Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие с ветром"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Королёва Альбина Валерьевна

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие с ветром"  Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.

Задачи:

Познакомить детей с таким природным явлением как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека;

Учить детей принимать совестные выводы, развивать их стремление к получению знаний опытным путем;

Развивать аналитическое мышление в ходе решения проблемы;

Поощрять и развивать желание детей оказывать помощь;

Продолжать совершенствовать умение детей радоваться достигнутому результату, замечать интересные выразительные решения созданного.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Центр  развития  ребенка – детский  сад №387»

Московского района  города  Казани Республики Татарстан

Непосредственно образовательная деятельность

взрослого с детьми старшего  дошкольного   возраста

Образовательная область  - Познание

 

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка

                                                                                                      Воспитатель                      

                                                                                            второй кв. категории

                                                                             Королёва А.В.

                                                       Казань - 2012

 

Непосредственно образовательная деятельность по теме «Путешествие с ветром» проходит в рамках проекта «Путешествие в страну знаний»

Тема:   «Путешествие с ветром»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с таким природным явлением как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека;
  2. Учить детей принимать совестные выводы, развивать их стремление к получению знаний опытным путем;
  3. Развивать аналитическое мышление в ходе решения проблемы;
  4. Поощрять и развивать желание детей оказывать помощь;
  5. Продолжать совершенствовать умение детей радоваться достигнутому результату, замечать интересные выразительные решения созданного.

Словарная работа:

Ветер, ветерок, ветрище;

Штиль, шторм – в море;

Мачта;

Парус

Материалы и оборудование:

Макет водоёма с островком; куколка-девочка; кораблик с парусом; зонт; мультимедийная установка; экран для просмотра слайдов; магнитофон; аудиозапись с шумом ветра; платочки из легкой ткани; карточки с изображением ветра в природе; мольберт;  ширма; символы для лаборатории, видеосалона; мастерской; изостудии.

На каждого ребенка:

ёмкости с водой; заготовки корабликов; шпажки – мачты; флаги; паруса из цветной бумаги;  листы для изодеятельности; свечи; подставка для кисти; кисти; гуашь.

Метод, приемы: проблемная ситуация, рассматривание,  показ, объяснение, игра, рассуждение, развернутая педагогическая оценка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Входит в группу Мэри Поппинс

(Воспитатель выступает в роли Мэри, в руках у нее сложенный зонтик).

-Здравствуйте, ребята!

Я Мэри Поппинс!

Я Вам историю одну принесла-

Посмотрите вот сюда,

И послушайте меня.

(Звучит тихая спокойная мелодия)

Мэри Поппинс: История моя про одну девочку. Жила-была упрямая девочка Кристина. Однажды она решила одна пойти погулять. Начинался дождь, сверкала молния. Все ее друзья и подружки отговаривали Кристину. Но она никого не слушала. Дождь был сказочным и вмиг затопил все вокруг. Оказавшись на маленьком островке среди воды, Кристина горько заплакала, потом успокоилась и стала думать, как же ей выбираться? (пауза)

Мэри Поппинс: Ребята, как Вы думаете, что теперь делать?

Дети: Нужно помочь Кристине.

Мэри Поппинс: Как же ей сможем помочь?

Дети: (варианты ответов) Девочка может перейти, переплыть, улететь, построить корабль, корабль не большой, лодку…

Мэри Поппинс: (варианты ответов) Вокруг глубоко, плавать сама не может, улететь не на чем, корабль не построить без инструментов…

Мэри Поппинс: Лодка сама поплывет?

Дети: Нет, нужны весла.

Мэри Поппинс: Вёсел нет и не из чего сделать.

А что, ребята, нужно, чтобы лодка поплыла?

Нужен парус и ветер.

Мэри Поппинс: А где же взять ветер?

 (Музыка меняется, слышен шум ветра)

Дети: Слышим сильный ветер.

Мэри Поппинс: Все держитесь друг за друга, крепче, дружно, чтоб не сдуло.

(Дети собираются вокруг воспитателя и держатся за руки)

Мэри Поппинс: Хорошо, что там, где Кристина дождь закончился, ведь она одна, а нам ветер не страшен. Почему?

Дети: Потому что мы дружны, друг друга в беде не оставим, да и Кристиночке поможем.

Мэри Поппинс: Ветер не скоро прекратиться, нам бы где-нибудь укрыться.

Полетим сейчас со мной в Зал волшебных открытий.

(Воспитательница с детьми входят через украшенный обруч, олицетворяющий ворота Зала волшебных открытий).

Мэри Поппинс: Зал волшебный не простой. Здесь можно творить лишь со мной. Я сейчас в волшебников вас всех превращу. (Воспитательница закрывает зонтик, легким взмахом руки в воздухе проводит, раздает колпачки волшебников детям и помогает их одеть).

Мэри Поппинс: Теперь мы все волшебники и перед нами открыты все уголки Зала волшебных открытий.

