Материалы для работы с родителями и детьми по теме: "Воспитание экологической культуры"
методическая разработка по окружающему миру по теме


Предварительный просмотр:

Цель: Закрепить с детьми знания  о правилах поведения на природе.

Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

Доставить детям радость от участия в общем празднике.

Оформление зала: На центральной стене зала- панно с изображением зелёного шара, солнца, зверей, птиц и насекомых. В зале центральной стены - декорация леса: деревья, ёлочки, кусты, цветы, муравейник, озеро, пенёк.

Оборудование: Красная книга, картинки- схемы о правилах поведения в лесу, картинки- схемы для проведения игры «Какая будет погода?», игрушка ёж, шапочка ёжика для игры- хоровода, дипломы юного эколога, аудиокассеты с записями музыкальных произведений.

Действующие лица: Ведущий, Красная Шапочка, Волк.

Ход праздника:

Дети входят в зал под спокойную музыку хаотично по приглашению ведущего.

Ведущий: Ребята мы с вами попали в сказочный лес. Давай те рассмотрим его обитателей. Ребята, а что мы с вами должны делать, что бы наш лес был таким всегда? ( Ответы детей)

Дети читают стихи: 1ребёнок: Наша планета земля

        Очень щедра и богата

.        Горы леса и поля,

        Дом наш родимый ребята.

2ребёнок:

Мы хотим, чтоб птицы пели

Чтоб вокруг леса шумели

Чтобы были голубыми небеса.

3ребёнок : Чтобы речка серебрилась

        Чтобы бабочка резвилась

        И была на ягодах роса.

4ребёнок: Мы хотим, чтоб солнце грело

        И берёзка зеленела

        И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

5ребёнок: Чтобы белочка скакала

        Чтобы радуга сверкала

        Чтобы летом лил весёлый дождь.

6ребёнок: Солнышко рано встаёт

        Лучиком день зажигает

        Весело птицы поют        

        Песней наш день начинают.

Дети исполняют песню «Золотистый друг»

По окончанию песни дети садятся на стульчики.

Вбегает Красная Шапочка (исполняет танец под песенку Красной Шапочки)

К Ш.: Здравствуйте дети, гости я рада вас видеть в моём родном лесу.

Входит волк. ( Пряча за спиной букет цветов)

Волк: здравствуй красная шапочка это тебе. (Протягивает букет цветов)

К Ш.: Зачем мне столько цветов?

Волк: Чтобы тебя порадовать.

Кш: мне жаль эти цветы они скоро завянут и будут не кому не нужны.

И вообще если хочешь знать я люблю только живые цветы, которые растут на полях и лугах. Они мне улыбаются и как будто бы разговаривают со мной. Ребята давайте не рвать цветы!

Без них в лесу не будет красоты

        А вдруг печальней птицы будут петь?

        В лесу на них приятнее смотреть

        Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

        Если все и я,  и ты - если мы сорвём цветы,

         То окажутся пустыми и деревья и кусты

И не будет красоты и не будет доброты,

Если только я и ты, если мы сорвём цветы.

ребёнок: На земле исчезают цветы

        С каждым годом заметнее это

        Меньше радости и красоты

        Оставляют нам каждое лето.

Ведущая: Волк, а ты знаешь, что некоторые цветы срывать вообще нельзя, так как они занесены в Красную книгу.

Волк: Нет я незнал. А что такое Красная книга? И почему именно Красная?

Ведущая: Красная книга так называется, потому-то она, словно красный цвет в светофоре, всем говорит: « Осторожно» Этих цветов с каждым годом всё меньше и меньше, рвать их нельзя. Вот, например саранка. Сорвёшь ее - на этом месте она больше не вырастит.

Волк: (огорченно) Ясно цветы тоже нельзя срывать, а как тогда быть?

Ведущая : Можно просто поиграть с нами в игру которая называется  «Собери цветок

 Волк: Спасибо ребята мне понравилась ваша игра.

Ведущая: А мы с ребятами хотим подарить тебе Красную Книгу, что бы ты помнил, что цветы зря срывать, не стоит и нужно их беречь и охранять!

Волк уходит.
Ведущая: Спасибо тебе Красная Шапочка за то, что ты помогла нам убедить волка в том, что цветы на полях и лугах, срывать не надо, ведь мы с ребятами именно для этого сюда и пришли, чтобы поговорить о том как мы любим и бережном родную природу. И за это мы подарим тебе песенку.

