обобщение опыта"воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста".
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Жемчужнова Ирина Владимировна

В помощь начинающим воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4oboshch_po_ekologii.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Обобщение опыта

 

     « Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста».

          Технологические сведения об опыте.

                 Актуальность темы опыта.

     Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды « плодами» хозяйственной деятельности. Но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания. Экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.

    Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики. В период дошкольного  детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно –правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

    Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности младшего дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире. Ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию младших дошкольников в детском саду.

    Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны.

    Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Необходимо формирование у младших дошкольников понятий добра и зла, освоение ими истинных ценностей духовной сферы.

             

         

         Задачи, решаемые в опыте.

 Чтобы достичь в своей работе положительного результата, я  перед собой поставила следующие задачи:

 - воспитывать у младших дошкольников элементарные основы и знания экологической культуры;

 - познакомить с представителями живой и неживой природы;

 - сформировать у младших дошкольников эмоционально – положительное отношение к природе;

 - воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.

             

             Педагогические средства.

 Для того, чтобы реализовать эти задачи, я использовала следующие педагогические средства:

 - диагностика знаний детей дошкольного возраста;

 - создание предметно – развивающей среды;

 - наблюдения, беседы;

 - использование художественной литературы;

 - рассматривание картин, иллюстраций о природе;

 - специально – организованные занятия:

                -обучающие,

                -игровые,

                -тематические.

                -контрольно – проверочные

- опыты;

- алгоритмы;

- игры:  - дидактические,

             - подвижные

- целевые прогулки и экскурсии

- работа с родителями.

                 

             Результативность опыта.

    Чтобы убедиться в том, что моя работа по воспитанию экологической культуры у младших дошкольников не проходит зря и дает положительный результат, я провела промежуточный этап диагностики по тем же вопросам, что и в начале года.

    Чтобы четко увидеть результаты по этой диагностике, я составила диаграмму роста знаний и умений младших дошкольников.

    Мои малыши обладают теоретическими знаниями поведения в природе. Используют знаки – символы.

    Мои дошкольники усвоили признаки сезонных изменения в природе, многие знают о сезонных работах в саду, на огороде, о растениях, грибах, ягодах, могут классифицировать животных по среде обитания ( вода – гуси, лебеди, рыбы, лягушки), могут классифицировать обитателей природы по признакам – дикие животные, домашние животные, перелетные и зимующие птицы, насекомые, рыбы. Также они знают, что для нормального роста и развития растений нужны три компонента: тепло, свет, вода; убедились в этом на опытах. Умеют различать деревья и кустарники, знают травянистые растения, различают понятия: декоративный, плодовый.

    Знакомы с правилами поведения в природе, обладают элементарными навыками ухода за животными уголка природы: сами чистят клетку. Меняют подстилку, насыпают корм, наливают воду. А также из дома приносят угощение хомячку.

   Дети могут устанавливать связь между строением тела и способом питания, способом движения и строением, средой обитания и внешним видом. Ребята умеют вести сравнительные наблюдения в природе, в споре устанавливают истину. С младшего возраста мои дошкольники учатся проводить самоанализ – мое отношение к природе, ко всему живому. Не вредно ли тому, с кем я общаюсь?

    Вся работа, проводимая мной с младшими детьми, доказывает, что это не зря. Элементарные экологические знания, полученные детьми младшего дошкольного возраста, помогут им освоить предметы экологической направленности, понять природу и как ее беречь.

               

              Научно – практические идеи.

   Основанием для моей работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе. В ходе этих наблюдений возникло желание  помочь детям ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома – Земля.

   Не просто любить, но и не вредить ей. Поэтому я обратилась к великим трудам выдающих педагогов.

   Говоря об отношении к окружающей природе, В, А. Сухомлинский говорил: «  человек стал человеком тогда. Когда услышал шепот листьев и песню кузнечика. Журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Шорох снежинок и завывание вьюги за окном. Ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи. – услышал и. затаив дыхание. Слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

    Великий писатель К. Д. Ушинский высказывал такое мнение. Что « если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу».

   А. В. Орлов писал: « Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе».

       

          Сведения о внедрении опыта в практику.

           Условия функционирования опыта.

   Опыт моей работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников сформировался в МКДОУ № 2 д/с  « Солнышко». Д/сад рассчитан на 180 детей. Опыт формировался с детьми от 3 до 7 лет, наполняемость групп по 27 человек. Опыт находится в семигрупповом детском саду.

   В группе создана соответствующая предметно – развивающая среда. Необходимая для организации работы по данной теме.

    Значительное место отведено уголку природы, где постоянно находятся объекты ( хомячок в террариуме, попугаи в клетке, рыбки в аквариуме); разнообразные комнатные растения( аспарагус, алоэ, бегония, герань, колеус, плющ).

