Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и ручному труду «Русская берёза – белая берёза»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Егорова Ольга Николаевна
На занятии у детей формируется представление о большой и малой Родине, дети знакомятся с символом нашей Родины – русской берёзе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_russkaya_beryozka-belaya_beryoza.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного занятия в старшей группе                  по речевому развитию и ручному труду

Тема: «Русская берёза – белая берёза»

Цель: формировать у детей знания о символе нашей Родины – русской берёзе.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать расширять у детей представление о большой и малой Родине.
  • Учить высказывать свои суждения, выразительно читать стихи, поддерживать беседу.

Развивающие:

  • Развивать образность речи, творчество, умение использовать в работе шаблон при вырезании листа берёзы из бумаги сложенной вдвое, прошивать стежком полоску бумаги.

 Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к Родине, к русскому народному творчеству.
  • Осуществлять духовно-нравственное воспитание через формирование бережного и заботливого отношения к русской берёзе.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка».

Активизация словаря:

 Берёза кудрявая, белоствольная, ажурная листва, береста.

Предварительная работа: экскурсия в лес, рассматривание картин с изображением берёз в разное время года, чтение стихотворений,  загадок;  слушание русской народной песни «Во поле берёзка стояла», разучивание хоровода «Ай, да берёзка».

Развивающая среда:

Мультимедийное оборудование, презентация, диск со звуками природы для детей, костюм берёзки, платочки, листочки для игры; силуэт берёзки на ватмане, цветная бумага зелёного цвета (для листьев), жёлтого и коричневого цвета (для серёжек), шаблоны листочков берёзы, карандаши, ножницы, клей, кисточки, подставки под кисточки, салфетки, иголки, нитки.

Содержание: 

  1. Организационный момент.  

Логоритмическое  упражнение «Детский сад»

Идут дети в детский сад,

Там игрушки ждут ребят,

Ждет Полину верблюжонок,

Лизу ждет большой слоненок,

Савва с мишкою играет,

Артём, Даше помогает,

Нянчит Настенька мартышку,

Ну а Ваня смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я туда пойду!

Воспитатель: Ребята, а вам нравится в детском саду? Чем вы любите заниматься? Ответы детей.

  1. Погружение в тему.

Сегодня, я предлагаю вам послушать необычную музыку. Попробуйте послушать её с закрытыми глазами и представить картину. Звучит легкая музыка (слышится пение птиц, шум ветерка, журчание воды).

Воспитатель: Ребята, что вы представили, когда слушали эту необычную музыку – музыку природы? (отвечают 2-3 ребенка)

     А вы хотите узнать, что представилось мне?

Я увидела весенний лес, ярко светить солнце. На деревьях распустились нежные, зелёные листочки. Громко поют весеннюю песню птицы, А где - то слышится шум воды - это течет река. А далеко-далеко виднеются высокие горы….

1 слайд

Как можно назвать одним словом реки, леса, поля, горы, города и людей,   которые живут в этих городах? (Родина)

     Какая бывает Родина? (большая и малая)

   Что такое большая Родина? (наше государство Россия)

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

 Россия! Как из песни слово

 Берёзок юная листва

 Кругом поля, леса и реки

 Раздолье - русская душа.

 О чем это стихотворение? (о Родине, о России)

 Что мы называем Родиной?   (леса, поля, реки…)

Воспитатель:

А что же такое малая Родина? (Место (город, посёлок, село, деревня), где человек родился)

 2 слайд

Воспитатель: Сейчас Настя расскажет стихотворение о своей малой Родине.

Милый сердцу уголок

Есть на белом свете.

Здесь живут мои друзья

И моя семья

Белоярский город мой Подрастаешь ты со мной

            Будь всегда таким красивым  

            Летом и зимой.

Воспитатель: О каком городе это стихотворение?  (о Белоярском, нашей малой Родине). Крепко любит свою Родину русский народ, складывает о ней стихи, песни, загадки. Послушайте, одну очень интересную и красивую загадку.

 Эта модница лесная часто вой наряд меняет:

 В шубе белой - зимой, вся в серёжках весной,

       Сарафан зелёный - летом, в день осенний в плащ одета,

       Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит. Что это? (береза)

  1. Основная часть. Работа над темой.

 3 слайд

Воспитатель:

Правильно, ребята, это русская берёзонька, так ласково её называют в народе. Берёза - символ нашей Родины. Из всех деревьев русского леса милее наша берёза. Посмотрите на картинку, её написал художник - пейзажист. Почему художника называют пейзажистом? Ответы детей.

  1. Какое время года изобразил художник?
  2. Что изображено на картине?
  3. Из каких основных частей состоит дерево?
  4. Как расположены ветки на берёзе?
  5. Какое настроение навевает эта картина? (ответы детей)

Зимой берёзка стоит голая, без листьев, но только пригреет солнышко, наступит весна, и появятся на ней нежные, зеленые листочки, а потом и серёжки. Показ листочка. Лист имеет как бы треугольную форму, срезанные уголки, а края у листочка с зазубринами. А вы знаете, как называется кора у берёзы? (береста).

4 слайд  Береста напоминает книжку со многими слипшимися страницами. Каждая страница вырастает за 1 год. Самые старые слои бересты находятся на поверхности ствола, а самые молодые в глубине. Береста бывает разного цвета белая и темная. На стволе у берёзки есть чёрные пятна, которые в народе называют человечками.

