методическая разработка модели сопровождения периода адаптации воспитанников детского сада
методическая разработка (младшая группа) на тему

Большакова Елена Валерьевна

В данной разработке рассмотренна актуальность данной темы, основные принципы работы в период адаптации с детьми, родителями и воспитателями, предложена диагностическая методика, позволяющая определить уровень адаптации каждого ребенка. Предоставлена карта наблюдений за ребенком в течении адаптационного периода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.19 КБ
Файл rod.sobr_.1.pptx1.32 МБ
Файл prezentatsiya_adaptatsiya.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

…Твёрдо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка.

Сухомлинский В.А.

Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Но наблюдения за детьми показывают, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Почему одни ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от взрослых и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитателей в детский сад, необходимо провести соответствующую подготовку.

Как показывают исследования, постепенный переход ребёнка в детский сад снижает риск возможных инфекций, обеспечивает привыкание к новым условиям.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

        от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;

        от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы;

        от состояния здоровья;

        от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

        от разницы в методиках воспитания.

Данная программа направлена на психолого-педагогическое сопровождение не только детей, но и родителей в период адаптации к детскому саду. Для успешной адаптации с детьми составлены специальные развивающие игровые моменты, которые обеспечат эмоционально-комфортное состояние ребёнка, помогут развить психологическую автономность и самостоятельность, а также сформируют доверительные отношения с воспитателями.

Для родителей разработаны специальные консультации, круглые столы и практикумы, которые помогут им подготовить малыша к поступлению в детский сад, а также преодолеть тревогу за своего ребенка в период его адаптации.

Специальные консультации-тренинги с воспитателями направлены на быстрое налаживание положительного контакта с детьми, создавая у детей положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми.

Данная система предусматривает орган6изацию работы в рамках трёх этапов:

        доадаптационный период. Задача этого этапа – обеспечивать условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка раннего возраста.

        Адаптационный период. Задача этого этапа – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, родителям, педагогам.

        Постадаптационный период. Задача этого этапа – формировать у детей основные новообразования социального развития.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей в период адаптации к детскому саду.

Задачи:

1.        Планомерное, активнее педагогическое просвещение молодых родителей.

2.        Удовлетворение запросов родителей по вопросам воспитания и образования, методов педагогического воздействия и оздоровления ребёнка в условиях семьи, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение.

3.        Оказание практической помощи семье в овладении различными умениям и необходимыми навыками ухода за детьми.

4.        Включение родителей в единое образовательное пространство детского сада, внедрение новых конструктивных форм сотрудничества.

5.        Обеспечение физического и психологического здоровья будущих воспитанников ДОУ.

Этапы работы с детьми в период адаптации.

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. В группе пребывания детей 2 -3 лет педагогами заполняются адаптационные листы.

Заполнение адаптационных листов происходит после 5, 10, 20, 30 и 60 дней пребывания воспитателем на группе.

4. Групповые адаптационные занятия и игры. В неделю проводиться не более одного занятии и не более 2 игр.

5. Применение элементов музыкального искусства в различных режимных процессах. Использование воспитателем музыкального искусства в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, процесс социальной адаптации к ДОУ проходит легче, безболезненнее и быстрее, уровень тревожности уменьшается и эмоциональное состояние становится уравновешенным.

Музыка используется при приеме детей, подготовке ко сну и подъеме после сна.

6. Применение сказкотерапии. Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

Этапы работы с родителями в период адаптации

1. Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.

2. Составление семейного анамнеза.

а) Анкетирование

б) Тестирование

3. Индивидуальна работа с родителями.

Реализация этапов работы с детьми в период адаптации

1. Работа с детьми

1 неделя Прием детей сопровождается музыкой: А. Вивальди, «Времена года», «Весна»

1. Прогулка по групповым помещениям и территории детского сада вместе с мамой

2. Самостоятельное знакомство с группой.

3. Игра с воспитателем «Иди ко мне».

4. Пальчиковая игра «Кто в кулачке»

5. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 5, 6

6. подъем после дневного сна сопровождается музыкой: А. Вивальди, «Времена года», «Осень»

2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Г. Гендель, Сонаты для клавира

1. Самостоятельное знакомство с группой.

2. Игра с воспитателем «Пришел Петрушка».

