Русские берёзы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Борисова Ольга Михайловна

 

«Большой патриотизм начинается с малого -  с любви того места,  где ты живешь»

                         Е. Белинский

 

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине  начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, улице, природе: каждому деревцу, каждому цветочку.

Ребенок с момента рождения интенсивно, естественно и незаметно  привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому, базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемых в качестве родной, естественной и привычной среде обитания человека.

Мы, взрослые, должны знать, что воспитание любви к Родине, к красоте природы начало патриотизма и первых чувств гражданственности, значит и связывать мы свою работу должны с  окружающей социальной жизнью и теми ближними и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Цель моего занятия рассказать о любви к русской березе, о том, как беречь растения и бережно к ним относиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cel.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

1.        Уточнить и систематизировать  знания детей о березе.

2.        Обратить внимание детей на красоту березы.

3.        Воспитывать у детей любовь к своей родине.

Предварительная работа:

1.        Разучивание песен, хоровода: «Во поле березка стояла», «Береза».

2.        Знакомство с красотой родного края, с березами через произведения русских художников: И. Левитана, И. Репина, А. Саврасова;    поэтов С. Есенина, А. Пушкина.

3.        Заучивание пословиц, потешек, загадок, стихов.

4.        Беседа о весне, о природе, о деревьях.

Обогащение словаря: белоствольная, лебедь белая, пушистая.

Оборудование:

1.        Картины русских художников.

2.        Костюм березы.

3.        Карандаши, фломастеры, листочки.

               

   

      Звучит песня «Березка» (музыка Л. Когана, слова Г. Бойко). Дети под музыку входят в группу.

Воспитатель: Край родной, родная земля, она у каждого человека  одна и на всю жизнь. Наш край необычайно красив, он восхищает своей красотой, бескрайними просторами, красавицами березами.  С. Есенин назвал наш край «Страной березового ситца». Как вы думаете, почему С. Есенин так назвал наш край?

Ответы детей: В наших краях очень много красивых березок. Даже наш детский сад называется «Березка», ведь у нас есть большая березовая роща.

Ребенок:  Береза – лебедь белая,

Рядком с тобой стою

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

Ребенок:  У красавицы березки

Платье серебристое,

У краев березки

Зелены косицы.

Воспитатель: Сколько добрых слов сказано, песен сложено нашей красавице – кудрявой березке. И вот одна из них.

   Дети  исполняют хоровод «Ай да березка», музыка Т. Потапенко.

Воспитатель: Березку люди называют кудрявой, стройной, тонкой, белой,

            пушистой, веселой, давайте еще придумаем красивые слова о нашей

            березке.

Дети: Лебедь белая, березка белоствольная, краса березка…

Воспитатель: Все слова, которые вы называли, необычайно красивые, но главные слова для березки:

Защитить березку

Мы бежим гурьбою,

Чтоб краса березка

Выросла большою.

                                                         

Поможем защитить березку.

Ответы детей: Не рвать листьев, не ломать веток, не топтать под нею траву, зимой засыпать снегом корневую систему на участке.

Воспитатель: Интересно, чтобы сейчас сказала нам березка, за такие

             добрые слова, если бы она вдруг заговорила?

     Хотите, чтобы она ожила и заговорила, тогда давайте закройте все глаза и скажите:

«Березка, березка, к нам приди!

Береза, березка с нами поговори!

Береза, березка, мы тебя защитим!

Береза, березка, в обиду не дадим!»

                                   Входит березка

Чуть солнце пригрело откосы,

 И стало в лесу потеплей,

Мои зеленые косы

Развесились с тонких ветвей.

Я в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречаю горячее лето

Я на опушке лесной.

                               В. Рождественский

Воспитатель: Наряд ее легкий, чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней и радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

                             В. Рождественский

Береза: Здравствуйте, ребята! Вот и я – ваша белая береза, что стоит вот здесь, рядом, под вашим окном. Я сразу услышала ваши слова, от них любое растение заговорит. Ты, маленький дружок, умей только прислушиваться к нему.

Воспитатель: Березка! А известно ли тебе, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас, в России. С давних пор вошла в жизнь русского народа красавица Береза. Сколько написано про тебя песен, загадок, сказок.

Береза: Я слышала, как вы пели, стихи читали, а мои загадки сможете отгадать? (да).

В белом сарафане стояла на поляне, летели синицы, сели на косицы?

                                                                                      (Березка)

Стоят в поле сестрицы,

Платья белены, шапочки зелены.

                                       (Березка)

Воспитатель: Березка, значит, вы, растения, тоже слышите, как мы, люди?

Береза: Еще как! Стоило мне услышать мелодичную песенку, которую

             ребята пели, так я сразу подросла и похорошела. Мы,  растения, не любим шума и издалека чувствуем, когда идет добрый или злой человек. Мы запоминаем даже того человека, который обрывал с нас листочки.

Воспитатель: Что, что ты сказала, Березонька? Вы растения тоже чувствуете боль?

Береза: Конечно, чувствуем, вот так же, как дети.

                  Ребята, возьмите, сожмите себе пальчик сильнее, еще сильнее. Чувствуете, вам становится все больнее и больнее. Точно так же и у растений. Стоит прикоснуться вашим рукам к листочку растения, оно сразу ощущает все. Но эти прикосновения ощущают не только листочки, но и все части растения (показывает)

Воспитатель: Успокойся, березонька! Наши дети совсем не такие, сейчас ты в этом убедишься.

                          Проводится игра «Мы березу вылечим»

(дети становятся вокруг березки, выполняют соответствующие движения).

Все ребята встали в круг

У березки белой.

Только березка у окна

Все стоит, стоит одна

Что, березка, что с тобой?

С нами вместе песни по

И поверь нам, не сердись

В  круг наш дружный становись.

Береза: Ох, ребята, не могу,

              Надломил березку кто-то…

Воспитатель: Мы березке ствол подвяжем.

                           Ты не сохни, не болей,

                           Поправляйся поскорей!

Береза:    Ребята! Когда вы будете во дворе, в лесу, внимательно посмотрите на каждое растение и постарайтесь его не обижать, любите его и восхищайтесь им.

Воспитатель: Наши дети тебе, березка, хотят сделать подарок  нарисовать подружек.

  Под русскую народную песню «Ах ты березка» дети рисуют и дарят    

                                 свои рисунки березке на память.

Ребенок:   «Береза, моя березонька,

Береза, моя белая,

Береза раскудрявая!

                      На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Береза:    Ребята, я очень рада, что сегодня побывала у вас в гостях, вы так любите нас, русских березок, ведь мы часть вашей Родины – РОССИИ.(Береза прощается с детьми и уходит).