Освоение ребенком городского пространства через игровую деятельность.
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ким Наталья Викторовна

 

Конспект игры-путешествия для старшей группы детей

(5 лет – 6 лет) на тему: «Потеряшка» в городе»,

Осуществляемой в процессе непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми

 

Длительность проведения занятия

Основная образовательная область

Интеграция образовательных областей

Формы работы

Формы организации детей

до 25 мин.

Социализация

- Познание

- Безопасность

- Коммуникация

- Чтение худо-жественной литературы

- Физическая культура

- Развивающая игра

- Чтение стихотворений наизусть

- Беседа

- Рассматривание фоторепродукций

- Педагогическая ситуация

- Просмотр фрагмента научно-познавательного фильма (с использованием DVD – диска) с последующим обсуждением

Подгрупповая

Индивидуальная

 

 

Цель: Продолжать формировать интерес к «малой» Родине; закрепить и уточнить знания детей о некоторых исторических местах г. Санкт-Петербурга; познакомить с некоторыми характерными архитектурными особенностями ряда исторических зданий города, историей их создания и назначением.

 

Задачи:

 

  1. Расширить представления детей о родном городе, закрепить умения ориентироваться в городском пространстве, формировать интерес к музеям города. (Социализация. Безопасность.)
  2. Учить детей синтаксически и грамматически правильно строить предложения, четко и ясно выражать свои мысли, вербально передавать собеседнику собственное отношение к объекту. (Коммуникация.)
  3. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить вежливо вступать в общение и в различного рода социальные взаимодействия. (Коммуникация.)
  4. Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, учения сочувствовать людям, сопереживать, учения прийти на помощь в трудной ситуации. (Коммуникация. Социализация.)
  5. Закрепить учения детей составлять картинку из частей; умения безотрывно следовать по линии от начала до конца. (Познание.)
  6. Активизировать и обогатить словарный запас детей: ростры, купол, шпиль и др. (Коммуникация, чтение художественной литературы.)
  7. Познакомить детей с объектом одного из павильонов Эрмитажа – Часы «Павлин». (Познание. Социализация.)
  8. Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений); развитие интереса к спортивным упражнениям. (Физическая культура.)

 

 

Материал:

– фоторепродукции с видами исторических мест и зданий г. Санкт-Петербурга (р. Нева, Летний сад, Ростральные колонны, Зимний дворец – музей Эрмитаж, памятник «Медный всадник, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Петропавловская Крепость);

 

– настольные игры по количеству детей: «Лабиринт», «Составь картинку»;

 

– фрагмент научно-познавательного фильма на DVD–диске из серии Экскурсий по Эрмитажу «Часы «Павлин».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_poteryashka_v_gorode.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игры-путешествия для старшей группы детей

(5 лет – 6 лет) на тему: «Потеряшка» в городе»,

Осуществляемой в процессе непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми

Длительность проведения занятия

Основная образовательная область

Интеграция образовательных областей

Формы работы

Формы организации детей

до 25 мин.

Социализация

- Познание

- Безопасность

- Коммуникация

- Чтение худо-жественной литературы

- Физическая культура

- Развивающая игра

- Чтение стихотворений наизусть

- Беседа

- Рассматривание фоторепродукций

- Педагогическая ситуация

- Просмотр фрагмента научно-познавательного фильма (с использованием DVD – диска) с последующим обсуждением

Подгрупповая

Индивидуальная

Цель: Продолжать формировать интерес к «малой» Родине; закрепить и уточнить знания детей о некоторых исторических местах г. Санкт-Петербурга; познакомить с некоторыми характерными архитектурными особенностями ряда исторических зданий города, историей их создания и назначением.

Задачи:

Расширить представления детей о родном городе, закрепить умения ориентироваться в городском пространстве, формировать интерес к музеям города. (Социализация. Безопасность.)

Учить детей синтаксически и грамматически правильно строить предложения, четко и ясно выражать свои мысли, вербально передавать собеседнику собственное отношение к объекту. (Коммуникация.)

Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить вежливо вступать в общение и в различного рода социальные взаимодействия. (Коммуникация.)

Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, учения сочувствовать людям, сопереживать, учения прийти на помощь в трудной ситуации. (Коммуникация. Социализация.)

Закрепить учения детей составлять картинку из частей; умения безотрывно следовать по линии от начала до конца. (Познание.)

