Занятие по формированию целостной картины мира для детей старшей и подготовительной групп "Настроение: способы передачи и выражения".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме


Предварительный просмотр:

Хопёрская Т.Г.,  воспитатель ГБОУ детский сад № 428  ЮАО г. Москва

                       Настроение: способы передачи и выражения.

Занятие по ознакомлению с окружающей действительностью

для детей старшей и подготовительной групп.

Цель:

- развивать способность правильно оценивать настроение и состояние

  человека по  внешним проявлениям;

- учить использовать мимику, позы, жесты для невербального общения и

  в театрализованной деятельности;

- показать, как пантомима связана с настроением и состоянием человека;

- гендерное воспитание детей.

Оборудование:

- карточки и иллюстрации, изображающие колобков с  различными

  выражениями лица;

- листы для рисования с изображением контура колобка;

- фломастеры, карандаши для детей.

Ход занятия:

   Воспитатель: «Мальчики и девочки, послушайте внимательно загадку, подумайте и постарайтесь  ответить верно: «Что принадлежит каждому из нас, но мы им пользуемся реже, чем другие?» Ответ: «Имя». Из опыта работы можно сказать, что дети редко дают правильный ответ, поэтому не стоит долго ждать его от детей.

   Воспитатель: «Скажите, ребята, знаете ли  вы -  кто ты – мальчик или девочка; знаете ли  вы свое имя и может ли ваше имя принадлежать и девочке, и мальчику?»

     Дети дают ответы. Если в группе есть дети, имена которых могут  являтся одновременно  и мужскими, и женскими обратите на это внимание; если таковых нет, приведите несколько примеров: Александр и Александра, Евгений и Евгения.

      Воспитатель: «Сейчас я сяду на стул. Справа от меня пусть сядут девочки. Слева мальчики». Воспитатель так же обращает внимание на то, что мальчики должны пропустить вперед девочек  и только после этого занять свои места.

      Воспитатель: «Девочки и мальчики, знаете ли вы, что такое настроение?»  Звучат ответы детей. Как правило, дети называют, каким может быть настроение, но не могут  дать определения, что такое настроение. Помогите им.  

    Воспитатель: «Настроение – это душевное состояние человека. Каким  может быть настроение? Первыми пусть ответят девочки, затем мальчики». Ответы детей.

Уточните: настроение бывает разным – спокойным, равнодушным, веселым, грустным, злым, недовольным, радостным, серьезным, удивленным  и т.п.

      Спросите у детей, как мы можем выразить свое настроение, сообщить о нем окружающим?  Влияет ли принадлежность к определенному полу на выражение эмоций? Кто боле эмоционален: мальчики или девочки?»  Ответы детей. Воспитатель может задавать наводящие вопросы.

  • «Эмоции можно выразить словами. Например. «Я так рад!»

           или «Отстаньте от меня, я на вас обиделся».  

  • «Эмоции можно  выразить песней. Человек в хорошем настроении всегда что-то напевает».
  • «Эмоции можно выразить  цветом в рисунке».
  •  «Эмоции выражаются с помощью мимики и жестов».

Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением колобков (рис. № 1). «Мальчики и девочки, сегодня к нам в гости пришли  колобки. Давайте, определим, какое у них настроение».

   Воспитатель подводит итог: « Первый колобок –   удивленный; второй - сердитый;  третий -грустный, печальный; четвертый - добрый, спокойный; пятый- веселый, радостный; шестой – задумчивый. И задает ряд вопросов:

 - Как вы думаете, какие чувства испытывает

   каждый их них?

 -Как вы догадались об этом?

- Что вы заметили в мимике (выражении лица),  в жестах? (положение  

 бровей, губ, уголков рта, глаз).

- Примите позу и выражение лица как на картинке.

      Далее воспитатель просит соотнести выражение лица и слова,  которые говорит колобок (рис. № 2). Покажите, в каких случаях выражение не подходит к тому, что говорит колобок. Например: колобок удивлен и говорит: «Ой, что это?»; колобок злиться и говорит: «Я так рад Вас видеть!» колобок застенчивый и говорит: «Я нас обиделся!» и т.д.

Восп.:  «Что подсказало вам ответ?» (мимика).

Воспитатель предлагает детям сделать гимнастику для лица:

- поднимите брови вверх, подвигайте ими вверх-вниз, сдвиньте их к переносице;

- надуйте щеки;

- сложите губы трубочкой, вытяните их вперед, спрячьте губки;

- улыбнитесь.

     Воспитатель: «А сейчас мы потренируемся правильно оценивать состояние человека  по внешним признакам и поучимся выражать свое внутреннее состояние при помощи поз, мимики, жестов. Попробуйте передать определенное настроение только при помощи жестов. Не говоря ни  слова».

- Я рад тебя видеть!

- Я испуган!

- Ой, что это?

- Привет! и т.д.

Затем можно предложить детям придумать свою фразу и передать её жестами и мимикой.

   В конце занятии детям раздаются листы (рис. № 3)  и предлагается нарисовать настроение колобка, кто это мальчик или девочка, придумать небольшую историю.

рисунок № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе ЗПР на тему "Головные уборы"

Конспект разработан для старшей группы детей с задержкой психического развития. Соответсвует лексической теме недели и является закрключительным занятием на закрепление материала....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе ЗПР на тему "Головные уборы"

Конспект разработан для старшей группы детей с задержкой психического развития. Соответсвует лексической теме недели и является закрключительным занятием на закрепление материала....

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира в старшей группе . Тема: «Что узнали мы за год»

Ребята, сегодня мы с вами поиграем в викторину, которая называется "Что узнали мы за год". В игре принимают участия 2 команды: команда "Солнышко" капитан команды Даша и команда "Облачко" капитан коман...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе.

Расширение представления детей о явлениях неживой природы и рукотворном мире - солнечный свет, осветительные приборы....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе.

На занятии дети знакомятся с историей возникновения электрической лампочки. Узнают как раньше люди освещали свои жилища....