Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: Имена московских улиц. История названия улицы Подольских курсантов.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Попова Елена Васильевна

Открытое занятие, которое мы провели с ребятами для закрепления знаний о Москве - столице нашей Родины, о принципах образования названий улиц в Москве в целом, Южном округе в частности. Знакомство с историей названия улицы Подольских курсантов. Воспитание патриотизма, закрепление правил поведения в общественных местах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание: Закреплять знания о Москве – столице нашей Родины, закреплять знания детей о принципах образования названий улиц в Москве, улиц Южного округа, знакомить с историей названия улицы Подольских курсантов. Воспитывать патриотизм. Помочь выразить свои знания и чувства в аппликации. Закреплять правила поведения в общественных местах.

Пособия: физическая  карта России, карта Москвы, фотографии улицы Подольских курсантов, готовые формы для аппликации, кукла Буратино, проектор.

Ход занятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодняшнее занятие мы начнем с путешествия по карте нашей Родины. Как называется наша страна? Покажите на карте.

ДЕТИ: Россия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называется город, в котором мы с вами живем?

ДЕТИ: Москва.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы говорим, что Москва – главный город России. Как еще можно назвать главный город в стране?

ДЕТИ: Столица.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Покажите на карте Москву, центр Москвы.

В Москве много красивых улиц, бульваров, памятников, парков и скверов. Для того, чтобы удобнее было содержать город в чистоте, управлять фабриками, заводами, предприятиями, Москву поделили на части, которые называются округами. Как называется наш округ?

ДЕТИ: Южный округ.

Раздается стук. Появляется Буратино.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Буратино, ты знаешь, что опаздывать невежливо?

БУРАТИНО: Я очень спешил, но заблудился в Москве. У вас много красивых улиц, но некоторые носят непонятные названия. Например, площадь в центре города называется Красная, а улица – Арбат или Кузнецкий мост.

ВОСПИТАТЕЛЬ: В Москве названия улиц складывались с древних времен и по этим названиям можно узнать историю страны и города. Сейчас ребята тебе расскажут, как возникали названия улиц в центре Москвы.

Расскажите, ребята, как называется главная площадь Москвы? Покажите на карте.

ДЕТИ: Красная.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как возникло это название?

ДЕТИ: В старину прекрасное называли красное. Название возникло потому, что все самое лучшее в древности называлось красным.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, а как возникло название улицы Арбат?

ДЕТИ: По улице ехала телега-арба с грузом товара, на этой улице торговали восточные купцы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, а как возникло название Боровицкая? Полянка?

ДЕТИ: Москва была маленьким поселением, вокруг были леса и поляны, отсюда возникали такие названия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: В еще более древние времена улицы называли в честь людей тех профессий, которые жили на этой улице, так возникли названия таких улиц, как Скатертный пер., Хрустальный пер., Рыбный пер.

Как могли назвать улицу, на которой жили повара, кузнецы, оружейники?

ДЕТИ: Поварская, Кузнецкая, Оружейная.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Одна из главных улиц Москвы называется Тверская. Здесь проходила дорога в город Тверь.

Прошли времена и на карте появились новые названия. Наш район называют также Чертаново-Южное. Когда-то он был построен на месте реки Чертановки. Покажите на карте. Какие улицы в Чертаново-Южное вы знаете?

ДЕТИ: Чертановская, Кировоградская, Варшавское шоссе, Подольских курсантов.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называются ближайшие к нам станции метро?

ДЕТИ: Пражская, Южная, Чертановская.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Буратино, ты понял, почему улицы в Москве так называются. Изучи карту Москвы и ты никогда не заблудишься в нашем городе.

Физкультминутка.

Я шагаю по Москве

Как шагают по доске.

Посмотрите – сквер направо,

И налево тоже сквер.