 Дети исполняют «Лесную песенку»

По окончанию песенки входит волк, он несёт ёжика.

Волк: А у меня для вас сюрприз.

Кш: Что опять за сюрприз?

Волк: Я для вас в лесу ёжа поймал.

Кш: Отпусти его, пожалуйста

Волк: Ну почему? Я знаю, что многие люди из леса приносят зверков, играют, с ними, забавляются, садят в клетки.

Кш: Но так поступать нельзя так поступают только жестокие люди, звери не могут жить в неволе и часто погибают. Красная Шапочка забирает ёжика у волка отпускает его и говорит: беги, беги ёжик в свой родной лес.

Ведущая: Спасибо тебе Красная Шапочка за то, что ты спасла, ёжика он тебе очень благодарен. А мы с ребятами поиграем в хоровод, который называется Ёжик»

Дети исполняют хоровод: « Ёж»

Ведущая: А ты знаешь волк что с помощью зверьков, насекомых и птиц мы сможем определить какая будет погода (солнечная или дождливая)

Волк: Нет, я об этом незнаю. А что ребята это правда?

Дети читают стихотворение « Какая будет погода?» ( Иван Молчанов – Сибирский)

1ребёнок: Мы готовимся к походу,

Мы должны узнать погоду:

Будет жарко нам в пути

Или будет дождь идти?

Хоть у нас приборов нет-

Знаем несколько примет.

Коль стрижи летают низко-

Значит дождик, где то близко,

Коль взлетели высоко,

Значит дождик далеко.

2ребёнок: Если пёс траву жуёт,

Значит завтра дождь пойдёт

Небо к ночи стало красным-

Значит, утро будет ясным,

Только ветер станет дуть…

Всеравно мы выйдем в путь!

Проводится игра, «Какая будет погода?»

Волк: Красная Шапочка и ребята мне так стыдно, что я нечего незнаю расскажите мне, пожалуйста, как нужно себя вести в лесу.

Ведущая: Ты знаешь, волк наши дети любители природы, юные экологи и хорошо знают как надо вести себя в лесу.

Дети рассказывают правила поведения в лесу при этом показывают соответствующею картинку схему.

1р: Если в лес пришёл гулять свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь

Испугаются зверушки убегут с лесной опушки.

2р: Ветки дуба не ломай!

3р: Не когда не забывай мусор с траки убирать.

4р. Зря цветы не надо рвать!

5рИз рогатки не стрелять ты пришёл не убивать!

6р. Бабочки пускай летают ну кому они мешают?

7р. Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать палкой бить

8р. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги ведь они нам не враги.

Волк: спасибо вам ребята теперь я знаю все правила поведения в лесу и никогда не буду их нарушать!

Ребёнок читает стихотворения: Земля наш мир, Земля наш дом,

Кораблик в океане звёздном.

Возьмёмся за руки друзья!

Спасём наш мир! пока не поздно!

Дети исполняют танцевальную композицию под песню « Если всё вокруг подружится»

Ведущая: Спасибо тебе красная Шапочка за интересное путешествие по лесу. Хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в детский сад. Но прежде я хочу вручить всем ребятам, тебе и волку дипломы юного эколога.

Давайте будем беречь планету-

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей вселенной только одна

Для жизни и дружбы она нам дана!                                                                                                                                                            



Предварительный просмотр:

В музей вместе с ребёнком.

Под сенью залов здесь покой и тишина.

Идёт ли снег, иль ярко солнце светит

Сама природа нас у входа встретит

И проведёт экскурсию она.

Приобщение ребёнка к тайнам природы воспитывает у него познавательный интерес к ней, учит ориентироваться в разнообразном мире природы, развивает мышление, обогащает его словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает его творчество, хорошо готовит ребёнка к школе.

Одним из средств развития у дошкольников интереса к природе является посещение природоведческих музеев.

Каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве и живописи. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они научат лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.

Посещение природоведческих музеев даёт возможность знакомить детей не только с природой нашей местности, но и позволяет осуществлять знакомство с разнообразными природными уголками всей планеты Земля, а так же помогает воспитывать интерес и любовь к родному краю.

Посещение музея - событие в жизни ребёнка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывая эмоциональное воздействие на них. Важно чтоб этот поход в музей оставил след в душе ребёнка, поэтому к посещению следует подготовиться.

