знакомство дошкольников с экосистемами парков
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Широкова Мария Юрьевна

Мой материал направлен на знакомство старших дошкольников с сообществом растений и животных - представителей экосистемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

             Экскурсия летом в парк.

                     Задачи.

  1. Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках.
  2. Установить взаимосвязи объектов экосистемы.
  3. Воспитывать гуманное отношение к окружающей природе.

            Предварительная работа.

Показ слайдов, рассматривание гербария, рассматривание открыток, иллюстраций.

                  Ход экскурсии.

П. Посмотрите вокруг: на деревьях распустились листья, цветут луга, послушайте, как поют птицы. Природа, как и мы с вами радуется приходу лета. Я хочу вам прочитать стихотворение:

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Всё кругом светло.

Давайте поближе подойдём и понаблюдаем за деревьями, кустарниками и травами. Назовите мне, пожалуйста, верхний этаж.

Д. Верхний этаж – это деревья, кустарники -  нижний этаж – травы.

П. Правильно. Какие изменения произошли с растения летом.

Д. Отцвели деревья, кусты. Начинают появляться плоды на деревьях и кустах.

П. Какие насекомые питаются листьями деревьев, кустарников?

Д. Гусеницы, тля, улитки.

П. А гусеницы, тля, служит чей пищей?

Д. Птиц.

П. А гусеницы, тля, служат чей пищей?

Д Птиц.

П. Посмотрите на взаимосвязь. Каждый объект природы зависит от другого.

Теперь я хочу вам загадать загадки.

- На ромашку у ворот

Опустился вертолёт,

Золотистые глаза.

Кто же это?      ( Стрекоза )

- На большой цветной ковёр

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.       ( Бабочки на лугу )

- В лесу у пня

Весь день беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет.     ( Муравьи )

- Не по рыбам,

А сети расставляет.      ( Паук )

- Два рога – не бык,

Шесть ног без копыт.    ( Жук )

Назовите мне, какие знакомые растения цветут на лугу?

Д. Одуванчики, незабудки, клевер, кашка, гусиная лапка.

П. Какие насекомые собирают пыльцу с цветов.

Д. Шмели, бабочки, осы. Это их питание.

П. А где можно увидеть стрекоз?

Д. Около пруда, на лугу.

П. Чем питаются стрекозы и муравьи?

Д. Стрекоза питается соком травы, комарами. А муравьи падалью, соком растений. Стрекозы, как и муравьи, являются хищниками. Насекомыми питаются не только птицы, но и насекомые поедают насекомых. Так например, вспомните, божьи коровки питаются тлёй. Насекомые питаются растениями, насекомыми питаются сами представители насекомых, птицы. Птицы питаются – насекомыми, плодами, семенами растений. Давайте теперь представим, если погибнут растения – погибнут и насекомые, им нечем будет питаться. Если не будет насекомых – исчезнут птицы, по той же причине. В природе всё взаимосвязано, все зависят друг от друга. Поэтому природу надо беречь и защищать.

Мы с вами вырастили рассаду специально для клумб в парке. Давайте посадим анютины глазки и настурцию в клумбы. Пусть у нас в парке будет красиво.

После посадки растений предложить детям поиграть в игру « Садовник «.



Предварительный просмотр:

                     Экскурсия к водоёму.

                             Задачи.

  1. Познакомить детей с обитателями водоёма.
  2. Развивать у детей любознательность.
  3. Расширять кругозор детей.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

                 Предварительная работа.

Раскраски, обводки, чтение художественной литературы « Чудесные превращения в природе «, « Насекомые «, А.Н.Майков « Стихотворения про природу «; рассматривания открыток с насекомыми, растениями водоёма.

                   Ход экскурсии.

П. Сегодня мы с вами совершим экскурсию к водоёму и узнаем, какие растения и насекомые живут.

Педагог читает стихотворение о водоёме.

Водомерки стеклили

Рамы для лилий,

Стрекоза пришивала

Листьев заплаты

К бирюзовой воде

И все вместе спешили

Подготовить свой пруд

К отраженью заката.

П. Пруд – это искусственный водоём созданный человеком. Сначала, с помощью специальной техники роют ямы, затем заливают водой. А природа позаботиться о том, чтобы в пруду жили насекомые, растения.