3. Подвижная игра «Мяч в кругу»

4. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 7, 8

5. подъем после дневного сна сопровождается музыкой: Э. Григ, «Танец Анитры»

3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Э. Григ, «Утро»

1. Самостоятельное знакомство с участком.

2. Игра с воспитателем «Выдувание мыльных пузырей».

3. Подвижная игра «Паровоз»

4. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 11, 12

5. подъем после дневного сна сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита»

4 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита»

1. Игра «Хоровод».

2. Игра «Соберем игрушки»

3. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 13

4 подъем после дневного сна сопровождается музыкой: Л. Делиб, Пиццикато из балета «Сильвия»

5 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада

1. Игра «Передай колокольчик».

2. Подвижная игра «Бегом к дереву»

3. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова «Глупый бельчонок» 1

4 Подъем после дневного сна сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Турецкий марш»,

6 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, Маленькая ночная серенада

3. Игра «Вместе с мишкой».

4. Подвижная игра «Мы топаем ногами»

5. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова «Глупый бельчонок» 2

6 подъем после дневного сна сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, Концерт №21 до мажор для фортепиано с оркестром

2. Работа с родителями

1. Родительское собрание повещенное вопросам адаптации.

2. Проведение анкетирования «Анкета-знакомство».

3. Тест «Прогноз адаптации»

К концу адаптационного периода

Дети должны быть социально адаптированы, адаптированы к режиму детского сада, у них должен быть хороший аппетит, спокойный сон, они должны охотно общаться с другими детьми, адекватно реагировать на любое предложение воспитателя, у детей должно быть нормальное эмоциональное состояние.

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит

Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.

1. Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

+3. Много друзей, охотно играет с детьми.

+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.

+2. Сон спокойный.

+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.

Целью психологического сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Задачи программы:

•           раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

•           создание необходимой развивающей среды;

•           разработка и применение индивидуальных мер коррекции;

•           стимуляция потенциальных возможностей ребенка;

•           осуществление профилактики неблагополучного развития детей.

Нормативно-правовая база (основные документы):

•           Конвенция о правах ребенка.

•           Закон РФ “Об образовании”.

•           Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ”

•           Приказ “О специализированной помощи больным при нарушении речи и других ВПФ”

•           Приказ “О совершенствовании системы мед.обеспечения детей в ОУ”

•           Положение о работе ПМП к ДОУ.

•           Устав ДОУ.

Основные принципы:

•           Принцип междисциплинарного подхода

•           Принцип сотрудничества с семьей ребенка

•           Принцип конфиденциальности.

•           Принцип последовательности и поэтапности

•           Принцип непрерывности

•           Принцип ориентации на индивидуальные особенности

•           Принцип создания специально организованной педагогической среды [1].

Организационная модель службы психологического сопровождения:

I блок ориентирован на детей и включает в себя организационные формы оказания помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии. Содержание работы в данном направлении заключается в реализации наблюдений и диагностической работы с целью изучения того, как проходит период адаптации ребенка к детскому саду, оценки уровня развития малыша, и своевременного выявления детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в обучении и социальной адаптации.

По результатам наблюдений и диагностических мероприятий делаются выводы, заключения, даются устные и/или письменные рекомендации родителям и педагогам группы по наиболее эффективному простраиванию дальнейшего взаимодействия и коррекционно-развивающей работы с детьми. При выявлении недостатков в развитии разрабатываются и реализуются индивидуальные программы развития. Полученная информация о ребенке может быть использована для создания развивающей среды в группе, изменения обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми, пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;

б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.). В дальнейшем планируется организация в детском саду Школы молодых родителей, где родители смогут поделиться опытом, получить необходимые теоретические знания и практические навыки взаимодействия с детьми.

Направления деятельности психолога:

Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.

Диагностика осуществляется психологом в ходе анкетирования родителей, бесед с педагогами и родителями, индивидуального педагогического обследования уровня психофизического развития ребенка (Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.), исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.), в ходе наблюдений за ребенком.

Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным функциям службы, определяя содержательную основу их реализации.

В профилактическом направлении психолог работает на обеспечение профилактики возникновения отклонений в развитии, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка.

Средствами профилактики выступают специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога), психопрофилактические занятия.

Работа в развивающем направлении направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребёнка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребёнком соответствующими формами деятельности и общения.

