«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ПОИСКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чернышева Светлана Александровна

Цель:  развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

  • уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
  • познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
  • расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
  • помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека;
  • формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poiskovo-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золушка»

«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ПОИСКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

                                                                   Воспитатель: Чернышева Светлана  

                                                                                            Александровна

Цель:  развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на      

           основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:  

  1. уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
  2. познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
  3. расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
  4. помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека;
  5. формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Ход деятельности

 Воспитатель:  Отгадайте загадку:                                              Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю.

(воздух)

     Правильно, а почему вы так решили? (Воздух везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство).

      Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие учёные-исследователи? (ответы детей).

       Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить. ( Прикрепляю детям на грудь визитки). Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

   Опыт с камнем

Воспитатель:  Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь (твёрдый, жёсткий, крепкий). Камешек твёрдое тело. Какие твёрдые тела вы можете назвать? (ответы детей) А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет нельзя) Делаем вывод: воздух – не твёрдое тело.

Опыт с водой

Воспитатель:  Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (Вода течёт, бежит, струиться, журчит) Что же такое вода? (Вода – это жидкость) Назовите другие жидкости. (сок, кефир, молоко, кисель).

Опыт с воздухом

Воспитатель:  Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – (ответы детей) не твердое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Значит, он – (ответы детей) не жидкость. Можно сделать вывод: воздух- не твёрдое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Какой он? (ответы детей) Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.

      Продолжим исследования.

Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт 1  Возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт 2  Помашем веером около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

Физкультминутка. (дети имитируют движения)

Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон, и два – наклон,

Зашуршал ветвями клён.

Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это (Дети подходят к столу воспитателя).

Опыт 1  Возьмём резиновую грушу, сожмём её в руке. Что вы услышали? (Свист. Воздух с шумом выходит из груши)

Опыт 2  Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что этому мешает? (ответы детей) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает её сжать.

Опыт 3  Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).

   Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле).

Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (для дыхания). Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом. (дети садятся за столы)

Опыт 1  Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт 2  Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предположения детей).  поверхность зеркала стала влажной, т.к. вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Воспитатель: И так, уважаемые коллеги, а каким же воздухом мы должны дышать, чтобы быть здоровыми? (чистым). Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (сажать больше цветов, деревьев). Как вы думаете. Где воздух чище - в лесу или в городе? (ответы детей).

    Так давайте беречь воздух и посадим деревья и кусты в городе. (Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты деревьев).

Воспитатель: У нас теперь прекрасное настроение и дышится в нашем городе легко. Давайте хорошее настроение передадим друг другу: дотроньтесь до товарища кулачком, локотком, ладошкой.

    А сейчас вы мне скажете что же такое воздух:

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем

Он ведь нам необходим!

Воспитатель: В следующий раз, уважаемые коллеги, мы проведём опыты и узнаем о свойствах воздуха и о том, как дышит человек, как воздух проникает в организм. А сейчас отправляемся в детский сад.

(Звучит музыка «Паровозика»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.

Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)

Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет  логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Сценарий проектной деятельности по теме: «Маленькие исследователи», совместная работа детей, родителей и воспитателей. Огород

Сценарий проектной деятельности по теме: «Маленькие исследователи», совместная работа детей, родителей и воспитателей.         ОгородК нам весна шаг...

Образовательный проект «Разработка межгалактического космического корабля «Исследователь галактики» для детей старшего дошкольного возраста

Паспорт творческого образовательного проекта «Разработка межгалактического космического корабля «Исследователь галактики» Описание материала: данный проект будет интересен для старши...

Проектная деятельность «Почемучки - исследователи» (Расширение представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности)

В конспекте описана работа с детьми второй младшей гуппы в процессе опытно - экспериментальной деятельности, развитие эмоционально - ценностных отношений к окружающему миру....