(Воспитатель включает ТСО и готовится к показу видеослайдов)

Видеосалон

Показ видеослайдов:

  1. Безветрие – (изображена на слайде березка)
  2. Слабый ветер – (изображена на слайде березка)
  3. Ветер– (изображена на слайде березка при ветре)
  4. Сильный ветер – (изображено на слайде дерево, выкорчеванное ветром);

(Воспитатель проводит словарную работу со словами: ветерок, ветер, ветрище; поощряет и развивает желание детей участвовать в беседе)

Мэри Поппинс: Сейчас мы видели разные ветра. Какие, ребята?

Дети: Ветер, ветерок, ветрище.

Мэри Поппинс: Ребята, а в нашем зале есть ветер?

Дети: Нет ветра здесь.

Мэри Поппинс: Сейчас мы сами станем ветродуями. Я научу вас делать ветер.

(Воспитатель раздает легкие платочки детям, показывает как их держать – перед собой на согнутой руке, желательно перед лицом)

Мэри Поппинс: Посмотрите на платочки, что с ними происходит?

Дети: Они в покое (т.е. ничего не происходит)

Мэри Поппинс: А сейчас наберите побольше воздуха и дуньте на свой платочек.

(Дети старательно дуют, воспитатель привлекает внимание детей к ребенку, особо старательному)

Мэри Поппинс: Что вы заметили?

Дети: Платочек колышется, вьётся.

Мэри Поппинс: Как вы думаете что это?

Дети: Появился ветер.

Мэри Поппинс: Как он появился?

Дети: Мы набрали воздух и выдохнули воздух, заставили его двигаться.

Ветер – это движение воздуха.

Мэри Поппинс: Дуньте все вместе.

(Дети дуют, воспитательница выражает мимикой восторг)

Мэри Поппинс: Пора настала пригласить вас в лабораторию Чудес.

(Воспитатель подводит детей к столам, на которых стоят миски с водой)

Мэри Поппинс: Это Желтое, Белое и Красное моря. Вы, мои юные волшебники, ветра. Добрые и немножко сердитые.

Мэри Поппинс: Итак, волшебники мои - слушайте внимательно! Вы на воду слегка дуйте, тише дуйте, легче дуйте. А теперь посильней, а сейчас еще сильней. Происходит что с водой?

Дети: Появляются волны. Дуем слабо – волны меньше.

Мэри Поппинс: Это какой ветер дует?

Дети: Дует ветерок.

Мэри Поппинс: Если чуть посильнее подуем, какие волны появляются?

Дети: Сильно дуем - волны больше.

Мэри Поппинс: А это какой ветер дует?

Дети: Это дует ветер.

Мэри Поппинс: Какие были волны, когда вы дули очень сильно?

Дети: Волны очень большие, это дует ветрище.

Мэри Поппинс: Какой же ветер нам нужен, волшебники мои, для спасения Кристины?

Дети: Нужен ветер не сильный.

Мэри Поппинс: Правильно, при сильном ветре может случиться кораблекрушение. А при слабом ветре кораблик поплывет?

Дети: Нет, не поплывет кораблик без ветра.

Мэри Поппинс: Запомним, нам нужен – ветер небольшой. Предлагаю пойти в наш волшебный видеосалон.

(Воспитательница направляется к мультимедийной  установке и предлагает ребятам разместиться в удобном для просмотра слайдов месте.)

Мэри Поппинс: Посмотрите, волшебники мои внимательно на экран. Что вы видите?

Дети: Море. Оно спокойное, нет волн.

Мэри Поппинс: Такую погоду на море, когда нет волн, называют штиль. Следующий слайд посмотрите.

Дети: На море появились волны, значит, дует ветерок.

Мэри Поппинс: Молодцы, какие вы внимательные! Смотрим дальше. 

Дети: Волны ещё больше на море, значит. Дует ветер.

Мэри Поппинс: Хорошо, а здесь что вы видите?

Дети: Ветер очень сильный – ветрище, поэтому и волны огромные.

Мэри Поппинс: Такую погоду на море называют шторм. Во время шторма часто случаются кораблекрушения.

Мэри Поппинс: Нам бы надо поспешить – пора кораблик мастерить. Девочка нас заждалась.

Мэри Поппинс:Перед вами раскрывает двери мастерской мой друг Самоделкин.

Лаборатория Самоделкина раскрыла перед нами двери.

(На столах заготовки для корабликов – основа, мачта, парус. Ребята выбирают цвет паруса, нанизывают парус на мачту и устанавливают на основу. Каждый ребенок радуется своему кораблику. Один из вариантов: дать название кораблю. Воспитатель участвует в процессе работы как помощник – объясняет значение слова мачта, закрепляют составные части корабля).

Мэри Поппинс: Чувствую, близится спасение Кристины – кораблики готовы. Нужно проверить силу ветра на наших корабликах.

(Воспитатель предлагает подойти детям к «своим морям» и пустить кораблики на воду).

Опустите кораблики на воду. Дуйте на кораблики.

