Формирование целостной картины мира. Тема: Откуда текут молочные реки?
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

Формирование целостной картины мира.

Тема: Откуда текут молочные реки?  

Задачи:  

ОО Познание. Закрепить знание о пользе домашних животных; воспитывать уважение к труду взрослых; прививать интерес к сельскому хозяйству и производству молочной продукции, полезной для здоровья человека; расширять  естественнонаучные представления.

ОО Коммуникация. Учить детей составлять описательный рассказ по картинке: включать в него более точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы. Уточнение словаря по теме «Домашние животные».

ОО Здоровье. Формирование знания детей о полезных свойствах молока.

ОО Чтение художественной литературы. Развивать интерес к народному фольклору -  загадкам, пословицам.

Предварительная работа: Чтение рассказов   Е. Чарушина «Корова», К. Ушинского «Коровка»

Словарная работа: корова, бык, телята,   ферма, пастух, скотник,доярка,   молокозавод, молочные продукты.

Материалы:  учебно-наглядное пособие «Мир природы. Животные (Корова с телятами и бык)»,  Художников: С. К. Артюшенко,  О. Н. Капустина,  Т. П. Петрова, иллюстрации или презентация слайдов  – молочных продуктов, фермы, молокозавода, магазин молочных продуктов; маски витаминов А, В, С, Д.

Ход занятия.

Ребята отгадайте загадку:

Белая водица всем нам пригодится.

Из водицы белой всё, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок – кушай Ванюшка - дружок!

Ешь да пей, гостям налей, и коту не пожалей!

- Правильно, это молоко. Откуда появляется молоко? Как говориться в сказке, откуда текут «молочные реки»? (Молоко даёт корова)

- Конечно же, корова для нас даёт молоко. Вот она.  (Показ картины)

- Кто нарисован на этой картине?   (корова, бык, два телёнка) Давайте внимательно рассмотрим картину. Кого вы на ней видите? ( Мы видим корову, телят и быка) Посмотрите на корову и послушайте мой рассказ о ней, а потом расскажите о телятах и быке.

Слева на картине изображена чёрно-белая пятнистая корова. Она большая. У неё острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя у коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.

Вы послушали мой рассказ. Сначала я сказала, какого цвета и размера корова, потом рассказала о некоторых частях тела коровы, затем-о том, что она делает. Теперь вы расскажите по такому же плану о быке и телятах.

- Справа на картине стоит огромный коричневый  бык. У него крупная голова , длинные ноги с большими копытами. На лбу у него белое пятно. Бык жуёт траву и машет толстым хвостом - отгоняет мух.

-Рядом с коровой стоит маленький  пятнистый бело-рыжий телёнок. У него тоненькие ножки, маленький хвост с кисточкой. Телёнок щиплет травку.

- светло-коричневый телёнок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки. А на лбу белое пятнышко – как  у быка, только маленькое.

Мне понравилось, как вы  рассказали о быке и телятах. Теперь давайте расскажем о природе, которая окружает животных. Какой день изображён на картине? Какое время года? Каким кажется лес вдалеке?   Какие небо и вода в озере? Какая трава на лугу?

- Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали  желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу ещё зелёная и сочная. Небо и вода в озере светлые.

- Что ещё вы видите на заднем плане картины?

- Слева на берегу озера мы видим стога сена. Это корм для животных на зиму. А справа  на заднем плане – коровник и изгородь вокруг него. Там живут корова , телята и бык.

- Вы рассмотрели картину и ответили на мои вопросы. Перед тем как составить рассказ по картине, давайте отдохнём.

Физкультурная минутка:  «Я, младёшенька,  Бурёнушку  пасу».

Я, младёшенька, Бурёнушку  пасу.

Я с Бурёнушкой до вечера в лесу.

Я медведя повстречать боюсь,

Я медведю низко в пояс поклонюсь:

- Дедушко, Медведюшко,

Не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку!

Дети идут в хороводе

Меняют направление движения.

Останавливаются лицом в круг.

Три раза низко кланяются.

Коллективное составление плана рассказа по картине.

- Подумайте, с чего вы начнёте рассказ: с описания животных или с описания природы, которая их окружает?

- Лучше начать рассказ с описания природы.

- О ком вы расскажите потом?

- Потом мы опишем корову, телят и быка, расскажем о том, что они делают.

- Чем можно закончить рассказ?

- В конце рассказа можно рассказать о том, что больше всего понравилось на картине.

Рассказ по картине (по частям), составленный несколькими детьми, потом обобщающий рассказ одного ребёнка.

- Теперь давайте составим рассказ по картине.  Сначала вы будете рассказывать по частям: один из вас расскажет о природе, другой – корове, третий – о быке, а пятый закончит рассказ. А потом кто-то из вас повторит рассказ целиком.

                                                       Корова с телятами и бык.

Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали  желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу ещё зелёная и сочная. Небо и вода в озере светлые. На берегу озера  - луг. На лугу пасутся корова с телятами и бык.

Слева на картине изображена чёрно-белая пятнистая корова. Она большая. У неё острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя у коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят. 

Справа на картине стоит огромный коричневый  бык. У него крупная голова , длинные ноги с большими копытами. На лбу у него белое пятно. Бык жуёт траву и машет толстым хвостом - отгоняет мух.

