экологическое воспитание
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Макшанцева Ирина Геннадиевна

Эксперименты с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экспериментирование43 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ  1

ТЕМА: ВОДА.  КАКАЯ  ОНА?

Задачи: Выявить свойства воды (жидкость, льется, без вкуса, без цвета, без запаха).

Материалы:  1 непрозрачная пустая банка, 1 прозрачная банка с водой,  прозрачный кувшин с кипяченой водой, чашки и одноразовые стаканчики на каждого ребенка, соль, сахар, дольки лимона, предметные картинки, нетбук для просмотра слайдов.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим оводе.

Непрозрачная банка на столе шевелится.

Ой, кто это там?

Вынимает из банки игрушку Капельку.

Ты кто?

Капелька: Я Капелька. Услышала, что у вас занятие о воде. А я ведь сама из воды и много интересного про нее знаю. Можно я с вами заниматься буду?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, у меня кувшин. Как вы думаете, что в нем?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно, вода. Сейчас я каждому из вас налью в чашку воду.

Разливает кипяченую воду из кувшина.

Капелька: Ура! Вот вы и совершили открытие!

Воспитатель: Какое?

Капелька: Как какое? Вы поняли, что вода льется, а значит вода – это жидкость. И у меня есть специальная картинка.

     1 слайд.

Воспитатель: Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет?

Дети нюхают воду в чашках.

Дети: Ничем.

Воспитатель:  Значит, что мы можем сказать? Есть у воды запах?

Дети: Нет, у воды нет запаха.

Капелька: А вот и картинка!

     2 слайд.

Воспитатель: Давайте теперь попробуем воду на вкус. Есть ли у воды вкус?

Дети пробуют воду.

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно. У воды нет вкуса, она безвкусная.

Капелька: А вот и картинка.

     3 слайд.

Воспитатель: А как вы думаете, если в воду положить сахар, ее вкус изменится?

Дети: Да, она станет сладкой.

Капелька: Как интересно! А давайте мы все поменяем вкус воды.

Воспитатель: Перед вами стоят разные вещества. У кого-то соль, у кого-то сахар, а у кого-то лимон. Добавьте в ваши чашки с водой эти вещества и хорошо перемешайте.

Дети добавляют в воду соль, сахар, лимон и все хорошо перемешивают.

А теперь попробуйте воду. Какой теперь у нее вкус?

Капелька: Что ты добавил в воду? Какой вкус воды стал у тебя?  А ты что добавил? Какого вкуса стала твоя вода?

Обращается к каждому ребенку.

Дети: Я добавил соль. Моя вода стала соленой.  И т.д.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и покажем Капельке физминутку о ее подружках  дождевых капельках.

     Физминутка.

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва .  

Прыжки на месте.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Бег на месте.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Развести руки в стороны, сомкнуть руки над головой полукругом.

Капелька: Как здорово! А теперь давайте в мою игру поиграем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту банку с водой. Я сейчас за нее буду ставить картинки, а вы, если увидите, будете говорить, что на них нарисовано.

Игра «Посмотри и назови».

Воспитатель: Молодцы! Все картинки назвали.

А как вы думаете, почему через воду так хорошо все видно?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Правильно. У воды нет цвета, она прозрачная.

Капелька: Вот вы и открыли еще одно свойство воды! Давайте посмотрим на картинку.

     4 слайд.

Капелька: Какие вы молодцы! Столько всего интересного о воде узнали! С вами было очень интересно. К сожалению, мне надо уходить. Но я обязательно вернусь.

Воспитатель: А перед тем как Капелька уйдет, давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали о воде.

     Просмотр слайдов.

1) Вода – жидкость. Она льется.

2) Вода не имеет запаха.

3) Вода не имеет вкуса.

4) вода не имеет цвета. Она прозрачная.

Капелька: До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: А теперь давайте еще поиграем.

Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой.

Помните, мы меняли вкус воды? Вот и в этих стаканчиках вода. В эту воду я добавила соль, сахар, лимон, а в некоторые стаканчики ничего не добавляла. Вы сейчас будете эту воду пробовать и угадывать, что в нее добавлено или вообще ничего не добавлено.

Игра «Угадай вкус».

Тем, кто правильно угадал, воспитатель дает наклейку.

Воспитатель: Вы хорошо занимались. Молодцы!

ЗАНЯТИЕ 2

ВОДА. КАКАЯ ОНА?

Задачи: продолжать выявлять свойства воды (вода имеет вес, вода не имеет форму).

Материалы: 2 непрозрачные банки: одна пустая, другая с водой,  несколько сосудов разной формы, таз с водой, половник, формочки для льда, нетбук для просмотра слайдов.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем опять говорить о воде. Мы с вами уже открыли некоторые свойства воды. Давайте их вспомним.