Назовите мне пожалуйста, какие насекомые живут около пруда?

Д. Стрекозы, комары, мошки.

П. Правильно ответили. А ещё в воде живут такие насекомые как: водомерка, жук – плавунец ( педагог показывает картинки ).

Чем питаются насекомые?

Д. Соком растений.

П. Но не все насекомые питаются соком растений. Есть насекомые, которые питаются насекомыми: стрекозы.

Стрекозы питаются мошками, комарами, личинками и др. насекомых, не смотря на то, что стрекоза – насекомое.

Как можно назвать стрекозу?

Д. Хищник.

П. Правильно. Стрекозы насекомые – хищник.

А кто ещё живёт в пруду кроме насекомых?

Д. Рыбы.

П. Чем питаются рыбы

Д. Червяками.

П. Вы совершенно правильно сказали. А ещё рыбы питаются водорослями, личинками, падалью насекомых.

Физминутка « У пруда «.

П. Давайте посмотрим, какие растения растут около пруда.

Д. Осока, камыш, рогоз.

П. Для чего растения растут около пруда?

Д. Растения служат домом и пищей для насекомых.

П. Стрекозы и др. насекомые откладывают личинки на поверхности растений. В траве утки, нырки выводят своё потомство.

А что происходит с насекомыми, растениями, когда становится холодно?

Д. Растения начинают вянуть, засыхать и насекомым нечем питаться. Осенью поздней насекомые прячутся под листочки и готовятся ко сну. Нырки, утки улетают в тёплые края. Зимой пруд покрывается льдом.

П. Но рыбы в спячку не впадают, как растения и насекомые. Рыбы в любое время года живут обычной жизнью.

Кто из вас хочет загадать загадку для детей про насекомых и растений?

Загадки детей:.

- Над прудом гибкая лоза,

  На ней повисла ……..  ( Стрекоза )

- Не зверь, не птица, носок как спица.

  Летит – пищит, сядет – молчит.          ( Комар )

- Блещет в речке чистой

  Спинкой серебристой.      ( Рыбка )

- Стоит над водой, трясёт бородой.     ( Камыш )

- Как его назвать?

  Среди болот

  Высоко и быстро он растёт,

  Словно он бамбук, а не трава.

  Тёмною сигарой – голова.          ( Рогоз )

П. Вот и подошла наша экскурсия к концу, что нового мы узнали из экскурсии.

Ответы детей:

- Пруд – это искусственный водоём созданный человеком.

- В пруду живут насекомые, рыбы, растения.

П. Пруд – служит домом и пищей для всех его обитателей.

Давайте в детском саду на ватмане мы нарисуем пруд и поселим в пруд всех обитателей пруда которых запомнили.



Предварительный просмотр:

              Экскурсия весной в парк.

                           Задачи.

  1. Закреплять названия животных, растений.
  2. Помочь понять необходимость друг в друге растений и животных.
  3. Развивать наблюдательность.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

               Предварительная работа.

Отгадывание загадок; толкование пословиц о времени года – весна; обводки; раскраски; чтение художественной литературы; дидактические игры.

                    Ход экскурсии.

П. Скажите пожалуйста, какие времена года вы знаете?

Д. Осень, зима, весна, лето.

П. А какое время года сейчас наступило.

Д. Весна.

П. я хочу вам прочитать стихотворение о весне

Идёт матушка весна.

Отворяй-ка ворота.

Первым март прошол,

Всех детей провёл.

А за ним – апрель

Отворил окно и дверь

А уж как пришёл май,

Сколько хочешь теперь гуляй.

Какие изменения вы заметили с приходом весны?

Д. Растаял снег; выросла первая травка; выросли цветы ( мать-и мачеха, подснежники, одуванчики ). На деревьях и кустарниках раскрылись маленькие листочки.

П. С приходом весны проснулись не только растения, но и животные. Назовите мне пожалуйста каких насекомых вы видите в парке, на площадке детского сада.

Д. Бабочки, шмели, муравьи, гусеницы, улитки.

П. Чем питаются насекомые?

Д. Пыльцой цветов питаются бабочки, шмели. Гусеницы, улитки питаются листьями деревьев, кустарников. Муравьи питаются падалью насекомых.

