Непосредственная образовательная деятельность детей. Тема: "Жилище русского человека"
план-конспект занятия (окружающий мир, младшая группа) по теме

Колышкина Надежда Михайловна

 

Тема: «Жилище русского человека»

Тема занятия: «Предметы быта в доме бабушки Арины»

Цель: Развитие эмоционально-ценностного отношения к предметам быта              русской традиционной культуры 

Задачи:

  1. Конкретизировать первоначальные представления детей о предметах быта (печь, лавка, колыбель, стол); знакомить детей с их назначением.
  2. Способствовать становлению первоначального интереса детей к культуре своего народа в процессе восприятия малых форм русского фольклора (потешки, колыбельные).
  3. Способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой, музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhilishche_russkogo_cheloveka.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность детей во 2- младшей группе

 

Образовательная область «Познание»

Тема: «Жилище русского человека»

Тема занятия: «Предметы быта в доме бабушки Арины»

Цель: Развитие эмоционально-ценностного отношения к предметам быта              русской традиционной культуры  

Задачи:

  1. Конкретизировать первоначальные представления детей о предметах быта (печь, лавка, колыбель, стол); знакомить детей с их назначением.
  2. Способствовать становлению первоначального интереса детей к культуре своего народа в процессе восприятия малых форм русского фольклора (потешки, колыбельные).
  3. Способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой, музыкальной деятельности.

Предварительная работа.

Познавательная деятельность – рассматривание иллюстраций в тематическом альбоме «Русская изба»;

речевая деятельность – рассказывание и рассматривание иллюстраций к сказкам ( «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»), разучивание потешек и колыбельных песенок;

музыкальная деятельность – прослушивание колыбельных песенок, разучивание песен «Колыбельная», «Ладушки»;

игровая деятельность – режиссерская игра с куклой «Здравствуй гость дорогой»;

конструктивная деятельность – конструирование лавки, колыбели, избушки.

Материал к занятию – колыбель с «младенцем» - куклой, игрушка, кот, угощение для детей оладушки.

Ход занятия.  

*Воспитатель: Ребята нас сегодня в гости бабушка ждет, ждет – пождет в гости внуков. Всех-то она любит, всех-то она голубит. Бабушка в деревянном доме живет. Как он называется?

*Д: Изба.

*В: Как увидите, что бабушка у окошечка сидит, подойдите поближе к дому и постучите к ней.

* Дети походят к деревянному домику (модели), стучат.

*Выходит бабушка.

*Б: Ладушки мои пришли.  Здравствуйте!  Много у меня внуков и для каждого ласковое слово найдётся:

Наши деточки в дому, что оладушки в меду,

Что оладушки в меду, сладки яблочки.

Проходите гости дорогие, садитесь пожалуйста на лавки.

Всем место хватило, удобно вам на лавочках?

*Д: Да удобно.

*Б: Дед большие лавки смастерил, чтобы вся семья помещалась.

Тут ко мне лиса прибегала, на лавку примостилась.

Сама легла на лавочку, а хвостик под лавочку.

В старину бывало и спали на лавках, только их пошире делали.

Хорошо, удобно сидим, а теперь поиграем, приготовили пальчики.

Проводятся пальчиковые игры: «Десять внучат», «Этот пальчик».

У нашей бабушки десять внучат (дети сжимают кулачки)

Две Акульки в колыбельке качаются (открывают мизинцы)

Две Аринки у печки играются (открывают безымянные)

Две Алёнки на печке спят (открываются средние)

Два Ивана на лавках сидят (открываются указательные)

Два Степана за столом едят (открываются большие)

Десять внуков, а бабушка одна.

Этот пальчик хочет спать,  (дети закрывают пальцы по порядку)

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Тише пальчик не шуми,  (грозят большому пальцу)

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, УРА!  (открываются все пальцы)

Всем гулять идти пора.

*Б: Вот как поиграли мои внучата, спасибо вам, порадовали бабушку.

А на чём же вы, мои милые внучата, так удобно сидели?

*Д: На лавочках.

*Б: А ещё, зачем нужна лавка в бабушкином доме?

*Д: На лавках сидели и спали.

*Б: А вы, дома, на чём спите?

*Д: На кроватях, диване.

*Вдруг, раздаётся, детский плачь. Хозяйка открывает полог и берёт младенца- куклу.

*Б: Это Ванечка в колыбельке проснулся.

*Бабушка поёт ему колыбельную, но он не успокаивается, она зовёт на помощь кота.

Уж ты, котенька-коток,

Котя, серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока,

Да кусок пирога.        (Появляется игрушка-кот качать колыбель)

*Б: Детушки мои милые, помогите мне, пожалуйста, Ванечку успокоить, спойте ему колыбельную.

*Звучит колыбельная мелодия (грам. запись или в сопровождении муз. руководителя), дети вместе с воспитателем поют колыбельную на выбор.

Лю-ли, лю-ли, люленьки

Прилетели гуленьки

Они сели ворковать,

Стали Ванечку качать убаюкивать.

Лю-ли, лю-ли, баеньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят

Ване спать велят.

*Б: Уснул, спасибо вам ребята, помогли Ваню убаюкать. Где Ванечка уснул?

*Д: В колыбельке.

*Б: Верно, в колыбельке. Колыбель ещё называли люлька или зыбка, их подвешивали к печке или полатям, качали, пели песни и дети спокойно спали. Как дети ещё называлась колыбель, для чего она была нужна?

*Д: Зыбка, люлька в них качали детей.

*Б: Оглянитесь вокруг да скажите, что в избе больше всего места занимает?

*Д: Печка.

*Б: Верно, печка. Эта печка называется русской печью. А для чего нужна русская печь?

*Д: Печь нужна, чтобы  в доме было тепло, готовить еду, а ещё на ней можно полежать, поиграть и погреться.

*Б: А у вас в доме есть русская печь? Где вам мамы готовят еду?

*Д: На газовой плите, плитке, печке.

*Б: А моя печь и греет и лечит, и жарит и парит, и варит. А какие щи да каши можно приготовить и молока топлёного с волшебной корочкой, и пирогов, блинов, оладушек напечь. А теперь, садитесь пожалуйста за стол, я вас угощу.

* Бабушка угощает детей оладушками, они поют ей песенку.

*В: Спасибо тебе бабушка за угощение, дети тебя хотят порадовать потешкой: «Ладушки, ладушки».

Ладушки- ладушки

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Всем дала.

*Д: Спасибо бабушка за угощенье, до свиданья.

*Б: До свиданья мои хорошие, приходите ещё не забывайте бабушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме : « Красота природы в русском искусстве» в соответствии с ФГОС.

Приоритетная образовательная область:  «Художественно - эстетическое»:развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразите...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Огонь- друг или враг человека» для детей старшей группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Огонь- друг или враг человека» для детей старшей группы...

Технологическая карта «Непрерывной непосредственной образовательной деятельности на тему «Одежда русского человека» (социально-коммуникативная) с использованием технологии «Река времени»

Конструкт НОД на тему "Одежда русского человека" для детей пятого и шестого года жизни. Форма организации групповая, подгрупповая....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Органы чувств человека» для детей старшей группы.

Расширяет знания детей о значении органов чувств  для жизни человека.Развивает валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.Конспект образовательной деятельности для детей с...