Ребёнку нужно рассказать о том, что его поведут не в простой музей, а в музей природы, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни животных и растений.

При этом хорошо захватить с собой фотооапарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам. В музеи, купив входной билет, отдайте его ребёнку, чтобы он предъявил его на входе. Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям.

А для закрепления впечатлений от посещения музея и для дальнейшего поддержания интереса хорошо бы купить ребёнку фигурки животных, которые продаётся в киосках музея.

Приобщать детей к музею можно, начиная с трёх летнего возраста.

После посещения музея, для развития ребёнка, желательно с ним вспомнить и «прожить», впечатление полученные от экскурсии, так как в это время как бы усваивается то, что ребёнка впечатлило то, что он запомнил. Помочь прожить ему свои впечатление можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, сделанных в музее, в рассматривании книг, в рисовании итд..

Дома вместе с ребёнком хорошо бы начать собирать какую-нибудь интересную коллекцию, например, камней, марок о животных и растениях, организовать игру в зоопарк итд.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте.

Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, традиции.

Мы же взрослые должны способствовать, приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы.

Посещения музея должно стать праздником для всей семьи.



Предварительный просмотр:

Консультация по экологическому воспитанию

 

Консультация для родителей

на тему: «Воспитание любви к природе»

Подготовила:

Воспитатель: Полякова Ирина Павловна МБДОУ№67 город Ангарск.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.

Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народнохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать  красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать                                   детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

                                                                                                                                                                                                                             

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых  может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов,  рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.  Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение  добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.



Предварительный просмотр:

Перед входом в зоопарк воспитатель предлагает вспомнить правила поведения в зоопарке.

Воспитатель: Прежде чем начнётся наша прогулка по зоопарку, давайте вспомним правила поведения. (НЕ кормите, Не дразните, Не пугайте животных, Не бросайте ничего в животных, Не заходите за ограждения, Не прислоняйтесь к ограждениям и тем более не просовывайте рук.

 Воспитатель:

Как вы думаете, почему этого нельзя делать?

Ответы детей: (Звери могут укусить, можно упасть в вольер к зверям итд)

А как вы думаете: Почему нельзя кормить животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Представте что вам целый день будут давать конфеты, печенье, бананы и многое другое.

Что случится с вами к концу дня?

Дети: Может заболеть живот.

Воспитатель: Верно, разболится живот. Поэтому не стоит кормить зверей. А, чем же питаются животные в зоопарке мы сегодня узнаем.

Поможет нам узнать о животных Елена Юрьевна она работник зоопарка и знает о зверях очень много интересного. Правда, Елена Юрьевна.

Елена Юрьевна (Педагог дополнительного образования ДТДиМ) отдела экологии.

Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами совершим увлекательную экскурсию по зоопарку.

Вы запомнили правила поведения в зоопарке?

Дети: Да

Елена Юрьевна: Ну, тогда к вольеру, с каким животным мы сейчас пойдем, вы узнаете, если отгадаете загадку: Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.

Дети: Заяц.

Педагог: Верно это заяц. А, зимой заяц, в какой шубе ходит?

Дети: В белой.

Педагог: Правильно в белой. А, для чего заяц меняет шубу?

Дети: Белый как снег. Что бы его не заметили хищники и охотники.

Педагог: Правильно ребята.

Летняя окраска бывает охристо-серая, бурая, коричневая, охристо-рыжая или оливково-бурая, разных оттенков. Характерны крупные тёмные пестрины, образованные концами волос подшёрстка. Концы остевых волос охристые. Шерсть зайца блестящая, шелковистая, заметно извитая. Бока окрашены светлее спины; живот белый, без ряби. Вокруг глаз белые кольца. Кончики ушей круглый год чёрные. Зимний мех немногим светлее летнего; голова, кончики ушей и передняя часть спины и зимой остаются тёмными

Линька зайца

Как и у всех зайцев, линька проходит весной и осенью. Весенняя линька обычно начинается во второй половине марта и длится 75—80 дней, заканчиваясь к середине мая. Наиболее бурно она протекает в апреле, когда шерсть выпадает клочьями. Общее направление линьки — от головы к задней части тела. Осенью летние волосы постепенно выпадают, и им на смену подрастает густой и пышный зимний мех. Направление осенней линьки обратно направлению весенней — она начинается с бёдер, затем переходит на грудь, хребет, передние лапы и бока. Дольше всего летний мех остается на спине и около глаз. Начало линьки обычно приходится на сентябрь; заканчивается она в конце ноября, хотя при тёплой погоде может затянуться до декабря.