Активизировать и обогатить словарный запас детей: ростры, купол, шпиль и др. (Коммуникация, чтение художественной литературы.)

Познакомить детей с объектом одного из павильонов Эрмитажа – Часы «Павлин». (Познание. Социализация.)

Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений); развитие интереса к спортивным упражнениям. (Физическая культура.)

Материал:

– фоторепродукции с видами исторических мест и зданий г. Санкт-Петербурга (р. Нева, Летний сад, Ростральные колонны, Зимний дворец – музей Эрмитаж, памятник «Медный всадник, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Петропавловская Крепость);

– настольные игры по количеству детей: «Лабиринт», «Составь картинку»;

– фрагмент научно-познавательного фильма на DVD–диске из серии Экскурсий по Эрмитажу «Часы «Павлин».

Предварительная работа с ребенком, который будет играть роль домовенка «Кузьки»

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Подготовительный

Слышится стук в дверь

Сюрпризный момент

- Кто там?

(вбегает ребенок – Домовенок «Кузя»)

Домовенок: «Это я – домовенок Кузя. Я от бабы Яги сбежал. Бежал, бежал и заблудился. Попал в какой-то город. Скажите, где я?

- Подскажем Кузе, в какой город он попал?

Дети: В Санкт-Петербург

- Да! Кузя! Ты попал в наш город – Санкт-Петербург

- Знаешь, а мы с ребятами, как раз хотим совершить прогулку по городу. Хочешь, мы и тебя с собой возьмем? Расскажем и покажем, какие у нас есть красивые места


Домовенок согласился

II. Основная часть

Предлагает детям подойти к картине, на которой изображена река Нева.

Рассматривание иллюстраций о Санкт-Петербурге

Вопросы к детям:

- Как называется главная река в Санкт-Петербурге?

Варианты ответов детей:

- Нева

Чтение стихов об исторических местах нашего города

- Какая она?

- Красивая, широкая, глубокая, судоходная

- Правильно, молодцы. А почему она судоходная?

- Потому, что плавают корабли большие и маленькие…

Предлагается одному из детей (Максиму) прочитать стихотворение

- «Санкт-Петербург – мой город родной

Гордо стоит над Невою – рекой»

Домовенок «Кузя» подбегает к картине с изображением Летнего сада.


Кузя: - «Какое красивое место!»

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ребята, давайте расскажем Кузе, что это за красивое место.

Предлагает одному из детей (Варе)

Варя рассказывает стихотворение:

«Летний сад в Мороз и в зной

Приглашает нас с тобой

Если любишь красоту

Соверши прогулку ту».

Вопросы воспитателя:

- Что это за решетка?

- Какая она?

Варианты ответов детей:

- Это ограда Летнего сада.

- Она красивая, узорчатая, нарядная.

- Ее сразу можно узнать…

- За что горожане любят Летний сад?

- Красивый, можно отдохнуть, погулять, полюбоваться скульптурами.

Рассказ воспитателя: В Летнем саду есть памятник баснописцу Крылову. Его можно узнать по сказочным героям, о которым написаны его басни.


- Про кого писал И. А. Крылов?

Варианты ответов детей:

- Про лису, ворону, обезьяну и т. д.

- Кого высмеивали эти животные?

- Людей.

Кузя подбегает к картине «Ростральные колонны».

Кузя: - Ой, какие красивые столбики.

- «Бьется волна у Ростральных колонн».

Кузя: - Кто их построил?

Индивидуальная работа с воспитателем:

Дети все: Тома де Томон

- Вот, Кузя, архитектор Тома де Томон много лет назад построил в нашем городе, на васильевском острове, два маяка в виде колонн и украсил их рострами.

- Кто знает, что такое ростры?

- Они изображают носы кораблей.

Индивидуальная работа родителей с детьми:

Предлагает прочитать стихотворение одному из детей (Диме).

- «Ростральные колонны

Видны издалека

Реку Неву венчают

Два этих маяка».

Варианты ответов детей:

- Какую роль выполняли колонны много лет назад?

- Они выполняли роль маяков

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

- Зачем нужны маяки?

- Они показывают дорогу кораблям…

Кузя подходит к Эрмитажу.

Кузя: - Ух, ты!

- Что это за дом такой сказочный?

