Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами мелкой моторики в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет «Новогодние подарки»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Зейналова Сара Нажмудиновна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по развитию речи с элементами мелкой моторики

    в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет

    «Новогодние подарки»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_novogodnie_podarki.docx32.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по развитию речи с элементами мелкой моторики

    в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет

    «Новогодние подарки»

    Цель: учить детей составлять описательные рассказы с опорой на предметные картинки.                 Задачи:

    Образовательные:

    • формировать умение составлять  связное речевое высказывание с опорой на картинку и вопрос;
    • способствовать развитию  монологической речи;
    • совершенствовать грамматический строй речи, употребление в речи предлогов за, перед, на).

    Развивающие:

    • развивать  общую и  мелкую моторику;
    • развивать  речевой слух, зрительное внимание, пространственную ориентировку (употребление в речи слов слева, справа).
    • развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.

    Воспитательные:

    • воспитывать доброе и заботливое отношение  и интерес к окружающей природе и ее обитателям;
    • формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности;
    • воспитывать  аккуратность при работе с материалами для ручного труда.

    Материалы и оборудование:

    • предметные картинки;
    • счётные палочки Кюизенера, бусы;
    • шнуровка «Подарки для лесных жителей»;
    • разрезная картинка «Почтовый автомобиль»;
    • картины для индивидуальной работы,  декоративная посыпка, клей; салфетки;
    • магнитная доска;
    • мультимедийный проектор, экран.

    Ход учебной деятельности

    1. Воспитатель проводит вступительную беседу:

     - Сегодня мы с вами попытаемся придумать сказку с использованием картинок, которая будет называться «Новогодние подарки».

    - Скоро наступит всеми любимый праздник, а как он называется? (Новый год)

    - Ребята, какие новогодние украшения вы знаете? (Бусы, гирлянды, звезда на верхушке, шары, мишура).

    - А какое самое главное украшение  в  новогодний праздник? (Елка)

    - Верно. Вот первая картинка для нашей сказки.  (Воспитатель помещает картинку новогодней елки на доску).

    - Давайте вместе со мной покажем и расскажем, как мы готовимся к Новому году. А показывать мы будем с помощью пальчиков, смотрите на мои пальчики и повторяйте за мной. (Дети выходят и становятся в круг)

    2. Пальчиковая гимнастика «Украшение елки»

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Соединять одновременно пальцы рук, начиная с больших

    Будем елку украшать

    Переплести пальцы рук, показать «ёлку»

    Бусы, шарики, игрушки

    Соединить большой и указательный пальцы обеих рук, остальные поднять вверх- «бусы»; также  большой и средний -«шарики»; также большой и безымянный - «игрушки»

    Дождик, звездочки, хлопушки

    также большой и мизинец - «дождик»

    Пальцы соединить в щепоть – внезапно вскинуть кисти обеих рук распрямив все пальцы - «звездочки, хлопушки»

    Миллион на ней огней

    Свободное шевеление всех пальцев поднятых вверх кистей обеих рук

    Можно приглашать гостей

    Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки ладонями вверх

    Приходили к ёлке

    Ладони от себя раскрыты, пальчики переплетаются между собой - «ёлка»

    Зайцы, белки, ёжики

    Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, большой палец удерживает безымянный палец и мизинец – «зайцы». Указательный и средний пальцы полусогнуты, большой палец удерживает безымянный палец и мизинец – «белки». 

    Новый год встречали

    Похлопать в ладоши

    И подарков ждали

    Соединить ладони, слегка их округлив

    - Мы сейчас показывали,  как готовились к новому году. Напомните мне, ребята, кто пришел к елке? (Зайцы и белки).
    - Интересно, а где они живут, в поле, может в доме, или с человеком?
    (Они живут в лесу)

    -  Если они живут в лесу, как мы их назовем? (Дикие животные, лесные)

    - Верно. Это следующая картинка для нашей сказки.  (Картинка животных помещается на доску).

    3. Выкладывание елочки из счетных палочек (на белом картоне). 

    - Ребята, давайте для лесных жителей выложим елочку на фоне белого снега (показываю картонные карточки). Послушайте меня внимательно, какая у вас должна получиться елка.

    - Перед вами палочки разной длины.  Для начала вы выкладываете ствол.

    - Дальше, вы выкладываете ветки елки. Можно начинать.

    - Сравните, у вас такая же елочка получилась? (Показать готовую картинку аппликацию, чтобы дети сравнили).

    - Елочка у нас готова, но она не похожа на новогоднюю. Что нужно сделать для этого? (Елку надо украсить).

    - Как вы думаете, чем можно украсить елку?

    - А так как мы придумываем сказку, то и  елочные украшения у нас будут сказочные - бусы (Бусы, в индивидуальной коробочке, на столе у каждого ребенка). 

    - Украсьте каждый свою елочку. Какие красивые елочки у вас получились! А теперь аккуратно отодвиньте свои работы на край стола.

    - Вы сделали доброе дело – украсили ёлочку. Но все дети и даже лесные жители, что  хотят получить в Новый год? (Подарки). Это следующая картинка для нашей сказки.  (На доску помещается модель подарка).

    4. Работа со шнуровкой (после выполнения убрать на стол ).

    - Ребята, как вы думаете, что любят есть белочки и зайчики? (Они любят шишки, грибы, орехи, и т.п.)

    - Я вам сейчас покажу, как буду угощать белочку грибами.