П. А почему зимой мы с вами не видели растений и насекомых?

Д. Потому что зимой холодно. Растения и насекомые спят под снегом.

П. Правильно. Зимой холодно как растениям так и насекомым нечем питаться.

 

                           Физминутка.

П. С приходом весны выросла травка, на проталинках выросли и зацвели первоцветы.

Проснулись и принялись за работу шмели, пчёлы. Из тёплых краёв вернулись перелётные птицы. Какую пользу птицы приносят для деревьев?

Д. Птицы защищают деревья от насекомых. Насекомые съедят листочки деревьев, разрушают кору деревьев. И деревья могут заболеть и погибнуть.

П. Наша экскурсия подходит к концу. Я хочу вам предложить посадить в клумбы рассаду цветов, которую мы вырастили в группе.

 



Предварительный просмотр:

Экскурсия в зимний парк.

                          Задачи.

  1. Уточнить и расширить представление у детей об образе жизни растений, птиц, животных.
  2. Показать зависимость представителей всех объектов друг от друга существующих вместе на одной территории.
  3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

                         Ход экскурсии.

Педагог загадывает детям загадки перед началом экскурсии.

- Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

  Радость детям подарила

  И на санках прокатила.  

                                          ( Зима )

- Старик у ворот

  Тепло уволок.

  Сам не бежит,

  А стоять не велит.

                                  ( Мороз )

- Он слетает белой стаей

  И сверкает на лету.

  Он звездой прохладной тает

  На ладони и во рту.

                                               ( Снег )

П. Посмотрите, как много снега выпало на землю.

Как вы думаете, какую пользу приносит снег для растений?

Д. Деревья, кусты, растения закрывает снегом.

П. Деревья, кусты, сбросив листву, осенью отдыхают зимой. Ни в коем случае нельзя беспокоить деревья и кусты, ломать ветки, тем самым вы приносите вред, и они могут погибнуть. Так создано природой, что зимой растения и некоторые животные спят.

Какие животные впадают в спячку?

Д. Ёж, медведь.

П. А как зимуют другие животные?

Д. Зайцы и белки меняют цвет шерсти.

П. А чем питаются эти животные?

Д. Зайцы, питаются веточками и корой деревьев.

Белки – семенами из шишек и запасами из дупла, которые сделала осенью.

П. Правильно. А какие птицы прилетают к нам на зиму?

Д. Клёсты, свиристели, щеглы, снегири.

П. А назовите мне птиц, которые остаются на зиму.

Д. Голубь, ворона, воробьи, синица.

П. А чем птицы питаются зимой?

Д. Плодами кустов и деревьев.

П. Люди птиц зимой подкармливают. Давайте повесим кормушки для птиц, которые мы изготовили в детском саду.

А что происходит зимой с насекомыми?

Д. Они спят под корой деревьев, под опавшими листочками.

П. Природа позаботилась обо всех: зимой растения служат и кормом и домом для насекомых, птиц, животных.

Теперь я хочу предложить поиграть вам в игру « Зимний хоровод «.

Шире круг, шире круг,

Зимушка зовёт

Всех девчонок и ребят

В зимний хоровод.

Дружно за руки возьмитесь,

Раз, два, три!

И по кругу пробегитесь,

Раз, два, три.

Как лошадки в поле чистом,

Раз, два, три.

Вы по кругу проскачите,

Раз, два, три!

А теперь шагайте вместе, Раз, два, три.

На одном и том же месте,

Раз, два,три!

Как снежинки покружитесь,

Раз, два, три!

И на землю спуститесь,

Раз, два, три!



Предварительный просмотр:

         Рекомендации для родителей.

… Чем больше ребёнок видел, слышал, переживал, тем больше он усвоил, чем большим количеством элементов действием он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность … говорил Л.С. Выготский.

Экологическая культура рождается как результат взаимодействия природы и человека, который должен с малых лет знать, что можно, а чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Научить – это ещё полдела. Надо, что ребёнок следовал полученным знаниям на протяжении всей своей жизни, чтобы он просто не мог вести себя по - другому.

