Главные вкладки

    занятие по правам ребенка "Я маленький гражданин и у меня есть права"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Светушкова Светлана Геннадьевна

    знакомство детей с их правами с использованием дидактических игр и аппликации

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1337

    План – конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной логопедической группы «Я маленький гражданин и у меня есть права»

     Составила воспитатель:

     Светушкова С.Г

                                                                                                           

    .

    Москва, 2013г.

    Образовательные области:

    «Познание».

    Задачи: познакомить воспитанников с «конвенцией о правах ребенка». Формировать представление о праве человека на имя, отчество, фамилию. Дать знания о происхождении имен и фамилий. Формировать у детей понятие «Право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит, нарушают твои права». Воспитывать интерес к прошлому.

    «Социализация»

    Задачи: Формировать интерес к социальным событиям. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать чувство самоуважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

    «Коммуникация»

    Задачи: Расширять представления о способах общения со взрослыми и детьми, обращение к человеку по имени, имени и отчеству или по фамилии, имени, отчеству. Развивать умение анализировать, сопоставлять, высказывать самостоятельные суждения, выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства.

    «Художественное творчество»

    Задачи: закрепить умение приклеивать детали на основу, писать свое имя и возраст, имена своих друзей.

    Материал для занятия:

    Демонстрационный: дидактические пособия «Права ребенка», свидетельство о рождении, паспорт, запись песни «Песенка Чебурашки»

    Раздаточный: альбомный лист с графическими изображениями , изображения: флаг России, флаг Москвы, флаг района Сокольники, простой карандаш, клей, кисточки, салфетки, клеенки, ножницы.

    Предварительная работа: рассказ о своей семье с фотографиями. Проект краткосрочный «Мое имя». Проект среднесрочный «Моя семья».

    Ход занятия

    Дети входят в зал по музыку «Песенка Чебурашки» встают полукругом.

    Педагог: Посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они хотят посмотреть что вы знаете и умеете. Покажем.

    Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно его послушаете.
    Попробуйте догадаться, о чём сегодня мы будем с вами  говорить.

    Лишь появится ребёнок и  едва начнёт  дышать,
             У него уже с пелёнок появляются…(права)

    О чём мы сегодня будем говорить?
    (сегодня мы будем говорить о правах ребёнка)

    Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах ребёнка.
    (включается запись плача ребёнка)
    Ребята, кто же это плачет? Может,  кто кого обидел? Сейчас я посмотрю.
    (воспитатель заносит игрушку мамонтёнка).
    Вы узнали кто это? Конечно, он похож на слонёнка.
     Но обратите внимание на его шёрстку. Точно это мамонтёнок!
    Что с тобой приключилось мамонтёнок?

    ( озвучивает воспитатель)
    Лапы есть и уши есть, и шерстинок всех не счесть.
    Посмотрите, длинный нос, ну а сзади -  есть и хвост.
    Только вот что за напасть не могу себя назвать.
    Имени не знаю поэтому страдаю!
     

    Воспитатель: 
    Ребята, мамонтёнок потерялся, он не знает своего имени, не знает ничего о своей семье.
     Давайте пригласим мамонтёнка к нам в гости и расскажем ему, что такое семья и познакомим его с правами ребёнка в семье.( сажаем мамонтёнка рядом с детьми на стульчик)

    Сегодня постарается Вова, меня увидит Амадей, ушки слышат у Максима и Яны.
    Сашенька с Катюшкой со мной поиграют, Ванюша знанья закрепляет. Поднимите руки выше, кто имени своего не услышал?

    А теперь поиграем все вместе. Повторяйте за мной.

    Запоминает наша голова, Важные поступки и умные слова (дети гладят себя по голове).
    Слушаем внимательно, смотрим обязательно (подносят руки к глазам)
    Взрослых не перебиваем (грозят указательным пальцем)
    Знаний много получаем (сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).

    Показать на экране слайд с новорожденным ребенком

    Воспитатель: С плачем рождаются все дети, новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки с цифрами.

    Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки с цифрами - на них было написано, когда вы родились. ( показать детям манжетки). 

    На экране слайд с манжетками


    Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей)

    Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?

    По имени можно многое узнать о человеке. Если к одному человеку обратиться «Юрочка», а к другому «Андрей Васильевич». Что можно сказать об этих людях? ( Юра – мальчик, А. В. – мужчина, взрослый человек).
    По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик.