    - А теперь вы приготовьте угощение своим лесным зверушкам, (у каждого ребенка в коробке, шнуровка животного и подарки-угощения для них). Можете приступать.

    -Вероника, что ты подаришь зайцу? (Я подарю зайцу репку, капусту, морковку).
    -Элина, что ты подаришь белочке? (Я подарю белочке шишку, грибочки, семечки).

    - Вы сделали доброе дело, приготовили подарки лесным жителям. Положите их рядом с елочкой.

    - Это следующая картинка для нашей сказки. (После выполнения задания помещаю на доску картинку- угощения для зверей.).

    5. Работа с разрезной картинкой (индивидуальные разрезные картинки в конвертах).

    - Вот мы с вами приготовили подарки для лесных жителей.

    - Подарки соберем в такую  посылку. Это наша следующая картинка для сказки.(На магнитную доску выставляется картинка посылки).

    - Подумайте, на чем можно отправить посылку в лес, чтобы она быстрее попала к лесным жителям? (Посылку можно отвезти на машине).

    - Правильно. А  как называется машина, которая возит посылки, газеты, журналы, почту? (Если дети затрудняются, помочь). Машина, которая возит груз, называется грузовая. А почту- почтовая.

    - Напомните мне, что перевозит почтовая машина? (Посылки, почту, газеты, журналы).

    - Приготовленные вами подарки для лесных жителей отправят посылкой  в почтовой машине.

    - Вот такая почтовая машина, это следующая картинка для нашей сказки. (Помещаю  на доску картинку почтовой машины).

    Давайте соберем почтовую машину из разрезных картинок

    - Почтовая машина уже везет подарки в лес. Давайте узнаем, какая погода стоит в лесу?

    6. Физкультминутка

    Дует ветер, дует

    Стоя в круге дуть перед собой

    Деревца качает.

    Стоя, подняв руки вверх наклоны вправо-влево

    Белая метель

    Наклониться вперед

    Снегом засыпает.

    Махи руками в стороны

    И летят снежинки над лесной  дорогой,

    Бег по кругу, махи руками в стороны

    Даже грозный мишка спрятался в берлоге.

    Изобразить идущего вперевалку медведя

    Под  ногами елок -

    Остановиться, руки чуть в стороны и повороты туловищем стоя на месте

    Выросли  сугробы.

    Остановиться, сесть на корточки и сжаться в комочек

    7. Аппликация «Зимняя лесная дорога». (Дети садятся за столы в уголке творчества. Педагог показывает выполнение работы). 

    - Мы с вами побывали в лесу, напомните мне, какая погода была  в лесу? (Дул ветер-ветреная погода, метет метель, идет снег - снежная погода).

    - Да ребята, в лесу ветреная, снежная погода. Машина в лесу попала в метель. (На мольберте картинка).

    -Сейчас мы с вами будем изображать  на картине метель.  Для этого я прикладываю клей к бумаге, чуть нажимаю, а потом посыпаю снег (декоративный) на это место и так по всему листу Лишнюю посыпку аккуратно встряхиваю на стол, вытираю руки. Вот и готова следующая картинка для нашей сказки. После окончания работы готовую работу поместить на доску как картинку).

    (Дети выполняют работу).

    - Почтовая машина попала в метель, но как все сказки, наша сказка должна закончиться хорошо.

    -Как вы думаете, чем закончится сказка? (Если дети затрудняются, выставляю картинку – «Лесные жители получили подарки от ребят»).

    8. Составление сказки с использованием наглядного моделирования. (Дети проходят на прежние места)

    - Теперь давайте вернемся на свои места и я расскажу вам всю сказку с помощью этих  картинок. Следите за картинками и запоминайте, потом мы вместе ее расскажем. Сказка называется «Новогодние подарки».

     «Скоро наступит праздник Новый год. Зайцы и белки - ждут подарков. Дети приготовили лесным жителям подарки. Зайцам -  капусту, морковку, репку. Белкам - орешки, грибы, семечки. А все вместе мы подарили лесным жителям угощение. Все подарки собрали в посылку, которую повезла в лес почтовая машина. Погода была снежная, ветреная. В лесу машина попала в метель. Но подарки зверятам были доставлены вовремя. Лесные жители были очень рады».

    - Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как мы с вами придумывали и рассказывали сказку. Но не только мне понравилось, а еще и одному  лесному жителю.

    9. Упражнение «Найди зайчишку» с использованием ИКТ. 

    - А кто это вы узнаете, отгадав загадку. Прыгун-трусишка: хвост-коротышка, одежка в два цвета – на зиму, на лето. (Заяц) 

    - Зайчик будет с вами играть, а вы должны сказать, где он находится.

    Итог.

    - Молодцы, ребята, вы так замечательно поиграли, что зайчишка тоже решил вам сделать подарок, и прислал вам посылку на почтовой машине. (Раздаются сладости)

    Когда вы придете домой, обязательно расскажите родителям, какая история произошла с лесными жителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цирковое представление (Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности)

    Программные задачи: Разучить игровые упражнения с мячом (прокатывание, ловля, подбрасывание, перебрасывание мяча друг другу), используя нестандартное оборудование.Продолжать отрабатывать легкий ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР-1уровня)

    Конспектнепосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей  направленности для детей с нарушением речи...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

    Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

    План-конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики. Средняя группа.

    Занятие адресовано детям средней группы. Может проводиться как отдельное занятие по развитию речи , так и кружковая деятельность .В занятии использованы игры и упражнения по одной лексической теме. Де...