методические разработки по экологии для начинающих воспитателей детского сада
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Жемчужнова Ирина Владимировна

для экологии можно найти столько материалла, что порой теряешься, все ли ты провела,ничего не упустила? поэтому я решила разработать себе план, в который постаралась ввести все, что можно провести с детьми,чем можно их заинтересовать. Уж как это удалось, судить вам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4plan.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 Сентябрь.

Знакомство детей с поговорками об осени, ее приметами:

          « В сентябре лето кончается,

             Осень начинается»,

          « В сентябре одна ягода,

            Да и то горькая рябина»,

          « Много желудей на дубу –

             К суровой зиме».

Познакомить детей с новым календарем природы.

Вместе с детьми перенести цветы с клумбы в группу.

Прогулка в парк. Обратить внимание на такие деревья как береза, тополь, вяз, ясень, клен. Рассмотреть их листья. Поговорить о том, что деревья как и все живое тоже готовятся к зиме. Загадать детям загадку:

           « Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

              Птиц к югу отправляю, но не касаюсь сосен и елочек.

              Я …»

Организовать выставку урожая. Предложить рассмотреть каждый овощ, фрукт. Поговорить о том, где и кем было все выращено? Что для этого было необходимо? Рассказать о полевых культурах. (Дошкольное воспитание 7/2002 стр 65).

Знакомство с травами, растущими в наших краях – полынь, цикорий, мята, подорожник, лебеда. Выяснить их пользу. Предложить дидактическую игру « Аптека» - закрепить лечебные свойства трав.

Наблюдение за насекомыми. Выяснить закономерность « Чем холоднее – тем меньше насекомых».

Побеседовать о том, какие насекомые прячутся в кору, какие под землю?

Беседа о подготовке степных зверей к зиме. Чтение рассказа Аксакова « Сурка».

Заготовка семян для подкормки птиц зимой.

Прочитать детям стихотворение Т.Собакина. Разучить его сними:

          « Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

             Если все: и я, и ты. Если мы сорвем цветы,

             Опустеют все поляны и не будет красоты!»

Побеседовать с детьми о том, что необходимо научиться любоваться цветами в природе, не губить эту красоту, чтобы другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

( в помощь Д/в 9/2002 стр 27).

Собрать гербарий из зеленых, желтых, красных листьев. Полюбоваться их красотой. Сохранить их для рассматривания зимой.

Почитать детям Т. Николаевой « Задачки на удивление» ( Д/в 9/2001 стр42 – 44). Побеседовать о прочитанном.

Прочитать детям небылицу Л. Станчева:

          «Теплая пора сейчас, виноград созрел у нас

            Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

            Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

            А зимой среди ветвей,  « га – га – га!» - пел соловей.

            Быстро дайте мне ответ, это правда или нет?»

Беседа о том , что может быть на самом деле, что нет?

Предложить детям сделать осенние зарисовки. Вспомнить как нужно располагать на листе бумаги предмет, расположенный близко, далеко?

Разучить чдетьми стихотворение о осени:

          « Осень – славная пора. Любит осень детвора.

             Сливы, груши, виноград, все поспело для ребят

             Фрукты сладкие как мед. Будет на зиму компот.

            И варенье, и желе, в каждом доме на столе».

Предложить детям ряд игр А. К. Бондаренко « Дидактическое игры в детском саду»:          « От зернышка к зернышку» стр 126;

« Так бывает или нет?» стр 82;

« Что вырастили люди?» стр56;

« Кто помогает сохранить красоту цветов?» стр 57.

Для родителей подготовить папки – передвижки на экологическую тему.

Подготовить консультации для родителей.

Попросить собрать природный материал для выполнения с детьми поделок из природного материала.

Провести ряд занятий на темы: «  По тропинке в лес пойдем», « Грибы», « Лесной пожар».

Пробудить интерес к лесу и его обитателями; напомнить правила поведения в лесу и правилами сбора грибов; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу. ( Д/в 7/2002 стр 12).