    Мужчина или женщина.

    Дети, а к кому вы можете обратиться просто по имени?
    (ответы детей)

    По имени можно обратиться к друзьям.

    А к кому обращаетесь по имени, отчеству?
    Правильно к взрослым людям.
    Ребята, давайте познакомим мамонтёнка с первым правом, которое имеет ребёнок при рождении.
    ( дети все вместе)

    Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя.
    (Вместе с детьми повторить фразу. Выставляется символ  «Право на имя»)

    Первое право, записанное в Конвенции – это право на имя.

    Нет ни одного человека, у которого  не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека.

    Имя дарит нам отраду

    Дарит счастье и удачу

    Потому узнать бы надо.

    Что же наше имя значит?

    В: мое имя Светлана - светлая

    Дети, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите.

    1. Александр
    2. Катя
    3. Аня
    4. Максим
    5. Матвей
    6. Иван
    7. Вова
    8. Амадей - любящий

    В: ребята давайте посмотрим на экран и объясним, почему у сказочных героев такие имена

    - мальчик с пальчик

    - дюймовочка

    - красная шапочка

    - незнайка

    Игра «Как растет имя?»

    Показ слайдов (на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).

    Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:

    - Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно…  Звали эту девочку ласково: Светочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Света. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Светочка. Моя дочь зовет меня «мама». Друзья зовут Светой. А в детском саду я для всех Светлана Геннадьевна.

    - Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

    А сейчас хочу узнать как вас ласково называют ваши мамы. Игра «Назови ласково».

    Мамонтенок: ой я вспомнил меня мама называла Темочка – сыночек.

    Воспитатель: ребята скажите пожалуйста как можно еще назвать мамонтека.

    В: игра «Встреча»

    « Здравствуй, друг?» – здороваются руками.

    «Как ты тут?» - хлопают по плечу друг друга.

    «Где ты был?» - дергают за ухо,

    «Я скучал» - руки скрещиваются на груди;

    «Ты пришел» - руки разводят в стороны,

    « Хорошо» - обнимаются.

    Переходят к следующему ребенку, пока не встретятся со всеми.

    Воспитатель: Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»

    Эта книжка невеличка

    Нет рисунков на страничках

    Но в любое время года все расскажет про тебя.

    Рассматривается свидетельство о рождении.

    В свидетельстве о рождении закреплено право на имя

    В: что еще есть у человека, кроме имени? Откуда берется отчество у человека? (ответы детей)

    В: отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Давайте посмотрим все ли знают свое отчество игра « назови свое отчество»

              Воспитатель: ко всем людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, родным, брату, сестре, а вот по имени и отчеству – старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству вы проявляете уважение к нему.

    В: «узнайте чей портрет» как вы думаете можно узнать человека, который изображен на портрете только по его части. Давайте попробуем(разрезные портреты пап).

    В: вот видите, очень трудно узнать человека по отдельному фрагменту. Надо чтобы портрет был целиком. Так и у человека есть фамилия, имя и отчество.

    Я предлагаю вам поиграть в игру «Давайте познакомимся?» (на полу кладем три веревки разного цвета: красная – имя, синяя – отчество, зеленая – фамилия. Поочереди дети называют свое И.О.Ф.)

    В: нет такого человека, у которого не было бы фамилии. Как вы думаете, откуда взялись фамилии?

    Д:

    В:  давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать и понимать о ком идет речь. Придумали фамилии. Но где взять так много фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца, по месту жительства, по профессии, которой занимался человек. Иван Иванов, Мария Нагорная, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов. Потом фамилия переходила от отца к сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась. Попробуйте догадаться о происхождении ваших фамилий.

    В: не всегда происхождение фамилии легко разгадать, но есть ученые, которые этим занимаются.

    В:  скажите мне пожалуйста с каким правом ребенка мы сегодня познакомились. Вспомните как называется документ, подтверждающий ваше право на имя, отчество и фамилию?

    В: когда вам исполнится 14 лет, вы получите еще один документ – паспорт ( рассматриваем )

    Я предлагаю вам сегодня сделать паспорт дошкольника

    Ребята садитесь за тот стол где видите свое имя.

    Дети подходят к столам.

    В: паспорт похож на книгу. На первой странице изображен – символ нашей страны (какой) и надпись паспорт. Внутри вписаны Ф.И.О. и адрес, где проживаем.

