ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шкуратова Елена Леонидовна

«Домашние птицы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА

по теме:

«Домашние птицы»

Оглавление

    I Введение                                                                                3 стр.

    II Основная часть                                                                        4 стр.

подготовительный этап                                                                4 стр.

Содержательный этап                                                                10 стр.

Итоговый этап                                                                        12 стр.

    III Заключение: результаты и выводы                                                13 стр.

    IV Литература                                                                                15 стр.

I Введение

        Я, Шкуратова Елена Леонидовна, работаю в МДОУ №34 «Солнышко» г. Воскресенска уже 25 лет. Имею высшее педагогическое образование, окончила Орехово-Зуевский

        В этом 2011-2012 году с малышами мою 2-ую младшую группу посещают 21 человек. Возраст детей от 3 до 4 лет

Работая по программе Веракса «От рождения до школы» столкнулась вот с такой проблемой: занимаясь с детьми часто использовала художественное слово, потешки, подвижные игры, где упоминаются домашние птицы: «Наша уточка с утра...», «Вот и люди спят», «Петушок», «Курочка и цыплята» и др. В ходе работы я поняла, что у моих детей очень скудные представления о домашних птицах, многие дети даже не знают их вовсе. И не удивительно, ведь все они живут в городе, почти никто не был в деревне. Нет у детей и самого понятия «деревня».  Родители детей  моей группы это в основном молодые мамы и папы в возрасте от 18 до 30 лет. Бабушки и дедушки также живут в городе. В лучшем случае некоторые семьи имеют дачу, но домашним птицеводством не занимаются. Это я выяснила из бесед с родителями.

      Я выбрала тему проекта «Домашние птицы» так как считаю её актуальной: дети должны получить полные и достоверные знания, соответствующие возрасту детей, о домашних птицах: их внешнем виде, питании, среде обитания, пользе приносимой человеку и о том как человек, в свою очередь, заботится о домашних птицах. И получить их они должны именно в детском саду, так как в семье и окружающем мире (во дворе, в общении с другими взрослыми и детьми) отсутствуют наблюдения за домашней птицей, ребёнок не получает необходимых знаний.

       Участниками проекта стали : воспитатель, родители, дети.

Вид проекта: информационный, фронтальный.

       Срок реализации: 2-3 недели

       Цель проекта: сформировать целостное представление о домашних птицах, их характерных отличительных особенностях, закрепить понятие «домашние птицы»

        Задачи: 1. Закрепить понятие «домашние птицы», «домашние птицы живут рядом с человеком»

Учить создавать образы домашних птиц с помощью различных изобразительных средств.

Воспитывать заботливое отношение к живому.

        Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

        Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме «домашние птицы»

Вовлечение родителей в педагогический процесс

II. Основная часть.

1 этап. Подготовительный.

          Подготовительный этап работы над проектом был связан с подбором необходимых материалов, составление развёрнутого плана и созданием активизирующей среды, соответствующей цели проекта.

Вид деятельности

Задачи

День проекта

1 этап. Подготовительный

1. Подбор художественной и методической литературы, иллюстраций по теме

Информационно-методическое обеспечение проекта

2. Консультация для родителей по проекту «Домашние птицы»

Знакомство родителей с задачами проекта

3. Подбор родителями загадок, стихотворений о домашних птицах

Вовлечение родителей в педагогический процесс

4. Беседа о домашних птицах

Определить представления детей о домашних птицах на начало проекта

II этап. Содержательный

1. Д/и «На птичьем дворе»

Дать детям представление о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц. Закрепить понятие: домашние птицы живут рядом с человеком.

1

2. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба»

Воспитывать умение слушать сказку и понимать её содержание, сопереживать её персонажам.

1

3. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй». Заучивание наизусть русской народной потешки «Петушок-петушок...»

Закрепить знания детей о курином семействе. Помочь запомнить и выразительно читать потешку, обратить внимание детей на образные описания.

2

4. Упражнение «Кто как разговаривает?»

Упражнять в правильном произношении слов, обозначающих «говор» домашних птиц.

2

5. Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»

Помочь понять содержание картины осмыслить взаимоотношения между персонажами, учить делать самостоятельные выводы.

3

6. Подвижная игра «Наседка с цыплятами»

Упражнять детей в беге  врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал

3

7. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Уточки»

Закрепить представления детей о повадках домашних птиц (уток)

4

8. Лепка «Утёнок»

Закрепить представления детей об утке, её характерных особенностях. Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв)

4

9. Чтение сказки «Цыплёнок и утёнок»В. Сутеева

Помочь детям понять содержание сказки, воспитывать навыки драматизации

5

10. Рисование «Цып-цып-цып, мои цыплятки...»