 Рядом с коровой стоит маленький  пятнистый бело-рыжий телёнок. У него тоненькие ножки, маленький хвост с кисточкой. Телёнок щиплет травку.

 Светло-коричневый телёнок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше  пятнистого. У него уже есть маленькие рожки. А на лбу белое пятнышко – как  у быка, только маленькое.

 Слева на берегу озера мы видим стога сена. Это корм для животных на зиму. А справа  на заднем плане – коровник и изгородь вокруг него. Там живут корова, телята и бык.

Мне особенно понравился на картине маленький пятнистый телёнок. К нему хочется подойти поближе и погладить его.

- У кого из вас в деревне у бабушки живёт корова?

- Одна корова даёт молока столько, сколько необходимо одной семье. А откуда же текут огромные реки молока, чтобы накормить всех жителей нашего города  Альметьевска?  В деревнях и сёлах создаются большие по размеру фермы, где содержат много – много коров. (Показ иллюстрации фермы)  За ними ухаживают специальные рабочие - скотники. Они  кормят коров, убирают и чистят помещения, чтобы коровы всегда были в тепле и чистоте, расстилают на пол свежее сено, наливают свежую воду. Летом коров пасут на пастбищах. А, кто их пасёт?  ( Пастухи) Кто коров доит? Коров доят доярки специальными доильными аппаратами. А, чтобы молока у коров было больше, необходимо их хорошо кормить.

Недаром говориться в пословицах: У коровы молоко на языке. Скотину водить - не разиня рот ходить. Была бы коровушка, будет и молочко.

С фермы молоко водители везут на молокозавод, чтобы из него сделать много вкусных молочных продуктов. Какие молочные продукты, вы знаете?  (творог, сметана, кефир, сыр,  катык, йогурт и т.д.)

Игра «Молочные продукты»: дети,  из предложенных картинок продуктов, выбирают только молочные продукты.  

С молокозавода молочные продукты привозят в магазины, где мы с вами можем купить любой молочный продукт.

Какой из молочных продуктов вы любите больше всего?

Как сохранить молоко и молочные продукты надолго дома? ( в холодильнике)  Что будет с молоком, если его оставить в тёплом месте? (молоко скиснет, превратится в простоквашу)

 В молоке много полезных веществ и витаминов для здоровья человека. Молоко полезно для роста детского организма.

Воспитатель:  Чем же так полезно молоко?

В молоке полезных много

 Витаминов и веществ.

 Пейте молоко парное,

 Чтобы кариес исчез,

 Чтобы кости были крепки,

 Не болела голова,

 Настроение чтоб было

 Превеселое всегда.

 Молоко полезно очень,

 И для взрослых и ребят.

 Кашу, йогурт и сметану

 Большой ложкою едят.

 В молоке есть витамины,

 Оно полезно и любимо.

 Настроенье повышает

 И здоровье укрепляет

 Вот как выпьешь молоко,

 Жить станет весело, легко.

 Витамины, витамины  А и В и С и Д

 В жизни нам необходимы и хранятся в молоке

"Выходят" витамины

 Витамин А: Чтобы были вы красивы, чтобы были не плаксивы.

 Витамин В: Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, кипело

 Витамин С: Чтобы громче пелись песни, жить чтоб было интересней

 Витамин Д: Пейте, пейте молоко, будет на душе легко!

Воспитатель: Пейте дети,  молоко будете здоровы!

 В наш детский сад привозят молоко прямо с молокозавода, давайте его попробуем. Угощение детей молоком.  (Дети пьют молоко из приготовленных прозрачных стаканчиков). Какое молоко? (белое, жидкое) Какое молоко на вкус? (вкусное, сладкое)

- Ребята, так откуда же текут молочные реки? ( С фермы) Чем полезно молоко?( В молоке много полезных веществ и витаминов для здоровья человека ) Что нового и интересного вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредсвенно-образовательной деятельности. Образовательная область "Познание"(формирование целостной картины мира). Тема Дары осени.

конспект Непосредственно-образовательной деятельности О.О.Познание(формирование целостной картины мира) составлен в соответствии с ФГТ.В нем дается  интеграция образовательных областей. В результ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Познание" (формирование целостной картины мира). Тема: "Ушки, ручки, нос - друзья, нам без них никак нельзя".

1 Использование здоровье зберегающих технологий2 Организация предметно-развивающей среды в групповом помещении, обеспечивающая физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников в групп...

Формирование целостной картины мира. Тема:" Домашние животные"

Формирование целостной картины мира. Тема:"Домашние Животные" с использованием элементов ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий и мнеотехники. Обобщение и систематизация знаний о доашних животных, их вн...

Конспект Н ОД (формирование целостной картины мира) Тема: «Волшебный снежок» (для детей младшего возраста)

Конспект НОД  (формирование целостной картины мира)      Тема: «Волшебный снежок»(для детей младшего возраста)...

Конспект проведения НОД в старшей группе по теме ФГОС области " Познание, формирование целостной картины мира". Тема : " Защитники Отечества" (с использованием презентации)

Познакомить детей с вооружёнными силами России. Дать знания об их названии и уметь различать по назначению. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, используя полученные ранее знания....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Тема: «Откуда хлеб берется?» (2019 г.)

Познавательная ценность занятия заключается в том, что дети приобретают определённый объём знаний о сложном пути, который проходит хлеб от зерна в поле до стола.Воспитательная ценность занятия заключа...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.

Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД  Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...