Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами математики в логопедической группе для детей с ОНР на тему "Рыбы"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данное занятие прошло в рамках открытых показов НОД воспитателями и специалистами ДОУ. Прошло оно в форме увлекательного путешествия в загадочный и неизведанный подводный мир морей и океанов. Ребята плыли на корабле в открытом море, опускались на морское дно в аквалангах, знакомились с его обитателями и даже спасали их, а еще рисовали мыльными пузырями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ №376 Московского района г. Казани
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами математики в логопедической группе для детей с ОНР ( подготовительная группа)
Тема: «Подводное царство Золотой Рыбки»
Подготовили: Терентьева М.В., учитель-логопед;
Губайдуллина И.И., воспитатель
Казань 2014
- обобщение речевого материала по теме «Рыбы»;
- закрепление математических представлений;
- знакомство с нетрадиционным приемом рисования мыльными пузырями.
Задачи:
1) коррекционно- образовательные:
- закрепление представлений детей о рыбах, их образе жизни, внешнем виде, питании;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Морские обитатели»;
- закрепление представления детей о различных видах кривых линий;
- закрепление умения ориентироваться по схематичному плану;
- закрепление с детьми свойства фигур (цвет, форма, величина), умение находить признаки, их сходство и различие;
- закрепление умения составлять числа из 2-х меньших;
- закрепление умения выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
- способствование формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
2) коррекционно- развивающие:
- развитие общей и мелкой моторики, зрительного внимания, наблюдательности;
- способствование развитию речевого дыхания;
- развитие умения согласовывать речь с движением;
- развитие пространственных представлений;
- совершенствование навыков слогового анализа и синтеза;
- совершенствование навыков словообразования ( образование слов с помощью приставок и суффиксов);
- совершенствование грамматического строя речи( образование притяжательных прилагательных, согласование притяжательных прилагательных с существительными);
- развитие связной речи( составление рассказа – описания рыб по опорным схемам);
- развитие умения ориентироваться по предложенной схеме;
- развитие умения составлять и решать простые задачи на вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков;
- упражнять в решении примеров на уменьшение числа на 1.
3) коррекционно- воспитательные:
- воспитание познавательного интереса, гуманного отношения к обитателям подводного мира;
- воспитание языковой интуиции;
- воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, умения работать в парах, в командах.
Оборудование: мягкие модули, стулья для «корабля», акваланги из пластиковых бутылок, маски для подводного плавания, индивидуальные схемы маршрута, фломастеры, модели морских рыб, наглядный материал «Морские и речные рыбы», карточки с цифрами, маски с изображением морских обитателей, голубая ткань,мыльные пузыри, трубочки для коктейля,раскраски, рыболовная сеть из тюли, презентация «Подводное царство Золотой Рыбки», аудиопособия: « Шум моря», « Десять мышек»(«Краб») Е. Железновой , « В мире морском …»(из м/ф «Русалочка»).
Ход занятия.
1.Орг. момент.
Приветствие. Логопед: Ребята, сегодня я получила необычное письмо- приглашение.
Я хочу, чтобы вы сами его прочитали и узнали, кто и куда нас приглашает.
2. Основная часть.
Дети открывают письмо и читают:
«Дорогие ребята! Приглашаю вас в гости в моё подводное царство. Отправляю план путешествия, чтобы вы не заблудилисьна морском дне. Желаю вам удачи. Жду. Царица морей, Золотая рыбка».
Логопед: Ребята, вы хотите побывать в гостях у Золотой Рыбки?
Дети: Да, хотим!
Логопед: А где же живет Золотая Рыбка?
Дети: Золотая Рыбка живет в море.
Логопед: Скажите, ребята, кто- то из вас был на море? Что такое море?
Дети: Море - это огромный водоем. Вода в море соленая.
Логопед: В письме есть план путешествия по морскому дну, для начала нужно определить наш с вами маршрут.(слайд 2)
У детей листы бумаги с изображением лабиринта, дети рисуют фломастерами маршрут путешествия с помощью плана :
ракушка морской конёкосьминог рыбкиморская звезда.