    Наш паспорт будет отличаться от настоящего. Он будет состоять из одной страницы, как свидетельство о рождении. Чтобы все сделать правильно вы можете обратиться к алгоритму, который будет на экране. И мой  словесный рассказ вам поможет.  У вас лежит заготовка вашего детского паспорта и фотографии. В первом прямоугольники вы наклеиваете  свою фотографию, под ней пишите свое имя и возраст. Внизу флаг РОССИИ,  следующий прямоугольник – флаг города в котором вы живете. Потом флаг  Сокольников, здесь находится наш детский сад. И последний прямоугольник – это фотография ваших друзей и внизу их имена.  

    Выполняя это задание вам поможет алгоритм, который вы видите на экране.

    АЛГОРИТМ «ПАСПОРТ ДОШКОЛЬНИКА»


            



    Кто хочет рассказать по своему новому документу о себе.

    - Я живу в России.

    - мой родной город Москва.

    - В Сокольниках я хожу в детский садик.

    - В садике у меня есть друзья.

    - Меня зовут Света мне 6лет.

    Заключительная часть. Ребята спасибо вам за ваше внимание и активное участие. Давайте с помощью ромашек оценим понравилось вам наше общение или нет. А теперь давайте скажем гостям, до свидания, и подарим ромашки с пустой серединкой и они тоже оценят нашу работу.

    В: Посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они хотят посмотреть что вы знаете и умеете. Покажем.

    Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно его послушаете.
    Попробуйте догадаться, о чём сегодня мы будем с вами  говорить.

    Лишь появится ребёнок и  едва начнёт  дышать,
             У него уже с пелёнок появляются…(права)

    О чём мы сегодня будем говорить?
    (сегодня мы будем говорить о правах ребёнка)

    Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах ребёнка.
    (включается запись плача ребёнка)
    Ребята, кто же это плачет? Может,  кто кого обидел? Сейчас я посмотрю.
    (воспитатель заносит игрушку мамонтёнка).
    Вы узнали кто это? Конечно, он похож на слонёнка.
     Но обратите внимание на его шёрстку. Точно это мамонтёнок!
    Что с тобой приключилось мамонтёнок?

    ( озвучивает воспитатель)

    Воспитатель: 
    Ребята, мамонтёнок потерялся, он не знает своего имени, не знает ничего о своей семье.
     Давайте пригласим мамонтёнка к нам в гости и расскажем ему, что такое семья и познакомим его с правами ребёнка в семье.( сажаем мамонтёнка рядом с детьми на стульчик)

    Сегодня постарается Вова, меня увидит Амадей, ушки слышат у Максима и Яны.
    Сашенька с Катюшкой со мной поиграют, Ванюша знанья закрепляет. Поднимите руки выше, кто имени своего не услышал?

    А теперь поиграем все вместе. Повторяйте за мной.

    Запоминает наша голова, Важные поступки и умные слова (дети гладят себя по голове).
    Слушаем внимательно, смотрим обязательно (подносят руки к глазам)
    Взрослых не перебиваем (грозят указательным пальцем)
    Знаний много получаем (сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).

    В: С плачем рождаются все дети, новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки с цифрами.

    Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки с цифрами - на них было написано, когда вы родились. ( показать детям манжетки). 
    Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей)

    Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?

    По имени можно многое узнать о человеке. Если к одному человеку обратиться «Юрочка», а к другому «Андрей Васильевич». Что можно сказать об этих людях? ( Юра – мальчик, А. В. – мужчина, взрослый человек).
    По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик.

    Мужчина или женщина.

    Дети, а к кому вы можете обратиться просто по имени?
    (ответы детей)

    По имени можно обратиться к друзьям.

    А к кому обращаетесь по имени, отчеству?
    Правильно к взрослым людям.
    Ребята, давайте познакомим мамонтёнка с первым правом, которое имеет ребёнок при рождении.
    ( дети все вместе)

    Первое право, записанное в Конвенции – это право на имя.

    Нет ни одного человека, у которого  не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека.

    Имя дарит нам отраду

    Дарит счастье и удачу

    Потому узнать бы надо.

    Что же наше имя значит?

    В: мое имя Светлана - светлая

    Дети, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите.

    В: ребята давайте посмотрим на экран и объясним, почему у сказочных героев такие имена

    Игра «Как растет имя?»