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый

На ту сторону ведет

Пешеходный переход.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит

Проходите – путь открыт.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Я сегодня расскажу вам о том, как возникло название нашей улицы. Во времена Великой Отечественной войны здесь была окраина города Москвы, здесь проходила линия обороны Москвы. Москва – столица страны, если враг завоевывает главный город, то война проиграна. Важнейшей задачей армии было не подпустить врага к Москве.

По тревоге были подняты курсанты военных училищ Подольского пехотного и артиллерийского. Это были совсем молодые ребята, проучившиеся всего три месяца. Курсанты – это будущие офицеры, золотой запас армии. В тот момент в этом направлении войск не было, на переброску из других мест времени не было.

5 дней героически сражались курсанты. Они уничтожили 100 танков, 10 бронемашин, 5 000 солдат и офицеров противника были убиты. Бойцы проявили чудеса героизма и отбросили фашистов от родного города, выиграли время до прибытия подкрепления. Но в этом неравном бою погибло 2 500 курсантов, в живых осталось несколько человек.

Все это происходило в октябре 1941 года. Бои проходили здесь, в тех местах, где мы сейчас живем, где выросли высокие дома, детские сады и школы. Имена этих героев сохранились в названиях улиц в Москве и городе Подольске. Памятники им поставлены в Подольске и Москве, несколько школ носит имя Подольских курсантов. В честь их героического подвига в нашей районе поставлен памятный знак. Кто скажет, где он находится? Давайте рассмотрим этот знак на фотографии через проектор. Мы с вами должны гордиться тем, что наша улица названа в честь героев Великой Отечественной войны.

Дети рассматривают фотографии.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что сейчас находится на улице Подольских курсантов?

ДЕТИ: Жилые дома, детские сады, школы, аптека, поликлиника, почта, супермаркет, магазины.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Недавно мы в вами делали аппликацию «Наша улица». Для того, чтобы на этой карте сразу можно было узнать, что это наша улица, мы добавим изображение того, что есть только на нашей улице.

Дети приклеивают изображение аптеки, супермаркета, детского сада, школы.

Буратино хвалит их работу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: На этом месте мы поместим изображение памятного знака, установленного в память о подвиге подольских курсантов.

Мы с вами живем в Москве, носим гордое имя москвича. Как же нам научиться беречь наш прекрасный город, сохранять его чистоту и красоту?

Дети называют правила поведения:

- не сорить на улице и в саду;

- не пачкать стены домов, подъездов, лифтов;

- беречь растения;

- не ломать постройки на детских площадках;

- соблюдать правила дорожного движения, порядок в транспорте;

- не шуметь;

- культурно вести себя в общественных местах, быть вежливыми.

Буратино хвалит детей за то, что они хорошо знают правила культурного поведения.

Итог занятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня мы с вами беседовали о Москве. Узнали много нового. Вы хорошо рассказали Буратино об улицах нашего города, о нашей улице. Вы узнали сегодня историю названия улицы, на которой живете. Многие ребята отвечали хорошо, показали хорошие знания, показали, что они любят и знают родной город.

БУРАТИНО: На Руси издавно считалось, что самое вкусное лакомство – это пряники и баранки. Угощайтесь, ребята, я припас для вас баранки и пряники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Во саду ли, в огороде".

1. Образовательные задачи: Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», название различных овощей и фруктов; Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; ...

Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Весна"

Итоговое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Весна"...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Схема Московского метрополитена".

Цель занятия: уточнить у детей представление о схеме Московского мерополитена. Закрепить знания о схеме, как ей пользоваться, вводим в активный словарь: схема ,линии, переходы ,станции, тупик, перегон...

Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром во II – й младшей группе на тему: «Овощи и фрукты»

Цель: сформировать знания детей  об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, развитие речи.Задачи :Учить детей различать овощи и фрукты. Испо...

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и экологии на тему "Перелетные птицы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18506746","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"348"}}]]...

Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «От зерна до каравая» в старшей логопедической группе

Конспект открытого интегрированного занятия  по ознакомлению с окружающим миром на тему:  «От зерна до каравая» в старшей логопедической группе. Познакомить детей с процессом выр...