- Ребята! А что это за дом?

- Это Зимний Дворец

- Вот, Кузя. Дворцы всегда выглядят сказочными. Действительно необычный дом.

Варианты ответов детей:

- Чем же он отличается от обычных домов?

- Красивые колонны, скульптуры, арки, цвет и т. д.

- Для кого был построен Зимний Дворец?

- Для царей.

- А почему называется Зимний?

- Потому, что цари жили там в зимнее время, а летом переезжали в Летний Дворец отдыхать.

- А сейчас живет там кто-нибудь?

- Нет, там музей, Эрмитаж.

Индивидуальная работа родителей с детьми:

Предлагает рассказать стихотворение одному из детей (Ксюше).

Ксюша:

«Эрмитаж – для всех музей

Посети его скорей.

Над Невою он стоит,

Много редкостей хранит».

Предлагает продолжить нашу прогулку.

Кузя подошел к Медному всаднику.

Кузя: - О! А это кто такой красивый?

Индивидуальная работа родителей с детьми:

Предлагает послушать одного из детей (Диму Ш.)

Дима Ш.:

«Медный всадник на коне

Его сделал Фальконе».

- Это памятник царю Петру I. Он построил наш город.

Кузя подходит к Адмиралтейству.

Кузя: - А это что за длинная крыша?

Варианты ответов детей:

- Ребята! Что это за здание?

- Это Адмиралтейство.

- Как вы узнали?

- Длинный золотой шпиль, а на нем кораблик золотой.

- А что находится в этом здании?

- Там находится Военно-Морской музей.

Индивидуальная работа родителей с детьми:

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Послушайте стихотворение, которое расскажет (Оля)

Оля:

«Адмиралтейская игла

Издалека нам всем видна,

На ней кораблик золотой,

Символ славы он морской».

Кузя подбегает к Исаакиевскому Собору.

Кузя: - Ой, какое чудесное здание. И крыша у него прямо светится!

- Ребята! Как называется это здание?

- Это Исаакиевский Собор.

Варианты ответов детей:

- А как вы узнали?

- У него крыша в форме купола, а купол золотой и очень красиво блестит на солнце.

- Его видно издалека.

- Сверху можно увидеть весь наш красивый город.

Индивидуальная работа родителей с детьми:

Предлагает одному из детей прочитать стихотворение (Ане).

Аня:

«Исаакиевский Собор

Носит головной убор,

Самый лучший и богатый,

Это – купол золотой».

Кузя стремительно подбегает к Петропавловской крепости.

Кузя: - А сейчас мы куда попали?

Варианты ответов детей:

- Ребята! Куда же мы с вами пришли?

- Мы пришли к Петропавловской крепости.

- Правильно, молодцы, а что находится на территории Петропавловской крепости?

- Там находится Петропавловский Собор.

- А как вы узнали, что это Петропавловский Собор?

- У него длинный золотой шпиль.

- У него на шпиле ангел.

Предварительная работа с воспитателем:

- А что вы знаете о Петропавловской крепости.

- Когда царь Петр I решил построить наш город, то самое первое, что он сделал, это построил Петропавловскую крепость.

- Почему он так решил, как вы думаете?

- Чтобы защищать наш город от нападения врагов.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Варианты ответов детей:

- А что вы знаете еще о крепости?

- Можно ли было там спрятаться от врагов?

- Можно, потому что стены крепости очень толстые.

- Город можно было бы защитить, потому что там стояли пушки.

- А как вы думаете, какую роль выполняет ангел на шпиле?

- Он охраняет наш город.

- А сейчас пушки стреляют с крепости?

- Пушка стреляет один раз, днем.

- Стреляет, чтобы люди знали сколько времени.

Индивидуальная работа родителей с детьми:

Предлагаю (Рите) прочитать стихотворение

Рита:

«Петропавловка не спит,

Ангел город наш хранит,

Пушка в полдень возвещает:

День. Двенадцать. Каждый знает».

Варианты ответов детей:

- Какую же роль выполняет пушка, как вы думаете?

- Она выполняет роль часов.

- Люди услышат выстрел и сразу узнают, сколько сейчас времени.

Предварительная работа воспитателя и ребенка:

- Ну, что Кузька! Тебе понравился наш город?

- Очень! Он такой красивый. Здесь столько интересного.