Закрепить знание детей о характерных особенностях курицы и цыплят, формировать представления о круглой форме предметов, учить размазывать краску рукой, дорисовывать карандашом или фломастером детали

5

11. Дидактическая игра «Кто как двигается»

Закрепить знания детей о способах передвижения домашних птиц, расширить глагольный запас по теме

5

12. Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка Рябушечка»

Познакомить детей с русской народной песенкой, развивать навыки драматизации

6

13. Дидактическая игра «Птицы и их птенцы» («Кто у кого?»)

Учить детей правильно называть птенцов домашних животных

6

14. Аппликация «Вышла курочка-хохлатка с нею жёлтые цыплятки...»

Закрепить знания детей о курином семействе. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе, изображать предмет, состоящий из нескольких частей

7

15. Разгадывание загадок о домашних птицах.

Закрепить знания детей об отличительных особенностях домашних птиц

7

16. Дидактическая игра «Назови ласково»

Учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7

17. Чтение сказки «Цыплёнок» К. Чуковского.

Воспитывать умение детей слушать художественное произведение, оценивать некоторые доступные их пониманию действия персонажей, учить характеризовать персонаж в 2-3 словах, ориентируясь на описание и иллюстрацию

8

18. Лепка «Цыплята гуляют» (коллективная композиция)

Закрепить знания о характерных особенностях цыплят. Продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из 2 частей знакомой формы, передавая форму и величину частей.

8

19. Игра малой подвижности «Найди цыплёнка»

Развивать пространственные представления детей

8

20. Чтение русской-народной сказки «Гуси-лебеди»

Закрепить представления детей о повадках домашних птиц (гусей). Познакомить со сказкой, вызвать желание поиграть в сказку.

9

21. Подвижная игра «Гуси-гуси»

Упражнять детей в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал

9

III этап Итоговый

22. Интегрированная деятельность «Домашние птицы»

Систематизировать и обобщить знания детей о домашних птицах

10

23. Изготовление макета «Птичий двор»

Воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом и со взрослыми для достижения совместного результата

10

24. Фото-презентация макета птичьего двора для родителей

Ознакомление родителей с результатами работы по проекту «Домашние птицы»

10

     

       Мной была подобрана художественная и методическая литература, иллюстрации по теме «Домашние птицы»

       Провела консультацию для родителей по проекту «Домашние птицы», на которой познакомила родителей с задачами проекта.

       Обратилась к родителям с просьбой подобрать загадки, стихи о домашних птицах. Родители с удовольствием откликнулись и нашли много стихов, потешек, песенок.

       Далее определила представления детей своей группы о домашних птицах на начало проекта. Побеседовала с каждым из детей индивидуально: показывала картинку с изображением домашней птицы (петух, курица, утка, гусь, индюк) и задавала вопросы: Кто это? Где живёт? Как называются птенцы (Кто у кого?)? Что едят? Ставила таблицу и определила 3 уровня знаний детей.

       Ответы некоторых детей приведены в таблице:

Ф.И. ребёнка

Название домашней птицы

Название птенцов

Что делают?

Где живут?

Чем питаются?

Взаимоотношение

с человеком

1. Тимофеева Лиза

Петух +

Курица +

Утка +

Гусь (назвала уткой большой)

Индюк –  

Цыплята

утята




В траве

траву


2. Кутаева Наташа

Петух +

(это папа)

Курица –

Гусь –

Индюк –

Цыплята



Купаются

В домике далеко

Червяками


3. Фадеева Полина

Петух +

Курица +

Утка +

Гусь +

Индюк –

Цыплята




Клюют, плавают

С людьми

Зёрна, червяков

Люди ухаживают за ними

4. Дубовиц-кий Илья

Петух +

Курица +

Утка –

Гусь –

Индюка назвал курицей

Цыплята







Домик в лесу



5 Макарова Даша

Петух +

Курочки (назвала петушок)

Утка +

Гусь +

Детишки утки


Плавает


Зёрнышки, червяков

Папа петух ухаживает за птицами

6. Сороко-ненко Тимофей

Петух +

Курица +

Утка +

Гуся назвал страусом

Индюка - вороной

Цыплята

Плавает, ищет воду около берега

Домик

Зёрнышки

Живут около дома чтобы цыплят не украли. Человеку от птиц нет пользы

7. Тихонова Настя

Курица +

Петуха назвала курицей

Утка +

Гусь +

Индюк –

Курочки




Ест

В деревне

Мама даёт хлеб, корни

+

       Высокий уровень:

       Ребёнок узнаёт и правильно называет домашних птиц, знает названия птенцов, имеет представление об их образе жизни, месте обитания, знает, что человек ухаживает за домашними птицами, несут яйцо.