Логопед: А теперь посмотрим на экран и проверим, все ли правильно нарисовали маршрут нашего путешествия. (слайд 3)
Логопед:Вы запомнили наш маршрут?
Дети: Да! (слайд 4)
Логопед:Тогда идём на берег моря. Идем по ровной дорожке (ходьба гимнастическим шагом), теперь по горячему песочку( на носках, руки вверх), по каменистой дорожке( ходьба на пятках, руки за спиной).(слайд 5)
Логопед: Вот мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря ( звучит фонограмма «Шум моря»). Давайте послушаем шум моря и подышим прохладным морским воздухом.
Упражнение на развитие длительного речевого выдоха «Слушай…»
Логопед: Ребята, а на чем мы можем отправиться в морское путешествие?
Дети: На корабле.
Логопед: А где нам взять корабль?
Дети: Построить.(слайд 6)
Дети сами строят корабль из стульев и мягких модулей.
Логопед: Приглашаю вас занять места. Корабль готов к отправлению. В добрый путь!(слайд 7)
Логопед: Посмотрите ребята, наш корабль от берега ОТ- …?
Дети: ОТПЛЫЛ(слайд 8)
Логопед: За скалы корабль ЗА-…?
Дети: ЗАПЛЫЛ(слайд 9)
Логопед: К маяку ПОД-…?
Дети: ПОДПЛЫЛ(слайд 10)
Логопед: Вдаль, в открытое море У-…?
Дети: УПЛЫЛ
Логопед: Вы сейчас образовали много слов – родственников от слова- действия ПЛЫЛ при помощи различных приставок. Вспомним и перечислим эти слова еще раз.(слайд 11)
Логопед: Вот мы и вышли в открытое море. Ребята, а нам ведь надо опуститься на морское дно. Как мы можем это сделать?
Дети: Мы можем нырнуть.
Логопед: Сможем ли мы дышать под водой?
Дети: Нет, у нас нет жабр, чтобы дышать под водой.
Логопед: Может на нашем корабле есть то, что поможет дышать нам под водой? Поищите, ребята!
Дети находят акваланги.
Логопед: Ребята, кто из вас знает, как называется это приспособление?
Дети: Это акваланг.
Логопед:Да, ребята, это акваланг – дыхательный аппарат для дыхания человека воздухом под водой. Надеваем на себя акваланги. В кого мы сейчас превратились? (слайд 12)
Дети: В аквалангистов.(слайд 13)
Логопед: Опускаемся на морское дно. Как здесь красиво! Какие зелёные водоросли! А сколько здесь подводных жителей! Кого из них вы знаете?
Дети: Морская звезда, осьминог, краб, акула, медуза…
Логопед: Ой, какая красивая рыбка к нам плывет!
( В зале появляется Золотая Рыбка)
Золотая Рыбка: Здравствуйте, мои друзья! А я вас уже заждалась. Добро пожаловать в мое царство! Чувствуйте себя здесь, как рыбы в воде!
Логопед: Ребята, а как это – как рыбы в воде?
Дети: Значит, как у себя дома, легко, не стесняясь.
Золотая рыбка: Друзья, вы хорошо запомнили свой маршрут? Куда нам плыть сначала?
Дети: Да! К ракушкам!(слайд 14)
Золотая рыбка: А вот и ракушки! Посмотрите, какие они красивые! Чтобы их не задеть, мы поплывем друг за другом.(слайд 15)
Дети идут за Золотой Рыбкой «змейкой».
Золотая рыбка: Друзья, посмотрите на картинку и скажите, по какой из этих дорожек мы сейчас проплыли?(слайд 16)
Дети:По третьей.
Золотая Рыбка: А вы знаете, как она называется?
Дети: Это извилистая дорожка.(слайд 17)
Золотая Рыбка: Ой, друзья, сегодня у меня в гостях собралось столько рыб, и даже многие из них мне совершенно не знакомы! Они приплыли ко мне из другого царства? И мне кажется, что им здесь совершенно не нравится. Вы не знаете, почему они такие грустные?
Дети: Знаем! Сюда приплыли речные рыбы! А они не могут жить в море!