Поговорить о наблюдаемом дереве. Вспомнить каким оно было весной, летом? Сопоставить с осенним.

Сделать стенд Старика Годовика ( Д/в 9/2002 стр27).

Октябрь

Выучить с детьми новую пословицу:

           « Осень – перемен восемь».

Экскурсия в парк. Отметить изменения, произошедшие за это время. Обратить внимание как изменилась листва на деревьях. Насладиться миром прекрасной золотой осени. Вспомнить стихи об осени. Проанализировать.

Провести ряд занятий на тему: « Птицы – друзья человека». Выяснить, что дети знают о птицах. Поговорить о перелетных, зимующих птицах, какую пользу они приносят? Использовать рассказы: Д/в 3/2001 стр 39, Д/в 9/2002 стр 31.

Разучить с детьми стихотворение:

          « В добрый путь вам, птицы дорогие,

             Гонит вас зима в края чужие.

             В тех краях, природою богатых,

             Всех друзей приветствуйте крылатых.

             К нам весну пораньше приносите

             И о дальних странах расскажите».

Обратить внимание, что насекомых уже не видно. Поговорить  том, зачем вообще прячутся  насекомые?

Ежедневно отмечать погоду в календаре природы, отмечать состояние растений, животных, деятельность человека. Использовать  стихотворение С. Я. Маршака:

           « В октябре, в октябре частый дождик на дворе

              На лугах мертва трава, замолчал кузнечик.

              Заготовлены дрова на зиму для печек».

Заготовить природный материал для ручного труда.

Вместе с детьми провести необходимые работы на клумбе.

Выполнить очередное задание Лесовичка. Вместе с ним понаблюдать за последними, опавшими листьями, увядающей последней травинкой. Вспомнить еще раз, как вести себя в природе.

Организовать рассказывание детьми различных историй, придумывание сказок о случаях в природе. Записывать их в книжки – малышки.

Приучать детей к самостоятельному уходу за растениями: рыхление земли, полив. При этом вспомнить названия комнатных растений. Прочитать экологическую сказку: « Как Медведь пень потерял». Обсудить ее. Предложить нарисовать иллюстрации к сказке.

Посвятить одно из сезонных наблюдений за землей. Выяснить чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет? Когда она бывает влажной, а когда сухой7 Для чего ее надо периодически рыхлить?

 Провести опыты.

Почитать детям рассказы из « Методики экологического образования в детском саду»     С. Н. Николаевой.

Предложить новые игры А.К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду»:

« Природа и человек» стр 111;

« Какая сегодня погода?» стр32;

« Волшебный лес» стр 58;

« Какое время года?» стр78.

Экскурсия к реке. Наблюдение детей за обитателями реки: лягушками, рыбками, растениями. Выяснить, чем питаются рыбки? Объяснить , как  трудно без кислорода приходится им зимой. Что нужно делать  в реке проруби для того, чтобы рыбки могли дышать.

Провести праздник « Земля – наш дом». ( « Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаевой стр 171).

Поговорить с детьми о том, что дни становятся короче, а ночи длиннее. Объяснить это явление. Попросить родителей понаблюдать вечером и утром за закатом и восходом солнца.

Для родителей выпустить стенгазету. С помощью детей подобрать материал. Использовать детские рисунки, поделки, придуманные рассказы, консультации, вырезки из газет, журналов.

Ноябрь

Познакомить с народными приметами ноября:

          « Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме»;

          « Ноябрь зиме родной батюшка».

Экскурсия в парк. Выяснить почему деревья сбрасывают листву. Поговорить о том, что ноябрь завершает осень Вспомнить разученные стихи о ранней осени. Разучить стихотворение А.С.Пушкина:

         « Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

            Короче становился день, лесов таинственная сень

            С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,

            Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась

            Довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора».

Дать знания о подготовке степных зверей к зиме: смена окраса» шубы», заготовка запасов на зиму. Прочитать рассказ : « Жизнь лисиц в природных условиях» ( Д/в 10/ 2006 стр 86).