Человек и цветок – живые существа. Строение цветка можно сравнить со строением человека. Внутри цветка течёт сок, как кровь у человека. Цветку, как и человеку, нужны солнце и вода. Маленькие бутоны вокруг большого цветка – как дети вокруг мамы. Ушинский К.Д. убеждён в том, что тот ребёнок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами « Завитее меня варваром в педагогике – писал он, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение на развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога. «

Природа в разное время года даёт прекрасные возможности для наблюдений. Например, предложите ребёнку посмотреть вокруг себя и найти красивое в природе. Закрыв глаза, понюхать цветок, потрогать поверхность листа. Сравнивать цветок с бабочкой, заметив, что крылышки бабочки похожи на лепестки цветка. Полюбоваться закатами и рассветами, окраской листьев и цветов. Рассмотреть очертания бегущих, по небу облаков, морозные узоры на стекле, трещинки на камнях, капли росы на траве.

Как можно чаще обращайте внимание на красоту родной природы, поощряйте самостоятельные открытия ребёнка, разделяйте радость от увиденного.

Развитию восприятия и образного мышления помогают вопросы и задания, с которыми взрослый обращается к ребёнку: « Скажи, на что похоже?», « Найди общее, сравни, скажи, чем отличается, угадай, придумай, объясни … «

Приобщение ребёнка к тайнам природы воспитывает познавательный интерес к ней, учит ориентироваться в разнообразном мире природы, развивает мышление, обогащает его словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает творчество. Эффективным средством развития у дошкольников интереса к природе является совместные семейные прогулки на природу, в парк, лесопарк, пригород.



Предварительный просмотр:

             « Ознакомление с кустами «.

                            Задачи.

  1. Познакомить детей с новыми кустами.
  2. Рассматривание формы листьев, цвета веток.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

             Предварительная работа.

Рассматривание кустов на участке, рассматривание открыток, диафильмов, раскраски, трафареты. Рассматривание гербария.

                      Ход экскурсии.

П. Ребята, какое сейчас время года?

Д. Осень.

П. Несмотря на то, что наступила осень, а погода тёплая. А осень называется ранняя. Сегодня мы с вами познакомимся в парке Авиаторов с новыми названиями кустов. Но для начала назовите и покажите мне кусты, которые уже знаете.

Д. Шиповник, акация, сирень.

П. Молодцы. Рядом с кустами шиповника растёт куст который называется снежноягодник. Этот куст растёт всегда очень густо. Кустик низкий или высокий?

Д. Низкий.

П. Веточки и стебель, какого цвета?

Д. Светло-коричневого.

П. Листочки овальной формы, маленькие, зелёного цвета. Вспомните, мы с вами в гербарии видели, как цветёт снежноягодник – розовые небольшие цветочки.

А ягоды, какого цвета?

Д Белого.

П. Поэтому его и называют снежноягодник. Ягоды сочные, белого цвета, как снег. А почему снежноягодник любят дети?

Д. Отрывают ягоды с куста, бросают на землю наступают ногами и они щёлкают.

П. Давайте сорвём небольшое количество ягод и пощёлкаем, а чтобы асфальт не пачкать, использованные ягоды соберём в мешочек и выбросим в урну.

Пойдём, дальше. ( Воспитатель предлагает вспомнить знакомые детям деревья, пока идём к кусту ).

А этот куст растёт у нас на участке, называется он дёрен красный. Интересное название. Как вы думаете, почему он так называется?

Д. Потому что и стебель и ветки красного цвета.

П. Правильно. Отсюда и название такое. Стебель, стелющийся по земле. Листья, какого цвета?

Д. Овальной формы, большие, тёмно – зелёного цвета.

П. Несмотря на то, что наступила осень, у куста кое – где есть цветы, которые собраны в соцветие. Цветы и плоды, какого цвета?

Д. Белого.

П. А у какого куста тоже плоды белого цвета?

Д. У снежноягодника.

П. Правильно. Только у снежноягодника большие плоды, а у дёрена красного – маленькие.

Физминутка.

П. С последним кустом мы с вами познакомимся сегодня, и он называется пузырник. Посмотрите, он, как и снежноягодник, растёт густо. Стебли у него прямые, они какого цвета?

Д. Коричневого.