    В книжном уголке помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе.

    В уголке дидактических игр размещены различные альбомы и иллюстрации с видами животных, растений. Времен года, гербарии, собранные во время проведения экскурсий. Благодаря которым у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность. инициативность.

    В родительском уголке находятся постоянно материалы, помогающие родителям развивать своих детей. Это папки – передвижки « Природа и дети», « Экологическое образование дошкольников», « Любить природу», а также папки – раскладушки по временам года, консультации « Учите любить природу», « Экологическое воспитание».

     Таким образом, родители моих малышей всегда в курсе событий, происходящих в группе.

                     

                        Технология опыта.

                                               « Есть такое твердое правило:

                                                                      Встал поутру, умылся,

                                                                      Приведи себя в порядок

                                                                      И сразу же приведи в порядок

                                                                                                         свою планету».

                                                                                   Антуан де Сент – Экзюпери

      Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание  самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование  которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

     Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную систему.

       Замечательный педагог В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.

       Е.И.Водовозова сказала, что « ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательно всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать ребенка постепенно открывать их. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность.

      Итак, начальной ступенью познания природы являются ощущения и восприятия. Так начинается для ребенка познание мира. В это время и следует обратить внимание на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.

      Задачу экологического образования нельзя решать без изучения соответствующей литературы. Поэтому свою работу по воспитанию экологической культуры у дошкольников я начала с того, что прочитала методические рекомендации по программе « Детство», изучила программу     « Мы» Кондратьевой, а также статьи в журналах « Дошкольное воспитание» и « Ребенок в детском саду» авторов Николаевой С.Н., Рыжовой Н.

   В начале каждого учебного года я возвращаюсь к итогам прошедшего года, обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Вношу коррективы в планы предстоящей работы с детьми, еще раз знакомлюсь с психологическими возрастными особенностями детей. За те годы, которые я проработала в детском саду, планирование своей работы изменяла каждые три года. Было прочитано много книг по планированию, изучила опыт работы воспитателей с еще большим стажем работы. В данное время составляю самостоятельно планирование, в котором постаралась отразить всевозможные аспекты формирования начал экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Для проведения диагностики собрала информацию о существующих видах диагностик в журналах « Дошкольное воспитание», газетах « Здоровье детей», интернете, а также из материалов посещенных курсов. Изучила и подобрала более приемлемые для младшего возраста вопросы и разработала самостоятельно свою диагностику, которая проще и доступнее для меня.

       Для выявления знаний у детей по воспитанию экологической культуры я провела первичную диагностику, по результатам которой определила уровень их знаний.

       Начиная с младшего возраста, закладываю в детях первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечиваю понимание первоначальных связей в природе – понимание одного или двух условий для их жизни. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям. Предварительно проводя беседы о том, зачем нужны солнце, снег, деревья, дождь, используя дидактические игры « когда это бывает?», « Солнышко и дождик», слушаем с детьми шум деревьев, при порывах ветра следим за движением листьев, рассматриваем форму листьев.

          Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику. Не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо        ( если на небе тучи и оно темное, серое, то значит будет пасмурный день).  Изменяю и характер наблюдения за растениями, отмечаю окраску листьев и цветов. Закрепление, уточнение представлений успешно осуществляется в дидактических заданиях, которые в основном провожу в форме игры              ( « Подуй на снежинку», « Спой песенку ветра»).

          При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Отмечаю с детьми, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает .Гуляя по снегу, рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Предлагаю ребятам набрать немного снега в стакан, принести его в группу и понаблюдать, что с ним произойдет. Через некоторое время дети заметили, что в стакане появилась вода. Объяснила им, почему это произошло.  Предложила вынести стакан с водой на улицу и через какое – то время они увидели, что в стакане лед. Вместе выяснили, что в тепле снег тает, превращаясь в воду, а на морозе превращается в лед. Здесь же вспомнили сказку о непослушном петушке, который катался по тонкому льду: лед проломился и петушок утонул.

         Обязательно использую художественную литературу, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, сопровождает его с первых лет жизни.

          Устное народное творчество – потешки, пословицы, поговорки – играет важную роль при проведении режимных моментов, которые знакомят детей с образностью родного языка, позволяют им понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Их можно использовать в любой ситуации.

        Широко использую специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними в свободной деятельности наизусть стихи.

         Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, играю с детьми в дидактические игры посложнее: « С какого дерева лист?», « Раз, два, три –к дереву беги».

        В ненастные дни провожу наблюдения за комнатными растениями, сравниваю размер и окраску листьев, обращаю внимание на появление новых листьев. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешнего окружающего мира.

     Наблюдая за одними и теми же объектами, периодически повторяю. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали. В значительной мере закреплению знаний, полученных в ходе наблюдений, способствуют зарисовки.

