Невидимка воздух
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

воронцова ирина

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл невидимка воздух23.62 КБ

Предварительный просмотр:

«НЕВИДИМКА ВОЗДУХ»

Программное содержание:

  1. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений;
  2. составить у детей представление о ветре,
  3. вызвать интерес к проведению экспериментов,
  4. развивать умение логически рассуждать,
  5. вызывать чувство любви к окружающему, воспитывать чувство ответственности за природу,
  6. развлечь и эмоционально настроить детей.

Оборудование: 

  1. географический атлас
  2. песочные часы;
  3. ленточки;
  4. стакан стеклянный прозрачный,
  5. металлическая ложечка,
  6. чашки с водой,
  7. воздушные шарики,
  8. соломки для коктейля,
  9. мыльные пузыри,

Ход занятия:

В гости приходит Чухарь и приносит с собой книжку с загадками.

Чухарь: Здравствуйте ребята! Я снова пришел к вам в гости без приглашения. Но мне очень нужна ваша помощь. Я вчера нашел одну книжку. В ней много интересных загадок, но некоторые я не могу отгадать сам. Вы очень умные и смышленые, помогите мне, пожалуйста. Эти загадки про человека, а я про него ничего не знаю.

Загадки:

Если б не было его                       Двое идут

Не сказал бы ничего                    Двое несут

(язык)                                             Один говорит. (ноги, руки, рот)

Один говорит                                         На ночь два оконца

Двое глядят                                            Сами закрываются,

Двое слушают. (рот, глаза, уши)        Я с восходом солнца

                                                                Сами открываются.  (глаза)

Чухарь: Вот спасибо, что вы мне помогли их отгадать. Ирина Сергеевна, а о чем вы сегодня будете говорить с ребятами? Мне тоже это будет интересно. Можно мне остаться с вами?

Воспитатель: Хорошо, Чухарь, оставайся. А прежде чем я расскажу чем мы сегодня будем заниматься, отгадайте ребята и мою загадку о человеке.

Между двух светил

В середине я один. (нос)

Да, это нос. А как вы догадались? А зачем нам нужен нос? Правильно, подышите и вы своими носиками. Скажите, а что мы вдыхаем? (Воздух)

Чухарь: А что такое воздух? Я его никогда не видел?

Воспитатель: Вот сейчас Чухарь, мы и узнаем что такое воздух.

 Посмотрите, пожалуйста, вот на эту страницу в атласе. Что изображено на этой странице? («Географический атлас». Наша планета Земля.) Правильно. А чем наша планета окружена вокруг? (воздухом) А правильнее сказать, что наша планета Земля окружена воздушной оболочкой или атмосферой. Это такое «одеяло», которое защищает жизнь на нашей планете. Без атмосферы жизнь стала бы невозможной. Давайте это проверим, может быть, воздух нам вовсе и не нужен?

Опыт № 1: Зажмите носики пальцами, проверьте, как долго вы сможете не дышать? (воспитатель ставит песочные часы)

Чухарь: А как дышат животные? А как дышат растения, где у них спрятаны носы?

Ответы детей.

Воспитатель: Растения дышат через маленькие дырочки, которые расположены на листьях, просто мы их не видим. Поэтому мы протираем пыль с наших комнатных растений, чтобы им лучше было дышать)

Вывод: без воздуха все живые организмы умрут.

Чухарь: Все равно, я не понимаю, почему вы решили что вокруг нас есть воздух. Я его не вижу?

 Восп.: Чухарь, я тоже воздух не вижу, но знаю что он всегда вокруг нас.

Чухарь: Не верю, докажите!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух все-таки есть?

Опыт № 2:

Воспитатель раздает детям пакетики. Посмотрите, перед вами пустые пакеты. Давайте в пакетик наберем воздуха.  Смотрите, как я раскрываю пакет, провожу им по воздуху и закручиваю как шарик. Что теперь у нас в пакетах? (воздух) А какой он? Мы видим его? Почему мы его не видим?

Вывод:  воздух прозрачный, он невидимка

Воспитатель: Ребята, а воздух есть и внутри нас.

Чухарь: Как это? Не понял я что-то? А как это проверить?

Воспитатель раздает детям ленточки и предлагает на них подуть.

Воспитатель: Ребята, вы видите, как начали шевелиться наши ленточки. Это потому, что мы начали выдыхать на них свой воздух.

Чухарь: Ну ладно. Я может быть и раньше знал, что воздух есть, а просто так говорил. Я тоже вспомнил, как еще можно увидеть воздух. Вот послушайте. Однажды меня угостили вкусной водой  и дали трубочку. Я, конечно, не только пил, но и пузырьки через соломинку пускал. Вот здорово было!

Воспитатель: Ребята, а давайте, и мы попускаем пузырьки через соломинку?

Опыт № 3: пускание пузырей через соломинку.

Воспитатель: Что выходит из воды с пузырьками? (Воздух)

А какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)

Воспитатель:  Давайте и мыльные пузыри попускаем?

Пускание мыльных пузырей.

Воспитатель: Чухарь, а как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Чухарь: Знаю, знаю! Конечно, мыло!

Дети: Нет, не мыло, а воздух.

Чухарь: Ну ладно, хорошо, я все понял. Я запомнил, что всем живым нужен воздух.  Что дышим мы через нос. А что еще вы можете чувствовать носиками?

Дети: Мы можем чувствовать запахи.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? (ответы детей)

А как же так получается, что когда на кухне готовят еду, мы в группе чувствуем запахи?

Ответы детей.

Воспитатель: Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.

А какие запахи еще может переносить воздух?

Чухарь: А может ли воздух передавать звуки?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем провести опыт и узнать это?

Опыт № 4: со стеклянным стаканом и ложечкой.

Воспитатель: От удара ложечкой, стекло стакана начинает дрожать, мелко и часто. От этого начинает дрожать  и  двигаться воздух вокруг стакана. Постепенно это дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим звон.

Вывод: значит, воздух может переносить и звук.

Воспитатель: Какие еще звуки может передавать воздух? (ответы детей)

Чухарь: А я знаю, где еще можно найти много воздуха – в шариках. Они так и называются воздушные шарики!

Воспитатель: Правильно, Чухарь. В воздушных шариках есть воздух. Ну что, мы теперь тебя убедили, что воздух находится повсюду и внутри нас тоже?

Чухарь: Ребята, у меня как раз, завалялось в кармане несколько шариков. Давайте их надуем? А заодно проверим, много ли воздуха у нас внутри?

Опыт № 5:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что при движении воздуха образуется ветер. Хотите это проверить? Отпустите свои воздушные шарики и посмотрите что получится!

Дети отпускаю шарики и видят результат.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Чухарь: Ирина Сергеевна, как много интересного я сегодня узнал. Итак:

Какие выводы я сегодня сделал:

  1. Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  2. Мы видим воздух, и он непрозрачный. ( Проследить, чтобы дети увидели ошибку и исправили. Прозрачный, невидимый)
  3. Воздух может двигаться и получается ветер.
  4. И еще очень важное свойство воздуха. Сам он не имеет запаха, но он может переносить запахи. Мы не слышим воздух, но когда он движется, он может переносить звуки.
  5. Воздух всем необходим. Без него жизни нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

«Невидимка воздух».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"

Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать   развивать   познавательную   активность   в...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух».

Краткая аннотация к работе:  образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деят...


 

Комментарии

воронцова ирина

Надеюсь, кому-нибудь пригодится мой материал!