Реализуется развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.

Коррекционное направление – предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.

Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

Консультативное и просветительское направление – направлено на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Адресатами консультативной помощи являются как родители детей раннего возраста, так и педагоги, медики, другие специалисты.

Содержание консультативной помощи включает информацию о закономерностях развития ребенка в раннем возрасте, об индивидуальных особенностях развития ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком и т.д.

Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций родителям и педагогам, а также в виде оформления стендовых консультаций.

На данном этапе мы ставили перед собой задачу обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста, а также выстроить систему действий по становлению службы сопровождения развития ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

Система психолого-педагогического сопровождения:

1.         Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.)

2.         Наблюдение за детьми в группе. Беседы с родителями и воспитателями. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

3.         Заполнение воспитателем под руководством психолога карты психофизического развития ребенка раннего возраста с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).

4.         Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.

5.         Рекомендации родителям и педагогам. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости).

Предполагаемые результаты:

•           Раннее выявление отклонений в развитии детей.

•           Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства.

•           Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.

•           Создание специально организованной педагогической среды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш любимый детский сад.

Слайд 2

Взаимодействие сада и семьи!

Слайд 3

Навыки самообслуживания Моет руки Ест самостоятельно Просится на горшок Узнает свои вещи Убирает игрушки Может снять расстегнутые вещи

Слайд 4

Индивидуальные особенности

Слайд 5

Игровая деятельность и навыки общения

Слайд 6

Программа сопровождения цель: Обеспечить эмоционально-комфортное состояние ребенка Развивающие занятия, наблюдения, игровые моменты, Индивидуальные консультации, круглый стол, практические занятия.

Слайд 7

Адаптационный период Подготовительный этап Формирование навыков самостоятельности Первое знакомство с детским садом Подготовка к режиму детского сада Экскурсия по детскому саду Посетить занятие Проконсультироваться у психолога Познакомиться с сотрудниками и группой Совместная подготовка к садику Избегание обсуждений волнующих вопросов в присутствии ребенка Приветливое обращение к сотрудникам Знакомство с территорией детского сада, прогулки во второй половине дня с разрешения администрации детского сада. Создание ситуаций требующих изменения форм поведения. Сюжетно-ролевые игры. Важно: Все хорошо в меру!

Слайд 8

Основной этап Заключительный этап Создание положительного образа воспитателя Информирование воспитателя о особенностях ребенка Формирование доверия к детскому саду Привыкание к режиму детского сада Нормализация настроения и самочувствия Нормализация аппетита и сна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Здравствуй детский сад!!!

Слайд 3

Давайте знакомиться))) Воспитатель.

Слайд 4

Что поможет ребенку в детском саду? Навыки самообслуживания:….

Слайд 5

Обсудим!

Слайд 6

Друг или враг???

Слайд 7

Дела домашние!!! Игры и чтение желательны и обязательны!

Слайд 8

«Что делать, когда возникают трудности в адаптации» "Почему ты плачешь?" слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ.

Слайд 9

Ребенок не боится остаться без мамы, он не думает, что ему будет плохо с бабушкой, его просто беспокоит ситуация расставания. Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку, который осваивает новый опыт расставаний и встреч.

Слайд 10

Зачем прощаться? четыре причины того, почему убегать не прощаясь плохо для ребенка : ребенок видит, что родители боятся прощаний ребенок ревнует родителей к их делам ребенок чувствует себя неполноценным членом семьи - ребенок переживает, что родители считают его слишком слабым

Слайд 11

четыре причины того, почему убегать не прощаясь плохо для родителей: - ребенок, который опасается новых контактов, будет сильнее и сильнее привязывать к себе маму, не позволяя ей отходить от себя (иногда ни на шаг); - ребенок, который с помощью агрессии доказывает, что он достаточно большой и сильный, чтобы с ним говорили серьезно, причиняет много хлопот, ссоря мам и пап с бабушками, нянями и воспитателями; - ребенок, который ревнует родителей к работе и другим делам, вынуждает их делить жизнь на "семью" и "работу" и испытывать чувство вины; - ребенок, который заметит, что его обманывают, может начать манипулировать

Слайд 12

Как лучше прощаться? рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания Чего хочет ребенок? Чего хотят родители?

