Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами мелкой моторики в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет «Новогодние подарки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зейналова Сара Нажмудиновна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи с элементами мелкой моторики

в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет

«Новогодние подарки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_novogodnie_podarki.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи с элементами мелкой моторики

в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет

«Новогодние подарки»

Цель: учить детей составлять описательные рассказы с опорой на предметные картинки.                 Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение составлять  связное речевое высказывание с опорой на картинку и вопрос;
  • способствовать развитию  монологической речи;
  • совершенствовать грамматический строй речи, употребление в речи предлогов за, перед, на).

Развивающие:

  • развивать  общую и  мелкую моторику;
  • развивать  речевой слух, зрительное внимание, пространственную ориентировку (употребление в речи слов слева, справа).
  • развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать доброе и заботливое отношение  и интерес к окружающей природе и ее обитателям;
  • формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности;
  • воспитывать  аккуратность при работе с материалами для ручного труда.

Материалы и оборудование:

  • предметные картинки;
  • счётные палочки Кюизенера, бусы;
  • шнуровка «Подарки для лесных жителей»;
  • разрезная картинка «Почтовый автомобиль»;
  • картины для индивидуальной работы,  декоративная посыпка, клей; салфетки;
  • магнитная доска;
  • мультимедийный проектор, экран.

Ход учебной деятельности

1. Воспитатель проводит вступительную беседу:

 - Сегодня мы с вами попытаемся придумать сказку с использованием картинок, которая будет называться «Новогодние подарки».

- Скоро наступит всеми любимый праздник, а как он называется? (Новый год)

- Ребята, какие новогодние украшения вы знаете? (Бусы, гирлянды, звезда на верхушке, шары, мишура).

- А какое самое главное украшение  в  новогодний праздник? (Елка)

- Верно. Вот первая картинка для нашей сказки.  (Воспитатель помещает картинку новогодней елки на доску).

- Давайте вместе со мной покажем и расскажем, как мы готовимся к Новому году. А показывать мы будем с помощью пальчиков, смотрите на мои пальчики и повторяйте за мной. (Дети выходят и становятся в круг)

2. Пальчиковая гимнастика «Украшение елки»

Раз, два, три, четыре, пять -

Соединять одновременно пальцы рук, начиная с больших

Будем елку украшать

Переплести пальцы рук, показать «ёлку»

Бусы, шарики, игрушки

Соединить большой и указательный пальцы обеих рук, остальные поднять вверх- «бусы»; также  большой и средний -«шарики»; также большой и безымянный - «игрушки»

Дождик, звездочки, хлопушки

также большой и мизинец - «дождик»

Пальцы соединить в щепоть – внезапно вскинуть кисти обеих рук распрямив все пальцы - «звездочки, хлопушки»

Миллион на ней огней

Свободное шевеление всех пальцев поднятых вверх кистей обеих рук

Можно приглашать гостей

Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки ладонями вверх

Приходили к ёлке

Ладони от себя раскрыты, пальчики переплетаются между собой - «ёлка»

Зайцы, белки, ёжики

Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, большой палец удерживает безымянный палец и мизинец – «зайцы». Указательный и средний пальцы полусогнуты, большой палец удерживает безымянный палец и мизинец – «белки». 

Новый год встречали

Похлопать в ладоши

И подарков ждали

Соединить ладони, слегка их округлив

- Мы сейчас показывали,  как готовились к новому году. Напомните мне, ребята, кто пришел к елке? (Зайцы и белки).
- Интересно, а где они живут, в поле, может в доме, или с человеком?
(Они живут в лесу)

-  Если они живут в лесу, как мы их назовем? (Дикие животные, лесные)

- Верно. Это следующая картинка для нашей сказки.  (Картинка животных помещается на доску).

3. Выкладывание елочки из счетных палочек (на белом картоне). 

- Ребята, давайте для лесных жителей выложим елочку на фоне белого снега (показываю картонные карточки). Послушайте меня внимательно, какая у вас должна получиться елка.

- Перед вами палочки разной длины.  Для начала вы выкладываете ствол.

- Дальше, вы выкладываете ветки елки. Можно начинать.

- Сравните, у вас такая же елочка получилась? (Показать готовую картинку аппликацию, чтобы дети сравнили).

- Елочка у нас готова, но она не похожа на новогоднюю. Что нужно сделать для этого? (Елку надо украсить).

- Как вы думаете, чем можно украсить елку?

- А так как мы придумываем сказку, то и  елочные украшения у нас будут сказочные - бусы (Бусы, в индивидуальной коробочке, на столе у каждого ребенка). 

- Украсьте каждый свою елочку. Какие красивые елочки у вас получились! А теперь аккуратно отодвиньте свои работы на край стола.

- Вы сделали доброе дело – украсили ёлочку. Но все дети и даже лесные жители, что  хотят получить в Новый год? (Подарки). Это следующая картинка для нашей сказки.  (На доску помещается модель подарка).

4. Работа со шнуровкой (после выполнения убрать на стол ).

- Ребята, как вы думаете, что любят есть белочки и зайчики? (Они любят шишки, грибы, орехи, и т.п.)

- Я вам сейчас покажу, как буду угощать белочку грибами.

- А теперь вы приготовьте угощение своим лесным зверушкам, (у каждого ребенка в коробке, шнуровка животного и подарки-угощения для них). Можете приступать.

