Опытно – исследовательская деятельность. Тема "Путешествие на верблюдах"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шикунова Светлана Андреевна

Конспект  данного занятия предназначен для детей 5 - 6 лет для ознакомления со свойствами песка и глины.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как  камень – глина).

Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей:  функционирование, назначение.

Реализовывать представления о климатических зонах земли (пустыня), полученных в ходе поисковой деятельности.

Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13._opytnoputeshestvie_na_verblyudah.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно – исследовательская деятельность.

Тема "Путешествие на верблюдах"

Старшая группа Воспитатель Шикунова С.А.

2010-2011 уч.год.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как  камень – глина).

Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей:  функционирование, назначение.

Реализовывать представления о климатических зонах земли (пустыня), полученных в ходе поисковой деятельности.

Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

Расширять кругозор, словарный запас: бархан, саксаул, жук-скоробей, варан.

Материал: глина, песок, сухие веточки, воронки, картинки с изображением верблюда, варана, змеи эфы, тушканчика.

Предварительная работа:  

Рассматривание карт. Чтение: Ю. Измайлов «Караван», знакомство с внешним видом верблюда.

Ход занятия.

Воспитатель 

Поиграли мы с утра, заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем – ждет нас опыт, наблюденье.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься?

(Ответы детей – опыты, эксперименты.) Я приглашаю вас в путешествие в необычное место

Вот желтая страница –
Необычная страна,
Песок по ней кружится,
Несется,  как волна. (
Пустыня).

Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны? (Синим и голубым.)

Каким цветом изображена на глобусе суша (земля)? (Коричневым.)

Каким цветом изображены на глобусе леса? (зелёным).

Каким цветом она изображена на глобусе? (жёлтым)

Кто нам поможет путешествовать по пустыне?

Загадка. 

Путешественник отважный
Он идет пустыней важно,
Не боится он жары
2 горба как 2 горы. (Верблюд.)

Чтобы отправиться в путешествие, надо узнать про это место как можно больше.

Игра «Что вы знаете о пустыне?» 

Дети, стоят в кругу, передают мячик друг другу, рассказывают о пустыне.

Например.

Пустыни: Сахара, Каракумы. В пустыне днем очень жарко, а ночью, наоборот очень холодно. Лето очень жаркое, зима очень холодная. Сухо, нет воды. Песок такой горячий, иногда такой горячий, что в нем можно сварить яйцо.

Камни почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Весной цветут маки, тюльпаны. Есть деревья – саксаул. Растет верблюжья колючка, кактусы. В пустыне живут птицы, звери, ящерицы, насекомые.  

Воспитатель. В пустыне нужно быть очень осторожными, т.к. здесь водятся: ядовитая змея – эфа, самая крупная ящерица – варан, он не ядовитый. Но после его укуса начинается воспалительный процесс, поднимается температура и человек может погибнуть. А если вам встретился жук-скоробей, не трогайте его. Он приносит огромную пользу – убирает весь навоз после животных.

Не проходит и получаса, как от кучи не остается и следа – навоз в виде шариков уже упрятан в норы.

Как называется ряд верблюдов идущих друг за другом? (караван)

Отправляемся в путешествие.

 Сто дней в пути  наш караван,
А впереди опять бархан
Ещё бархан, куда ни глянь везде песок.

Первая остановка.

 Закрепление предварительной работы. «Чем отличается песок и глина?».

 (Песок сыпучий, рыхлый, глина твердая; песок состоит из песчинок, глина – из комочков; песок хорошо впитывает влагу, глина плохо, но из нее приятно лепить).

 – Что общего у пека и глины?

(И песок и глина используется в строительстве, находятся под ногами, являются почвой).

Опыт 1.

рассмотреть песок через лупу

обследовать сухой песок пальцами

опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).

Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

Воспитатель: Кто знает, как лежит песок в пустыне? Как называется?

(Песок лежит неровно, как волны, это барханы.)

Воспитатель: Кто знает, как образуется бархан? Хотите сами попробовать его устроить?

Опыт 2. Банка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка, положить набок.

Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает неровным слоем – бархан.)

Подобный опыт с кусочками глины. Подумаем. Что теперь видим? (Они труднее сдуваются или совсем не двигаются.)

Воспитатель сама проводит подобный опыт.

Пояснение: трехлитровая банка, в крышку вставить пластиковую бутылку. Сильно сжимать и разжимать бутылку. Что видите?

Вывод: песок под воздействием воздуха разлетается, затем оседает вниз.

Воспитатель: Так и в природе ветер надувает барханы.

Отправляемся дальше.

Дул ветер злой что было сил
Палящий зной с ума сводил
И каждый жил мечтой одной воды глоток

Вторая остановка.

Воспитатель (показывает игрушку верблюда).

Что помогает верблюду выжить в пустыне? (Горбы, в них жир. Чем больше ест верблюд, тем больше накапливается жира. Когда нет еды, жир спасает верблюда от голода. Горбы истощаются и свисают набок.)

Воспитатель: У верблюда на груди, коленях и передних ногах твердые мозоли. Они защищают верблюда от горячего песка, когда он ложится отдыхать. Какие у верблюда копыта? Почему широкие?

(Не позволяют ногам провалится в песок).

Воспитатель: Ребята, представьте, что вам в лицо дует сильный ветер. Что вы делаете?

(Зажмуриваем глаза и дышим носом, чтобы пыль не попала нам в глаза и в нос).

Воспитатель: А верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри.

Опыт.
 Предложить детям подышать на зеркало.

 – Что видите?

– Зеркало затуманивается, на нем оседают капельки воды. Объяснить, что воздух, который выдыхает человек, содержит водяной пар. Часть воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой канал у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал  длинный и извилистый. Поэтому при выдохе значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда, а не выходит наружу.

Вывод. Строение носа у верблюда  помогает ему  дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

Воспитатель: Чем питается верблюд?

(Верблюжьей колючкой, у оазиса финиками)

Воспитатель: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными  ходами и выходами).

Воспитатель: А нужен ли песок людям? (Иллюстрации)

Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.

Изготавливают стекла.

Песочные часы.

Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.

Делают художественные изделия из стекла, посуду, скульптуры, украшения. 

Итог занятия.

 – Сегодня мы с вами путешествовали по пустыне на верблюдах. Кому что больше запомнилось в путешествии. Кто узнал что-то новое?

Наше путешествие подошло к концу, в пустыне очень жарко и все хотят пить. Приглашаю вас на чаепитие с финиками.

Литература:

О. Дыбина «Неизведанное рядом»;

В. Степанов «Путешествие в Азию»;

В. Флинт « Животные пустыни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...

Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...

ООрганизованная образовательная деятельность по опытно –исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе

Организованная образовательная деятельность поопытно –исследовательской деятельности детейв подготовительной к школе группе«Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»(использован...