    Показ слайдов Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:

    - Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно…  Звали эту девочку ласково: Светочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Света. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Светочка. Моя дочь зовет меня «мама». Друзья зовут Светой. А в детском саду я для всех Светлана Геннадьевна.- Вы растете, и имена ваши тоже растут

    А сейчас хочу узнать как вас ласково называют ваши мамы. Игра «Назови ласково».

    Мамонтенок: ой я вспомнил меня мама называла Темочка – сыночек.

    Воспитатель: ребята скажите пожалуйста как можно еще назвать мамонтека.

    В: игра «Встреча»

    « Здравствуй, друг?» – здороваются руками.

    «Как ты тут?» - хлопают по плечу друг друга.

    «Где ты был?» - дергают за ухо,

    «Я скучал» - руки скрещиваются на груди;

    «Ты пришел» - руки разводят в стороны,

    « Хорошо» - обнимаются.

    Переходят к следующему ребенку, пока не встретятся со всеми.

    Воспитатель: Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»

    В: отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Давайте посмотрим все ли знают свое отчество игра « назови свое отчество»

              Воспитатель: ко всем людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, родным, брату, сестре, а вот по имени и отчеству – старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству вы проявляете уважение к нему.

    В: «узнайте чей портрет» как вы думаете можно узнать человека, который изображен на портрете только по его части. Давайте попробуем(разрезные портреты пап).

    В: вот видите, очень трудно узнать человека по отдельному фрагменту. Надо чтобы портрет был целиком. Так и у человека есть фамилия, имя и отчество.

    Я предлагаю вам поиграть в игру «Давайте познакомимся?»

    В: нет такого человека, у которого не было бы фамилии. Как вы думаете, откуда взялись фамилии?

    Д:

    В:  давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать и понимать о ком идет речь. Придумали фамилии. Но где взять так много фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца, по месту жительства, по профессии, которой занимался человек. Иван Иванов, Мария Нагорная, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов. Потом фамилия переходила от отца к сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась. Попробуйте догадаться о происхождении ваших фамилий.

    В: не всегда происхождение фамилии легко разгадать, но есть ученые, которые этим занимаются.

    В:  скажите мне пожалуйста с каким правом ребенка мы сегодня познакомились. Вспомните как называется документ, подтверждающий ваше право на имя, отчество и фамилию?

    В: когда вам исполнится 14 лет, вы получите еще один документ – паспорт ( рассматриваем )

    Я предлагаю вам сегодня сделать паспорт дошкольника

    Ребята садитесь за тот стол где видите свое имя.

    В: Наш паспорт будет отличаться от настоящего. Он будет состоять из одной страницы, как свидетельство о рождении. Чтобы все сделать правильно вы можете обратиться к алгоритму, который будет на экране. И мой  словесный рассказ вам поможет.  У вас лежит заготовка вашего детского паспорта и фотографии. В первом прямоугольники вы наклеиваете  свою фотографию, под ней пишите свое имя и возраст. Внизу флаг РОССИИ,  следующий прямоугольник – флаг города в котором вы живете. Потом флаг  Сокольников, здесь находится наш детский сад. И последний прямоугольник – это фотография ваших друзей и внизу их имена.  

    Выполняя это задание вам поможет алгоритм, который вы видите на экране.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ОД на тему: "Я - Человек. И у меня есть права"

    Конспект организованной деятельности детей по правовому воспитанию....

    "У меня есть права"

    Методическая разработка по формированию правовых основ у детей дошкольного возраста с конспектом и справочным материалом....

    Занятие по ознакомлению с социальной действительностью в подготовительной группе ОНР . Тема: "Я - гражданин! У меня есть права!"

    На занятии детям в доступной и увлекательной форме даются понятия: "Права детей", "Гражданин" и др. Воспитанники учатся применять свои знания на примере героев известных сказок....

    Познавательно – развлекательная программа «У меня есть права, я знаю свои обязанности» для детей старших групп

    Познавательно-развлекательная программа направлена на формирование основ правового сознание дошкольников, чувства собственного достоинства, осознания своих прав...

    Конспект НОД «Я человек - у меня есть права»

    Тема: «Я человек - у меня есть права» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правового сознания и правовой культуры. Задачи: 1. Познакомить детей с основным докумен...

    Презентация к проекту "Я человек и у меня есть права".

    Презентация к проекту "Я человек и у меня есть права"....