-Вероника, что ты подаришь зайцу? (Я подарю зайцу репку, капусту, морковку).
-Элина, что ты подаришь белочке? (Я подарю белочке шишку, грибочки, семечки).

- Вы сделали доброе дело, приготовили подарки лесным жителям. Положите их рядом с елочкой.

- Это следующая картинка для нашей сказки. (После выполнения задания помещаю на доску картинку- угощения для зверей.).

5. Работа с разрезной картинкой (индивидуальные разрезные картинки в конвертах).

- Вот мы с вами приготовили подарки для лесных жителей.

- Подарки соберем в такую  посылку. Это наша следующая картинка для сказки.(На магнитную доску выставляется картинка посылки).

- Подумайте, на чем можно отправить посылку в лес, чтобы она быстрее попала к лесным жителям? (Посылку можно отвезти на машине).

- Правильно. А  как называется машина, которая возит посылки, газеты, журналы, почту? (Если дети затрудняются, помочь). Машина, которая возит груз, называется грузовая. А почту- почтовая.

- Напомните мне, что перевозит почтовая машина? (Посылки, почту, газеты, журналы).

- Приготовленные вами подарки для лесных жителей отправят посылкой  в почтовой машине.

- Вот такая почтовая машина, это следующая картинка для нашей сказки. (Помещаю  на доску картинку почтовой машины).

Давайте соберем почтовую машину из разрезных картинок

- Почтовая машина уже везет подарки в лес. Давайте узнаем, какая погода стоит в лесу?

6. Физкультминутка

Дует ветер, дует

Стоя в круге дуть перед собой

Деревца качает.

Стоя, подняв руки вверх наклоны вправо-влево

Белая метель

Наклониться вперед

Снегом засыпает.

Махи руками в стороны

И летят снежинки над лесной  дорогой,

Бег по кругу, махи руками в стороны

Даже грозный мишка спрятался в берлоге.

Изобразить идущего вперевалку медведя

Под  ногами елок -

Остановиться, руки чуть в стороны и повороты туловищем стоя на месте

Выросли  сугробы.

Остановиться, сесть на корточки и сжаться в комочек

7. Аппликация «Зимняя лесная дорога». (Дети садятся за столы в уголке творчества. Педагог показывает выполнение работы). 

- Мы с вами побывали в лесу, напомните мне, какая погода была  в лесу? (Дул ветер-ветреная погода, метет метель, идет снег - снежная погода).

- Да ребята, в лесу ветреная, снежная погода. Машина в лесу попала в метель. (На мольберте картинка).

-Сейчас мы с вами будем изображать  на картине метель.  Для этого я прикладываю клей к бумаге, чуть нажимаю, а потом посыпаю снег (декоративный) на это место и так по всему листу Лишнюю посыпку аккуратно встряхиваю на стол, вытираю руки. Вот и готова следующая картинка для нашей сказки. После окончания работы готовую работу поместить на доску как картинку).

(Дети выполняют работу).

- Почтовая машина попала в метель, но как все сказки, наша сказка должна закончиться хорошо.

-Как вы думаете, чем закончится сказка? (Если дети затрудняются, выставляю картинку – «Лесные жители получили подарки от ребят»).

8. Составление сказки с использованием наглядного моделирования. (Дети проходят на прежние места)

- Теперь давайте вернемся на свои места и я расскажу вам всю сказку с помощью этих  картинок. Следите за картинками и запоминайте, потом мы вместе ее расскажем. Сказка называется «Новогодние подарки».

 «Скоро наступит праздник Новый год. Зайцы и белки - ждут подарков. Дети приготовили лесным жителям подарки. Зайцам -  капусту, морковку, репку. Белкам - орешки, грибы, семечки. А все вместе мы подарили лесным жителям угощение. Все подарки собрали в посылку, которую повезла в лес почтовая машина. Погода была снежная, ветреная. В лесу машина попала в метель. Но подарки зверятам были доставлены вовремя. Лесные жители были очень рады».

- Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как мы с вами придумывали и рассказывали сказку. Но не только мне понравилось, а еще и одному  лесному жителю.

9. Упражнение «Найди зайчишку» с использованием ИКТ. 

- А кто это вы узнаете, отгадав загадку. Прыгун-трусишка: хвост-коротышка, одежка в два цвета – на зиму, на лето. (Заяц) 

- Зайчик будет с вами играть, а вы должны сказать, где он находится.

Итог.

- Молодцы, ребята, вы так замечательно поиграли, что зайчишка тоже решил вам сделать подарок, и прислал вам посылку на почтовой машине. (Раздаются сладости)

Когда вы придете домой, обязательно расскажите родителям, какая история произошла с лесными жителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цирковое представление (Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности)

Программные задачи: Разучить игровые упражнения с мячом (прокатывание, ловля, подбрасывание, перебрасывание мяча друг другу), используя нестандартное оборудование.Продолжать отрабатывать легкий ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР-1уровня)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей  направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

План-конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики. Средняя группа.

Занятие адресовано детям средней группы. Может проводиться как отдельное занятие по развитию речи , так и кружковая деятельность .В занятии использованы игры и упражнения по одной лексической теме. Де...

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации с детьми группы компенсирующей направленности (драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»)

Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре - драматизации. Развитие речи детей с помощью театрал...