П. Листочки, какой формы? С какими, листочками дерева можно сравнить?

Д. С кленовыми. Только у клёна листья крупные, а у пузырника мелкие. Листья тёмно – зелёного цвета.

П. Цветёт пузырник, так же как и дёрен красный. Соцветье и цветы, как вы помните, маленькие, белого цвета. А посмотрите, какие интересные плоды. Маленькие, коричневого цвета, на пузырьки похожи. Если сорвать и надовить на плод, то он щёлкнет и лопнет.

А сейчас я хочу с вами поиграть в игру, которая называется « Раз, два, три к кусту беги «.

Эта игра позволяет закрепить умение узнавать, кусты с которыми они только что познакомились. А теперь, ребята мы вернёмся в детский сад и сделаем зарисовки кустов, с которыми вы сегодня познакомились.

 



Предварительный просмотр:

          « Знакомство с хвойными деревьями «.

                            Задачи.

  1. Познакомить детей с хвойными деревьями, с их характерными особенностями, отличающих их от других деревьев.
  2.  Развивать у детей наблюдательность.
  3.  Воспитывать интерес к жизни растений.

                  Предварительная работа.

Чтение художественной литературы С.Маршак « Ёлочка «. Знакомство с природным материалом.

 

                      Ход экскурсии.

П. Вспомните, пожалуйста, с какими деревьями мы знакомились на прошлой экскурсии в парке.

Д. Липа, осина, ива, рябина.

П. Как, одним словом можно назвать эти деревья.

Д. Лиственные.

П. А сегодня я хочу вас познакомить с хвойными деревьями.

                         Загадывание загадки.

                         Что же эта за девица –

                         Не швея, не мастерица,

                         Ничего сама не шьёт,

                         А в иголках круглый год.

                                                                 ( Ель )

П. Ствол у ели толстый, шероховатый, ветки снизу длинные, уменьшающая вверх крона, ещё ветки ели называют лапами. Если у деревьев на веточках растут листья, то ветки ели покрыты иголочками, которыми можно уколоться.

Зимой как люди используют ель?

Д. В Новый год украшают у себя дома.

П. Обратите внимание на ствол ели. Видите, на стволе ели липкое вещество жёлтого цвета. Называется смола. Это дерево специально выделяет такую жидкость для лечения ран, чтобы дерево не заболело. Из молодых побегов люди варят варенье, а смолу используют для укрепления дёсен. Как называются плоды у ели?

Д. Шишки.

П. Внутри шишек находятся семена. Упадёт такое семечко на землю и вырастет новая ёлочка. Какую пользу приносят шишки?

Д. Служат кормом для зимующих птиц также как и ягоды с деревьев. Они выклёвывают семечки из шишки. А ещё из шишки можно сделать поделки.

П. Давайте поиграем в игру « Мы осенью в парк пришли «.

И ещё я вас хочу познакомить с хвойным деревом, которое называется пихта. Ствол у пихты тонкий, прямой, чёрного цвета. Если ёлка имеет форму пирамиды, то у пихты ветви длинные и смотрят вверх. Сравните иголки пихты и ели.

Д. У ели иголки тёмно – зелёного цвета, короткие и колючие. А у пихты зелёного цвета, длинные и мягкие на ощупь.

П. А смолу пихта выделяет как ель?

Д. Нет.

П. А плоды у пихты, как называются?

Д. Шишки.

П. Сравните шишки ели и пихты.

Д. У ели шишки длинные, тонкие и шишки состоят из чешуек, внутри которых семечки коричневого цвета. Внутри шишки есть семечки, которые служат кормом для птиц зимой.

П. Иголки пихты тоже используют в лечебных целях. Люди, у которых болят ноги, принимают ванночки с иголками пихты. Почему говорят зимой и летом одним цветом? Про какое дерево так говорят?

Д. Про ель потому, что зимой иголки у ели не осыпаются.

П. Да. А у пихты иголки к зиме осыпаются.

Как называются, деревья с которыми мы познакомились?

Д. Ель, пихта.

П. Какие это деревья.

Д. Хвойные.

П. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется « Кто быстрее соберётся у своего дерева «.



Предварительный просмотр:

          « Знакомство с растениями луга «.