Слайд 13

ребенок хочет: - знать, куда уходит мама; - знать, когда она придет; - быть уверенным, что с ним ничего не случится; - быть уверенным, что с ней ничего не случится; - быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не хуже (хотя и не лучше), чем здесь.

Слайд 14

взрослый хочет: - обеспечить безопасность ребенка; - не опоздать туда, куда идет; - оставить ребенка в достаточно хорошем настроении; - вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.

Слайд 15

Постараемся совместить эти пожелания в одной стратегии .

Слайд 16

1 Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).

Слайд 17

2 Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в парикмахерскую стричь волосы", или "Я иду на работу печатать на компьютере", или "Я иду к тете Лене пить чай"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.

Слайд 18

3 Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.

Слайд 19

4 Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с бабушкой. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".

Слайд 20

5 Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом: "Ну нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести..." Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.

Слайд 21

Сцены и манипуляции Он плачет не потому, что "не подготовлен", а потому, что теперь он понимает: расставание - это грустно. Он стал взрослее ! Сцены , которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают "слабые" места взрослых. Эта сцена - для того, чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ от своей тревоги и ПЕРЕДАТЬ ее маме . Мама огорчается, что сын или дочка ее от себя не отпускает, но, возможно, даже рада, что так решилась проблема с ее собственным определением.

Слайд 22

Как избежать сцен и манипуляций Ребенок чувствует, что "сцены" портят его отношения с родителями, а манипуляции мешают ему активно развиваться, поэтому он будет рад, если родители смогут с этим справиться. Сам он "остановиться" не может, ведь таким поведением он защищает себя от тревоги!

Слайд 23

Победить "сцены" помогут "ритуалы". "Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша .

Слайд 24

Фразы, которые ухудшают ситуацию - "Ты же сам говорил (говорила), что с бабушкой хорошо, почему ты теперь не хочешь с ней оставаться?"; - "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!"; - "Ну пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!"; - "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!"; - "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!".

Слайд 25

Искусство успокаивать ребенка Чтобы успокоить ребенка, нужно ему СОЧУВСТВОВАТЬ и верить, что малыш ничего не делает "назло", он просто переживает еще непонятное ему взросление. Важно помнить, что при расставании именно ребенок нуждается в утешении, а вовсе не взрослый, озабоченный собственными переживаниями. Успокаивая ребенка, не ждите от него прощений, разрешений и оправданий для себя!

Слайд 26

Три способа показать ребенку, что вы ему сочувствуете. Взять ребенка на руки (посадить на колени, прижать к себе), покачать, как маленького, погладить и сказать, что вам действительно жаль его, ведь он так сильно расстраивается! Подумать, отчего именно ВАШ ребенок расстроен больше всего, и сказать ему об этом (ведь сами дети чаще всего не могут рассказать словами о своих переживаниях). Например: "Тебе так не хочется идти в садик!", или "Ты так боишься, что я поздно вернусь!", или "Тебе грустно, что ты остаешься один (одна) без меня...", или что-нибудь еще, ведь каждая мама очень хорошо чувствует, что именно тревожит ЕЕ малыша, только не всегда говорит об этом вслух. Выслушать все сердитые и обидные слова, которые говорит ребенок , не оправдываясь, ведь главное сейчас - это переживания ребенка, а не переживания сочувствующего взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка материаллов на тему Адаптация к детскому саду

Что такое адаптация? Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку лучше и быстрее адаптироваться к условиям детского сада....

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребёнка в период адаптации к детскому саду.

Материал представляет систему работы всего коллектива ДОУ по комплексному сопровождению ребёнка, поступившего в детский сад.  Адресован педагогам, психологам и всем специалистам, работающим в ДОУ...

Учебно-методическое пособие для родителей. Период адаптации в детском саду.

Учебно-методическое пособие для родителей. Период адаптации в детском саду.Период адаптации в детском саду. Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех ...

Организация психолого- педагогического сопровождения в период адаптации к детскому саду (ГМО педагогов-психологов)

Адаптационный период – очень сложное время как для детей, поступающих впервые в детский сад, так и их родителей  и педагогов.Помочь ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду...

Методическая разработка консультации для родителей «Адаптация к детскому саду"

Методическая разработка консультации для родителей «Адаптация к детскому саду»Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербург, Жукова Светла...