Просмотр слайдов.

1) Вода - жидкость. Она льется.

2) Вода не имеет запаха.

3) Вода не имеет вкуса.

4) Вода не имеет цвета. Она прозрачная.

Капелька: А вот и я! Я снова к вам пришла. Ведь мне очень интересно, что вы еще узнаете о воде.

Перед воспитателем 2 непрозрачные банки (одна пустая, другая с водой).

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем угадать, что в этих банках. Только мы их не будем открывать. Сравните, одинаковые ли эти банки по весу?

Дети подходят к столу и по очереди поднимают банки, трясут их.

Дети: Нет. Одна тяжелая, а другая легкая.

Воспитатель: Как вы думаете, что в этой банке?

Показывает на пустую.

Дети: Она пустая.

Воспитатель: А что может быть в этой банке?

Дети: Вода.

Воспитатель: Давайте проверим.

Открывает банку. Переливает воду в пустую банку.

Воспитатель: Это жидкость, ее можно лить. Правильно?

Дети: Да.

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Прозрачная.

Воспитатель: Давайте понюхаем эту жидкость.

Воспитатель нюхает воду. Дает понюхать детям.

Воспитатель: Пахнет эта жидкость чем-нибудь?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте попробуем, есть ли у этой жидкости вкус.

Воспитатель разливает воду по стаканчикам. Пробует сам, дает попробовать детям.

Дети: Вкуса нет.

Воспитатель: У этой жидкости нет вкуса, нет запаха, она прозрачная.  Значит это действительно…

Дети: Вода.

Воспитатель: Давайте вспомним. Банка без воды была легкая?

Дети: Да.

Воспитатель: А банка с водой была тяжелая?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, если банка с водой была тяжелая, вода имеет вес?

Дети: Да.

Капелька: Вот вы и открыли еще одно свойство воды. Вода имеет вес. Давайте посмотрим картинку.

     1 слайд.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и вспомним физминутку о дождевых капельках.

     Физминутка.

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва .  

Прыжки на месте.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Бег на месте.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Развести руки в стороны, сомкнуть руки над головой полукругом.

Капелька: А что еще вы можете узнать о воде?

Воспитатель: А давайте проверим, есть ли у воды форма. Как вы думаете, ребята, имеет ли вода какую-нибудь форму?

Дети: ….

Воспитатель: Я налью немного воды на дощечку. Посмотрите, вода растеклась и стала неровной лужицей. Стала ли она квадратной, треугольной или может, приняла форму шара?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, есть у воды форма?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно. Вода - жидкость. И, как и любая жидкость, вода своей формы не имеет.

Капелька: Давайте посмотрим картинку.

     2 слайд.

Воспитатель: Вода, конечно, не имеет своей формы, но зато она может принять форму сосуда, в который ее нальют.

Капелька: А как это проверить?

Воспитатель: Очень легко.

Воспитатель берет таз с водой и половник. Наливает воду половником в стакан.

Воспитатель: Посмотрите, вода в стакане приняла форму этого стакана. А теперь я перелью эту воду в чашку. И посмотрите, вода приняла форму чашки. А теперь вы попробуйте.

Каждый ребенок наливает воду в сосуд, стоящий перед ним.

Капелька: Какую форму приняла вода у тебя?

Обращается к каждому ребенку.

Дети: Форму чашки. Форму стакана. Форму тарелки. И т.д.

Капелька: Вот вы и открыли еще одно свойство воды. Вода не имеет своей формы. Она может принять форму любого сосуда, в который ее нальют.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Еще столько интересного о воде узнали. Давайте еще раз посмотрим, какие свойства воды мы сегодня открыли.

     Просмотр слайдов.

1) Вода имеет вес.

2) Вода не имеет форму.

Капелька: Мне пора уходить. До свидания, ребята! Я к вам обязательно еще приду.

Дети: До свидания!

Воспитатель: А мы с вами немного поиграем.

     Игра «Капельки».

Пошел дождь. Капельки падают на землю. Кап-кап, кап-кап, кап-кап. Дети прыгают. На земле образовалась лужица. Дети образуют тесный кружок. Воды в лужице было много и она медленно потекла ручейком по полянке. Дети идут друг за другом. Вскоре ручеек соединился с большим ручьем. Дети берутся за руки. Вода в нем текла быстрее. Дети бегут, держась за руки. Вскоре ручеек впал в речку. Вода в речке неспешно текла в море. Дети идут, держась за руки. И вот речка впала в море. Дети образуют большой круг. Так капельки из лужицы попали в море.

Воспитатель: Молодцы. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...