                          Задачи.

  1. Познакомить детей с растениями луга ( фиалка трёхцветная, яснотка белая, сныть ).
  2. Рассказать о пользе растений.
  3. Развивать наблюдательность, любознательность.
  4. Воспитывать желание беречь природу.

              Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, раскраски « Цветы луга «.

Просмотр диафильмов.

                     Ход экскурсии.

Вводная беседа ( наблюдение за погодой ).

Затем воспитатель читает стихотворение.

Золотые лепестки ,хрупкий стебелёк.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала –

Сжались лепесточки.

На зелёных стебельках – Круглые комочки.

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.

Посмотрите, сколько окружает нас разной травы. Эта трава растёт у нас на участке. Кто знает, как она называется.

Д. Осока, тимофеевка, гусиная лапка, монжетка воротничковая, подорожник.

П. Посмотрите, какие красивые цветы растут в траве. Названия некоторых вам знакомы. Это одуванчики, лютики, ромашки. Давайте посмотрим, рядом с монжеткой воротничковой цветёт гусиная лапка, обратите внимание на её цветы. На какой цветок похож и цветом и формой.

Д. На лютик.

П. Очень интересно цветёт монжетка воротничковая. Вырастает стрела между листиками и на стрелке распускается много мелких цветочков. А вот траве выросли незнакомые нам растения. Первое, я вам, показываю, называется фиалка трёхцветная.

Д. На анютины глазки.

П. Только у анютиных глазок цветы крупные и лепесточков больше. Посмотрите, как красиво цветёт фиалка. Она используется в лечебных целях. Это растение сушат, и отвар используют при кашле. Следующее растение, которое цветёт рядом с нами, называется яснотка белая. Скажите, на какое растение оно похоже.

Д. На крапиву.

П. Правильно. Только у крапивы стебель и листочки колются, а у яснотки белой нет. И цветочки, обратите внимание, какие у крапивы и у яснотки белой.

Д. У крапивы серёжки цветы, а у яснотки белые маленькие цветочки, а середина жёлтенькая.

П. Расположены цветы на стебельках, по бокам по три цветочка. Давайте подойдём к следующему растению.

Это растение называется сныть. Одно из первых растений которое вырастает ранней весной после осоки, крапивы. Посмотрите, какое интересное растение. Скажите мне, а что это за стрела.

Д. У этой стрелы появится много бутонов, и потом появятся цветы.

П. Стрела, как зонтик открывается и на нём много маленьких беленьких цветочков. Многие люди, когда ранней весной приезжают на дачу, собирают молоденькие растения сныти и делают витаминный салат.

Какую пользу приносят эти растения?

Д. Ими можно любоваться, насекомые используют цветы как еду.

П. Подумайте, если мы будем рвать цветы, траву, что произойдёт с растениями.

Д. Их не будет, растения постепенно исчезнут.

П. Давайте подберём знаки и поставим возле растений.

В конце экскурсии педагог детям предлагает выкопать и посадить по одному растению которых нет на участке ( яснотка белая, фиалка трёхцветная, сныть ).



Предварительный просмотр:

                         « Знакомство с новыми деревьями «

                                     Задачи.

  1. Познакомить детей с лиственными деревьями ( липа, осина, рябина, ива ).
  2. Показать детям многообразие красок осени.
  3. Закрепить понятия « гладкий «, « шершавый «, « тонкий «, « длинный «, « толстый «, « короткий «.

                    Предварительная работа.

Рассматривание деревьев на участке, рассматривание открыток « деревья «, обводки, штриховки, раскраски.

Просмотр видеофильма.

                                  Ход экскурсии.

П. Важно, тихо, величаво

     Лист роняет золотой

     Клён красавец молодой.

     Берёзка облетает, золото роняет.

     Карусели, карусели,

     Всюду листья полетели.

     С крепких веток сорвались –

     Закружились, понеслись.

Затем воспитатель детям предлагает вспомнить и назвать осенние месяцы. А какие приметы осени вы знаете?

Д. По утрам и вечерам становится прохладно, листья на деревьях меняют цвет.

П. Посмотрите и скажите, как называются деревья, которые перед нами.

Д. Берёза, клён, дуб, тополь.

