Открытое занятие в подготовительной группе.Тема: История создания книги. МБДОУ"Детский сад"№324 г. Казань.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Гульцева Ольга Михайловна
  Подготовила Гульцева Ольга Михайловна,воспитатель МБДОУ"Детский сад №324 присмотра и оздоровления" г.Казани.
   Открытое занятие в подготовительной группе            
                         Тема: История создания книги.
 Цель: Расширить знания детей об истории создания книги.Продолжать развивать у детей способность к устной связной речи.Активизировать познавательную деятельность.Развивать познавательные и творческие способности у детей.Воспитывать бережное отношение к книгам.Приобщать детей к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
12 апреля ежегодно празднуется Неделя детской книги.
                               Пусть эта "Книжкина неделя"                     
                               Продлится только до апреля,
                               Но вы,читающий народ,
                               Любите книгу круглый год.
Дети,а вы любите книги?
Какие бывают книги?
Книги,как мудрые и добрые друзья вводят нас в удивительный и познавательный мир.Через книги мы узнаем новое,знакомимся с природой,читаем сказки,стихи,загадки,пословицы и поговорки.
А какие пословицы и поговорки про книги,знаете вы?
"Книга - источник знаний".
"Выбирай книгу так,как выбираешь друга".
"Книжные страницы похожи на ресницы - глаза открывают".
"Кто много читает,тот много знает".
 "Золото добывают из земли,а знания из книг".
"Книга не пряник,а к себе манит".
Дети,как вы думаете,всегда ли у людей были книги?
Как появились книги?
Послушайте,очень,очень давно люди не умели читать и писать - не было букв на свете,не было письменности.А значит не было и книг.
 Давайте мы с вами перенесемся в древние времена,к первообытным людям.Они жили в пещерах,отдыхали там после утомительных скитаний по лесам в поиске пищи и добычи.Поскольку речь людей была слабо развита,люди пытались рассказать друг другу о своих приключениях на охоте или в диких лесах движениями, жестами. 
 Человек исполнял различные ритмичные танцы,еще задолго до возникновения языка.Он производил телодвижения,издавал звуки, мычание,кричал в особые моменты,как,например,перед сражением или охотой.
Также он создал барабан,в который можно было бить разными способами.И вскоре человек стал использовать звуки и барабанный ритм,чтобы обращать магические слова своим богам. Люди старались воспроизвести некоторые ритмы природы - звук воды,ветра,полет птиц,ритмическое движение животных.                                              
               (Инсценировка "В пещере первообытных людей")
Людям хотелось как-то записать и зарисовать увиденное и услышанное."Иногда какой-нибудь охотник брал кость или плоский камень и на нем острым резцом выцарапывал охотничьи сцены животных,словом,все,что запомнилось ему или удивило его.Конечно,  эти рисунки на камне или кости были очень грубыми,неумелыми.Но порой первообытный художник так живо и верно изображал животных,что мы и теперь восхищаемся искусством этих далеких мастеров".(отрывок из книги "Приключения доисторического мальчика").(слайд).
Со временем знания и опыт накапливались,люди стали придумывать разные способы,чтобы все записать.Начали писать на коре деревьев, на глиняных дощечках.(слайд).
В Древнем Египте возникла письменность в виде картинных знаков.      С помощью знаков изображали воду,звезду...Писали иероглифы на глиняных сосудах.В Древнем Египте был изобретен папирус.
В Древнем Китае измельчали шелковицу,золу,ткань.Смешивали с водой и раскладывали тонким слоем.Сушили.Так изобрели бумагу.
Первый алфавит появился в Древней Греции.В Греции люди пользовались свитками.Их изготавливали из кожи,шелка,пергамента,а позднее из бумаги.(слайд).
В Древней Руси записи делали на бересте.Писали на ней острым металлическим или костяным стержнем,или,как его называли,    писалом.На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались.Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами.(слайд). Основой нашего алфавита является "Кириллица",     названная в честь двух братьев Кирилла и Мефодия.(слайд).
Затем был изобретен более дорогостоящий пергамент.Его изобрели в городе Пергам,откуда и пошло само название материала.Пергамент выделывали из шкур животных. На изделие одной такой книги уходило стадо баранов.Писали ее от руки несколько лет .
Сначала распостраненной формой книги являлся свиток - это блок скрепленных листов пергамента или бумаги.Писали золотой или серебряной краской.(слайд).
Переплетные крышки выполнялись из дерева, обтянутого кожей.Держалась такая книга на завязочках.
Были и роскошные переплеты,украшенные бархатом,атласом и даже  драгоценными камнями.(слайд).
Со временем появилось много книг - сначала они писались в ручную, гусиными перьями,затем появились печатные станки.(слайд).
В наше время книги печатаются в типографиях,на печатных станках.У    книг прочные картонные переплеты,яркая обложка и красочные иллюстрации.(слайд).
Мы с вами наблюдали длинный путь книги,начиная от Древнего мира до наших дней.
                                     Разминка .
Чтоб головка не болела,
Наклоняем вправо-влево.
А теперь кистями крутим -
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повототы вправо-влево,
Плавно производим.
Потянули плечи,спинки.
А теперь конец разминке.
Сегодня мы с вами вместе будем создавать книгу - "Книга загадок".
Какой формы и размера бывают книги?
Кто участвует в создании книги? А рисуют?
Авторы пишут содержание книги,а художники-иллюстраторы рисуют иллюстрации к содержанию книги.
Книга состоит из яркой,красочной обложки и страничек.
Мы с вами в группе  подготовили странички к книге и нарисовали иллюстрации к загадкам.
А сейчас эти странички соединим в книгу и загадаем загадки друг другу.Посмотрите,какая книга у нас получилась:круглой формы с яркой обложкой и красочными иллюстрациями.
Я предлагаю эту книгу подарить детям младшей группы на память,от детей подготовительной группы.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема: «Золотая Нива Ставрополья».

Тема: «Золотая Нива Ставрополья».Программные задачи: Формировать и закреплять знания детей о малой  Родине – Ставропольском крае, его достопримечательностях; расширить знания о злаковых растениях...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема проекта: «История возникновение книги»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема проекта: «История возникновение книги»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема проекта: «История возникновение книги»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема проекта: «История возникновение книги»...

Открытое занятие в подготовительной группе Тема "Берёза-символ Родины моей"

Открытое занятие в подготовительной группе по образовательной области "Художественно-эстетическое восприятие" тема "берёза-символ Родины моей"...

Конспект открытого занятия В подготовительной группе Тема: «Птичий двор»

Цель: формировать потребность в здоровом образе жизни, развивать гибкость у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- закрепление  представление о здоровом образе жизни; формироват...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: «Сказочный мир детства, созданный народами России»

онспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: «Сказочный мир детства, созданный народами России»...