- Ну вот, ребята! Мы пришли с вами к тому месту, откуда начал строится наш город – это Петропавловская крепость.

- Давайте с вами сейчас немножечко разомнемся.


Физкультминутка

Дети выполняют движения, сопровождая их словами.

1, 2, 3, 4, 5.

Пушки в крепости палят (руки вверх, разжимая и сжимая пальцы),

Не задели никого (повороты головой),

Кроме зайца моего (прыжки на месте),

Мне его купила мама (руки выносим вперед),

Заяц выпал из кармана (прыжки),

А в кармане том, дыра (хлопают по бокам),

Зашивать его пора (круговые вращения руками).

III. Заключительный этап.

- Кузька! Понравилась тебе прогулка? А теперь мы поиграем и посмотрим, какие исторические места нашего города ты запомнил.

Кузя: - Мне было очень  интересно.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Дети рассаживаются за столы.

Настольно-дидактическая игра «Лабиринт» (подготовлена воспитателем)

Объяснение воспитателя:

- Ребята, вам надо привести вашего сказочного героя к одному из знаменательных мест нашего города.

- Для этого надо безотрывно вести пальчиком по дорожке, не натыкаясь на преграды.

Дети играют, выводят сказочного героя из лабиринта, называют историческое место, куда пришел герой.

В процессе игры спрашивает, куда пришел сказочный герой, добиваясь полного ответа и точного названия места.

Настольно-дидактическая игра «Собери открытку» (изображения исторических мест города).

Игра подготовлена воспитателем.

Объяснение воспитателя:

- В этой игре вам нужно из разных частей собрать открытку с видом нашего города. Угадать, что на ней изображено и рассказать, что ты знаешь об этом месте.

Хвалит каждого ребенка в процессе выполнения игры–задания.


Дети собирают открытки с видами исторических мест нашего города из частей. По окончании – называют историческое место города.

- Молодцы! Справились со всеми заданиями. А сейчас проверим наши знания.

Отгадайте загадки:

Дети отгадывают загадки.

1. Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел


Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым.

Он и плотник и кузнец

Кто был царь, тот удалец!

(Петр I)

2. Город – герой,

Стоит над Невой.

Если ты знаешь тот город, мой друг,

Мне подскажи.

Это ……

(Санкт-Петербург)

3. Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну, а сейчас в нем огромный музей,

Города гордость и Родины всей.

(Эрмитаж)

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

- А теперь давайте все вместе посмотрим фильм об одном очень интересном предмете, который находится в одном из залов музея нашего города, Эрмитаже.

Этот предмет – удивительные «Часы «Павлин»!

Дети по DVD – диску знакомятся с белокаменным залом Эрмитажа, с часами «Золотой Павлин», наблюдают как работают эти часы, любуются красотой.

Вопросы к детям после просмотра:

Варианты ответов детей:

- Понравились ли вам часы?

- Ой, как здорово!

Какая красота!

Я таких еще не видел.

- А что вас удивило?

- Кто заводит механизм, кого вы увидели?

- Удивило, что заводит их стрекоза, потом начинает крутится большеглазая сова, петух начинает петь, а павлин поднимает голову и раскрывает крылья.

- В Эрмитаже очень много хранится удивительных вещей.

- Я предлагаю Вам совершить туда экскурсию в выходные дни с родителями.

- Любите наш город и преумножайте его богатство!

- Ну а ты, Кузя! В лес вернешься или у нас останешься?

Кузя: - А можно мне у вас остаться, я не хочу к бабе Яге?

- Конечно оставайся и будешь оберегать наш детский сад.

Данное мероприятие предполагает достаточно объемную и трудоемкую подготовительную индивидуальную работу: воспитателя с детьми и родителей с детьми. Необходимо уделить особое внимание подготовке фоторепродукций, которые должны соответствовать требованиями СанПиНа, а так же организации образовательного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС»

В данном материале представлен педсовет по теме  «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка  через игровую деятельность в формате ФГОС». ...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

педсовет «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства ДОУ по развитию речи через игровую деятельность»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

Особенности установления контакта и взаимодействия с ребенком с РАС через игровую деятельность

Представлены игровые приемы для установления контакта с ребенком с расстройством аутистического спектра через игровую деятельность.Описаны подходы к организации логопедического воздействия.Даны рекоме...