Питание зайца:

В летнее время заяц питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, но может выкапывать и корни; во второй половине лета поедает семена (способствует их распространению, так как не все семена перевариваются). Состав кормов летнего рациона весьма разнообразен — различные дикорастущие (одуванчик, цикорий, пижма, птичий горец, сурепка, клевер, люцерна) и культурные (подсолнечник, гречиха, злаки) растения. Охотно поедает овощные и бахчевые культуры. Зимой, он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега.

Педагог: В нашем зоопарке заяц охотно поедает морковь, капусту.

Слушайте следующею загадку: Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети: Лиса. Лисица  – это рыжий зверь с огромным пушистым хвостом. Лисица водится не только в лесах, но и недалеко от сел и городов. Она предпочитает открытую местность, а также те районы, где имеются отдельные рощи, перелески, холмы и овраги, особенно если зимой снежный покров там не слишком глубокий и рыхлый, чтобы не проваливались лапы.

Живут лисицы семьями. Территория, на которой они роют норы, должна быть безопасной. Норы иногда они роют сами, но чаще занимают принадлежавшие барсукам, суркам, песцам и другим животным, приспосабливая их к своим потребностям. Чаще всего лисицы селятся на склонах оврагов или холмов, где песчаная земля, которая защищает от заливания дождевыми, талыми и грунтовыми водами. Иногда лисицы используют естественные убежища – пещеры, расщелины скал, дупла в толстых упавших деревьях. В большинстве случаев (но далеко не всегда) жилище бывает хорошо укрыто в густых зарослях.

Как правило, лисицы пользуются постоянными жилищами только в период воспитания детей, а в остальное время года, в частности зимой, отдыхают в открытых логовах в снегу или в траве и во мху. Однако, спасаясь от преследования, лисица нередко прячется в первой попавшейся норе, которых бывает немало в местах ее обитания.

Это животное, хотя и является типичным хищником, питается самой разнообразной пищей. Основу ее питания составляют полевые мыши, иногда зайцы, особенно маленькие зайчата. Бывает, что лисица нападает на маленьких детенышей косуль. Птицы в ее питании не столь важны, как грызуны, хотя хищник никогда не упустит случая поймать любую из них, оказавшуюся на земле.

Даже домашних птиц лисица похищает не так часто и не в столь большом числе, как думают люди. Если лисица живет около реки, она кормится рыбой, погибшей после нереста. В летние месяцы поедает жуков и других насекомых. Она охотно использует в качестве пищи всевозможную падаль, а в голодное время – различные отбросы. Растительные корма – плоды, фрукты, ягоды – входят в состав пищи всех лисиц. Детеныши рождаются один раз в год, уже покрытыми темно-бурым пухом. В двухнедельном возрасте они начинают видеть, слышать, у них прорезаются первые зубы. Полтора месяца лисята вскармливаются молоком, и постепенно приучаются родителями к обычной пище, а также к ее добыванию. Но далеко от норы могут уходить только через полгода. Интересно, что воспитывают детенышей и мама, и папа. Так бывает не у всех животных.

Лисица – очень хитрое животное. Она умная и находчивая. Охотится и днем, и ночью, но там, где ее не преследуют. При виде людей, не показывает какого? либо беспокойства. Уходя от погони, лиса умеет ловко запутывать следы. Если она бежит спокойно, то на снегу или на песке остается прямая цепочка следов. Испуганная, она может бежать очень быстро, буквально летит, распластавшись над землей, далеко вытянув хвост.

Зрение у лисицы не отличается остротой. Неподвижно стоящего или сидящего человека она может не увидеть и подойти к нему почти вплотную. Зато нюх и слух развит очень хорошо. Например, грызунов под снегом лиса слышит. Она прислушивается к их писку под снегом, потом делает грациозный прыжок, и начинает быстро рыть снег, стремясь настигнуть и схватить добычу.

Живут лисицы всего несколько лет.

Педагог: Ребята, а давайте вспомним сказки, где была лиса

Дети: Лисичка сестричка и серый волк, Лисичка со скалочкой, Лиса и Журавль, Лиса и заяц, Лиса Лапотница.

Следующая загадка: На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

Дети: Волк.

