Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Часовских Ирина Викторовна

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 36 « Колокольчик»

Конспект организованной – образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа).

Тема: «Академия чудес»

Подготовила воспитатель

 Часовских И.В.

2018г


Конспект ООД по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа).

 Тема: «Академия чудес»

Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: • Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.  Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

Задачи:
Образовательные:

• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, крахмал, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука и др.).
•Закреплять  умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Развивающие:

• Развивать умение высказывать свои суждения.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развивать творческое воображение, сообразительность и интерес к опытно-исследовательской деятельности.

 • Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.

Воспитательные:
• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
• Создать у детей радостное настроение.
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.


Словарная работа:

• Пополнить активный словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.

Опытная деятельность, эксперименты, лаборант, сотрудники, академия, оборудование, емкость, лава, магма.

Пассивный словарь: Магнетизм, плотность воды, расплавленная масса пород, жерло вулкана.
• Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Материал и оборудование для опытов:
бутылка, воронка, сода, лимонная кислота; тарелка, сахар рафинад, пищевые красители, рисунок с правилами, дерево и магнит, пластик, скрепка, средство для мытья посуды, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

На каждого ребёнка: поднос, 7 емкостей, 7 ложек, 7 стаканчиков, макеты вулканов.

 


Вводная часть

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Задачи:  Создание эмоционально-положительного настроя детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Ребята встают кругом, берутся за руки.

Дети выполняют движения по тексту.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

В центр круга соберемся,

И на место все вернемся

Все друг другу улыбнемся,

Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.


Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!


Основная часть

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

• Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

• Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности, обучение детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Создание эмоционально-положительного настроя детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Илья: Здесь у нас эксперименты, интересные моменты...

Дети: В лаборатории проводятся различные опыты.

Дети: эксперименты это опыты, которые проводят, чтобы узнать, правильно думают ученые или нет.

Дети: да, мы любим экспериментировать.

Дети рассказывают,  какие  правила нужно соблюдать в лаборатории: не шуметь,

Ничего без спроса не брать, работать аккуратно.

Дети садятся за столы, отсчитывают необходимое количество кубиков сахара, добавляют остальные ингредиенты.

Делают вывод: вода окрасила а затем  растворила сахар, по сахарной башне поднимается вода с краской.

дети: Жидкость.

Дети. Ответы детей.

Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как - бы не смешивали,  масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.

Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.

Дети: Сыпучий.

Дети: в результате мы выяснили,  какие вещества растворяются водой, а какие нет. Сахар, соль, растворяются, масло не растворяется, а мука перемешивается.

Дети: чтобы достать скрепку, можно перелить воду.

Можно использовать магнит.

 Дети с помощью магнита двигают скрепку вверх и достают её.

Скрепка двигалась с помощью силы магнита.

Магнитная сила проходит через стекло и пластик.

Магнит притянет к себе скрепку.

в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим.

Так получилось потому, что сахара добавлено разное количество.

Дети: Вулкан – это гора с отверстием, из которого извергается лава.

Дети: (ответы) да,     хотим!

Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес».

Поздоровайтесь с сотрудниками нашей лаборатории.

 Вы знаете, что такое лаборатория?

Правильно. Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты?

Молодцы. Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать?

Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные таблицы. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1. Внимательно слушать старшего лаборанта.

2. Точно выполнять указания

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. В конце опытов делать выводы

Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.

Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица». Располагайтесь за лабораторными столами.

«Пизанская башня»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку, но не на башню! Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними, это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара. К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

Давайте заполним таблицу опыта. Вода растворяет сахар.

«Вода растворитель»

Мы узнали, что вода является хорошим растворителем, но  все ли  вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?


Воспитатель: Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?

Воспитатель: Правильно, как -  бы не смешивали  масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.  Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?

Воспитатель: Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

Воспитатель: Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте ложку соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.

Так же пробуем растворить крахмал, соду, пшено и манную крупу.

Молодцы, ребята, что же мы выяснили в результате этого опыта?

 

Давайте заполним таблицу опыта.

Воспитатель: Вот беда! Для следующего опыта я приготовила скрепки и уронила в ваши стаканчики.

 «Достань без помощи рук»

Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).

Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).

Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)

Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)

Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)

А интересно, через что еще проходит магнитная сила? Давайте проверим. Вот у нас пластмасса. Проходит? А через деревянный стол?

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло, бумагу.

А сейчас я предлагаю вам превратиться в магниты. Встаньте в два ряда, представьте, что перед вами стекло,  ребята, которые стоят на ковре – «магниты», а остальные скрепки. Протяните руки на небольшом расстоянии друг от друга, повторяйте движения «магнитов». А теперь поменяйтесь местами и повторяйте движения друзей.  А сейчас я уберу стекло. Что произойдет?