       Средний уровень:

       Ребёнок узнаёт, называет домашних птиц не всех, путается, плохо знает об образе жизни, не знает птенцов.

       Низкий уровень:

      Узнаёт и показывает лишь одну домашнюю птицу, не имеет представления о домашних птицах.

      На начало проекта детей, которые почти ничего не знали о домашних птицах, было  56% от количества в группе. Среднего уровня 34% и высокого уровня 10%.

  


2 этап. Содержательный

       Так как младшие дошкольники отличаются эмоциональной восприимчивостью подбирала такие виды деятельности детей, методы и приёмы работы, которые задействуют все анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный.

       Ведущий вид деятельности детей младшего возраста это игра, поэтому проводили занятия в виде игры. С большим желание и удовольствием дети играли в подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Найди цыплёнка», «Гуси-гуси».

         Дидактическую игру использовала как один из основных методов знакомства детей с домашними птицами. Так через дидактическую игру «Н птичьем дворе» давала представление о домашних птицах, характерных особенностях птиц (строении тела, повадках), закрепляла понятие «домашние птицы».

          Дидактическая игра «Кто-как передвигается» позволила закрепить знания детей о способах передвижения домашних птиц: кур, уток, гусей. В д/и «Птицы и их птенцы» учила детей правильно назвать птенцов домашних птиц.

         Использовала наглядно-информационные методы работы: беседы, рассматривание картин, слайдов.

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят позволило понять и осмыслить детям взаимоотношения между человеком и домашними птицами Дети делали самостоятельные выводы: Полина к. сказала, что курочек нужно кормить, иначе он «умрут с голода», «если будем заботиться курочке будет хорошо»

        Читала детям рассказ К.Д Ушинского «Петушок с семьёй». Потом заучивали с детьми народную потешку «Петушок-петушок». Закрепила знания  детей о курином семействе, дети выразительно рассказали потешку, быстро её запомнили.

         После чтения рассказа К.Д. Ушинского «Уточки», который помог детям, дети лепили утят.

 В лепке ребята передавали особенности строения тела — вытянутое, легко скользит по воде, вытянутый клюв, есть перепонки между пальцами на лапах, лапки широкие, плоские.

         Прослушав прочитанную мной сказку «Цыплёнок и утёнок» Сутеева дети сами поняли различия между утёнком и цыплёнком, затем разыграли драматизацию по содержанию рассказа.

 Илюша Д. Был цыплёнком, Даша М. - утёнком.

         В ходе проекта обращались к устному народному творчеств: сказки и потешки очень близки детям 3-4 летнего возраста.

         Рассказывала детям сказку, затем они становились  непосредственными участниками событий сказки, потешки через драматизацию. Дети  с удовольствием играли в сказки «Курочка-рябушечка», «Наши уточки с утра»

        Закрепить знания об отличительных особенностях домашних птиц помогло разгадывание загадок о домашних птицах, которые помогли подобрать родители нашей группы.

        Организованная продуктивная деятельность, занятия по лепке, аппликации и рисованию позволили закрепить знания детей о характерных особенностях домашних птиц, передавать их образ в изображении, обследовать объект губже посредством воспроизведения форм и цвета.

        Жёлтой гуашью рисовали цыплят на траве, затем дорисовывали детали фломастером: клювы, лапки на занятии по рисованию «цып-цып-цып, мои цыплята.

       Проводили с детьми аппликацию «Вышла курочка-хохлатка»; лепку «Цыплята гуляют».

       Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок» сопровождала показом на фланелеграфе.

        Дети смогли оценить действия героев рассказа: сопереживали цыплёнку, жалели его, объясняли, что он ещё маленький, глупенький.

         Познавательному развитию детей моей группы по теме «Домашние птицы» способствовали индивидуальные и групповые задания по типу: «Сравни и расскажи», «Сравни 2 картинки». Например, сравни кошку и курицу, собаку и утку.

         Сравнивали и 2 домашние птицы между собой: курицу и утку, утку и гуся, курицу и петуха.

         Чтобы детям легче было сравнивать предложила схему-алгоритм:

две лапы

перья

крылья

голова

клюв

хвост

         Ребята анализировали, сравнивали и запоминали отличительные особенности птиц: 2 лапы, оперение вместо шерсти, клюв, крылья, хвост.

        Для бесед с детьми индивидуальных и групповых подобрала следующие темы:

               «Чем мы курочек у бабушки кормили?»

               «Откуда появился цыплёнок?»

               «Почему индюки и куры на юг не улетели?»

             «Что зашито мягкое в подушках?»

               «О том, как утята учили плавать цыплят»

         Такие темы заставляли детей задуматься, искать ответ на поставленные вопросы, высказывать свои догадки и предположения, самостоятельно приходить к выводам, делать неожиданные открытия.