     В своей работе с детьми подбираю экологические загадки. Они помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще всего использовать в свободной деятельности.

     Исходя из того, что развивающей является такая среда, в которой ребенок может свободно и самостоятельно действовать, создаю условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить на них ответы. Поэтому провожу с детьми разные опыты со снегом, водой, песком и глиной…

    Обращаю внимание детей на птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами. Объясняю им, что зимой птицам трудно найти корм, что им нужна наша помощь. Летом птицы  охраняют сады и огороды, уничтожают  насекомых - вредителей. Птицы наши верные друзья.

    Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Никто из них не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник. Благодаря всему этому у них появилось чувство бережного отношения к природе, ко всему живому.

     Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.

    Наблюдения сочетаются с трудовой деятельностью детей, с умением выполнять какую – то работу. В процессе такой работы у них воспитывается трудовые умения и правильное отношение к труду, чувство ответственности за выполненную работу. « Посмотрите какими чистыми, ярко – зелеными стали листья у традесканции. Сразу видно, что их вымыли», - говорю детям. Это вызывает интерес, желание ухаживать за растениями в природном уголке.

     Огромное удовольствие также доставляют детям и наши питомцы, живущие у нас в группе. Дети чистят клетку хомячка Фомки, поочередно приносят водичку и корм попугаям. Хорошо помнят, чья очередь кормить рыбок. Конкретная забота о питомцах в уголке природы, систематический уход за растениями развивает в дошкольниках такие качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

     Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Именно постоянно существующий уголок природы дает возможность организовать разные экологически ориентированные и соответствующие возрасту виды деятельности. Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.

    Рассматривая подборку картин « Птицы – наши друзья»,ребята из моих рассказов узнали, что первыми весной прилетают грачи, и долго за ними наблюдали. Для вернувшихся скворцов совместно с родителями приготовили домики – скворечники. И как мои малыши обрадовались, увидев поселившихся скворцов в наших домиках.

    На территории детского сада организовала с помощью родителей и сотрудников экологическую тропу. Предварительно обследовав территорию, выбрали наблюдаемые объекты, составили карту – схему тропы, а на наблюдаемые объекты повесили таблички. Родители сшили Боровичка. И на прогулках вместе с боровичком и его просьбами в оказании помощи обходили экотропу. Экологическая тропа формирует у детей чувство близости к природе и сопереживание ко всему живому.

      При этом использую беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры. В этом возрасте дети уже знают, что корень необходим растениям для впитывании влаги, питательных веществ, стебель переносит их к листьям, а листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Продолжаю знакомить с дикорастущими полезными и вредными растениями, используя при этом такие дидактические игры, как « Расскажи об этом растении»,          « Цветы луга, клумбы». Дети знают, как размножаются такие растения. Знают, как вести себя в природе и в этом им помогают экологические знаки. Из года в год  совершенствую интеллект детей: непрерывно расширяя их кругозор, развиваю  сенсорику и наблюдательность, учу устанавливать связи, зависимости, обнаруживая причины.

      Большое значение имеют занятия углубленно – познавательного и обобщающего типа, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, приобретают навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

     Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяю новые педагогические технологии: алгоритмы, схемы, пиктограммы, благодаря которым дети получают много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляю и обобщаю с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.

     Физкультурные минутки являются необходимым условием для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей.

     Подводя итог моей работы с младшими дошкольниками провела итоговое занятие « Путешествие в лес», к которому мы долго и своевременно готовились.

     Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо. Для этого я провела родительское собрание по теме « Формирование начал экологической культуры у младших дошкольников», представив родителям доклад по данной теме, подготовила разнообразные консультации для повышения знаний родителей о воспитании экологической культуры в семье. Также предложила им папки – передвижки, папки – раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей – это различные упражнения, литературный материал, дидактические игры, педагогические ситуации.

     Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во время учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально – природного характера, обеспечивает успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.

     Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.

      Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Теоретическое обоснование необходимости сенсорноготразвития дошкольников на основе трудов Н.М. Щелованова, М.Монтессори,А.П.Усовой,Н.Н.Поддьяковым и др.Анализ программ и технологий,применяемых в работ...

Обобщение опыта на тему: "Сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"

"Сенсорное  развитие детей младшего дошкольного возраста"  опыт работы...

Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста при изучении домашних животных

Презентация на тему "Воспитание экологической деятельности у детей младшего возраста при изучении домашних животных"ЦЕЛЬ;1 воспитывать у детей бережное отношение к животным2 Формировать первые предста...

« Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры выдвигается в наши дни как одна из важнейших задач сохранения окружающей среды современной России. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. ...

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».«Я слышу и забываю.Я вижу и запоминаю.Я делаю и п...


 

Комментарии

Гуля Наталья Владимировна

Работа не соответствует теме конференции.