Педагог: Никому достоверно не известно, когда волки разделились на две группы: домашнюю собаку и серого волка. Полагают, что это произошло 4 000 000 лет назад. Вероятно, первобытного человека сопровождало некое похожее на волка животное. Со временем это создание пожертвовало своей свободой. Это значит, что человек смог его приручить. Так с человеком стала жить собака. Она научилась помогать человеку на охоте, охранять домашних животных, порой даже защищать человека от диких зверей. Но волк больше собаки. Даже из-за своей длинной шерсти он выглядит огромным.

Раз в год волки линяют. Длинная зимняя шерсть лезет клочьями до поздней весны. Сразу же отрастает молодая шерсть, и постепенно формируется новая зимняя шуба. Хотя большинство волков серые, окраска их может быть разной (от желтого цвета вперемежку с серым и черным до просто серого; от чисто белого до черного как смоль, хотя арктические волки обычно белого цвета).

Запах играет очень важную роль для волка. Он может обнаружить добычу по запаху на расстоянии до 3 километров. У волков очень острое зрение, и они быстро замечают малейшее движение впереди себя, слух у зверя также очень ,чуткий.

Волк ходит, опираясь только на пальцы. Пятками он касается земли в том случае, когда ложится на землю. На каждой передней лапе у волка по пять пальцев, на каждой задней ноге – только по четыре. Подушечки вокруг них окружены жесткой колючей шерстью, служит своего рода изоляцией, благодаря которой волк передвигается по скользящей ледяной поверхности. Когти сильные и притупленные из-за постоянного контакта с землей. Ими волк пользуется, когда роет землю.

Живут волки семьями, как и люди. Дом волка называют логовом. Его он устраивает под вывернутыми корнями деревьев, среди поваленных стволов, на склонах оврагов, в расщелинах скал. Свое жилище хищники располагают в глухих, труднодоступных местах, обязательно недалеко от водоемов, тщательно его маскируют и когда подходят к своему дому, заметают следы.

Бывает, что волку приходится спать под открытым небом. Тогда он сворачивается клубком и своим пушистым хвостом укрывает нос и ноги, как одеялом.

Питаются волки дикими животными (например, оленями, косулями, дикими кабанами, сусликами). Много своего времени они тратят на охоту. Зимой волку охотиться очень тяжело, потому что лапы проваливаются в снег, и он не может догнать добычу. Изредка голодные волки отваживаются нападать на спящих в берлоге медведей. В теплое время года волки ловят полевых мышей. В районе скопления линяющих гусей и уток волки также нередко ловят их с большой ловкостью. Часто хищники добывают и домашних гусей. Жертвой волков порой становятся лисицы, енотовидные собаки, а также домашние собаки, за которыми волки охотятся специально, дерзко похищая их на деревенских улицах, прямо со двора и чуть ли не на глазах у охотников. В день волк съедает два килограмма мяса. Иногда ест ягоды и грибы. В отличие от некоторых других хищных зверей волки часто возвращаются к недоеденным остаткам собственной добычи, особенно в голодное время года. Волки очень долго могут обходиться без еды. Был случай, когда раненый волк пролежал без пищи 17 дней. Охотятся волки обычно стаями. Обязанности они разделяют. Один становится загонщиком, а другой прячется в засаде. Первый из них действует очень осторожно, постепенно, методично направляя намеченную жертву к своему напарнику. Волки умело выгоняют косуль и оленей на скользкий голый лед таежных рек.

Детеныши рождаются у волков весной слепыми, покрытыми редкой бурой шерсткой. Видеть начинают через 9–12 дней; в трехнедельном возрасте начинают выползать из логова. Растут они быстро: за первые 4 месяца их вес увеличивается почти в 30 раз.

Живут волки 10–15 лет.

Педагог: Ну, А теперь попробуйте отгадать следующею, загадку:

Мелкий олень, но похож на козу.
Любит селиться в хорошем лесу.
Рыжий окрас. Не страшны ей снега.
А у самцов - будто лира рога.

