Йод - история его открытия
занимательные факты (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Голуб Анна Юрьевна

 

 Цель:

Познакомить с историей открытия йода.

Задачи:

 Обучающие задачи: расширять знания детей о взаимодействии различных веществ. Систематизировать и уточнять представления детей о химических реакциях. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах различных предметов, через наблюдение.  Выявлять агрегатное состояние веществ.

  Развивающие задачи: развивать логическое мышление, воображение. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Воспитывающие задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Обогащать словарь детей.

Оборудование:

Настойка йода, лист сухой ламинарии, вода, перекись водорода, индивидуальная посуда для проведения опытов, лупа, мнемотаблица, салат морской капусты, иллюстрации морского побережья.

Ход:

Воспитатель предлагает рассмотреть йод в бутылочке и просит рассказать о назначении его.

 -Опишите йод, какой он? Для чего йод используют?

Это настойка йода – раствор йода в спирте. Чистый йод – это темно-серые твердые кристаллы. Йод в чистом виде в природе не встречается. Он запрятан в растениях и камнях.

Рассмотреть морское побережье на иллюстрации. Богатые йодом водоросли служат кормом различным животным.

Воспитатель показывает небольшую часть сухого листа ламинарии. Дети исследуют ее.

Опыт 1:

Замочить сухой лист в воде, понаблюдать за изменениями свойств листа (увеличивается в размерах, становится более пластичным, усиливается запах йода).

 Морская водоросль содержит много йода. Она очень полезна для здоровья. Из нее готовят салаты и некоторые лекарства для ослабленных людей. Показать буклеты о медикаментах содержащих йод.

Слониха, слоненок и слон

Устали стоять в зоопарке,

И в море уплыли на синей байдарке.

Слониху, слоненка, слона

Пушистые волны качали

И детской улыбкой дельфины встречали.

Слонихе, слоненку, слону

Глоток задушевности нужен, -

Дельфины устроили дружеский ужин.

Слониха, слоненок и слон

В обнимку растаяли в дымке –

Дельфины на память остались на снимке.

Слониха, слоненок и слон

Во сне по дельфинам тоскуют,

И хоботом ищут капусту морскую

Слониха, слоненок и слон

Да-да! Спят и видят ее,

Любимое блюдо свое!

Морская капуста приятна,

Дельфины во сне ее шлют вероятно!

Во время небольшой паузы предложить на пробу салат из морской капусты. Описать его вкусовые качества.

200 лет назад французскому химику йод помогла открыть кошка. Она прыгнула на стол и опрокинула склянки с серой кислотой, железом и морскими водорослями. Растворы смешались и превратились в фиолетовое облако. Когда облако рассеялось, химик увидел темные пахучие кристаллы и назвал их «фиалками». Уже позднее йод растворили в спирте, чтобы мазать разбитые коленки.

Что еще о йоде скажешь?!

Каждый сразу все поймет!

Если ранку ты помажешь –

Ранка сразу заживет!

Физминутка.

«Море волнуется»

Опыт 2:

Мы будем получать йод в чистом виде. Для этого возьмем обычную йодную настойку и добавим несколько капель перекиси водорода.

Наблюдение за образованием темно-серых кристаллов йода.

Вывод:

Перекись водорода очень активное вещество. Как только оно встречается с другим веществом, оно «нападает» и «отбирает» частички-атомы. Вот и сейчас перекись отобрала частички спирта, остался йод.

Опыт 3:

Рассмотреть кристаллы йода в лупу.

Зарисовать схему проведения опыта в мнемотаблицу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию на тему :"Колесо истории".

Выявиь и закрепить знания детей об историческом прошлом г. Альметьевска ; воспитывать интерес  и любовь к родному городу; развивать творческое вооброжение , память, речь....

Открытое занятие в подготовительной группе.Тема: История создания книги. МБДОУ"Детский сад"№324 г. Казань.

Подготовила Гульцева Ольга Михайловна,воспитатель МБДОУ"Детский сад №324 присмотра и оздоровления" г.Казани.   Открытое занятие в подготовительной группе         ...

Конспект интегрированного открытого занятия по математике средней группе «История веселого квадратика»

Ознакомление с геометрическими фигурами. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие воображения, мелкой моторики пальцев рук. Упражнять в счете до 5. Развивать слуховой анализатор. Формиров...

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: Имена московских улиц. История названия улицы Подольских курсантов.

Открытое занятие, которое мы провели с ребятами для закрепления знаний о Москве - столице нашей Родины, о принципах образования названий улиц в Москве в целом, Южном округе в частности. Знакомство с и...

Конспект открытого занятия «История книги»

Задачи:  Образовательные:Познакомить детей с историей возникновения книги.Напомнить  об   оформителях  книг – художниками  - иллюстраторами.Показать  из каких частей...

Конспект открытого урока "Песочные истории" с использованием элементов сказкотерапии .

Тема: «Песочные истории» Цель: развитие  познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками. Программное содержание: 1 .Познакомить детей...

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской областиструктурное ...