Конспект образовательной деятельности «Восславим амурскую березку…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Несмеянова Валентина Васильевна

В конспекте представлена работа с детьми по ознакомлению и закреплению знаний детей о растительном мире Амурской области, о русской березе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesmeyanova_russkaya_bereza.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Образовательная область «Познание»

Старшая группа

 «Восславим амурскую березку…»

Воспитатель МАДОУ

детского сада №7

Несмеянова В.В.

пгт Серышево

2012г.

Цель: Формирование представлений о родном крае

Задачи:

- воспитывать доброе, любовное отношение ко всему живому, чуткость и восприимчивость к красоте родной природы, желание охранять ее;

-дать сведения о некоторых деревьях: их особенностях, значении для человека;

-дать почувствовать детям, что береза действительно является для русских людей символом Родины.

Оформление, оборудование и реквизит:

-изображение березы в разные времена года;

- репродукции картин художников;

- изображение деревьев: ели, сосны, осины и др.;

-ковролинограф;

Презентация «Деревья Амурской области»

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку

«Стоит красавица-

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее»

Дети: Береза.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить березе, и я думаю, что узнаем много интересного и нового. Но сначала посмотрите на экран (презентация слайдов)

Дети выступают с сообщениями об осине, ели, сосны и других деревьях.

Воспитатель: Какими словами можно охарактеризовать эти деревья? Как вы понимаете смысл выражений: «стройная ель», «гордая и величественная сосна», «плакучая ива», «белая береза»… почему говорят, что ель царствует, а береза плачет?

(ответы детей)

Воспитатель: А теперь послушайте сказку.

В давние времена жили на свете деревья. Они очень хотели, чтобы Бог услышал их мольбу, поэтому их ветви и стволы были устремлены к небу. И однажды Бог сказал деревьям:

- Пусть каждое из вас попросит меня о своем, но для каждого выполнена будет только одна просьба.

- Хочу быть стройной и красивой, - обратилась к Богу Ель.

- Хорошо. У тебя будет прямой ствол с тонкой корой и остроконечная вершина с позолоченными шишками. По утрам ты будешь любоваться собой в зеркало лесного озера. Но под кроной твоей будет темно и пусто, и трава под нею будет мертва.

-Хочу быть гордой и величественной, - сказала Сосна.

- Хорошо. Ты покоришь пески и скалы. У тебя будет высокий и крепкий ствол с корой, отливающей огнем, и могучая крона, сияющая в лучах солнца. Но на земле будут пылать под тобой пожары, и основа твоя от них будет черной, а все, что поселится рядом с тобой, будет погибать в огне.

-Хочу быть богатой, - сказала Осина.

- Хорошо. Ты будешь расти на самой свежей и плодородной почве. Весной ты будешь носить серебряные серьги, а осенью будешь одеваться в шелка и бархат всех цветов. Но ствол твой будет внутри гнилым и трухлявым.

- Хочу быть любимой, - обратилась последней Береза.

- Хорошо, - ответил Бог. – У тебя будет прекрасный белый ствол и тонкие плакучие ветви. В твоей кроне будут петь птицы, а под нею - зеленеть травы и цвести цветы. Но много обид и бед придется тебе испытать, а на нанесенные раны ответишь ты не горячей смолой, а светлым живительным соком. Да будет так!

Прошло время. Встал лес, и Бог пустил в этот лес Человека. И первое, что принес в этот лес Человек, был огонь. Пошли по лесу пожары, и погибла в них  красавица Ель. Ее место заняла Сосна, которой суждено было жить среди огня. Стволы ее стали еще могущественнее и боле высокими.

-Моя просьба к Богу была самой мудрой, - говорит гордая Сосна.

А Человек тем временем начал строить город. Сосновые бревна оказались лучшими, и Человек вскоре вырубил Сосну.

- Как хорошо, что мой ствол сделался гнилым, - думала Осина. – Моя просьба к Богу была самой удачной.

 А Человек тем временем обосновался в городе, и из заводских труб поплыл на лес ядовитый дым. Стала болеть и чахнуть Осина. В одно дождливое лето ее листья стали черными, и Осина погибла.

 И осталась с Человеком одна Береза. Она хотела быть любимой, поэтому вынесла и огонь, и топор, и ядовитый дым. Березовые леса стоят возле наших городов и дарят радость. А весной из нанесенных Человеком ран течет по белым стволам светлый, как слеза, березовый сок.