Правильно, магниты и скрепки притянутся друг к другу.

Радужная вода

Ребята, а этот опыт называется «Радужная вода», посмотрите на схему опыта.  

В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить один кубик  сахара, в третий – два кубика сахара, а в четвертый –три.

Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.

Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.

Вылить содержимое из первого стаканчика с красной водой без сахара в пустой приготовленный бокал.

Далее зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено  один кубик сахара, воронку с трубочкой нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.

Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара больше.

Ребята, скажите, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Почему так получилось?

Правильно, чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

Ребята, а вы знаете,  что такое вулкан?

Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?

«Вулкан»

Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и,  конечно же, сами макеты вулканов.

А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в«жерло»вулкана насыпаем соду, потом окрашиваем её,  наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – лимонная кислота, и добавлю её в наши вулканы и посмотрите, что же получается!

Правильно! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.

Ребята, что же мы запишем в наши тетради? Сода и лимонная кислота дают такую реакцию, при которой образуется лава - пена.

Звучит музыка

Прикрепляю рисунок с

правилами

Стол, тарелки,

пищевой краситель,

вода, кубики сахара рафинада

Таблица опыта

Вода и растительное масло

Емкость для смешивания

Емкость для смешивания,

вода, мука

Соль, вода,

емкость для смешивания

Таблица с опытами

салфетки

Стаканчики и сыпучие вещества — сода, манка, пшено, горчица,

2 стол.

Магниты, железо

Скрепка

Пластик. Бумага. Стекло.

салфетки

Сахар, стаканчики, красители,

Бокал для опыта. Ложечки для размешивания.

Схема опыта

салфетки

3 стол.

Макеты вулканов,

 пищевые красители, сода,

 лимонная кислота, вода

салфетки

Заключительная часть.

Цель: • Создание эмоционально-положительного настроя детей.

• Развитие   умения анализировать результаты собственных экспериментов.

•Закрепление знаний детей

•Подведение итогов.

Деятельность детей

Деятельность педагога

примечания

Сода и уксус дают такую реакцию, при которой образуется воздух и он наполняет воздушный шар.

Мы в лаборатории делали опыты.

Маша: Мне понравился опыт с сахаром и радужной водой.

Саша: Я дома покажу опыт с извержением вулкана.

Леня: трудным показалось заполнение таблиц опытов.

Илья: Работой друзей я доволен, они провели все эксперименты по правилам и все у них получилось.

Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного.

Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой. Что будет происходить с шариком?

Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных

 Интересно, кто первым найдет ответ. Сода и лимонная кислота дают такую реакцию, при которой образуется воздух и он наполняет воздушный шар.

-Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. Я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет.

Что мы делали в лаборатории?

Какой опыт ты запомнила Маша?

А ты,  какой опыт покажешь дома Саша?

А тебе, Леня, что показалось трудным в нашей лаборатории?

А ты, Илья, младший научный сотрудник доволен работой своих друзей? Все ли они сделали правильно, не нарушали правил?

Мы вручаем вам дипломы.

 Вспомните все проведенные опыты, и дома нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось.  Расскажите друзьям и родителям про опыты. Удачи!

 Опыт демонстрируется без объяснения детям.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку.

Дипломы юных ученых


Приложение

Таблица № 1 «Волшебница водица» растворение в воде

Вещества \          свойства

растворяется

Не растворяется

перемешивается

Не перемешивается

Сахар

Соль

Растительное масло

Сода

Пшено

Манка

Горчица

Мука


Таблица № 2 Магниты

материал

проводит

Не проводит

стекло

пластик

бумага

фанера

пенопласт

дерево

железо

Таблица № 3 Радужная вода

Цвет краски

 Количество сахара

красная

0

зеленая

1

белая

2

синяя

3

оранжевая

4

фиолетовая

5

желтая

6

Таблица № 4 Вулкан

Сода

лимонная кислота

Средство для мытья посуды

 вода

Таблица № 5 Воздушный шарик

Сода

уксус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ОО "Познавательное развитие" раздел: "Окружающий мир" в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимующие птицы"

"Зимующие птицы"Цель: Создание социальной ситуации развития познавательной деятельности через уточнение представлений о зимующих птицах и их корме.Задачи:·        Со...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

Конспект итогового интегрированного занятия по речевому развитию и изодеятельности (рисованию) в подготовительной к школе группе "Лес, полный чудес"

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №46»   Конспектитогового интегрированногозанятия по речевому развитию и изодеятельности (рисованию) в подготовительной к шк...

Конспект «Мы – друзья природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Подготовительная к школе группа (возраст детей 6-7 лет)

Цель:Обобщить знания детей об окружающем мире.Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природеВыявить знания о птицах,  животных, деревьяхЗакрепить п...

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...