         Таким образом я старалась изучить с детьми объект со всех сторон.    

3 этап. ИТОГОВЫЙ

         На заключительном этапе организована интегрированная деятельность - «Домашние птицы» Целью этого итогового мероприятия было систематизировать и обобщить знания детей о домашних птицах.

          Дети «оказались» в деревне, где их встречала бабушка Рая (воспитатель).

Мои воспитанники показали хороший уровень знаний о домашних птицах, активно отвечали на вопросы «бабушке Раи», рассказывали стихи, потешки, пели песенки о домашних птицах, играли в пальчиковую игру « «Петушок», вспомнили коллективную работу «Птичий двор», в которой проявили свои умения в лепке и аппликации.

           Родителями был изготовлен макет «Птичий двор», который помог детям получить более полные представления о жизни домашних птиц в деревне.

           Был проведён мониторингс детьми. Получили следующие показатели:

детей с высоким уровнем знаний по теме – 48% (увеличение на 38%)

среднего уровня – 42% (увеличение на 8%)

низкий уровень – 10%

Повышение уровня знаний составило – 46%

        На родительском собрании ознакомили родителей с результатами работы по проекту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Благодаря данному проекту мне удалось сформировать у детей целостное представление  о домашних птицах, их характерных и отличительных особенностях.

         Результатами участия взрослых и детей стало то, что как показал заключительный мониторинг у детей:

повысился уровень знаний о домашних птицах, условиях их обитания и образе жизни. Детям стало понятно  само понятие «домашние птицы». В результате организационной воспитателем познавательной и исследовательской деятельности дети стали сравнивать , анализировать и самостоятельно делать выводы и умозаключения: почему  это птица, а не животное, чем отличается петух и курица и т. д.

Образы домашних птиц, созданные в лепке, аппликации, рисунках стали более выразительными и реалистичными. В своих работах многие дети стали проявлять творческие начала: например, лепили не только цыплят, но и камушки, зёрнышки, рассказывали, придумывали целые истории о своём персонаже (утёнке, цыплёнке).

Дети стали более заботливыми по отношению ко всему живому. Наблюдая за насекомыми, муравьями, жуками спрашивали, кто о них заботится, старались не наступать на них, внимательно следили, чтобы в клетке с попугаем всегда был корм и вода. Родители отметили, что их дети стали добрее по отношению к домашним питомцам: кошкам, собакам, рыбкам. Говорили своим мамам о том, что человек должен заботиться о животных, которые живут рядом с ним.

       Родители моих воспитанников стали активными участниками проекта. С их помощью изготовлены: макет «Птичий двор», выставка альбомов «Домашние птицы», выставка поделок по теме. Родители проявили свою творческую активность: изготовили замечательных  курочек, уточек, гусей из различных материалов: ткани, ниток, лепили из солёного теста, бисера и д.р.

       Мне удалось вовлечь родителей в педпроцесс.

       Таким образом, цель, которую я преследовала изначально, достигнута, задачи намеченные мной в начале проекта решены.

        Я убедилась, что выбранные мной методы и приёмы по формированию у детей младшего дошкольного возраста экологических знаний посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, как детей, так и непосредственно родителей моих воспитанников.

         Способствовало развитию у детей воображения, мышления, памяти, формированию нравственных качеств, воспитанию бережного отношения к природе.

        Главным итогом работы над проектом для меня стал не угасающий интерес детей, желание узнавать новое, творить, играть, общаться.

        Проектная деятельность развивает наблюдательность, неравнодушное отношение детей к окружающему миру.

Литература

От рождения до школы. Основы общеобразовательной программы дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — М.: Мозаика-Синтез, 2010

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 2007

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М., 2005

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй группе детского сада. - Воронеж, 2007

Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа: конспекты занятий / автор составитель О.В. Павлова. - Волгоград, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированная работа по теме «ФОЛЬКЛОР, ЖИВУЩИЙ В НАРОДЕ»

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов, образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия....

Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Практико-ориентированная работа «Преемственность  в  работе  детского  сада  и  школы  как  условие  успешной  адаптации  детей  ...

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

Практико – ориентированный семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до».

žПовышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых люде...

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Модернизация воспитательной деятельности ДОУ. Внедрение программы воспитания через организацию активных, практико - ориентированных форм работы»

Цель: повышение компетентности педагогических работников по разработке и реализации программы воспитания ДОУ.Задачи:1.  Познакомить с нормативной базой, структурой и материалами по наполняемости ...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...

Перспективный план по работе с родителями с использованием практико-ориентированных форм работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по работе с родителями с использованием практико-ориентированных форм работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...