                                                   Разрезая носом воды –

                                                   Ходят в море пароходы,

                                                   Дуют ветры яростные

                                                   Гонят лодки парусные.

Мэри Поппинс: Чтобы плыл кораблик, куда нужно дуть?

Дети: Нужно дуть на парус.

Мэри Поппинс: Что помогает им плыть?

Дети: Благодаря ветру корабли плывут, движутся.

Мэри Поппинс: Что происходит с кораблем, если ветра нет?

Дети: Они стоят на месте.

Мэри Поппинс: Подуйте чуть сильнее. Что вы заметили?

Дети: Корабли поплыли быстрее.

Мэри Поппинс: Теперь подуйте сильно. А сейчас что произошло?

Дети: Корабли тонут. Происходит кораблекрушение. Если ветер сильный, начинается буря, и кораблик терпит настоящее крушение.

Мэри Поппинс: Мы не захотим встретиться с таким сильным ветром. Подумайте, а важно ли нам знать куда дует ветер?

Дети: Важно. Если дуть в другую сторону, можно уплыть далеко.

Мэри Поппинс: Предлагаю потренироваться в определении направления ветра.

(Воспитатель предлагает ребятам пройти к магнитной доске. Доска разделена на три части. 1- стрелка вправо, 2 - стрелка направлена влево, 3 - место без стрелок, обозначающее безветренную погоду).

Мэри Поппинс: Перед вами лежат карточки. Возьмите по одной и внимательно посмотрите на нее. Определите направление ветра и прикрепите свою карточку под стрелкой, куда дует ваш ветер.

(Ребята друг за другом прикрепляют магнитами свои карточки под стрелки, либо в пустое место. Воспитатель корректно руководит работой детей, поощряет словом, взглядом, мимикой; интересуется у ребят по какому признаку они определили направление ветра. Интересуется у других детей согласны ли они как выполнил задание другой ребенок и почему так).

Мэри Поппинс: Много мы узнали о ветре. Мы видим ветер?

Дети: Нет, он невидимка.

Мэри Поппинс: Попробуем ветер – невидимку увидеть.

(Воспитательница ведет детей к изостудии, где приготовлены краски, кисти, бумага, свечки…; показывает чистый лист бумаги, на которой заранее нарисовала свечой ветер – линии. Воспитательница подходит к мольберту).

Мэри Поппинс: Ребята, что вы видите?

Дети: Мы видим чистый лист.

Мэри Поппинс: Все внимательно смотрите, ничего не пропустите.

(Воспитатель берет широкую кисточку, обмакивает ее в краску. Свободными движениями проводит кистью по листу и наблюдает за реакцией детей).

Дети: (высказывают удивление)

Мэри Поппинс: (поощряет эмоциональный всплеск детской реакции, предлагает попробовать нарисовать ветер свой: либо добрый, либо злой. Характер ветра выразить в цвете).

Мэри Поппинс: Вы догадались, что я использовала, чтобы изобразить ветер? Что мы будем использовать?

Дети:Мы будем использовать свечу. (Воспитатель проводит объяснительную работу, затем предлагает ребятам сесть за столы и нарисовать свой ветер, кто какой желает).

/Под руководством воспитателя дети выполняют работу:

  1. положение листа (горизонтальное, либо вертикальное);
  2. определение направления ветра;
  3. рисование свечой;
  4. рисование кистью;
  5. анализ работ, выставка на магнитной доске

Мэри Поппинс: Все уголки зала Открытий мы прошли, многое узнали. Пришла пора в детей нам превратиться и к Кристине торопиться.

(Ребята снимают колпачки волшебников, воспитательница им помогает).

Мэри Поппинс: Торопимся, друзья, вперед.

(Воспитательница с детьми подходит к макету, дети располагаются по кругу, запускают кораблик)

Дети: Он не плывет

Мэри Поппинс: Почему?

Дети: Потому что нет ветра.

Мэри Поппинс: С какой стороны нужно подуть, чтобы кораблик подплыл к Кристине?

Дети: Выбирают сторону противоположную Кристине.

Мэри Поппинс: Дуйте на парус.

Дети: Кораблик приплыл к островку.

(Ребята сажают куколку на кораблик)

Мэри Поппинс: Что будем делать дальше?

Дети: Нужно отправить кораблик обратно.

(Воспитатель разворачивает кораблик, размещает куклу)

Мэри Поппинс: Теперь, подумайте, кто будет дуть на парус?

(Дети дуют на парус, кораблик подплывает к берегу)

Дети: Мы помогли Кристине!

Мэри Поппинс: Будем надеяться, что она будет слушать советы друзей.

Мэри Поппинс: Молодцы, ребята! Я прощаюсь с Вами, но надеюсь на скорую встречу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Листопад, листопад- листья по ветру летят» (аппликация, коллективная работа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Листопад, листопад- листья по ветру летят» (аппликация, коллективная работа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» подготовительная группа

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, знакомить со свойствами ветра.Задачи:Расширять знания о воздухе (невидимке, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с е...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группыЦель:...