ООрганизованная образовательная деятельность по опытно –исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лапышева Марина Владимировна

Организованная образовательная деятельность по

опытно –исследовательской деятельности детей

в подготовительной к школе группе

«Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»

(использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_kislotnost_.docx54.86 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по

опытно –исследовательской деятельности детей

в подготовительной к школе группе

«Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»

(использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования

Программные задачи:

Образовательные:

- познакомить с понятием «кислота», «кислотность»;

- расширять кругозор детей, формировать целостное представление об окружающем мире

Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности; умение делать выводы на основе исследований.

- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;

- расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей:

• ОО «Познавательное развитие» – познакомить детей с понятием «кислотность».

• ОО «Художественно-эстетическое развитие» – оформить тетрадь наблюдений.

• ОО «Социально-коммуникативное развитие» – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

• ОО «Физическое развитие» – накопление и обогащение двигательного опыта через выполнение танцевальных движений.

• ОО «Речевое развитие» –обогащать активный и пассивный словарь.

Оборудование: магнитофон, ноутбук, картинки фруктов (лимон, яблоко, апельсин), нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце, лоток с набором для эксперимента «Кислотность» в цифровой лаборатории «Наураша», влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; лимонный сок, пищевая сода, стаканы с разведённым соком краснокочанной капусты, по три стакана на каждого ребёнка, сухая тряпочка (протирать датчик кислотности), шкала кислотности.

ХОД ООД

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычное занятие, мы на некоторое время станем учёными-исследователями. А наша группа превратится в маленькую лабораторию.

-Давайте вспомним, что такое лаборатория?

Ответы детей.

- А кто скажет, как надо себя вести в лаборатории?

Ответы детей.

Я буду научным руководителем группы. А вы моими помощниками. И конечно, во всём нам сегодня будет помогать наш друг Наураша.

А вот тему нашего исследования вы попробуете определить сами, отгадав загадки.

(Воспитатель загадывает загадки)

  Загадки:

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь- гладко,

Откусишь- сладко.

                         (яблоко)

             ***

С виду он рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин-

Это спелый….

                         (апельсин)

              ***

Апельсина брат меньшой,

Потому как небольшой.

                             (мандарин)

              ***

Сладок он, но толстокож,

И чуть-чуть на серп похож.

                               (банан)

             ***

Жёлтый шар. Слегка горчит.

Летом жажду утолит.

                                 (грейпфрукт)

              ***

Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его ….

                                         (лимон)

-Догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Ответы детей.

-Верно, мы будем говорить о фруктах. И не только говорить, но и проверять, насколько эти фрукты кислые или сладкие. Какие фрукты кислее и почему?

Сейчас вы попробуете кусочки фруктов и скажете (на тарелочках разложены кусочки фруктов), какой из них самый кислый, какой не очень кислый, а какой сладкий.

Ответы детей.

-Как вы определили, какой фрукт самый кислый?

Ответы детей.

Говоря о кислых продуктах, мы говорим о кислотности.

-Как вы думаете, что же это такое кислотность?

Выслушиваются предположения детей.

-Кислотность- это величина, показывающая, сколько в составе продуктов содержится кислот?

Какой вкус будет у продукта, если он содержит много кислоты?

Ответы детей.

-А какой вкус будет, если продукт содержит мало кислоты, или совсем не содержит?

Ответы детей.

Но вкус у продукта, содержащего много кислоты, может быть и не кислым, например, если в нём много сахара. (Лимонад, чай с лимоном)

-Сравнивая вкусы, мы с вами вольно или невольно производим определённые измерения. А так как мы с вами сегодня настоящие учёные, то и проверять фрукты на кислотность мы будем с помощью специального прибора, датчика в виде божьей коровки. А помогать нам будет Наураша.

Для удобства определения кислотности, существует даже специальная шкала с отмеченными на ней цифрами от 1 до 14. Чем меньше число, тем больше кислоты содержит продукт, и тем он кислее, а чем выше число, тем меньше кислоты содержится в продукте и тем менее он кислый.

-Какой продукт будет кислее, с кислотностью «3» или «5».

Ответы детей.

Наураша нас уже заждался. Отправляемся к нему.

(Воспитатель подключает лабораторию, проводятся опыты с яблочным, апельсиновым и лимонным соком)

-Ребята, давайте сделаем вывод, в какой из предложенных жидкостей оказалась самая высокая кислотность, а в какой самая низкая. А покажем мы это на нашей шкале кислотности.

(На доске лесенка, дети прикрепляют фрукты от самого кислого до самого сладкого)

                                                                                                                 

                                                                             http://fb.ru/misc/i/gallery/4107/166238.jpg

                                                                            http://vclass7gim.ru/Dizain/apelsin.jpg

                                               http://phytoblog.ru/wp-content/uploads/2016/01/%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE.jpg

                                                                         

Молодцы! Справились с заданием. И прежде, чем перейти к следующей части наших исследований, я предлагаю вам измерить кислотность всем нам знакомой простой воды.

- Опускаем  датчик в стакан  с водой, давайте посмотрим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)

-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.

  Мы с вами засиделись, я предлагаю вам немного размяться и перейти к нашим следующим исследованиям.

Физкультминутка «Учёные»

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.  А я для вас приготовила сюрприз. Мы с вами попробуем проделать несколько необычных опытов. А вот с чем догадайтесь, послушав стихотворение.

Воспитатель:

«Огородный долгожитель»
Чуть проклюнулся росток –
И уже как завиток!
Так и будет он стараться –
Всё расти и завиваться,
Пригибать листок к листку,
Как положено вилку,
Не хворать при непогоде,
Даже с холодом дружить,
Потому что в огороде
Дольше всех
Капусте жить.                         (Автор: В.Сибирёв)
                           

Воспитатель: Так с каким же овощем мы будем экспериментировать?

Ответы детей:

Воспитатель: Совершенно верно, с капустой. Но не с простой капустой, а с краснокочанной капустой.

(Воспитатель достает из корзинки вилок краснокочанной капусты, показывает детям и приглашает к столам для проведения опытов).

Опыт:

Перед каждым ребенком стоят 3 стакана с соком капусты, тарелочка с содой и лимонный сок.  

Воспитатель: Ребята, я заранее сделала для вас сок из краснокочанной капусты и разлила его в три стакана. Какого он цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим воду. A как мы знаем, Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде. (дети добавляют воду) - сок цвет не изменил.

Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим соду (дети добавляют по чайной ложке соды) - сок стал синим.

А теперь добавим в третий стакан лимонный сок, он очень кислый, как уксус (дети добавляют по чайной ложке лимонного сока) – сок стал красным.

Воспитатель: Интересно?

Почему так происходит? Как вы думаете?

Ответы детей:

Воспитатель:
Сок краснокочанной капусты содержит особый пигмент, чувствительный к кислотности раствора - он меняет цвет от красного в растворе кислоты (уксуса или лимонного сока) до синего в щелочной среде (сода). Кроме капусты подобным свойством обладают многие темно-синие ягоды и овощи: свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград. Раствор сока в воде имеет фиолетовый цвет. При смешивании растворов уксуса и соды происходит реакция с выделением пузырьков углекислого газа, а кислотность становится ближе к нейтральной- цвет раствора становится все ближе к фиолетовому. 

Воспитатель: (Приглашает детей на ковер)

Что же нового вы узнали сегодня на занятии?

А что вам понравилось больше всего?

А о чем расскажите родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе Тема «Мы - сценаристы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группеТема «Мы -  сценаристы»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Знатоки русских былин»

Данный материал позволит закрепить знания детей о содержании былин, основных героях и событиях, пословицах о Родине ,смелости, дружбе....

Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе Тема: «Чтобы не ссориться с огнем, нужно больше знать о нем».

Пожар – одно из самых опасных явлений, страшное не только таким последствием как материальный ущерб. Он часто приводит к потере здоровья и даже жизни. Самое печальное, если пострадавшими ок...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в Царство времени» в подготовительной к школе группе.

Проект ориентирован на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о единицах времени. Его назначение заключается в накоплении и систематизации детьми знаний о минуте, секунде, часе...

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшей - подготовительной к школе группы «Квест- игра Путешествие за секретами здоровья»

Подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства, подвести к пониманию того, как нужно заботиться о здоровье. Закреплять культурно-гигиенические навыки, разви...