(Косуля) Стройное животное, несколько крупней домашней козы. Длина тела 100-136 см, хвоста - 2-4 см, высота в холке - 75-100 см. Тело короткое на длинных тонких ногах, морда короткая; уши большие и широкие. У самцов есть рога. Окраска зимой серая, а летом рыжая или желтоватая. «Зеркало» большое, белое или желтоватое. Косуля распространена в западной и средней полосе Европы, на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Живет в светлых смешанных и лиственных лесах, чередующихся с полями, лужайками, заросшими вырубками и гарями. Это очень грациозный зверь. Косуля быстро бегает, делает довольно длинные прыжки. У нее прекрасно развиты обоняние, зрение и слух - все это помогает выжить в лесу. Летом держится в одиночку, а остальное время года - небольшими группами. Питается побегами, листьями и почками лиственных деревьев, хвоей сосны и разнообразными травянистыми растениями. Нередко поедает различные грибы, лишайники, желуди, ягоды. Зимой кормится молодыми ветками деревьев и кустарников, а также засохшими стеблями травы.

В конце весны - начале лета самка рожает 1-2 козлят. В первые дни они неподвижно лежат в траве, оставаясь незаметными даже на самом близком расстоянии благодаря пятнистой окраске. Мать находится поблизости и в случае опасности отводит врагов от детенышей. В возрасте примерно восьми дней детки уже следуют за матерью, а ко второй неделе не отстают от нее на бегу. Ориентиром им служит «зеркальце», находящееся около хвоста матери. К осени у козлят-самцов появляются рога. Это небольшие выросты на лобных костях длиной около 5 см. Сбрасываются они в декабре, а в январе начинают расти новые, рост которых заканчивается к весне. У взрослых козлов рога также отрастают к весне. Они покрыты кожей с нежной шерстью.

Косуля - объект промысловой и спортивной охоты, ее отстрел разрешается только по лицензии.

Воспитатель: Дети, видите, сколько животных в нашем Ангарском зоопарке.

Какое животное вам больше понравилось?

Что интересного вы запомнили про животных (Ответы детей)

Воспитатель: Елена Юрьевна мы с ребятами благодарим вас за интересную экскурсию.

Мы сегодня пришли к вам не с « пустыми руками» для животных мы принесли подарки.

Педагог: Спасибо ребята. Как раз сейчас у нас в зоопарке обед и вы сможете понаблюдать, чем питаются наши животные, кто как ест.

Дети и воспитатель наблюдают за кормлением животных.

В детском саду детям предлагают нарисовать, кто из животных им больше понравился.

 

Итоговое мероприятие: «Экскурсия в зоопарк»

Цели:

 Образовательная цель: Закрепить знания детей о диких животных (Заяц, лиса, волк, косуля)

Воспитательные цели: Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним. Уважительное отношение к разным профессиям, воспитывать умение слушать речь экскурсовода не перебивая его.

Предварительная работа: Беседы о диких животных. Чтение художественных произведений о диких животных, рассматривание альбомов, иллюстраций, просмотр телепередач о природе: «Завтрак с Дискавери» «В мире животных» просмотр презентации: «Животные Сибири»



Предварительный просмотр:

 Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

Запомните правила!

Охрана растений. 


Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.
Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.
Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.


Охрана животных. 


Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

 В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.


 



Предварительный просмотр:

Проект «Зимние забавы»

Познание: Выявить и расширить представление детей о снеге (холодный, белый, пушистый) появляется в зимнее время.

Закрепить признаки зимы.

Закреплять знание о величине (большой, средний, маленький), форме (круг), цвете.

Коммуникация: Обогащать словарь детей существительными (зима, снежинка, снежки, снеговик), учить понимать речь, отвечать на вопросы воспитателя.

Художественное творчество: Аппликация: Учить наклевать готовые формы (круги) в определенной последовательности, учитывая их величину и располагая их в высоту от самого большого до самого маленького, учить предварительно, выкладывать на листе приготовленные детали, а затем наклевать полученное изображение на бумагу.

Лепка: Закреплять умение лепить шарики разной величины (большой, средний и маленький), соединять их между собой от самого большого до самого маленького.

Использовать материалы заместители бусинки для глаз, напёрсток-ведро, ручки-веточки.

Предварительная работа:

Беседы о зиме, снеге.

Чтение стихотворений о зиме

Рассматривание иллюстраций «Здравствуй зимушка зима», «Зимние забавы»

Наблюдение на прогулке за снегом, игра в снежки

Дети заняты в разных центрах группы.

Звучит фонограмма метели.

Дети: Ой, что это?