Золотая Рыбка: А почему они не могут жить в море, здесь ведь так красиво?
Дети: Речные рыбы живут в пресной воде, а в морской соленой воде они могут погибнуть!
Золотая Рыбка: А-аа.. Что же делать? Нужно скорее вернуть всех речных рыб обратно домой, пока они не погибли! Ребята, одна не справлюсь, вы поможете мне?
Дети:Даа.
Дети выбирают картинки с изображением пресноводных рыб и отпускают их в «реку», составляя предложения по образцу:
«Щука –это пресноводная рыба, она живет в реке».
Логопед: Ребята, какое доброе дело мы с вами сейчас сделали, столько рыб спасли, помогли им вернуться домой. И теперь у нас остались только морские рыбы!
Золотая Рыбка: Тише- тише! Вы можете обидеть некоторых морских обитателей, называя их рыбами, так как они вовсе не рыбы, а животные! Вы знаете, о ком я говорю?
Дети: Да, знаем. Это кит и дельфин.
Золотая Рыбка: А почему вы выбрали именно их?
Дети: Потому что они не откладывают икру. У них рождаются детёныши, как и у животных. Они кормят своих детёнышей молоком, поэтому их называют млекопитающими животными. А еще у дельфина и кита нет жабр, они дышат легкими, поэтому они постоянно выныривают из воды, чтобы набрать воздуха.
Золотая Рыбка: А еще в море живут рыбы, которые похожи на животных, птиц и даже на некоторые предметы, которые используют люди. Посмотрите, какие необычные рыбы здесь плавают. Вы их знаете? Назовите их.
Дети смотрят на экран и называют рыбу – пилу, рыбу – меч, рыбу – иглу, рыбу – зебру, рыбу – жабу, рыбу – попугая.(слайд 18-23)
Логопед: А нам пора отправляться дальше. Плывем к …
Дети: К морскому коньку.(слайд 24)
Золотая Рыбка: Да он здесь не один. Друзья, сколько здесь морских коньков?(слайд 25)
Дети: 5
Золотая Рыбка: Скажите, где находится самый большой конек? А самый маленький? Какой конек находится в самом центре? А какой – в правом нижнем углу? А где находится красный конек?
Логопед: Попрощаемся с морскими коньками и отправляемся в гости к кому?
Дети: К осьминогу!(слайд 26)
Золотая Рыбка: Ребята, если мы поздороваемся с осьминогом, то сколько щупальцев нам придется пожать?(слайд 27)
Дети: 8
Золотая Рыбка: Верно! А от каких двух слов образовалось его имя?
Дети: Восемь ног – осьминог.
Золотая Рыбка: Осьминог очень любит задавать всем задачи. Хотите решить одну из них?
Дети: Да.
Золотая Рыбка: Тогда слушайте внимательно:
Осьминог решил путешествовать. Ухватился одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца взял по чемодану. Сколько чемоданов осьминог взял в путешествие?
Дети: 7
(Ответ обосновывают и выкладывают на наборном полотне: 8-1=7)
Золотая Рыбка: Давай те проверим, правильно ли вы решили задачу осьминога! ( слайд 28)
Логопед: Ну что, ребята, куда плывем дальше?
Дети: К рыбке!(слайд 29-30)
Логопед: Я вижу на дне разноцветные камни, присядем на них и отдохнем не много! Морская вода настолько прозрачна, что видно, как плавают рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть. В таких случаях говорят: « Молчит, как рыба».
Видеогимнастика для глаз.(слайд 31-32)
Золотая Рыбка: Ребята, плывите сюда! Рыбаки расставили всюду свои сети, и в них попало много рыб! Помогите им выпутаться из сетей! (слайд 33)
Дети достают из сетей разноцветных рыбок.Логопедзадает каждому ребенку вопрос:
- Это чей хвост? ( Это рыбий хвост).
- Это чья чешуя? ( Это рыбья чешуя).
- Это чьи жабры? ( Это рыбьи жабры) и т.д.
Логопед: А рыбы- то у вас говорящие! На каждой рыбке написан один слог. Я предлагаю вам объединиться в команды, прочитать слоги и составить из них слова – названия рыб.