Березовая страша – Россия…

Воспитатель: Какое же желание на ваш взгляд было самым удачным? Мудрым?

(ответы детей)

Русский народ очень любит свою белоствольную красавицу. Березка стала символом нашей Родины, зеленым символом России. Как клен для канадцев, липа для чехов, королевская пальма для кубинцев…

В России существует большое количество берез, около 60 видов: болотная, пушистая, бумажная, карликовая, мелколистная. Но в нашей Амурской области произрастает береза обыкновенная, ее еще называют плакучая. Береза недолговечна, живет до 120 лет. Кора у молодых деревьев коричневая, чем старше дерево, тем кора белее. Если потрогать кору березы, то на пальцах останется белый порошок – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Весь ли ствол у березы белый?

Дети: Нет.

Воспитатель: Поверх белого ствола вытянуты темные поперечные полосы. Как они называются?

Дети: Чечевички. Эти чечевички нужны березе, так как через них внутрь поступает кислород. Благодаря чечевичкам береза дышит.

Воспитатель: крона у березы ветвистая. Почки покрыты клейкими чешуйками. Листья березы треугольно-ромбические, зубчатые. Сережки на березе, из которых формируются плоды, похожи на сплюснутый орешек с крылышками, благодаря которым они разносятся ветром.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Береза – символ и гордость русского народа. Прекрасна береза в чистом поле и на лесной поляне, а в березовой роще всегда много света, воздух прозрачен и чист. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна русская земля.

1 ребенок:  Опять о них кудрявых и белесых,

                    А что тут делать, если на Руси

                   У всех дорог встречаются березы

                   Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

2 ребенок: «Россия», - шепчут мне березки,

                  «Россия», - шепчут камыши,

                   «Россия», - ключ журчит в ложбинке,

                    И я им тихо вторю – «Русь».

3 ребенок: Мне трудны твои нагрузки

                   Я в поле рос, я чубом рус,

                   И я люблю тебя по-русски,

                  Моя березовая Русь!

Воспитатель: Не случайно «березовая» тема нашла отражение и в живописи, и  в музыке.

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле береза стояла».

Воспитатель: Но не надо понимать эту песню буквально. Березка стройная, красивая, как девушка. Береза – символ света, чистоты, женственности. Красива березка во все времена года. Поэты отразили это в своих стихах. Кто знает стихи о березе?

Дети читают стихи о березе.

  1. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

 С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

 С зелеными сережками,

Люблю ее, заречную, с нарядными оплечьями,

 То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)

  1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою гурьбой

Блестят в лазури голубой. (И.Бунин)

  1. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

 В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Осыпает ветки

Новым серебром. (С.Есенин)

Воспитатель:  С давних пор прочно вошла в нашу  жизнь березка. Мила береза русскому человеку. А сколько городов, рек, сел, деревень названо в ее честь! Города: Береза, Березань, Березна, Березники, Березовка. Река Березина.

 Любит народ белую красавицу. А белой она названа потому, что ее ствол одет тонкой шелковистой корой белого цвета. Она защищает дерево от вредителей, болезней, в жаркий день – от перегрева лучами солнца.

Где только не используют березу? Почки, листья, кора березы содержат ценные вещества, которые активно применяют в медицине. Березовый деготь используют для лечения кожных болезней, ожогов и ран. Березовый уголь применяют при пищевых отравлениях, заболеваниях кишечника. Целебной силой обладает живительный березовый сок. Березовые почки – испытанное лекарственное средство, применяется также и как пряность. Даже растущий на березу гриб чага имеет целебные свойства: его применяют в онкологии.

 Древесину березы используют в строительстве и при изготовлении мебели, для обогрева жилищ. А в старину, когда еще не было электричества, жгли березовую лучину. Из бересты русские умельцы плели корзины, туеса,  оплетали глиняную посуду, изготовляли различные поделки. Дошли эти народные промыслы и до наших времен. В древности даже писали на бересте, пока не было бумаги. Ценны даже болезненные наплывы на стволах березы: капы – материал для столярных, резных, токарных работ.

Еще березу называют деревом-пионером, а пионер значит «первый», береза первой «заселяет» заброшенные пашни, откосы у дорог, даже пожарища.

Загадки

- За то, что завял он зеленым в чулане,

Зимой отхлестал он хозяина в бане. (березовый веник)

- Он родился в день дождливый

Под березкой молодой –

Круглый, гладенький, красивый,

С тонкой ножкою прямой. (подберезовик)

- Мир освещает, крик утешает,

Больных исцеляет, чистоту соблюдает. (Береза)

Воспитатель: А еще о березе говорили, что она больным на здоровье, людям – колодец, от тьмы – свет, дряхлым – пеленанье. Как вы думаете, почему?

Дети: Люди парятся в бане березовым веником, используют березовые почки и кору для приготовления целебных отваров и настоек; утоляют жажду березовым соком; освещают жилище лучиной и топят печь жаркими березовыми дровами; связывают берестой разбитые горшки, ремонтируют лукошки, корзины.

Воспитатель: Какими же словами мы можем назвать березку? Почему?

Дети: русская, кудрявая, белоствольная, стройная, щедрая, добрая, красивая, светлая, чистая, нежная, женственная, святая и т.д.

Воспитатель: А теперь я хочу проверить, внимательны ли вы меня слушали, что нового узнали.

Что же это за девица-

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель)

У меня длинней иголки, чем у елки;

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке –

Ветки только на опушке. (Сосна)

Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой. (Береза)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

(ответы детей)

Воспитатель: а вот березка наша приуныла,  стоит одна одинешенька. Ей очень грустно, давайте ей поможем, чтобы она стала веселой.

(звучит фонограмма песни С.Безрукова «Береза».  Дети по очереди выходят, ставят символ к березе на кавролинографе)

Воспитатель: Вот береза и повеселела. Белая береза – гостеприимная дерево. На нем охотно гнездятся птицы. Лесная «горница» радушно принимает к себе разные кустарники, травы и цветы. Любят березку и грибы: лисички, подберезовики, сыроежки.

Березовый лес никогда не бывает пустым. Пусть каждому найдется место.

Воспитатель: поэты посвящают стихи березе, русский народ слагает о ней песни. Но в жизни же часто бывает по-другому. А вот послушайте письмо, которое недавно пришло на наш адрес.

«Здравствуйте, ребята!

Десять лет прожила я на свете и считала, что я Береза. Но прошлой весной подошел ко мне юный турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Летом дачник подошел и вырезал «Леня». Осенью грибник пришел отдохнуть. Посидел, подумал и вырезал на коре «Миша». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел – «Эдуард». Так кто же я, наконец, Береза или Эдуард?! И почему все, кому не лень, вырезают у меня куски кожи?

                                                                                      Береза-инвалид»

Воспитатель: Жалко березку? Да, деревья живые. Дерево чувствует, если человек чем-то огорчен и грустит вместе с ним. Наши предки славяне всегда относились к деревьям как к живым существам: мысленно просили прощения у дерева, если приходилось его рубить. Рубили только старые деревья, а на лекарства использовали только больные.

Приближается весна – время березового сока. Но и они бывают разными. Случается, очень небрежное отношение приводит к тому, что дерево теряет много сока – древесной крови. Люди часто наносят деревьям непоправимый вред. Раны долго не заживают, древесина начинает гнить, внутрь ствола проникает возбудители опасных болезней. Важно правильно сделать надрез, а после окончания сбора сока закрыть ранку смолой сосны, садовой замазкой или пластилином, чтобы в нее не попали микробы. Любите и уважайте нашу русскую березку-красавицу!

Чуть пригрело солнышко откосы,

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

  Дети поют песню  «У моей России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в первой младшей группе «РУССКАЯ БЕРЕЗКА»

Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ   БЕРЕЗА»...

План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Листочки для березки»

Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ   БЕРЕЗА»...

План-конспект образовательной деятельности по физическому развитию в первой младшей группе «Русская березка»

Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ   БЕРЕЗА»...

План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыка) с воспитанниками первой младшей группы Тема: «Русская березка – символ Родины»

Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ   БЕРЕЗА»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Амурский тигр – как ему живется в тайге?»

Конспект ОД в старшей группе "Амурский тигр - как ему живется в тайге?"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «В поисках Амурского сокровища»

Расширение естественно- научных представлений об эпохе динозавров у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и поисковое – исследовательской деятельности....