Понаблюдать за последними улетающими птицами. Продолжить эту и предыдущую темы рассказами « Осень».

Сделать с детьми стенд в природном уголке со Старичком Годовичком и 12 – ти его месяцами. У каждого из них кармашки, в которые могут быть вложены рисунки, рассказы детей. ( в помощь Д/в 9/ 2002 стр 24, 27).

Провести опыты сравнения песка, глины и камней. Уточнить представления о свойствах песка, глины, камня. Правильно называть их особенности с их свойствами.

Прочитать детям « Сказки забытой осени». Обсудить прочитанное.

Продолжать работу с календарем погоды. Учить детей правильно ставить в кармашки число, день недели, погоду.

Поговорить о частях суток. Вспомнить последовательность . Сделать с детьми модель суток ( круги Эллера).

Прочитать рассказ « Наш дом – природа». Перечислить «ошибки», которые допустили во время отдыха на природе Костя, мама, папа. Предложить детям сделать серию природоохраняемых знаков.

Провести вместе с музыкальным руководителем осенний праздник. Использовать песни об осени, загадки, потешки, загадки, игры.

Понаблюдать за рыбками в аквариуме, описать внешний вид. Побеседовать о том, что нужно рыбкам для нормальной жизни? Как можно узнать, что рыбкам не хватает воздуха? Для чего нужны водоросли?

Выучить с детьми считалочку:

           « Месяц с солнцем стал считаться, кому раньше подниматься,

              Раз – два – три – четыре – пять. Вышел ветер полетать,

              Напустил он птиц крылатых, облак серых и лохматых, запушило небосвод,

              Днем и ночью снег идет, а меж облак, под оконцем,

              Плачет горько месяц с солнцем, раз – два – три – четыре – пять.

              Кому тучи разгонять?»

Организовать поход на «Станцию юннатов». Познакомить с обитателями этого уголка нашего города. Полюбоваться прекрасными  птицами, рыбками, попугаями… Предложить детям нарисовать то, что видели на « Станции юннатов». Купить хомячка. Поместить его в клетку с домиком. Понаблюдать затем, как он устраивается. Попросить детей покормить его.

Провести ряд занятий о Солнечной системе. Разучить стихотворение:

          « Наша планета Земля очень щедра и богата

             Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.

             Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету.

             Развеем над нею и тучи , и дым, в обиду ее ни кому не дадим.

             Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей.

             Украсим всю землю садами, цветами…такая планета нужна нам с вами».

Предложить рассмотреть пейзажи художников. Подготовить рисунки об осени для выставки в холлах детского сада.

Попросить родителей сделать для подкормки птиц кормушки и прикрепить их к деревьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Экологические пространства в детском саду"

материал интересен для оформление групп,увлекательные пособия материал подобран с возрастными особенностями...

методическая разработка модели сопровождения периода адаптации воспитанников детского сада

В данной разработке рассмотренна актуальность данной темы, основные принципы работы в период адаптации с детьми, родителями и воспитателями, предложена диагностическая методика, позволяющая определить...

Методическая разработка новогоднего праздника в младшей группе детского сада "У Снегурочки в гостях"

Праздник в детском саду - это замечательное событие в жизни маленького ребенка. Дети ждут его с нетерпением. Праздник является действенным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию д...

Методическая разработка «Синдром эмоционального выгорания у воспитателей детского сада»

Изучению отдельных форм профессиональных деформаций посвящено немало исследований, однако отсутствуют, по сути дела, практико-ориентированные исследования, целевым образом сконцентрированные именно на...

Методическая разработка «Мои любимые книжки». Взаимодействие семьи, детского сада, детской библиотеки по формированию у детей – дошкольников интереса к чтению книг.

Опыт многих поколений свидетельствует, что чем раньше у ребенка будет сформирован интерес к чтению книг, тем быстрее будет происходить формирование человека – личности с высоким творческим и инт...

Методическая разработка «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности....