Главные вкладки

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Коваленко Елена Александровна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием техники мнемотаблиц.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_o_zime.docx35.14 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка

    Детский сад №21

    Городской округ Истра

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей в подготовительной к школе группе.

    Тема: «Зимушка-зима».

                                  Воспитатель: Коваленко Е. А.

    2019г.

    Интеграция: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Цель: Закрепить знания детей о зиме.

    Образовательные задачи:

    1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
    2. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
    3. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы.

    Развивающие задачи:

    1. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
    2. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
    3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение;  

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
    2. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
    3. Воспитывать у детей стремление к достижению результата;

    Формы организации: двигательная деятельность, игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы.

    Демонстрационный материал: снежинка с письмом, иллюстрации с изображением зимы; карточки; изображение березы; изображение зимующих птиц; снежинки, презентация о зиме, бутылочки с конфетти,

    Оборудование: магнитно-маркерная доска, мяч-снежок.

    В: - Здравствуйте ребята! Я хотела вас пригласить на зимнюю выставку, но зайдя в группу я увидела, что все картинки сдуло и разбросало по нашей группе.

    -Посмотрите, и на окне большой сугроб снега намело и везде  разбросаны снежинки.  У нас в группе тоже выпал снег. И откуда они тут? Кто нам их тут оставил?
    Ответы детей: Зимушка – зима,
    Госпожа – метелица,
    Снежная королева,
    Мороз Иванович…
                                                                                                                      - Кто-то из них здесь побывал и снежинки свои забыл.


    В-ль:- Давайте посмотрим, что там в сугробе. Вот  какая интересная снежинка в этом сугробе. Да, она не простая на ней что-то написано.

    «Здравствуйте, ребята! Я хожу по миру и перекрашиваю в белый цвет деревья. И кругом становится все светлым и радостным. Но иногда, я закрываю небо тяжелыми тучами. Нагоняю холодный ветер. И все кругом становится мрачным и тусклым. Вы догадались, кто вам пишет? Правильно, это я – зима!  Ребята. Объясните мне, пожалуйста, зима – это хорошо или плохо? Буду ждать вашего ответа. А помочь вам  в этом ответе помогут мои снежинки, которые я разбросала по всей группе, на них написаны мои вопросы».

    В-ль:-Ребята, сможете ответить на вопросы и собрать разбросанные ветром картинки? Давайте все- все про зиму вспомним и решим, нравится нам зима или нет?

       Содержательный этап:

    В: - подойдите сначала к мультимедийному экрану.

    Воспитатель. В природе всё идёт своим чередом – времена года всегда идут одно за другим, за осенью спешит зима, потом приходит весна, после весны наступает лето.                                                                                                         А кто из вас знает, сколько месяцев длится каждое время года? (Три)! Назовите, пожалуйста, зимние месяцы: (декабрь, январь, февраль). Педагог включает первый слайд с картинами зимы.

    Воспитатель: Люди всегда очень внимательно наблюдали за природой в каждое время года, замечали совпадения, повторения и делали выводы. От этого и возникли приметы.

    -Вот, например, если зима очень холодная, с сильными морозами и метелями, то лето непременно будет жарким. А если зима снежная, то и лето будет дождливым.

    -Каждый зимний месяц имел в народе свое название.

    Декабрь в народе называли студеный (студеный, значит холодный).              Январь – просинец. В январе обычно бывали сильные морозы и ярко светило солнце в морозные дни, а небо было синим. Еще потому так называли январь, что день начинал увеличиваться, а ночь постепенно уменьшаться.

    Февраль – бокогрей. Бокогрей – это сложное слово, в нем спрятались два слова: греть бока. Кому же греет бока февраль месяц? А просто в феврале бывают очень холодные, вьюжные, а бывают и оттепели, солнышко светит ярче, да греет жарче, греет бока земле, тает снег, темнеет, а потом вдруг снова схватит мороз за бок своей холодной рукой, далеко еще до весны!

    Педагог обращает внимание на экран мультимедийного оборудования с изображением зимних пейзажей. Картинки на мультимедийном экране: («Снегопад», «Краешек солнца выглядывает из-за тучи», «зимняя ночь», «одежда людей»,  «Детские игры», «Новый год»).

    Вопросы педагога к детям: -  Какие приметы зимы вы знаете? Слайды меняются,  дети называют приметы.

    Дети:

    - Часто идет снег.

    - День становится короче, а ночь длиннее;

    - Солнце светит, но не греет;

    - Стоит мороз, холодно;

    - Люди одеты в теплые шубы и куртки;

    - Дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на лыжах и санках;

    - Зимой бывает праздник новый год и рождество.

     Проводится игра «Зимние приметы» 

    Воспитатель:

    Если ночь морозная,
    Тихая и звездная,
    Дым из труб идет столбом,
    Значит, ясно будет…

    Дети: Днем.

    Воспитатель:

    Пятна синие над лесом,
    Снега мелкого завеса,
    Чуть морозы ослабели,
    Ветер с юга Жди …

    Дети: Метели.

    Воспитатель:

    Если рыба зимним днем
    Ходит прямо подо льдом,
    Ходит прямо подо льдом
    И об лед стучит хвостом –
    Значит без сомнения ждите …

    Дети: Потепления.

    Воспитатель:

    Если вечером закат
    Был слегка зеленоват,
    Если лег на ветки иней,
    На стекле букет из роз,
    Если дым ладошкой синей
    Достает до самых звезд,
    И не свищет ветер грозно
    Будет ясно и …

    Дети: Морозно.

    Вос-ль: Отлично, справились. А теперь пойдем почитаем задания и вопросы на снежинках.

    1 снежинка

     Какие зимние природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).

    - Как называется зимнее явление, когда падает снег? 
    СНЕГ ...... ПАДАЕТ
    - Молодцы! Вы любите снег? Почему?
    Ответы детей: много наметает сугробов , можно лепить, играть в снежки, кататься на санках…
    - Молодцы! Если на улице мороз, снег легко лепится?
    Ответы детей: нет! Снег хрустит, снежинки ломаются.
    Загадка

    Кто затеет канитель,
    Стелет бережно постель,
    Спать укладывает поле
    Это снежная… ( метель)


    - Молодцы! Что такое метель? 

    Ответы детей: это когда снег не просто тихо падает, а дует сильный ветер, тогда снег метет. Метёт Метель. Хотите ее увидеть? 

    Воспитатель раздает детям бутылки с конфетти, в которых сквозь пробку продета трубочка. Подуйте что есть силы в эту трубочку. Что у нас получилось? (Вьюга)


    2 снежинка:

    Расскажите про снег. Какой он? (Белый, холодный, пушистый, сверкающий, блестящий, лёгкий, искристый, холодный, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

    - А что вы знаете про снег?           

     На что похож снег? ( На вату, на пух)

    Словесная игра «Словесное дерево».                                                                                   Вы знаете, что у каждого слова есть слова родственники.                                                  - А сейчас найдите родственников к слову «снег». Послушайте стихотворения. В нем повторяются слова, очень похожие друг на друга. Постарайтесь определить эти слова.

    Тихо-тихо, как во сне, падает на землю снег.                                                                          С неба все скользят пушинки-серебристые снежинки.                                             Кружатся над головою каруселью снеговою .                                                                         На проселки, на лужок все снижается снежок.                                                              Землю белой, чистой, нежной застелил постелью снежной.                                            Вот веселье для ребят – все сильнее снегопад.                                                                  Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.                                                       Снежный ком-на снежный ком, все украсили снежком.                                         Словно в белый пуховик мы одели снеговик.                                                            Рядом - снежная фигурка: это девочка-снегурка.                                                               На снегу-то, посмотри-с красной грудкой снегири.                                                           Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег.

    -Молодцы. Много слов услышали и назвали. А сейчас послушайте загадку:

    Дом её на белой туче,
    Но ей страшен солнца лучик,
    Серебристая пушинка,
    Иностранная …( дети хором – СНЕЖИНКА)

    -На что похожи снежинки? (На звездочки, на цветочки, на пушинки) 

    -Какими словами можно ее описать? (красивая, узорчатая, чудесная, мохнатая, блестящая, лучистая, хрупкая, нежная, серебристая, пушистая…)


    - Молодцы! Правильно, ведь все зимние явления в природе связаны со снежинками.
    - Что такое снежинка? – Это замерзшая вода ( водяной пар) А много снежинок образуют снег.

    И так, Мороз совершает чудо. Какое?

    Намела метель сугробы,
    Да пришёл мороз суровый.
    Заморозил всё кругом
    И стала вода…( льдом)

     Жидкую воду делает твердым льдом. Давайте вспомним, какой эксперимент мы с вами начали проводить с водой. Что мы сделали?
    Ответы детей: Взяли стаканчики, налили воду, опустили веревочку в воду, отнесли в морозильник.


    Воспитатель: отнесли мы с вами стаканчики туда, где холодно. Давайте, теперь посмотрим на результат.

    Была вода: жидкой, прозрачной, растекалось.
    Стала вода: твердой, прозрачной, держит форму.
    Воспитатель: Давайте положим нашу льдинку на ладошку , что теперь происходит с ней?
    Ответы детей: льдинка тает, превращается в воду.
    Воспитатель: Почему так происходит? Потому что от нашей ручки идет тепло. От тепла- оттаяла в ладошке льдинка; происходит оттепель.
    От тепла ...... Оттепель
    - Что же происходит со снегом, когда оттепель?
    Дети: снег тает.
    - А когда оттепель снег какой?
    Липкий, мягкий.
    - Мы рады этому почему?
    Можем играть в снежки, лепить снеговиков, делать снежные постройки.

    3 снежинка
     Что такое Голый лёд ...... Гололёд?
    - Когда на улице гололёд это хорошо? 
    Дети: – Нет!
    Воспитатель: Почему? Это явление опасное?
    Ответы детей: очень скользко и можно упасть и получить травму.
    - Надо вести себя как?
    Аккуратно! ( Вспоминаем правила безопасного поведения на льду)
    Воспитатель: Молодцы! Но неужели ничего хорошего нет? Можно ведь кататься на коньках, с ледяной горки…. Но всё равно нужно быть предельно внимательным и осторожным, и беречь себя! Можно любоваться сосульками, но не есть их.
    - Видите какой молодец Мороз – совершает чудо, воду превращает в лёд. 
    - Давайте и мы с вами превратимся в снежинок!
    Физкультминутка:
    Раз снежинка появилась,
    Два снежинка закружилась,
    Три снежинка распушилась,
    На четыре покружилась.
    А на пять, стала танцевать,
    Шесть, на землю полетела,
    Семь, устала вдруг и села,
    Восемь, выросла опять,
    Девять , лучиками стала сверкать,
    Десять, заблестела и в сугроб свой села.
    - Молодцы! Приземлились снежинки на свои места.

    4 снежинка:                                                                                                                                 - А с чем можно сравнить зимушку?

    Словесная игра «Сравни и назови» -  Я начну предложение, а  кому попадет снежок, его закончит:

    - Зима белая, как… (чистый лист).

    - Зима липкая, как… (мармеладка,  пластин).

    - Зима сверкающая, как… (бриллиант, бусы).

    - Зима холодная, как… (лед, холодильник).

    Зима ледяная, как… (мороженое, сосулька).

    Зима колючая, как…(кактус, ежик).

    5 снежинка: снежинка прилеплена к магнитной доске, на которой расположено дерево с сидящими на нем птицами

    Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам прилетел? Как называется птицы, которые остаются с нами зимой? (Зимующие). Назовите их. Как мы можем помочь им пережить суровую зиму, почему мы должны помогать птицам зимой?

    Дети: О птицах нужно заботиться зимой, помогать им, кормить их, потому что зимой холодно, птицам трудно добыть себе корм, потому что нет насекомых. Далее проводится дидактическая игра "Кто лишний? "  

    Воспитатель: Ребята, вы так старались помочь зиме, ответить на ее вопрос. А теперь расскажите и докажите зиме, что и она прекрасное время года. А поможет нам рассказывать мнемотаблица.

    Методика:

    Этап 1 – Педагог показывает мнемотаблицу, рассматривает все символы вместе с детьми, т. е информация группируется.

    Этап 2 – Перекодировка информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы

    Этап 3 – Составление сюжета, т. е. обработка одного из методов запоминания.

    Этап 4 – Определение логических связок

    Этап 5 – Составление рассказа детьми с опорой на таблицу

    Сейчас зима. Часто идет снег. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Деревья и кустарники стоят голые, покрытые снегом. Он надежно защищает растения от холода. Солнце светит мало. Дни все короче, а ночи длиннее. Когда оттепель образуются сосульки. Люди тепло одеты. Звери в лесу сменили окраску шерсти. Трудно бывает зимой птицам и животным доставать корм, поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено. Дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах, коньках. Зимой отмечаем Новый год, Рождество, День защитника Отечества.

    Педагог: Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего?

    - Посмотрите, здесь  лежит какой-то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные красивые снежинки! Они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так, как хотели (не все хорошо, или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше.  Ваша Зимушка-зима!»

    Список литературы:

    • Аджи А. В. «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы», «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада».
    • Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами математики в логопедической группе для детей с ОНР на тему "Рыбы"

    Данное занятие прошло в рамках открытых показов НОД воспитателями и специалистами ДОУ. Прошло оно в форме увлекательного путешествия в загадочный и неизведанный подводный мир морей и океанов. Ребята п...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с продуктивной деятельностью на тему: «Деревья осенью» в средней группе 2015г

    Задачи:Познавательное развитие Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе.  Продолжать развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать....

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.

    «Дикие животные» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе....

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и изобразительной деятельности для детей младшей группы на тему «В гостях у сказки»

    Конспект занятия на тему «В гостях у сказки» подготовлен для детей второй младшей группы (3-4 года).Конспект предлагается использовать при изучении следующей лексической темы недели «Домашние птицы».К...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе«Зелёная страна – удивительная страна» .

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе«Зелёная страна – удивительная страна»...

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа из личного опыта»

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа из личного опыта»...