Образовательная область - Познание "Зимовье зверей" (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чиликина Раиса Ивановна

Познавательное занятие для детей средней группы по теме как звери готовятся к зиме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimove_zverey.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область – Познание

 «Зимовье зверей»

Программные задачи:

1.Дать детям представления  о жизни диких животных зимой. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

2.Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи.

3.Формировать интерес к творческим занятиям, умение реализовать замысел. Закреплять умение пользоваться клеем, кисточкой.

4.Развивать любознательность, творческие способности.

5.Воспитывать любовь и бережное отношение к животным; аккуратность и усидчивость.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка. К кому она упадёт на плечо, тот должен назвать любое слово о зиме.

Дети: мороз, снег, лёд...

Воспитатель:  Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза (звучит музыка и воспитатель выставляет макет зимнего леса)

В.: Посмотрите, куда мы попали?

Д.: Мы попали в лес.

В.: Какое это время года?

Д.: Зима.

В.: Какой красивый зимний лес! Всё покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо- тихо в лесу. Скажите, кто живёт в этом лесу?

Д.: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ёжик, медведь, лось.

В.: Как назвать этих животных одним словом?

Д.: Дикие.

В.: Скажите, всех ли животных можно увидеть зимой?

Д.: Нет.

В.: Почему, как вы думаете?

Д.: Медведи и ежи зимой спят.

В.: Ой, что это? Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики, да ушки выглядывают. Давайте попробуем угадать животных, которые спрятались от нас.

В.: Это чей хвост?

Ребёнок: это лисий хвост.

В.: Это чьи ушки?

Ребёнок: это заячьи ушки.

В.: Это чей хвост?

Ребёнок: это беличий хвост.

В.: это чьи рога?

Ребёнок: это рога лося, лосиные рога.

В.: это чей хвост?

Ребёнок: это волчий хвост.

В.: Дети как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Д.: Хорошо, это их дом. Лес их кормит.

В.: А как люди должны вести себя в лесу?

Д.: В лесу нельзя кричать, ничего ломать, лес нельзя загрязнять.

В.: У всех животных есть свои дети, давайте поиграем в игру и узнаем кто у кого.

Игра «Кто у кого?»

Игра-разминка  «На водопой»

Как-то днём лесной тропой звери шли на водопой

За мамой лосихой топал лосёнок

За мамой лисицей крался лисёнок

За мамой ежихой катился ежонок

За мамой медведицей шёл медвежонок

За мамой белкой скакал бельчонок

За мамой зайчихой прыгал зайчонок

Волчиха вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят

В. : дети звери воды напились и по лесу разбежались, давайте поможем найти им свои домики.

Игра «Где кто живёт»

(лиса- нора, медведь- берлога…)

В.: Ребята, слышите, кто-то шуршит? Пойдёмте, посмотрим.

(подходят к макету зимнего леса : белочка в дупле, медведь в берлоге, лиса под кустом, заяц за сугробом, ёж в норе)

Смотрите, так вот кто здесь шуршал.

- Смотрите, вот же наша  знакомая белочка! Только почему –то у нее шерстка серого цвета, а была рыжая.

- Знаете, почему у белочки поменялся цвет шерстки?  (ответы детей)

- Осенью белочка линяет. Рыжая шерстка выпадает, а на ее месте вырастает новая – серая и теплая. Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов.

-Заберется белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие холода.

Давайте поиграем с белочкой.

                                            Солнце на работе -

                                            Белочка в заботе.

                                            На сучок – грибок,

                                            Да еще грибок.

                                            Сушит, старается –

                                            Едой запасается.

                                            Не подходи!

                                            Зима впереди!

- Убежала белочка в дупло.

-Кто же это фырчит?  Отгадайте загадку.

                                         Сердитый недотрога

                                         Живет в глуши лесной.

                                         Иголок  очень много,

                                         А нитки ни одной.       (Ответы детей)

- Почему ежик сердится?  Мы наверно его разбудили!

В конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белке. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло.

- Давайте мы ежа развеселим,  чтобы он не сердился.

Пальчиковая гимнастика « Серый ежик».

Я колючий серый еж,

Длинные иголки.

 Я тебя не уколю,

Я иголки уберу.

А когда придет лиса,

Покажу я их тогда.

- Убежал  ежик в свою теплую норку спать. Ребята, а еще, какое животное спит зимой?

( Ответы детей)

- Медведь. А где он спит? (Ответы детей)

- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.

- Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)

- А почему он не делает никаких запасов?  (Ответы детей)

- Правильно. Он с осени своей жир копил, много ел и много пил.

  У него одна работа – крепко спать и весны ждать.

- А это кто?            

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой,

Зайца ждет хитрюга та.

А зовут ее?  (Лиса)

- К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет?  

- Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник.

- А где дом у лисы? ( Ответы детей)

- Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает. Хочет  зайчика поймать, но его ей не догнать.

- Вот и заяц. Как же зайчик приготовился к зиме? (Ответы детей)

- Ребята, зайцы меняют серую шерстку на белую и теплую.

- Зачем  зайчик меняет цвет шерстки? ( Ответы детей)

- Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.

- Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)


- Зайцы не делают запасы на зиму. Поэтому, наш знакомый заяц и удивлялся, зачем белочке корзинка. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из под снега достают корешки.

-Ребята, а ведь наш заяц не поменял цвет шерстки с серого на белый! Что же делать? Давайте ему поможем!

-Садитесь за столы. У меня необычный материал, который поможет нам поменять зайчику серую шубку на белую. Это –вата.

-Какого она цвета?

-Вата белая, мягкая, пушистая, как зимняя шубка у зайца.

-Вот такой  зайчик  должен получиться  ( показ готового зайца)

-А сейчас я вам покажу, как мы будем это делать.

(показ выполнения работы)

-Давайте проверим, всё ли готово для работы.

-Какие замечательные зайчата у вас получились!

Заяц шубку поменял

И исчез куда-то…

Он не виден на снегу как кусочек ваты.

Ведь спасенье от врагов

Белый цвет зимою

И зайчишка до весны

Защищён собою.

-Дети, что мы узнали нового из жизни диких животных зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область "Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА (непосредственно образовательная деятельность) Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Речевое развитие», средняя группа

Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представления о дружбе, доброте, пониманию образного содержания пословиц и поговорок. Эмоционально сближать детей, понимать эмоцион...