Молочные реки из Простоквашино
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шершнева Наталия Алексеевна

Дать представления о процессе фильтрации; Развивать навыки проведения опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ashino.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия-экспериментирования  по    ознакомления с окружающим миром.

(старшая группа)

Тема: «Молочные реки из Простоквашино.»

Цель: - дать детям элементарное представление о процессе  фильтрации;

               - развивать навыки проведения лабораторных опытов;

               - закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом меры безопасности;

                - расширить знание детей о молочных продуктах в жизни человека;

               - развивать социальные навыки: умение работать в группе,

договариваться, учитывать мнение других и отстаивать собственное мнение.

 Материалы: прозрачные, пластмассовые стаканчики, воронка, фильтрованная бумага, вата, раствор с мукой, раствор с крахмалом,  молоко, бутылочки из-под йогурта «Имунеле», стаканчики из-под йогурта «Растишка», пластилин, трубочка от сока, ножницы, передники клеенчатые, клеенка для столов.

                               Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня, придя в группу рано утром, я увидела на столе письмо. Как оно сюда попало, я не знаю. Ведь вчера  вечером письма не было, а дверь была закрыто на ключ. Просто волшебство! На конверте написано «Москва. Детский сад. Детям старшей группы». Хотите узнать, что написано в письме? Тогда прочтем его:

                            «Здравствуйте, ребята!

  Пишет вам письмо, Шарик.  К нам в дом пришла беда.  Утром кот Матроскин стал умываться и увидел, что из крана течет  мутная, белая вода.  Все молочные, пустые банки заполнены этой водой и мы теперь не знаем в каких банках молоко, а в каких вода.

  У коровы Мурке от расстройства исчезло молоко, кот Матроскин в отчаянье.  Дяде Федора нет, он с родителями уехал отдыхать в теплые края.

  Приезжайте к нам в гости и помогите разобраться в нашей беде.

                            Деревня Простоквашино.      Шарик  »

Воспитатель: Ребята, поможем нашим друзьям в их беде. Давайте вспомним, отчего вода может быть мутной, белой?

Ответы детей.

На столе стоят 3 стаканчика: стаканчик с молоком, стаканчик с раствором крахмала, стаканчик с раствором муки.

Воспитатель: Подскажите, как можно определить, где молоко, а где окрашенная вода? (по вкусу, по запаху, по цвету.)

Воспитатель напоминает детям о том, что нужно соблюдать меры безопасности. Нельзя пробовать вещества на вкус – можно отравиться, нюхать их нужно осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой – вещества могут быть едкими и обжечь горло и нос.

Воспитатель:  Перед вами  стоят стаканчики в них раствор с белой, мутной жидкостью, давайте попробуем очистить воду при помощи фильтра. Самый простой фильтр, можно сделать из фильтрованной бумаги.          

Воспитатель показывает, как сделать фильтр (вырезать круг из фильтрованной бумаги). Устанавливает фильтр в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют растворы.

По окончании процесса фильтрования делаются выводы:

  • После фильтрования растворов крахмала и муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички, а большую часть крахмала и муки остались на самом фильтре. После того как стаканчик постоял, оставшиеся частички осели на дно, раствор продолжает оставаться мутным.
  • После фильтрации раствор с  молоком остался белым.

 Воспитатель:  Профильтровав растворы через фильтрованную бумагу. Мы с вами определили, что такой фильтр задерживает только частички, раствор продолжает быть мутным, белым. Чтобы растворы отфильтровать до прозрачного состояния, можно использовать вату.

Воспитатель предлагает повторить предыдущий опыт, но вместо фильтрованной бумаги в воронку положить вату. И через этот фильтр пропустить все растворы, дети фильтруют.

По окончании фильтрации растворов вторым способом, дети делают вывод:

  • После фильтрации растворов муки и  крахмала.
  • После фильтрации молока, жидкость осталось белой. Дети делают вывод, что в стаканчике молоко.

Воспитатель:   Теперь мы с вами нашли способ, как помочь коту Матроскину определить, где молоко.

Ребята, а вы любите молоко? А какое молоко  чаще всего мы пьем? (коровье, козье)

Предлагаю вам поиграть в игру «Молочные реки».

Дети делятся на две команды и по очереди называют молочные продукты (мороженое, сметана, йогурт, творог и т.д.). Выигрывает та команда, которая назвала больше молочных продуктов.

 Воспитатель: Вот видите, сколько мы знаем молочной продукции. Корова Мурка от этих ответов останется довольна, но чтобы её развеселить, давайте посмотрим мультфильм и споем песню «Кто пасется на лугу».

Дети смотрят мультфильм «Веселая карусель №5 » и поют песню «Кот пасется на лугу» (Ю.Черных, А. Пахмутовой).

Воспитатель: На память  о нашей поездке в Простоквашино, мы сделаем сувениры коровы Мурки и теленка Гаврюши.

Дети из бросового материала делают корову и теленка. Для этого нужно взять пустую бутылочку от «Имунели» (тело коровы, теленка), на дно пустого стаканчика от  «Растишки» (голова) положить пластилин и соединить донышко бутылки с донышком стаканчика (тело с головой). Из пластилина делаем ноги, рога,  уши, глаза, нос, рот, пятна на теле и голове (по желанию).  Пластилином замазываем горловину, используя трубочку от сока, делаем хвост. Кисточку  хвоста распушить, делая  по кругу трубочки надсечки ножницами.