Конспект НОД по развитию речи и знакомству с окружающим в старшей группе на тему: «Животный мир водоёмов Таманского полуострова».
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дудникова Лидия Георгиевна

 

Познакомит детей с животным миром водоёмов Таманского полуострова. Учить различать рыб по внешнему виду, знать их повадки, место обитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделам: «Развитие речи и знакомство с окружающим» в старшей группе

на тему: «Животный мир водоёмов Таманского полуострова».

Программное содержание:

Познакомит детей с животным миром водоёмов Таманского полуострова. Учить различать рыб по внешнему виду, знать их повадки, место обитания.

Воспитывать любовь и уважение к малой родине.

Развивать память, мышление, внимание, умение образовывать притяжательные прилагательные, употреблять числительные с существительными.

Материал к занятию:

Карта Темрюкского района.

Мультимедийное оборудование, диск с иллюстрациями рыб, видеозаписью подводного мира.

Предметные картинки с изображением рыб: сом, краснопёрка, щука, карп, судак, тарань.

Цифры и мяч.

 

Ход занятий:

На доске карта Темрюкского района.

- Ребята, посмотрите на карту.  Это карта нашего района.  Кто знает, как он называется? (Темрюкский)

- А как называется наш город? (Темрюк)

Название нашего район происходит от названия города – Темрюкский.

Находится он на Таманском полуострове. Посмотрите на карту. С трех сторон полуостров омывается морями. Здесь Азовское и Черное море и соединяющий их Керченский пролив. Если хорошо присмотреться к очертанию карты, то можно увидеть сказочное существо. Присмотритесь. Кого вы увидели?

- Очертание напоминает голову  дракона. Кроме морей, омывающих полуостров, есть еще множество других водоемов. Посмотрите – это Курчанский лиман, а это – Титаровский, а вот это – Ахтанизовский.

- А вот эта длинная синяя лента на карте – что это? (река).

- Кто знает, как называется река, которая протекает в нашем городе? (Кубань).

- Такое множество водоёмов в нашем Темрюкском района. Как вы думаете, чем богаты наши водные ресурсы? (рыбой).

- Хотели бы вы отправиться в путешествие на дно водоёма?

- Тогда давайте наденем водолазные костюмы, акваланги и спустимся на дно (имитация). Дети «спускаются на дно водоёма и усаживаются на камешки (подушки)». 

Включаю видеозапись подводного мира.

- Ну, вот мы с вами и на дне водоёма. Усаживайтесь поудобнее на «камушки» и приготовьтесь наблюдать.

- Как много здесь различных рыб. Давайте попробуем угадать их названия. Внимательно послушайте загадку:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом).

- Давайте понаблюдаем за сомом. Посмотрите на его внешний вид. На что похоже его тело? (похож на бревно, его тело длинное округлое без чешуи, голова большая, глаза маленькие, возле рта длинные усы которыми он осязает добычу).

- Сом – донная рыба и его тело приспособлено для жизни на дне. Такими челюстями ему удобно подбирать пищу со дна. Он хватает всё, что движется.

- А вот появилась ещё одна рыбка. Она маленькая с красными плавничками. В народе их называют пёрышки. Вы знаете, как называется эта рыбка? (краснопёрка).

- Как вы думаете, почему она так называется? (потому что у неё красные пёрышки).

- Смотрите, какая интересная рыба появилась. Эта тоже донная рыба и называется она карпом. Карп ест всё, что найдёт на дне. Его называют донной свинкой.

- Вспомните, какую донную рыбу мы уже видели? (сома).

- Похож ли карп на сома? (нет, они разные).

- Есть ли у них что-то общее? (и карп и сом живут на дне и собирают со дна пищу, их называют донными рыбами).

- А чем они отличаются? (у карпа есть чешуя, а у сома нет и усы у карпа короче. Он меньше сома и его тело совсем другое и хвосты с плавниками непохожи).

- Я хочу загадать вам ещё одну загадку:

Эта рыба хищница.

У неё острые зубы.

Живёт она в реках и лиманах (щука).

- Щука быстрая. Прожорливая. Берегитесь караси – всех переловит.

Игра «Караси и щука» (физкультминутка).

- В народе говорят: нем как рыба. Что это значит? Почему так говорят? (рыбы не умеют издавать звуки).

- Как дышат рыбы? (у них есть жабры).

- Каких рыб вы ещё знаете? (судак, лещ, тарань).

- Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя).

- Чем отличаются? (размером, окраской, средой обитания).

- Посмотрите, у меня есть картинки с изображением рыб, которых мы сегодня видели. Давайте с ними поиграем.

Игры: «Что изменилось?».

                «Какая рыба спряталась?».

                «Назови, чьи это части туловища».

                «Назови – сколько».

Какие блюда можно приготовить из рыбы?

Наше путешествие по дну водоёма подходит к концу. Запаса воздуха в аквалангах осталось совсем немного, пора возвращаться на берег.         Поднимаемся, снимаем акваланги (имитация).

Итог:

- Давайте вспомним, где мы с вами побывали и что интересного видели.

- Молодцы. А на память о нашем путешествии у нас останется игра: «Собери из частей» в которую вы поиграете в свободное время.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  И  ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: Природа весной.

Расширяет  представления детей о характерных признаках весны, учит находить эти признаки самостоятельно; развиватет умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать и...

НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе по теме : «Дома бывают разные»

Из чего строятся дома : из досок, льда, из шкур...все они имеют разные названия и прочность. Наглядно просмотрели какие дома прочнее....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"...

Конспект итогового комплексного занятия По развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Царство знаний и правильной речи».

Речевые задачи:Продолжать работу над формированием умения составлять на основе серии сюжетных картинок последовательные изложения, соблюдая структуру повествования. Продолжать учить в речи согласовыва...