Дети составляют слова: КАМ-БА-ЛА и СЕ-ЛЕД-КА.(слайд 34- 35)
Логопед: Золотая Рыбка, мы хотим тебя удивить своими знаниями о рыбах. Послушай наш рассказ.(слайд 36)
Дети составляют рассказ – описание рыбы по опорным схемам.
Золотая Рыбка: Ребята, вы меня приятно удивили тем, как много вы знаете о рыбах. А нам пора отправляться дальше! Вы помните куда?
Дети: К морской звезде.(слайд 37)
Золотая рыбка: У морской звезды есть любимая цифра, которую она от нас спрятала. Вы уже догадались, что это за цифра?(слайд 38)
Дети: Да, это цифра 5.(слайд 38)
Золотая Рыбка: А почему, например, не 3 или не 8?
Дети: Потому что у звезды 5 концов.
Золотая Рыбка: Морская звезда, покажи, какую цифру ты от нас спрятала, правильно ли мы ее назвали?
На слайде появляется цифра 5.(слайд 38)
Золотая Рыбка: Морская звезда хочет с вами поиграть в игру «Найди себе друга».
Карточки с цифрами лежат на полу. Дети стоят в кругу и говорят слова:
Встали звезды у дверей
Поискать себе друзей.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Раз, два, три пару себе найди!
Дети берут карточки с цифрами и встают парами так, чтобы в сумме получилось число 5.
Логопед: Каждый из вас сейчас нашел себе друга. В таких случаях говорят: «Мы с тобой, как рыба с водой».
Золотая Рыбка: Я вижу, что вы очень любите играть. А с чем вы любите играть? Я, например, люблю играть с пузырьками воздуха в воде. Посмотрите, сколько их здесь. У вас на суше, наверное, нет таких пузырьков?(слайд 39)
Дети: Есть, мы играем с мыльными пузырями!
Золотая Рыбка: А вы пробовали рисовать ими?
Дети: Нет!
Золотая Рыбка: А давай те попробуем вместе порисовать пузырями?
Дети: Да, давайте порисуем!
Дети «рисуют», используя нетрадиционный прием изображения цветными мыльными пузырями.
Логопед: Ребята, в наших баллонах заканчивается запас кислорода, нам пора возвращаться на корабль. Давайте попрощаемся с Золотой Рыбкой и морскими обитателями и скажем им «спасибо» за увлекательное путешествие!
Дети: Спасибо! До свидания!
Логопед: Беремся дружно за руки и поднимаемся на поверхность.
Дети садятся на корабль.(слайд 40)
Логопед: Посмотрим в бинокли, далеко ли нам плыть до берега? Смотрите –смотрите, что это там показалось вдалеке?(слайд 41)
Дети: Это остров, на котором растут пальмы!
Логопед: Видите, кто там сидит под пальмой?
Дети: Это краб.(слайд 42)
Логопед: А давайте споем веселую песенку про краба.
Музыкальная пальчиковая игра «Краб».
3. Итог занятия.Логопед:(слайд 43)
- Вот мы и вернулись в наш родной детский сад! А что вам больше всего запомнилось из нашего сегодняшнего путешествия?
- Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? В какое путешествие?
Дети предлагают свои варианты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами фольклора и нетрадиционными методами аппликации. «Во дворе у бабушки» учитель-логопед Кулагина Л.В.
конспект поможет учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп провести интересную деятельность с детьми...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с продуктивной деятельностью на тему: «Деревья осенью» в средней группе 2015г
Задачи:Познавательное развитие Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе. Продолжать развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и изобразительной деятельности для детей младшей группы на тему «В гостях у сказки»
Конспект занятия на тему «В гостях у сказки» подготовлен для детей второй младшей группы (3-4 года).Конспект предлагается использовать при изучении следующей лексической темы недели «Домашние птицы».К...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и художественному творчеству (аппликация) в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»
Цель: создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе«Зелёная страна – удивительная страна» .
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе«Зелёная страна – удивительная страна»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами мелкой моторики в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет «Новогодние подарки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами мелкой моторикив группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет «Новогодние подарки»...