5 слайд Ласково называет народ берёзоньку: Алёнушка, белоствольная, кудрявая, раздольная, зелёная, светлая.  Много песен, стихов сложено про нашу красавицу берёзку.

Настя:

Тонкая берёза, ростом невеличка

Словно у подростка у нее косички.

Деревца не славу за год подросло,

До чего же кудряво, да чего ж бело!

Руслан:

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную

В белёсом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками

С зелеными серёжками.

 Ваня:

 Зелёная, раздольная

 Ты гибче камыша.

 Берёзка белоствольная

 Ну, всем ты хороша!

Воспитатель:   И у нас с вами есть девица - берёзка. Ай, да берёзка, ай, да красавица.  (Девица-берёзка стоит в кругу)

Воспитатель:

 Во поле берёзка стояла,

   Во поле кудрявая стояла,

         Вдруг подул ветерок

         И слетел с берёзоньки листок.

         Да не один!

6 слайд  Игра «Найди берёзовый листок»

Воспитатель:   Ребята помогите найти берёзовые листочки (звучит музыка).

Воспитатель:   Почему вы выбрали именно эти листочки?

Какие края у берёзовых листочков? (зазубренные).

7 слайд  А вы знаете, что в праздничные летние дни добры молодцы и красны девицы водили хоровод вокруг берёзки, а из ветвей берёзки веночки плели.

Воспитатель:

 Ой, берёзонька моя зелёненькая

 Кудрявенькая, весёленькая

 Близ тебя берёзонька - вода ключевая

 На тебе берёзонька - соловьи поют

 Вокруг тебя берёзонька - красны девицы

 И добры молодцы, хоровод  ведут.

Хоровод  «Ай, да берёзонька»

8 слайд

Воспитатель:   Не только за красоту любит русский народ берёзку, но и за пользу, которую она приносит. Из листьев, коры берёзы можно приготовить краски: красную, жёлтую, жёлто - зеленую, корично - чёрную. Этими красками окрашивали ткани.

Как вы думаете, что ещё делают из бересты? (туески для хранения продуктов, лапти (обувь), берестяные грамоты, картины).

Из листьев, бересты делают лекарство.  А если вы заболели, то изгнать из вас хворь поможет берёзовый веник.

Вот какую большую пользу приносит берёзка людям.

Ребята, а как называется наш детский сад? («Берёзка)

Давайте мы с вами сделаем красивую берёзку, чтобы она украшала нашу группу.

9 слайд

Силуэт, какого дерева изображен на слайде?

Назовите основные части дерева.

Чем покрыт ствол берёзы?

Что нам надо сделать, чтобы берёзка ожила? (ответы детей).

Как мы будем вырезать листочки? (сложим цветную бумагу зелёного цвета пополам, приложим шаблон берёзового листа, обведём карандашом и вырежем).

Ребята, а что ещё бывает у берёзки? (серёжки)

10 слайд

Посмотрите, какие длинные серёжки у нашей лесной модницы. Весной берёзка одевает не только свой зелёный наряд, но и украшает себя красивыми серёжками.  Предлагаю сделать серёжки для берёзки. Для этого нам необходимо взять полоски цветной бумаги жёлтого и коричневого цвета, прошить их стежком, потом собрать на нитке и примять. Отрезаем нитку - серёжка готова.

IV. Самостоятельная работа детей (украшение дерева листьями и серёжками).  Звучит  музыка.

 При наклеивании листочка дети называют берёзку ласково: Алёнушка, белоствольная, кудрявая, раздольная, зелёная, красивая…

11 слайд

V. Подведение итогов. 

Рассматривание берёзки.  

Воспитатель:

О чём мы сегодня говорили на занятии? (ответы детей)

Что нового и интересного вы узнали о берёзке? (ответы детей)

Подумайте и скажите, как мы должны относиться к русской берёзе? (ответы детей)

 Вся в белое платье одета.

 В серёжках в листве кружевной

 Встречает горячее лето

 Она опушке лесной

 Наряд её легкий чудесен

Нет дерева сердцу милей

И сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней

Он делит с ней радость и слёзы

И так уж она хороша!

Что кажется в шуме берёзы

Есть русская наша душа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"

Занятие расчитано для детей старшего дошкольного  возраста. Занятие  способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...

Итоговое занятие в старшей группе. ОО "Речевое развитие", ОО "Художественно-эстетическое развитие"

Итоговое занятие направлено на решение следующих задач:- закреплять способность использовать в речи обобщенные понятия, антонимы, синонимы;- закреплять способность детей образовывать притяжатель...

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Конспект открытого занятия в старшей группе по речевому развитию на тему: «Чтение произведения Н. Н. Носова «На горке»»

Конспект открытого занятия в старшей группе по речевому развитию на тему: «Чтение произведения Н. Н. Носова «На горке»»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель:  формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию с дидактической игрой «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Цель: ознакомление детей с новым весёлым произведением Н.Носова «Живая шляпа»....

Конспект открытого занятия в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну сказок»

Развивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения.Развивать связную речь детей, интонационную выразительность, силу голоса, зр...