Мы и природа
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Шамсутдинова Альбина Шавкатовна

Доклад в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.     

       Природа хрупка и ранима. В последнее время всё  чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

      Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

      Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада.

      В процессе ознакомления дошкольников с природой большое внимание уделяют формированию бережного отношение к ней – важнейшая задача детского сада.

      Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

      Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями. Например, недостаточно дать детям знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо научить ребят различать, узнавать наиболее распространённые из них по характерным признакам.

      Предположим, что ты выходишь из дома ранним солнечным апрельским днём и видишь…

      «О, что это?» Это жёлтый одуванчик. Он смотрит на тебя снизу и говорит: «Защити меня, пожалуйста».

      Наша земля изобилует красивыми цветами, растениями, деревьями, которые растут и цветут на лугах, по берегам рек и озёр, в лесах и садах.

      Многие цветы стали редкими и исчезают. Наши полезные насекомые: пчёлы, шмели, бабочки, стрекозы, кузнечики не могут жить в атмосфере, насыщенной химикалиями и пестицидами. Повышенная радиация и транспорт оказывают вредное воздействие на людей и животных. Пусть каждый помнит – мы живём только раз и совсем недолго. И у нас есть только одна Земля на всех: и для тех, кто любит её и кто – нет.

      Мы должны заботиться о нашей природе, соблюдать порядок в лесу, не сорить, не убивать насекомых, птиц, животных, ведь они наши друзья и помощники.

      Бережное и уважительное отношение к природе – условие выживания человечества. Поэтому сегодня необходимо формировать нравственную позицию человека по отношению к природе. Это обязывает педагогов сделать всё возможное, чтобы заложить в сознание ребёнка необходимость построения гармоничных взаимоотношений с миром. Процесс формирования культуры природолюбия  должен стать одним из основополагающих в работе с детьми.

«Письмо ели»

      Дорогие ребята! Мне очень грустно от того, что нас, ёлочек, каждый год очень много погибает от рук недобрых людей. Нам хочется крикнуть: «Люди! Остановитесь! Не губите нас! Мы тоже хотим жить!»

      Вы знаете, у всех деревьев есть свой голос. Самый звонкий и   певучий у нас – елей. Из нашей древесины делают музыкальные инструменты.

      Еловый лес называют ельником. Стоят в нём мощные прямые деревья, словно доблестные войны, охраняющие покой и тишину. Кругом сумрачно.

      Вот такие мы удивительные растения.

«Письмо Сирени»

      Ребята! Я обращаюсь к вам с огромной просьбой: не губите, не ломайте нас во время цветения. Неужели вам не жалко смотреть на изуродованные, грубо обломанные ветви сирени, когда кто-то уносит её ароматную красоту домой. Помните, сирень очень быстро увядает в букетах.

«Письмо Рябины»

      Ребята! Я очень рада вашему приходу. Погладьте меня: я так люблю ласку и не люблю, когда злые люди со мной плохо обращаются. Мне от этого становится горько и обидно.

      А ведь я спасаю птиц зимой от голода. Моими ягодами любят лакомиться снегири. Мои красные гроздья среди покрытыхснегом деревьев видны издалека. А теперь попробуйте палкой землю. Твёрдая? Тогда порыхлите её и полете, пожалуйста. А то я засохну.

      Не забывайте меня! Приходите зимой, и я угощу вас ягодами. Они очень полезны.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...