живая,
Она волна морская!
Любит плаванье она -
Кролем, брассом, на спине.
Силы, ловкости полна -
Нету равных ей!

                        Мария

Мария - добрая душа,
Всем спешит помочь.
И собою хороша,
Ласковая дочь.

                     Матвей

Матвей - способный, скромный,
Настойчивый, упорный.
Страсть его - автомобили,
«Джип» вчера ему купили -
Игрушечный, блестящий,
Совсем как настоящий!

               Михаил.

Миша любит все живое:
Кошек, и собак, и птиц.
Он морозною зимою
Кормит маленьких синиц.
Поднимается он рано,
Чтоб уроки повторить,
Он не хочет папу с мамой
Хоть немного огорчить.

                  Надежда

Надя - всей семьи надежда,
Сварит суп, сошьет одежду,
Братца покачает -
Ни в чем не подкачает!
Пол на кухне подметет
Наша Надя веничком
И из бисера сплетет
На запястье фенечку.

                     Наталия

Наташа любит перемены.
Она красива, артистична,
Мечтает выступать на сцене,

Легка, изящна и пластична.
Рисует. Может стать поэтом,
Добра и ласкова при этом.

                     Никита

Цели он достичь умеет,
Все преграды одолеет.
Он - спортивный человек,
Любит бокс, борьбу и бег,
А еще играет в салки,
В прятки, в жмурки, в догонялки.

                  Николай

Дружелюбный и простой,
Он работник золотой.
Он не любит шума, споров,
Верный друг, семье - опора.
Мы подарим Коле
Краски и альбом -
В художественной школе
Учиться хочет он.

                   

                  Нина

Нина ласкова, общительна,
И нежна, и впечатлительна.
Любит музыку и пенье,
И не отстанет и в ученье.
Всегда идет своей дорогою
И добьется в жизни многого!

                    Ольга

Она вдумчива, серьезна,
Симпатична, грациозна.
И в ученье лучше всех,
В жизни Ольгу ждет успех!
Ни дня без шоколадки
Или конфеты сладкой
Олечка не проживет,
Хоть порой болит живот.

                 Павел

Помогает Паша маме -
Возится он с малышами.
Он сочувствует другим,
Он хороший, добрый сын.
Машины любит Паша наш,
Дома у него гараж –

Игрушечных машин не счесть!
Есть шестисотый «мерседес».

                     Петр

Петя - мальчик аккуратный,
На него смотреть приятно.
Выдержан, трудолюбив,
Но бывает молчалив:
Вечно занят Петин рот -
Что-то он всегда жует:
Булки, слойки, пирожки,
Вафли, пряники, рожки.

               Платон

Платон самостоятельный,
Чуткий и внимательный,
Любит марки собирать
И наклеивать в тетрадь.

                   Римма

Римма обаятельна,
Мила и привлекательна.
Кукле шьет она наряд,
А с подружкой проболтать
Может два часа подряд.

                    Родион

Положись на Родиона -
Он не подведет!
Он поможет маме дома
И цветы польет.
Любит он гонять в футбол
И забить сумеет гол.

                    Роман

Роман - красивый, крепкий.
Он мускулист, силен.
Ум у Романа цепкий -
Он многим увлечен.

                  Светлана

Излучает Света свет,
Имени светлее нет!
Со Светой жизнь светлее,
Ярче, веселее!
Любит наша Света
Сладкие конфеты,

Мармелад и пастилу,
Клюкву в сахаре, халву.

                Сергей

Сергей общителен, открыт
И обаятелен на вид,
В душе романтик и поэт,
Верней Сережи друга нет!
Сережа - маленький герой,
Он за друзей стоит горой.
Хочет он пожарным стать,
Из огня людей спасать!

                       Софья

Знает Сонечка немало -
Много книжек прочитала,
Другу даст она совет,
Самомнения в ней нет!
Но порой проспит часок -
Опоздает на урок.

                 Тарас

Тарас природой одарен,
Находчив, весел и умен,
Не будет попусту болтать,
В компьютер любит поиграть

Татьяна

Наша Таня - озорница,
Ей на месте не сидится,
Любит прыгать и скакать,
В школе учится на «пять»!
Хоть Татьяна непоседа,
Словно сорванец-мальчишка,
Любит слушать сказки деда,
И сама читает книжки.

                  Ульяна

Ульяна - деликатна,
Общаться с ней приятно.
Привлекательна она,
Нежна, изящна и стройна.
Любит шутки, смех, веселье.
Быть мечтает топ-моделью.

                   Федор

Федя может дать совет,
Посочувствовать другому.
Он не скажет слова «нет»,

Помогает всем знакомым.
Федя кормит хомяка,

Чистит клетку попугая,
Приласкает он щенка
И с сестренкой погуляет.

                   Феликс

Твое имя значит «счастливый»,
Ты удачливый и красивый.
Ты книги любишь читать,
Мечтаешь отважным стать.

                Филипп

Филипп - способен и умен,
Хотя порой зазнайка он.
Нравятся Филиппу сказки,
А зимой - коньки, салазки!
Разбежится - и летит.
«Эй, с дороги!» - всем кричит.

               Юлиан

Юлиан - трудолюбивый,
Умный и честолюбивый,
Все он делает с азартом,
Спортом Юлий увлечен:
В бадминтон играет он.

                Юлия

Липа золотистым тюлем
С головы до ног укрылась.
В светлом месяце июле
Наша Юля появилась.
Аромат цветов душистых,
Свежий ветер из степей,
Лунный отблеск серебристый
Подарило лето ей.
Оттого она прекрасна,
И кудрява, и нежна.
Радует улыбкой ясной
И характером она!

                 Юрий

Юра - сильный и отважный,
Рассудительный и смелый.
Его просить не надо дважды,
Он выполнит любое дело.
Юра самбо увлечен,
Стать мечтает силачом!

                    Яков

Яков наш не любит ссор -
Ладить он с людьми привык,
Он не вступит с другом в спор,
Общий с ним найдет язык.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД на тему: "Я - Человек. И у меня есть права"

Конспект организованной деятельности детей по правовому воспитанию....

занятие по правам ребенка "Я маленький гражданин и у меня есть права"

знакомство детей с их правами с использованием дидактических игр и аппликации...

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью в подготовительной группе ОНР . Тема: "Я - гражданин! У меня есть права!"

На занятии детям в доступной и увлекательной форме даются понятия: "Права детей", "Гражданин" и др. Воспитанники учатся применять свои знания на примере героев известных сказок....

Познавательно – развлекательная программа «У меня есть права, я знаю свои обязанности» для детей старших групп

Познавательно-развлекательная программа направлена на формирование основ правового сознание дошкольников, чувства собственного достоинства, осознания своих прав...

Конспект НОД «Я человек - у меня есть права»

Тема: «Я человек - у меня есть права» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правового сознания и правовой культуры. Задачи: 1. Познакомить детей с основным докумен...

Презентация к проекту "Я человек и у меня есть права".

Презентация к проекту "Я человек и у меня есть права"....


 

Комментарии

Пластун Наталья Анатольевна

Полезный материал. Удачи Вам!!!

Елена Владимировна!Интересная работа!Голосую!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020