Перспективное планирование работы экспериментального уголка
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, старшая группа) по теме

Оболтина Ольга Владимировна

Перспективное планирование на весь год. Старшая и подготовительная группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы




1. Экскурсии,

целевые прогулки





2. Художественная литература



3. Беседа



 


4. Наблюдения


5. Развивающие игры



6. Опытно-исследовательская деятельность


7. Продуктивная деятельность




1. Экскурсии, целевые прогулки





2. Художественная литература


3. Беседа


4. Наблюдения





5. Развивающие игры



6. Опытно-исследовательская деятельность


7. Продуктивная деятельность



1. Экскурсии, целевые прогулки



2. Художественная литература


3. Беседа


4. Наблюдения



5. Развивающие игры


6. Опытно-исследовательская деятельность


7. Продуктивная деятельность





1. Экскурсии, целевые прогулки






2. Беседа



3. Наблюдения




4. Опытно-исследовательская деятельность


5. Продуктивная деятельность







1. Наблюдения





2. Художественная литература


3. Опытно-исследовательская деятельность




1. Экскурсии, целевые прогулки



2. Художественная литература


3. Беседа


4. Наблюдения


5. Развивающие игры


6. Опытно-исследовательская деятельность


7. Продуктивная деятельность




1. Экскурсии, целевые прогулки


2. Художественная литература



3. Беседа


4. Наблюдения


5. Опытно-исследовательская деятельность


6. Продуктивная деятельность


1. Беседа


2. Наблюдения


3. Опытно-исследовательская деятельность


1. Экскурсии, целевые прогулки


2. Художественная литература



3. Опытно-исследовательская деятельность





1. Беседа



2. Наблюдения


3. Опытно-исследовательская деятельность






1. Экскурсии, целевые прогулки


2. Художественная литература


3. Наблюдения






4. Опытно-исследовательская деятельность



5. Продуктивная деятельность



1. Экскурсии, целевые прогулки




2. Беседа,  художественное слово



3. Наблюдения




4. Опытно-исследовательская деятельность



5. Продуктивная деятельность





1. Беседа




2. Наблюдения




3. Опытно-исследовательская деятельность








1. Экскурсии, целевые прогулки





2. Художественная литература



3. Наблюдения




4. Опытно-исследовательская деятельность.



5. Продуктивная деятельность


1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения



2. Художественное слово




3. Беседа



4. Развивающие игры



5. Опытно-исследовательская деятельность






1. Беседа






2. Наблюдения.






3. Опытно-исследовательская деятельность






1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения






2. Художественное слово


3. Опытно-исследовательская деятельность









1. Экскурсии, целевые прогулки





2. Художественная литература





3. Беседа






4. Наблюдения


5. Опытно-исследовательская деятельность








6. Продуктивная деятельность



1. Беседа, наблюдения




2. Опытно-исследовательская деятельность


3. Продуктивная деятельность


1. Беседа, наблюдения





2. Опытно-исследовательская деятельность










1. Беседа. Наблюдения






2. Опытно-исследовательская деятельность




1. Экскурсии, целевые прогулки,

наблюдения









2. Художественная литература




3. Беседа





4. Опытно-исследовательская деятельность







1. Экскурсии, целевые прогулки



2. Художественная литература




3. Беседа



4. Опытно-исследовательская деятельность




5. Продуктивная деятельность






1. Беседа. Наблюдения








2. Опытно-исследовательская деятельность




1. Экскурсии, целевые прогулки.

Наблюдения



2. Беседа.



3. Художественная литература




4. Опытно-исследовательская деятельность




5. Продуктивная

деятельность



1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения


2. Опытно-исследовательская деятельность


3. Продуктивная деятельность



1. Экскурсии, наблюдения


2. Опытно-исследовательская деятельность



Формы работы




1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения



2. Художественная литература, рассматривание картин




3. Опытно-исследовательская деятельность




4. Продуктивная деятельность



1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения




2. Художественная литература


3. Опытно-исследовательская деятельность





4. Продуктивная деятельность



1. Целевые прогулки, наблюдения




2. Опытно-исследовательская деятельность










1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения





2. Художественная литература, творческие игры



3. Опытно-исследовательская деятельность





4. Продуктивная деятельность




1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения




2. Художественная литература, репродукции картин




3. Опытно-исследовательская деятельность





4. Продуктивная деятельность







1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.



2. Художественная литература




3. Опытно-исследовательская деятельность






4. Продуктивная деятельность




1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения





2. Художественная литература, репродукции картин





3. Опытно-исследовательская деятельность






4. Продуктивная деятельность





1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения




2. Художественная литература, репродукции картин





3. Опытно-исследовательская деятельность








4. Продуктивная деятельность






1. Художественная литература





2. Опытно-исследовательская деятельность, наблюдения





3. Продуктивная деятельность






1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения








2. Художественное слово



3. Опытно-исследовательская деятельность








4. Продуктивная деятельность






1. Экскурсии, целевые прогулки







2. Художественное слово






3. Опытно-исследовательская деятельность








4. Продуктивная деятельность




1. Художественное слово




2. Наблюдения,

беседа







3. Опытно-исследовательская деятельность






 4. Продуктивная деятельность



1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения






2. Художественное слово, репродукции.





3. Опытно-исследовательская деятельность














1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения










2. Художественное слово, репродукции картин




3. Опытно-исследовательская деятельность









4. Продуктивная деятельность




1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения








2. Художественная литература, репродукции картин



3. Опытно-исследовательская деятельность






4. Продуктивная деятельность




1. Опытно-исследовательская деятельность, наблюдения, беседа



















1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения








2. Художественная литература, репродукции




3. Опытно-исследовательская деятельность












4. Продуктивная деятельность




1. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения








2. Художественная литература, репродукции






3. Опытно-исследовательская деятельность

                 Тема


                   С  Е  Н  Т  Я  Б  Р  Ь                     

                          В О Д А

Целевая прогулка к реке.

Цель: закреплять знания детей о состоянии воды в разные сезоны: вода стала холодная, купаться нельзя. Наблюдение за движением воды – направление течения (дети пускают бумажные кораблики, скорлупки от грецких орехов…)

   

С. Маршак «Водопровод», И.Бунин «Родник», Т. Шорыгина «Песенка дождя»,  А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; загадки о дожде, росе, тумане, облаках.


«Вода вокруг нас», «Берегите воду»;

 «Что растет в воде?»  Цель: познакомить с некоторыми видами водных растений, их особенностями, приспособленностью к жизни в водной среде.


«Где мы видим воду?», «Дождь», «Облака», «Роса», «Туман».

«Четвертый лишний», «Кто где живет?» «Разрезные картинки».


«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха».

Опыт № 4.


Рисование: иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Аппликация «Необычные водные растения».

                           Л Е С


Экскурсия в осенний лес, парк.

Цель: представления детей о лесе как экосистеме, рассказать, что леса бывают лиственные, хвойные, смешанные, взаимосвязь обитателей леса; бережное отношение к лесу.

Заготовка веток, листьев, плодов.


И. Бунин «Листопад», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», загадки о деревьях, о грибах.


«Как вести себя в лесу?» «Съедобные грибы нашего леса».


За лиственными и хвойными деревьями. Наблюдение за листьями деревьев (форма, окраска). Изучение визуальным и тактильным способом съедобных грибов, рассмотрение мухоморов, выросших в парке – ядовитый гриб!


«Найди листок, какой покажу»; «Подбеги к дереву», «С какой ветки детки?» «Какой гриб съедобен?»


Определение сторон света в лесу. Сбор осенних листьев  для гербария, изучение их формы , окраски… Рассмотрение  срезов березы и ели (годичные кольца, смола у среза ели…)


Аппликация из засушенных листьев; лепка «Грибы в лесу», рисование «Осеннее дерево», «Осень в лесу».


                               З Е М Л Я

Целевая прогулка по территории детского сада с целью найти участки, где после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Сравнение земли на огороде и на участке.


М. Пришвин «Листопад», Л. Квитко «На песке»



«Как живется тебе, дождевой червяк?


Наблюдение за дождевыми червями на огороде. Наблюдение за песком в песочнице во время дождя и в сухую погоду.


«Кто где живет?»,  «Вершки и корешки».


Опыты с песком и глиной. Опыт 18.




Рисование «Кто под землей живет?» Лепка из глины «Корзинка для грибов».


                    О  К  Т  Я  Б  Р  Ь

                          В О З Д У Х


Наблюдение за движущимся транспортом, дымом из труб – источники загрязнения воздуха. Правила экологической безопасности.

Экскурсия в парк: семена-парашютики. Летающие семена. Цель: роль ветра в жизни растений.

Загадки о ветре.

«Парусные кораблики», «Как услышать воздух», «Ветряная мельница».


Наблюдения из окна: есть ли ветер? Наблюдение за движением облаков, за воздушными шариками. Первые заморозки.


Утопить резиновый мячик в таз. Опускание постепенное стакана – появление пузырьков. Наблюдение за вертушками.

Опыт 10, 16.


Рисование «Ветер-ветерок», «Воздушный шар»


            ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Знакомство с лупой, микроскопом, песочными часами, пластиковыми баночками различной величины и формы…


                                 П О Ч В А

За комнатными растениями, травой и цветами на улице. Цель: показать взаимозависимость почвы и растений. Почва – компонент природы.

Наблюдения на прогулке: состав и изменение почвы в зависимости от температуры.


Г. Саннер «Садовник». В. Корнин «Что растет на вашей грядке?»


Рассмотреть через лупу состав почвы: кроме глины, песка есть перегной, торф, остатки насекомых…

 Почва и вода. Опыт 20.


                   Р А С Т Е Н И Я

Экскурсия в парк. Сравнить деревья и кустарники. Собрать листья для гербария и аппликации. Принести плоды рябины, черемухи.


А. Толстой  «Осень! Осыпается весь наш бедный сад».

Загадки о деревьях.


«Что нам осень принесла?» «Краски осени»


Цикл наблюдений за деревьями, кустарниками.


«Когда это бывает?», «Узнай стихотворение»  

«Какой лист, какая ветка?»

Опыты с растениями: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Опыт 8.



Аппликация «Листопад».  Рисование  «Рябина»


                        Н О  Я  Б  Р  Ь

                              В О Д А


Целевая прогулка к реке. Изменение состояния воды: из жидкого в твердое – лед, снег.


Русская народная сказка «По щучьему велению».

Ноябрь – ворота зимы. Н. Некрасов «Белый день недолог. Вечера длинней. Я. Аким «Первый снег».


«Отчего снег белый?»  «Почему появляются сосульки?»


«Облака», «Снег, «Лед», «Сосульки»


«Лед – твердая вода», «Вода теплая – холодная». Опыт 28.



Рисование «Падающий снег», «Река замерзла».


                            К А М Н И

«Жизнь камней». «Горные породы»


«Необычные речные камни».


«Вода и камень». «Песок – это разрушенные камни» - рассмотреть через микроскоп песчинки.


                              Д Е Р Е В О

Экскурсия в парк. Наблюдение за деревьями, подготовкой их к зиме. Рассмотреть стволы деревьев, их особенности. Сравнить лиственницу и сосну.


Загадки о деревьях. Рассказ В. Зотов «Лиственница».




Рассмотреть срезы деревьев, ствол, хвою, листья. Опыт 24.25


                                    Д Е К А Б Р Ь

Полезные ископаемые

Каменная соль

Как образуется (выпадает на дно соленых водоемов, образуя мощные пласты). Внешний вид. Свойства, Назначение


Растворяется в воде. Имеет вид кристаллов – рассмотреть в микроскоп. При ударе кристаллы рассыпаются.


Выращивание кристаллов. В концентрированный раствор соли опустить нитку шерстяную, с привязанной скрепкой железной. Испарение воды и выпадение осадков соли на стенки банки и появление кристаллов на нитке и на скрепке.

Рассмотреть в лупу – Кристаллы имеют кубическую форму.


ВОДА

Экскурсия на площадь – изготовление изо льда и из снега различных построек.


О. Высотская «Снежный кролик». Ф. Трубин «Горка».

 Н. Некрасов «Мороз-воевода».  «Зима лодыря морозит»


Вырезание из снега  и льда различных сказочных персонажей: свойства льда и снега, различия.

На прогулке дети помогают насыпать снег в коробки – снег постепенно из сыпучего (в зависимости от температуры воздуха)  превращается в снежный ком определенной формы.


Свойства снега и льда  на улице и в теплом помещении. Сравнить, сделать выводы. Рассмотреть лед, полученный замораживание воды на улице и лед из холодильника.


Аппликация «Зимний пейзаж». Рисование «Дворец для Снегурочки».


ВОЗДУХ

Менее интенсивные испарения (В теплое время заметны визуально по колебанию воздуха). Изменение температуры воздуха – «пар» изо рта. При движении машин туман  из выхлопной трубы.


«Ветер – это перемещение воздушных масс» -

…Ветер, ветер не свести! Тучей снежной налети!

Все деревья запуши, все кусты запороши!

Ветер веет, веет, веет, теплым снегом сеет, сеет… Л. Квитко


Различный узор на замороженных стеклах – из-за неравномерного  перемещения воздушных масс – испарений  в оконных рамах.


Из скорлупы грецкого ореха сделать маленькие кораблики с парусом. Поместить в тазик с водой и, дуя на парус, наблюдать за движением кораблика. Ветры: мягкий, нежный, буйный.


Аппликация: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет».


Я  Н  В  А  Р  Ь

Полезные ископаемые

Каменный уголь

Как образуется (залегает в земле пластами – растительного происхождения или находится на поверхности земли – добыча открытым способом.). Внешний вид. Свойства. Назначение- топливо, изготовление краски.


Дым из трубы кочегарки – нагревается вода,  которая затем идет по трубам и отапливает дома. Рассмотреть иллюстрации

на которых изображен горящий уголь – топка в кочегарке…


Изучить опытным путем свойства  каменного угля – тонет в воде, твердый, но хрупкий, легче камней, на руках оставляет следы в виде угольной пыли. Рассмотреть через лупу – может блестеть на солнце или быть матовым. Сравнить с древесным углем – не тонет в воде, имеет узор дерева – кольца, можно им рисовать на бумаге. Человек использует как удобрение для растений и для отопления.


ВОДА

Целевая прогулка к «Снежному городку». Рассмотреть сказочные персонажи, Деда Мороза, Снегурочку, выполненные из снега и льда, сравнить их.

Экскурсия в парк. Наблюдение за деревьями – иней, снежный покров.


В. Осеева «На катке». С. Маршак «Двенадцать месяцев».

С. Есенин «Береза». В. Берестов «Снегопад».  «Январь-батюшка год начинает, зиму величает».


Состояние осадков зимой (снег, хлопья, крупа); явления природы (метель, вьюга, поземка). Рассмотреть через лупу снежинки: в природе ни одна снежинка не повторяет форму.


Заморозить воду в различных формочках и разного цвета.

Сравнить свойства прозрачного и цветного льда, его изменение – таяние в теплой и холодной воде. Превращение воды из твердого состояния в жидкое.


Рисование «Зима в городе».  «Дворец для снегурочки».

«Снежинка».

РАСТЕНИЯ

Наблюдение за деревьями, кустарником в парке, на территории детского сада. Сравнить хвойные и лиственные деревья. Особенность некоторых деревьев: липы, березы – наличие семян, падающих на снег постепенно.


Рассказ Ю. Дмитриева «Маленькая тайна» - о том, как появляются на обочинах дорог маленькие березки.

О. Высотская «Елочка». С. Есенин «Пороша». М. Дудин «Деревья зимою».


«Как вести себя зимой в лесу». «Снежное одеяло для растений»


 «Назови лес, в котором растут эти деревья». «Чьи это семена».


Изучить хвою различных деревьев. Познакомиться с семенами деревьев – их отличие (хвойных от лиственных).

Опыт с падающими семенами – семена-крылатки.


Ф Е В Р А Л Ь

Полезные ископаемые

Гранит

Как образуется – горная порода. Внешний вид: серого или темно-красного цвета. Свойства: прочная, тяжелая порода.

Назначение: используется в строительстве: фундаменты зданий, ступеньки лестниц, для строительства дорог, сооружают памятники.


Состояние гранита в помещение и на морозе (покрывается инеем, холодный, сидеть в холод на предметах, сделанных из гранита нельзя. Рассмотреть иллюстрации,  на которых изображены фундаменты зданий, ступеньки…, изготовленные из гранита – эстетическая красота.


Рассмотреть через лупу кусочки гранита. Состоит из отдельных зерен, которые отличаются друг от друга. Найти отличие. Исследовать магнит во взаимодействии с водой – тонет (тяжелее воды), внешний вид под водой меняется – более яркий рисунок.


ВОЗДУХ

Наблюдение за воздухом на прогулке. Загрязнение воздуха движущимся транспортом – запах отработанного топлива.

Наблюдение за ветром – определение сила ветра по падающему снегу, по поземке, по наклоняющимся  веткам березы и других деревьев в парке и на участке.

Наблюдение за преломлением света в морозном воздухе – вокруг луны, солнца круги. Их называют «Круги Галла». В народе говорят:  «Солнце в рукавичках – к морозу».


Н. Некрасов «Мороз-воевода» - «Не ветер бушует…»

С. Есенин «Поет зима – аукает…».


Доказать, что воздух сжимаем и упруг. Сжатым воздухом наполнен резиновый мяч. При ударе мяча об пол. Воздух в нем сжимается, а затем расширяется – поэтому мяч летит вверх. Сравнить два мяча: один упругий и хорошо отскакивает от пола, а другой – мягкий – он не отскакивает.

Предложить самостоятельно рассмотреть состояние шин автомобиля – там тоже сжатый воздух.


М А Р Т

ВОДА

Экскурсия в парк. Наблюдение за состоянием снега у деревьев – снег осел больше, чем на полянах. Деревья начинают просыпаться, стволы под действием солнца нагреваются – снег тает и оседает. Снег меняет свою структуру и окраску – темнеет.


Гаршин «Лягушка-путешественница». «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?» «Идет матушка весна, отворяй ворота, первый март пришел – белый снег сошел». «Весна отмыкает ключи и воды». Я. Колас «Песня о весне». А. Блок «Ворона». И. Токмакова «Март пришел…»


«На что похожа сосулька» - различие форм сосулек, их размеров в зависимости от температуры нагревания поверхности крыш и от направления и силы ветра.

«Отчего цвет снега меняется» - земля оживает, нагревается, солнце уже теплое – снег тает.


«Облака», «Сосульки», «Снег». «Первые проталины».


Внести снег в помещение, наблюдать за его таянием, рассмотреть осадок, пленка на воде, образовавшаяся при превращении воды из твердого состояния в жидкое – копоть от дыма, различная грязь, которая находилась в воздухе и осела на снег.

Опыт с таянием снега в двух ванночках: на одну направлен свет от настольной ламы -  «лучи солнца». Где быстрее тает и почему? Оставить ванночки до того, как вода испариться – «Пар – тоже вода».


Рисование: «Снег теперь уже не тот». – внести иллюстрации, с изображением снега, осевшего около стволов деревьев.


РАСТЕНИЯ

«Как меняются растения весной». «Выращивание рассады».

Рассмотреть с детьми журналы:  «Мир растений», «Сад, огород…» - последовательность посадки семян цветов, овощных культур. Худ. слово «День весенний год кормит»


Замачивание семян: перец, огурцы, помидоры. Наблюдение за ними – набухли, проклюнулись – не одновременно и не все. Посадка в стаканчики. Создание парникового эффекта.


«Цветы в подарок маме» - аппликация.


ПОЧВА

«Что необходимо для выращивания  рассады». «Что такое почва». Наблюдение за изменением ранее заготовленной  почвы, которую внесли в теплое помещение: почва твердая, замерзшая, холодная, под воздействием тепла размерзается, становится влажной, затем рыхлой, готовой для посадки.


Наблюдение за замерзшим комком почвы: вода, находящаяся в почве в виде льдинок растаяла  и состояние почвы изменяется – из твердого в мягкое. Внести различную почву – может иметь различную твердость – в зависимости от того, какую почву заготовили осенью – влажную или сухую.

Опыт 18, 20, 22


А П Р Е Л Ь

Полезные ископаемые

Гранит. Слюда.

Гранит может содержать прозрачные пластины, блестящие на солнце. Это – слюда. В отличие от гранита, она легко разрушается. Ее можно отслоить пластинами, разломать, раскрошить. Слюда добывается – не содержащаяся в граните, а отдельными залежами. Используется человеком, как электрический изолятор.


Прозрачность тонких пластин слюды. Опыт с водой – тонет, потому что тяжелее воды. Рассмотреть через лупу, в микроскоп – различное состояние слюды – может, при физическом воздействии крошится, ломается – хрупкость.


ВОДА

Экскурсия к реке. Наблюдение за изменением реки: снег потемнел, лед становится пористым. Наблюдение за снегом – осел, потемнел, рыхлый, ноздреватый, зернистый;  стал мокрым, липким, появилась местами ледяная корочка: днем подтаивает, а ночью подмерзает. Вокруг стволов деревьев и кустарников снег растаял, появляются первые проталины и первая травка с южной стороны. Поведение птиц – талая вода очень полезна для них. Наблюдение за капелью, сосульками. Скорость таяния снега  - с южной и северной стороны…


С. Маршак «Апрель», «Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. На озерах треснул лед – будто раскололи».

А. Плещеев «Весна». З. Александрова «Капель». Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».


«Вода вокруг нас» - превращение из твердого состояния в жидкое, а из жидкого в парообразное». Продолжить знакомить детей с тремя состояниями воды.

«Что такое облака» - туман, находящийся высоко над землей.


Опыт 26. Положить кусочек слюды на поверхность воды – она потонет. Положить осторожно на кусочек салфетки и на воду – бумага намокнет и утонет, а слюда нет, т.к. на воде есть пленка, которая держит на поверхности пластинку слюды.

Внести сосульки. Рассмотреть их таяние и структуру льда.


РАСТЕНИЯ

Экскурсия в парк – наблюдение за пробуждением деревьев – набухание почек, сокодвижение, таяние снега около ствола,

Изменение сережек на деревьях. Сравнение деревьев и кустарников. Раннецветущие растения: мать-и-махеха…


 С. Маршак «Двенадцать месяцев».

Н. Найденова «Солнышко» - «Чтоб скорей раскрылись почки у берез и тополей…». С. Дрожжин «Весеннее царство».

Я. Колас «Цветок».

 

«Как изменились деревья». «Что такое первоцвет». «Для чего деревьям сережки».


Пикирование рассады – в отдельные стаканчики. Наблюдение ежедневное за изменением развития рассады цветов и овощей. Ведение детьми дневника наблюдения. Посадка в ведерки свеклы и моркови, а в дальнейшем пересадка  на грядку  для получения  осенью семян.


Рисование: «Первый весенний цветок».


М А Й

Полезные ископаемые

Торф.


«Что такое торф». «Где находится торф». «В природе все взаимосвязано». «Нужен ли человеку торф». «Торф – важное полезное ископаемое»: используется в качестве топлива, им удобряют поля. «Почему надо беречь торфяники  от пожара»

Рассмотреть кусочек торфа  через лупу. Изучить свойства – легкий, легко ломается, состоит из остатков отмерших растений:  кусочков мха,  листьев, травы… Цвет различен – внести несколько видов, заранее заготовленные летом.


Опыт 23. Сравнить цвет сухого и сырого торфа. Сравнить по весу кусочек торфа и такой же кусочек глины. Бросить кусочек торфа в воду – легче воды и утонет только, когда станет влажным. Посадить в торф клубень картофеля – наблюдение за ростом – зарисовать в тетрадь наблюдений.

ВОДА. ВОЗДУХ

Экскурсия к реке. Наблюдение за ледоходом. Таяние льда – в зависимости от температуры воздуха. Наблюдение за ветром – движение корабликов – из скорлупок грецких орехов и из бумаги в тихую погоду и  ветреную. Течение реки.


«Неравномерность таяния льда». «Живая вода» - талая.

«Весенний дождь».


«Увидел скворца, знай, весна у крыльца». «Весенний дождь лишним не бывает».

Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Т. Шорыгина «Трясогузка». А. Толстой «Месяц май». Х. К. Андерсен «Дюймовочка».


Сравнить чистую воду из-под крана и воду из реки. Если еще с северной стороны есть снег – внести в помещение. Тогда сравнить три вида воды: вода прозрачная, светлая – мутная, с осадком…

Чем отличается воздух у реки, на площадке и в помещении.


Рисование: «Плыви, мой кораблик, по быстрой реке»


 Камни

Экскурсия к реке. Наблюдение за камешками: различной формы, окраски, структуры. Сбор наиболее интересных образцов для экспериментального уголка.


Наблюдение за камнями в различной воде: из-под крана, в мутной воде, без воды. Рисунок, цвет наиболее четок в чистой воде. Вода увеличивает размер камней.

Внести янтарь, сравнить камни.


Рисование: «Мои любимые камушки»


Растения

Продолжить наблюдения за распусканием  листьев, пробуждением природы в парке, на участке. Рост травы с южной и северной стороны  детского сада, появление цветов.


Сравнение рассады овощных культур и цветов, уход, зарисовка в дневнике наблюдения. Высадка рассады огурцов в парник, наблюдение за развитием, уход, полив, рыхление.


Тема


С  Е  Н  Т  Я  Б  Р  Ь

РАСТЕНИЯ

Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на участке и в парке. Продолжить сравнивать лиственные и хвойные деревья, осенние изменения. Рассмотреть цветы на клумбах, отметить, что есть летние и осенние цветы.


А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»,  К. Бальмонт «Осень»,  А. Плещеев «Миновало лето», А. Фет «Осыпал лес свои вершины».  К. Ушинский «Спор деревьев», загадки  о деревьях, цветах.

Картины: И. Бродская. Упавшие листья. Осенний туман.

А. Саврасов. К концу лета на Волге.


Подбор осенних листьев разных лиственных пород, правильно засушивать для будущего гербария. Причины необычной окраски листьев, листопад. Засушивание цветов, лепестков для выполнения в дальнейшем аппликации.

Опыт: «Установление способности растения к поиску света».


Рисование красками «Вот и осень пришла». «Мой любимый осенний цветок».


ВОЗДУХ

Осенние явления природы (туман, затяжной дождь, ветры, появление паутины…). Осенняя свежесть воздуха.

Сравнить воздух в парке, у дорог, у реки.

Одежда взрослых людей и детей в связи с температурой воздуха.


С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость...», Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое…».


Опыт с опусканием на землю семян-крылаток клена, липы, березы. Рассмотреть в группе семена хвойных деревьев, их падение на пол в «тихую и ветреную погоду» - создать искусственно, сравнить с семенами лиственных деревьев.

Опыты 1 – 12, стр. 161 Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. М. 2002.


«Семена-крылатки падают на землю»,  «Осенний дождь».


ПОЧВА

Наблюдение за уборкой картофеля на приусадебном участке.

Помощь в сборе урожая, сортируя картофель по размеру. Уборка моркови, свеклы, репки.

Наблюдение за дождевыми червями, объяснив их пользу в рыхлении почвы и в переработке  перегноя.


Изучить и сравнить  почву на огороде и на грядках – ее состав, преобладание листьев перегнивших на огороде и более песчаная почва на грядках. Необходимость сбора осенних листьев на перегной, вред и бесполезность сжигания их. Провести в группе опыт с различной почве – залив ее водой: что опустилось на дно, а что осталось на поверхности.



О  К  Т  Я  Б  Р  Ь

ВОДА


Экскурсия к реке. Наблюдение за изменением реки: температура, уровень воды, изменение береговой зоны, наличие рыбаков.

Наблюдение за туманом, осенним дождем, изменением облаков, появление первого льда – замерзание лужиц ночью, появление первых снежинок,  выпадение снега.


И. Бунин «Осень», «Первый снег». Рассказ  Гаршин «Лягушка-путешественница». Игра-моделирование «Рождение реки», «Путешествие по реке Конда». Репродукция  А. Пластов «Первый снег».


Принести воду с реки. Сравнить с водой с водопроводного крана. Придти к выводу о невозможности использовать воду из реки в пищу.

Опыт: «Что тонет в воде?» дети сами в экспериментальном уголке берут камни, деревянные бруски, кусочки бумаги, материи, стеклышки, природный материал – сами исследовательским путем подводят итог.  


Рисование «Я люблю свою речку». Аппликация «Плыви, мой кораблик, по быстрой реке».


ЛЕС

Экскурсии в лес или в парк. Закрепление лиственных и хвойных пород, их отличие, схожесть, приспособление к наступающей зиме. Продолжить сбор листьев для гербария, семян и плодов деревьев. Установление связи: понижение температуры воздуха – замерзание почвы.


Рассказы: В. Зотов «Лиственница»,  «Рябина». М. Пришвин «Листопад». Игра: «Ветер по лесу летал». Стихотворения: Ю. Капотов «Листопад», А. Майков «кроет уж лист золотой»

Репродукции: В. Поленов «Ранний снег», А. Саврасов «Первый снег».


Засушить собранные детьми листья в разных условиях: на батарее, на столе, на улице, в газете без пресса, в газете сложить все листья вместе и в газете, где каждый лист не соприкасается и затем сверху положить груз. Дети сами делают выводы, исходя из своих наблюдений, умея их аргументировать.


Аппликация: «Сказочный лес» - используя метод отрывания бумаги. Рисование «Мое любимое осеннее дерево» - может быть и хвойное.

 

Н  О  Я  Б  Р  Ь

Полезные ископаемые

Песок. Глина.

Экскурсия к реке. Рассмотреть состав песка, его различие на берегу и рядом с водой. Набрать в ведерки разного песка.

Палочками на песке создать различные картины: «Картинная галерея – узоры на песке». Поискать на склоне горы глину.


Борис Зубков «Книжка про книжку» - Познакомить с книгами, которые писались на глиняных дощечках, затем их обжигая.

Станислав Романовский «Батюшка Урал».


Как образуется песок и глина из горных пород – внести иллюстрации гор и образцы горных пород. Рассмотреть в лупу. Рассмотреть отдельно в лупу песок и глину, сравнить, описать. Назначение: в строительстве и при производстве песка. Рассмотреть различный песок: карьерный, речной – в речном можно рассмотреть множество мелких песчинок – осколки горных пород.


Лепка из глины «Чашка с блюдцем». Рисование «Уральские горы».  Рисование острой палочкой на глиняной дощечке – «Моя глиняная книга».


РАСТЕНИЯ. ВОДА

Экскурсия в парк. Наблюдение за изменением растений: деревьев, кустарников, цветов, травы. Приспособление природы к наступившим холодам. Опадение хвои у лиственницы. Разгрести в одном месте снег и увидеть, что травка там не замерзла. Знакомство со свойством снега – одеяло для растений.


О. Высотская «Елочка»,  З. Александрова Снежок», Л. Квитко «Ветер, ветер, не свисти! Тучей снежной налети!», А. Фет «Не колючий, светло-синий, по ветвям развешен иней».

Рассказы:  Юрий Крутогоров «Как кедровка сеет кедр», В. Бианки «Синичкин календарь».

Репродукции: И. Грабарь «Роскошный иней».


Начать оформлять гербарии лиственных и хвойных пород. Сортировка семян и плодов деревьев по баночкам. Изучение формы, размера, расцветки листьев, особенность шишек хвойных деревьев,  извлечение из них семян.

Наблюдение за изменением воды при изменении температуры воздуха и условий: жидкое, твердой и газообразное состояние воды.


Аппликация «Парк в ноябре» - методом отрывания бумаги – снег. Рисование «Река замерзла».


Д  Е  К  А  Б  Р Ь

ВОДА

Целевая прогулка к реке. Изменение состояния воды: из жидкого в твердое: лед. Наблюдение за снегом – падающими снежинками, снег в пасмурную погоду и в солнечную. Снег – отражает свет. Что такое узоры на окнах, от чего зависит их необычный рисунок. Установление связей между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.


Х.К. Андерсен «Гадкий утенок». Стихи: А.Фет «Не колючий, светло-синий по ветвям развешен иней», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою».  С. Маршак «Декабрь». Загадки, приметы о зиме.

Репродукции: Г. Низский «Над снегами», К. Юон «Волшебница зима».


Три состояния воды. Опыт 27, 28. 29. Опыты проводит воспитатель, дети прослеживают за результатом, делают выводы, предлагают свои опыты.

Самостоятельно опытным путем доказывают, что вода может переходить из одного состояние в другое, закрепляют свойства воды: растворитель, прозрачна, содержится везде, не имеет формы, запаха.

Знакомятся с круговоротом воды в природе.


Рисование: «Прилетели метели»,  «Белая береза».

Аппликация «Синицы ждут помощи».


Камни-самоцветы

Солнечный камень - янтарь


И. Бажов «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

Г.А. Денисова «Рождение солнечного камня». Юрий Крутогоров  «Древний род сосны».

Дети придумывают свою сказку «Жила-была яшма». «О чем я мечтаю» - от «лица камня».


Внести камни-самоцветы. Постепенно знакомить с ними детей: Яшма, рубин, малахит, хрусталь, бирюза, оникс…

Изучение камней опустить в воду – узор и красота проявляются более ярко. Описать каждый камень, придумать о нем маленькую быль, сказку.

Сравнить эти камни с янтарем. Необычен рисунок и окраска различна – в них история нашей планеты.


Рисование «В гостях у хозяйки Медной горы». «Берег Балтийского моря после шторма». Лепка из разноцветных кусочков воскового пластилина, сложенного определенным образом: «Я хочу рассказать о своем камне-самоцвете».


Я  Н  В  А  Р  Ь

ДЕРЕВЬЯ

Наблюдение за деревьями  на участке, в парке. Продолжать сравнивать и отличать лиственные деревья от хвойных. Обратить на особенность некоторых деревьев: семена клена и липы еще не все попадали, а у березы сережки двух видов – одни распушились и осыпаются постепенно – снег весь усыпан маленькими круглыми крылатками, а другие сережки плотные – они ждут весны, чтобы зацвести.

Рассмотреть кору деревьев – пробковый слой – защита от замерзания. Узнавание деревьев по коре.


Геннадий Федотов «Тайна древесного ствола». Борис Зубков «Книжка про книжку». З. Александрова «Птичья елка»,

С. Есенин «Пороша»,  М. Дудин «Деревья зимою».

Репродукция картин: И. Грабарь «Зимний пейзаж».

Внести образцы стволов лиственных и хвойных деревьев.

Рассмотреть их, сравнить цвет коры, ее слоистость, цвет древесины, наличие годичных колец, явно или плохо видных. Рассмотреть хвою: умение  отличать визуально, на ощупь, по запаху.

Рассмотреть семена деревьев, замочить их и через 2 – 3 дня посадить в стаканчики. Узнать с детьми опытно-экспериментальным путем о возможности вырастить рассаду деревьев в домашних условиях.


Выполнить с детьми аппликацию из осенних листьев, собранных  и засушенных осенью.

Рисование «Новогодняя елочка» - предложить сделать елочке сюрприз и украсить ее в честь праздника в лесу.


ВОЗДУХ

Продолжить детей учить давать характеристику воздуху, когда выходят на прогулку, сравнивая его с воздухом в помещении, вблизи транспорта, у реки, в парке или в лесу: он может быть морозным, теплым, влажным, задымленным, загрязненным, чистым, пахнет снегом, свежестью, лесом…

Закреплять с детьми понятие, что ветер – это перемещение воздушных масс. Экологическое воспитание – вред отработанного машинами бензина, вред от дыма кочегарок.


Книга «Что есть что», рассказ «Деревья в беде» - о гибели деревьев из-за загрязнения человеком воздуха.

А.С. Пушкин «Буря мглою небо кроет». С. Есенин «Поет зима – аукает», С. Маршак «Январь». Рассказ В. Осеевой «На катке». Мультфильм «Винни-Пух».


Наблюдение за вертушками в группе и на прогулке в разных местах: на открытом месте, за домом, в домике.

Наблюдение за падением семян клена и березы: сравнить, сделать вывод.

Ловим воздух в полиэтиленовый пакет, надуваем пакет: в чем различия, в чем сходство: воздух легкий, выдыхает человек углекислый газ, который имеет температуру выше комнатной, капельки испарений в пакете…

Что такое сквозняк, почему он вреден не только человеку, но и растениям.


Рисование «Вини-Пух  и его шарик». «Шарик Вини-Пуха до полете и после».

                                 Ф  Е  В  Р  А  Л  Ь

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

М. Пришвин «Кладовая солнца» - «Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца…»

Н.П. Посвянская «Полезные ископаемые».


Сравнить все горные породы, имеющиеся в экспериментальном уголке: внешний вид, свойства, назначение, происхождение. Рассмотреть иллюстрации в книгах и дополнительный материал с изображением полезных ископаемых (см. папку «Я познаю мир»).

Песок, глина, торф, гранит, известняк, пемза, каменная соль, каменный уголь, мрамор, мел.


Изучить опытным путем признаки полезных ископаемых: 1. По цвету; 2. Прозрачные – непрозрачные; 3. Блестящие - неблестящие; 4. Плавающие - тонущие; 5. Растворимые – нерастворимые; 6. Природные – искусственные.

Игра «Узнай камень»: он белого цвета, соленый на вкус, растворяется в воде (соль). Аналогично дети придумывают сами: его добывают в шахтах и на поверхности, он черного цвета, мажется, горит хорошо, используется для отопления.


Рисование «Блудово болото» по рассказу М. Пришвина.


ВОДА

Наблюдения за изменением снега: на крыша, горка снежная, постройки снежные на участке и на площади: изменение снежных построек с южной стороны и лучше сохранившихся с северной.

Наблюдение за инеем, падающим снегом – все снежинки имеют свой неповторимый узор, за инеем на стеклах окон – различен на всех, а на некоторых больше.  


С. Маршак «Двенадцать месяцев». И. Суриков «Зима»,  

И. Мазнин «Мастерица зима». С. Маршак «Февраль».

Рассматривание картин: А. Саврасов «Зимний пейзаж»,

В. Суриков «Взятие снежного городка», И. Грабарь «Февральская лазурь».


Опыт «замерзшая вода двигает камни» : вынести на мороз гранит, положить в железную тарелочку и залить  водой. Вода замерзнет – внести в группу через 3 – 4 дня. Так сделать несколько раз. Гранит станет менее прочным: так и в природе идет разрушение гор, а значит перемещение камней и их превращение в песок и глину.

Объяснить, проследив за поведением аквариумных рыбок, почему во время зимы много рыбы гибнет в реках и озерах.

Дети сами делают вывод,  почему мальки в банке, не имея кислородного компрессора, все же чувствуют себя хорошо и не умирают:  кислород поступает в воду через горлышко банки и в воде есть растения, которые выделяют в воду кислород.

М  А  Р  Т

РАСТЕНИЯ

Продолжить наблюдать за деревьями и кустарниками  на участке и в парке. Нахождение падающих семян-крылаток.

Изучение коры деревьев, их особенность: у некоторых гладкая, у других шершавая, может быть с трещинами, рассмотреть раны на стволе дерева, как они заживают – остаются рубцы, а у хвойных смола в таких ранах – живица.

Экологическое воспитание – бережное отношение к растениям. Рассмотреть иней на веточках деревьев  - за счет чего иней не сразу осыпается. Рассмотреть почки, которые изменились – ведь скоро деревья проснутся от зимней спячки, начнется сокодвижение.


И. Токмакова «Март пришел», «Тихо ветка закачалась»,  Н. Найденова «Чтоб скорей раскрылись почки»,  С. Маршак «Стихи о весне», Эмма Мошкова «Дедушка Дерево». Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь».

Репродукции картин: К. Юон «Конец зимы. Полдень»,

А. Грицай «Последний снег».


Наблюдение за посаженными семенами деревьев: их всхожесть, развитие ростков.

Игра-наблюдение «Превращение палочки» - поставить в баночку с водой веточки различных деревьев. Наблюдение за пробуждением почек: «Вот так ветка-озорница! Почка – сжатый кулачок. Кулачку уже не спится: показался язычок!».

Посадить в почву лук, чеснок и в лук в баночку с водой. Наблюдение за ростом пера и корней в баночке. Сравнить длину и цвет пера – использовать в еду на обед.


Аппликация «Мой любимый цветок в подарок маме»

Рисование: «Снег теперь уже не тот», «О чем мечтает березка?»

ВОЗДУХ. ВОДА

Экскурсия к реке. Наблюдение за изменением снега: потемнел, осел местами. Воздух стал более влажным. Пахнет весной и талой водой – испарения увеличились – наблюдения провести в различную погоду: морозную и теплую, пасмурную. Учить детей отображать в речи то, что они чувствуют. Увеличение продолжительности дня.

Понаблюдать за изменением построек на участке и на площади с севера и с юга – побуждать делать самостоятельные выводы.


Е. Баратынский «Весна, весна!», Я. Колас «Уходи, мороз косматый». Книга З. Александровой «Станция весна».

Репродукции: И. Левитан «Март», К. Юон «Мартовское солнце».


Опыт со снегом: принести образца с реки,  парка, с обочины дороги, с участка. Рассмотреть его в начале и после превращения в воду: уровень загрязнения.

Опыт: «Воздух занимает  место» -  двухлитровая миска с водой, пробка натуральная, прозрачный стакан: Накрыть плавающую пробку стаканом и начать погружать его в воду. Находящийся в стакане воздух не даст пробке и воде подняться выше уровня воды в миске.


Рисование: «Пришла весна»,  «Весеннее небо».


А  П  Р  Е  Л  Ь

МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Смотреть папку «Эксперименты» - «Маленькая экскурсия в мир камней».

Горные породы: гранит,  мрамор, известняк, мел, глина, песок, торф… Горные породы состоят из минералов, например гранит из кварца, слюды, полевого шпата. Рассмотреть с помощью лупы эти минералы. Предложить самим из пластилина разного цвета, зерен риса и пшена создать свою горную породу, ведь даже гранит имеет различную окраску в зависимости от содержащихся минералов.

Изучение минералов: соли и графита. Опыты с этими минералами. Знакомство с тем, что из  минерала графита получают грифель – знакомый всем простой карандаш.

Опыт «Исчезающий мел». Мел – это известняк. Если на мел выдавить сок лимона – кислота, то мел начнет растворяться.

Внести картины с изображением вулканов – создаются при извержении горные породы, с изображением гор, земной коры, которая образована горными породами.

Необходимость минералов организму человека – продажа в аптеках специальных таблеток.


РАСТЕНИЯ. ВОДА.

Ежедневный осмотр участка. Экскурсия к реке, в парк. Влияние солнца, длительности дня на погоду, изменение снежного покрова – местами исчез, почки на деревьях постепенно набухают, сережки на березе, тополе и осине удлиняются, распушаются. Пахнет талой водой, почками клена, нагревшейся почвой.

Изменение снега: рыхлый, темный: ноздреватый, грязный, зернистый; скорость таяния снега: на дорожках, на полянах, под деревьями. Сосульки, проталины, ручьи.


Сказка Л. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку…». Рассказ Н. Сладков «Весенние радости».

Стихи: Е. Серова «Подснежник», А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи», С. Маршак «Апрель».

Репродукции: И. Бродская «Апрель», А. Грицай «Половодье»


Посеять рассаду цветов и овощей, предварительно подготовить почву. Ежедневно следить за изменениями, зарисовывать в дневнике наблюдения.

Опыт «Выращивание растений из морковных верхушек» - посадка в песок, ежедневное наблюдение.

Продолжить следить за ростками деревьев – семена посеяны в феврале (если взойдут): ель, сосна, кедр, береза, липа, рябина, клен, черемуха.

Заранее прорастить клубень картофеля на свету – начало апреля, а в конце апреля посадить в почву: следить за ростом листьев и развитием корневой системы.

Посадить в разные условия: почву, песок горох, бобы, фасоль – наблюдение за развитием зародышей.


Рисование: «Весна на Конде», «Апрель, апрель…!»

Аппликация «Елочка весной»

                                     М  А  Й

ВОЗДУХ. ВОДА. РАСТЕНИЯ. ПОЧВА.

Экскурсия к реке, в лес, в парк, ежедневные наблюдения на участке. Изменения, происшедшие в природе: ледоход, распускание почек, цветение яблони, сирени, черемухи.

Вода в реке прибывает – затопление водой  тех мест, где могли осенью гулять – прибрежная зона.

Солнце греет по-другому – можно почувствовать тепло его лучей. Появление травы, первых цветов. Прилет грачей, скворцов. Наблюдение за зимующими цветами: маргаритки, анютины глазки, тюльпаны, нарциссы, флоксы.


Рассказ М. Пришвин «Золотой луг». Стихи: А. Кулешов «Березка», М. Карим «Здравствуй, солнце», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», З. Александрова «Белая черемуха».

Репродукции: А. Грицай «Весна. Ручей», «Май. Весеннее тепло», «Березовая роща одевается листвой»; И. Левитан «Весна – большая вода», В.Бакшеев «Голубая весна».


Продолжить следить за ростом и развитием рассады. Рассадить  рассаду в начале мая в отдельные стаканчики – необходимо для развития растения, необходимость большего объема почвы. Наблюдение за ростом гороха, фасоли, бобов, изучение через лупу ростка, корешков. Изучение развития посаженного клубня картофеля, моркови. Зарисовка в тетради наблюдений изменений.

Посадка на участке цветов, деревьев. Последовательное выполнение действий детьми со взрослым.

Опыт в группе с водой. Дети сами, закрепляя ранее полученные знания, доказывают, что вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лед – тоже вода (принести из холодильника), пар – это тоже вода, вода – жидкая, может течь, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет, вода не имеет формы, вода нужна всем.

Опыт «Радуга в группе» - опыт 23, стр159.  

Опыты с почвой: сравнить почву на грядках, в цветниках, на огороде, на участке, в парнике. Почему для рассады в группу берется почва из парника? Наблюдение за дождевыми червями, их неоценимая польза. Рассказать о том, что в некоторых страна специально разводят дождевых червей, а потом их выпускают на грядки.

Привлечь детей к удобрению цветников – носить детскими носилками привезенный супрапель и торф.

















 












































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности.

Перспективное планирование по проведению опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет.

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет....

Перспективное планирование работы по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.

Перспективное планирование работы по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе....

Перспективное планирование работы по экспериментальной деятельности на летний период

Перспективное планирование работы по экспериментальной деятельности на летний период...

Перспективное планирование работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности

Представленно перспективное планирование на один учебный год по опытно-экспериментальной деятельности...

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет

Перспективное планирование работыпо экспериментально – исследовательской деятельностис детьми 4-5 лет Месяц ТемаФормы деятельностиСовместная деятельность педагога с детьмиСамостоятельн...

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет

Перспективное планирование работыпо экспериментально – исследовательской деятельностис детьми 3-4 лет Месяц ТемаФормы деятельностиСовместная деятельность педагога с детьмиСамостоятельн...