Воспитатель: Присаживайтесь, скорее сейчас всё узнаем. (Дети рассаживаются на снежные подушечки)

Использование И.К.Т на экране появляется Зимушка- зима, (воспитатель)

Зимушка: Здравствуйте ребята, я Зимушка-зима. В гости к вам я пришла. Принесла с собой снег, мороз, метель, снежинки белые пушинки. А, вы любите, когда я прихожу?

Я красоту по всюду навожу. Все на улице бело снега много намело.

А мороза не боитесь?

Дети: Нет

Зима: конечно, что его боятся на санках можно покататься, и с горки ледяной, слепить снежки и ими поиграть, скатать комок, потом другой и в миг получится снеговик. (Рассказ зимы сопровождается слайдовой презентацией)

Воспитатель: Ребята зимушка зима в гости к нам пришла, снегу много принесла.

Слайд снег. Ребята, а снег, какой.

Дети: Белый, холодный, пушистый, липкий.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, что бы у нас в группе стало много снега

Дети: Хотим

Воспитатель: Тогда все взяли в ручки мишуринки и превратились в волшебные снежинки.

Исполняется танец «Снежинок»

Снежинки летят по кругу, поднимают ручки, опускают ручки, в конце танца снежинки садятся на землю.

«Упражнение на дыхание» Проводиться 3-4 раза

Воспитатель: Ой, сколько много снежинок. Поймайте снежинку, положите её на ладошку, набирите в носик воздуха, подуйте на снежинку, полетела наша снежинка.

Сколько много снега у нас в группе. Ребята, а в какую игру можно поиграть со снегом

Дети: Снежки.

Воспитатель: Давайте наберём снег в ладошки. Но для начала оденем варежки, потому что снег, какой?

Дети: Холодный, мягкий.

Набрали снег, слепили колобочек, бросаем.

Воспитатель: Ребята, А что ещё можно слепить из снега?

Дети: Снеговика

Имитация «Лепим снеговика»

Воспитатель: Ой, какой красивый снеговик у нас получился. А, вы хотите показать нашего снеговика своим друзьям, маме, папе.

Дети: Да

Воспитатель: Но, снеговик у нас всего один. А, деток много. Что же делать?

Если дети не догадаются, воспитатель подскажет.

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас два столика. НА одном столике в тарелочки кусочки белого пластилина. Большой, средний и маленький. Черные бусинки для глаз, веточки для рук снеговика, наперсток вместо ведерка. Здесь можно слепить снеговика из пластилина.

А за другим столиком на тарелочках белые кружочки из ватных дисков большие, средние и маленькие. Красивый фон, который мы с вами делали. Здесь можно наклеить снеговика. Вы сейчас подумайте, кто хочет слепить снеговика из пластилина. Проходите сюда.

А кто хочет сделать аппликацию присаживайтесь за этот стол.

Дети самостоятельно рассаживаются. Воспитатель объясняет, как слепить и наклеить снеговичков. По окончанию работы хвалит детей. Воспитатель: Ребята у меня есть волшебные снежинки. Посмотрите большие и маленькие.

Кто считает, что он хорошо сегодня занимался у него получился красивый снеговик пусть возьмёт себе большую снежинку и положит возле своего снеговика.

А кто считает, что ему ещё нужно постораться, потренироваться, поучиться пусть возьмёт себе маленькую снежинку и положит возле своего снеговика.

Ребята, А теперь возьмите свои снежинки принесите их мне. а я их повешу на нашу березу. посмотрите сколько у нас на дереве снежинок и больших и маленьких вы все посторались,вот сколько много снежинок у нас на дереве. Теперь у нас в группе зимняя берёзка.

Оформление выставки «Весёлые снеговики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Воспитание начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам жи...

Презентация.Тема «Воспитание основ экологической культуры детей раннего возраста»

Воспитание основ экологической культуры детей раннего возраста....

Перспективный план работы с детьми по теме "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

Нравственно-патриотическому воспитанию сейчас уделяется большое внимание в дошкольном образовании, в моем плане отражены мероприятия для детей 4 лет....

Фотоотчет дистанционной работы с родителями и детьми по физической культуре

Дистанционная работа по изучение, закреплению с детьми физических упражнений в игровой форме....

Фотоотчет дистанционной работы с родителями и детьми по физической культуре в подготовительной группе «Мой веселый звонкий мяч»

Фотоотчет дистанционной работы с родителями и детьми по физической культуре в подготовительной группе «Мой веселый звонкий мяч». Закрепление передачи мяча в парах разными способами....