П. Правильно. Обратите внимание, что стволы у деревьев тонкие и толстые. Назовите у какого дерева ствол тонкий, а у какого толстый.

Д. Толстый- у дуба, тополя. Тонкий -у берёзы.

П. Давайте рассмотрим и определим, какие ветки длинные, какие короткие.

Сегодня я хочу вас познакомить с новыми деревьями. Мы подошли к дереву, которое называется осина. Это высокое, стройное дерево с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья у осины круглые, края зубчиками. Осина очень светолюбивая и боится морозов. Какого цвета листочки у осины осенью?

Д. Зелёные, жёлтые, красные.

П. В лесу зимой корой осины питаются зайцы. Летом под осинами любят расти грибы подосиновики. Давайте подойдём к следующему дереву, которое называется рябина. У рябины прямой, гладкий коричневый ствол, ветки длинные. Листочки длинные, узкие. Плоды у рябины оранжевого цвета, ягоды собраны в гроздья. Прежде чем познакомиться со следующим деревом давайте поиграем в игру которая называется « Листопад «.

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят!

Кружатся красивые

Жёлтые листочки!

Кружатся красивые

Красные листочки!

Сели! Уселись и замерли.

Прилетел лёгкий ветерок, подул

Поднялись листья,

Разлетелись в разные стороны.

Закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

П. Дерево, к которому мы подошли, называется липа. Ствол у липы толстый, гладкий, ветки длинные. Листья какой формы? На что похожи?

Д. Овальной формы, похожи на сердечко.

П. Какого цвета листочки?

Д. Зелёного, жёлтого.

П. Обратите внимание на плоды. Маленькие, коричневые горошинки, внутри которых семечко. И если семечко упадёт в землю, то на следующий год вырастет маленькое деревце. Давайте подойдём к следующему дереву, которое называется ива. У этого дерева, посмотрите ствол толстый. Дерево растёт около пруда, посмотрите, как оно наклонилось к пруду. Ветки у него длинные, листочки, как у рябины длинные, узкие. Иву называют « плакучая «. Когда на неё посмотришь издалека, то кажется, что она склонилась и плачет.

Назовите деревья, с которыми мы с вами познакомились.

Д. Липа, осина, рябина, ива.

П. Правильно. Это лиственные деревья. Плоды у деревьев служат кормом для зимующих птиц. Деревья защищают воздух от загрязнений. Как вы думаете, что необходимо для роста деревьям?

Д. Свет, тепло, вода.

П. Я хочу предложить вам поиграть в игру « К названному дереву беги «.

В конце экскурсии дети вместе с воспитателем собирают листочки для пополнения гербария.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с русским народным творчеством

Посредством русскоого народного творчества приобщать детей к русской культуре,традициям и обычаям....

Знакомство дошкольников с миром профессий в контексте личностного развития.

Представлена чёткая система работы по ознакомлению дошкольников с миром профессионального труда. Формы и приёмы изучения различных профессий в сочетании с развитием психических свойств (внимание, памя...

Знакомство дошкольников с малой Родиной - Красное Село

Статья предназначена для воспитателей детсих садов с целью познакомить детей с малой Родиной....

Знакомство дошкольников с жанром портрета.

Материал для проведения консультации по ознакомлению дошкольников с жанром портрета в изобразительной деятельности для педагогов ДОУ...

Презентация"Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения"

17 ноября я была участником РМО воспитателей города Туапсе,где показала свою мультимедийную проезентацию-отчут об опыте работы"Знакомство дошкольников с проавилами дорожного движения".Предлагаю ее ваш...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме ««Знакомство детей с экосистемой «лес»».

Программное содержание : Продолжать знакомить детей с экосистемой «лес».Учить различать и называть лиственные и хвойные деревья, развивать сенсорные восприятия детей и умение их описывать. Воспи...

Знакомство с ближайшим окружением "Парк Малиновка"

Воспитание любви к родному городу начинается с ближайшего окружения. Парк Малиновка - одно из самых любимых мест отдыха в одном из спальных районов Петербурга....


 

Комментарии

Широкова Мария Юрьевна

Конспекты занятий по ознакомлению старших дошкольников с экосистемами парков