Образовательная область "Безопасность"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шитова Елена Геннадьевна

                Одна из задач  воспитания и обучения   детей  в ДОУ  - подготовка  ребенка  к  процессу  обеспечения   личной безопасности   в  условиях   увеличения   опасных ситуаций   в окружающей  нас действительности.

                Для ее решения педагогу  необходимо:

  • Оказывать воспитывающее  и обучающее воздействие   на детей как в образовательной  деятельности,  так  и в игровой.
  • Организовать   проблемно-игровые  ситуации,  обеспечивающие   развивающее  взаимодействие   детей  между  собой.
  • Создать развивающую   предметно-игровую среду,  побуждающую  использовать  знакомые  правила в самостоятельной и совместной деятельности  взрослого  с детьми.

         Дети должны получать систематизированную информацию  о безопасном  поведении .По содержанию  данная  работа носит   комплексный  характер, где одновременно решаются  несколько дидактических задач  (усвоение новых  и закрепление  ранее приобретенных  знаний  и умений).

         Особую  роль  при создании   образовательной среды  играет использование технологий  и методов  обучения.  Здесь важно  отметить роль игровых  технологий.  В  качестве основных   методов обучения  рекомендуется   использовать методы  проблемного изложения  информации.

          Важно  сконцентрировать  специальную среду  в определенном  месте,  где будут  находиться   макеты,  фотографии с изображением, дорожные знаки, технические  игрушки,  развивающие  игры,  детские рисунки, модели, герои детских сказок,  детская   литература ,  аудио и видеозаписи.

         Подбор содержания построен   с  учетом  новых требований  к  содержанию   дошкольного образования  и  предъявляемых  к организации   и проведению  различных  форм,  в  рекомендуемых видах деятельности.

         К  концу  дошкольного возраста  педагог  должен  обучить  детей  процессу   обеспечения личной  безопасности  и  подготовить  к дальнейшему   изучению  данного  вопроса   в  начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               «БЕЗОПАСНОСТЬ».

                Одна из задач  воспитания и обучения   детей  в ДОУ  - подготовка  ребенка  к  процессу  обеспечения   личной безопасности   в  условиях   увеличения   опасных ситуаций   в окружающей  нас действительности.

                Для ее решения педагогу  необходимо:

  1. Оказывать воспитывающее  и обучающее воздействие   на детей как в образовательной  деятельности,  так  и в игровой.
  2. Организовать   проблемно-игровые  ситуации,  обеспечивающие   развивающее  взаимодействие   детей  между  собой.
  3. Создать развивающую   предметно-игровую среду,  побуждающую  использовать  знакомые  правила в самостоятельной и совместной деятельности  взрослого  с детьми.

         Дети должны получать систематизированную информацию  о безопасном  поведении .По содержанию  данная  работа носит   комплексный  характер, где одновременно решаются  несколько дидактических задач  (усвоение новых  и закрепление  ранее приобретенных  знаний  и умений).

         Особую  роль  при создании   образовательной среды  играет использование технологий  и методов  обучения.  Здесь важно  отметить роль игровых  технологий.  В  качестве основных   методов обучения  рекомендуется   использовать методы  проблемного изложения  информации.

          Важно  сконцентрировать  специальную среду  в определенном  месте,  где будут  находиться   макеты,  фотографии с изображением, дорожные знаки, технические  игрушки,  развивающие  игры,  детские рисунки, модели, герои детских сказок,  детская   литература ,  аудио и видеозаписи.

         Подбор содержания построен   с  учетом  новых требований  к  содержанию   дошкольного образования  и  предъявляемых  к организации   и проведению  различных  форм,  в  рекомендуемых видах деятельности.

         К  концу  дошкольного возраста  педагог  должен  обучить  детей  процессу   обеспечения личной  безопасности  и  подготовить  к дальнейшему   изучению  данного  вопроса   в  начальной школе.

«Безопасность»

Цель:

Формировать основы  безопасности жизнедеятельности  и предпосылки экологического  сознания  (безопасности окружающего  мира)

Задачи:

  1. Формировать представления об опасных  для  человека  и  окружающего мира природы  ситуациях и  способах  поведения  в них;
  2. Приобщать к правилам безопасного  для человека  и окружающего мира природы  поведения;
  3. Передавать знания  о  правилах  безопасности  дорожного движения в  качестве пешехода и пассажира транспортного  средства;
  4. Формировать осторожное  и осмотрительное отношение  к потенциально опасным  для человека  и окружающего мира природы  ситуациям.

Младшая группа.

П /п №

                                           Содержание материала

1

Развивать сенсорные  способности,  умение называть и узнавать цвет, величину  и форму предметов.  Исследовать треугольные, круглые,  прямоугольные  предметы осязательно-двигательным  и зрительным путем.

2

Учить определять  величину предметов двух  размеров. Познакомить с приемами сравнения. Активизировать в речи  антонимы (большой- маленький, длинный –короткий, высокий –низкий, широкий – узкий,  легкий  -тяжелый  и т.д.).

3

Учить различать пространственные   направления в  непосредственной близости  от себя (вправо-влево,  спереди-сзади,  далеко-близко,  высоко –низко  и др.),уметь ориентироваться в пространстве.

4

Совершенствовать умение ориентироваться   в  помещении и на  участке  ДОУ.

5

Развивать умение  определять местонахождение  источника звука (движущийся  транспорт, сигнал автомобиля,  звуковой сигнал   при зеленом свете светофора и т.д.) воспринимать звуки различной  громкости,  отличать звуки летящего  самолета, едущего поезда,  машины. Развивать слуховое внимание.

6

Знакомить  с проезжей частью  дороги, тротуаром. Объяснить  значение  зеленого,  желтого  и красного  сигналов  светофора. Научить двигаться   по зрительным  сигналам.

7

Формировать представление   об улице , транспортных  средствах,  с выделением  наиболее  значимых для  обучения правилам дорожного движения, ситуаций  и  объектов. Пополнять словарь (улица, дорога,  пешеход, сигнал автомобиля, сигнал  светофора, пешеходный переход, легковой  автомобиль, автобус и т.д.)

8

На  основе  обогащения  представлений о  ближайшем окружении уточнять названия и назначение  средств передвижения.  Учить  находить сходства и различия  грузового и  легкового транспорта, называть существенные детали ( у автомобиля  -  кабина, руль колеса и т.д.), качества  (цвет, размер) местоположение (за  окном высоко, далеко).Обращать внимание на сходные  по  назначению средства передвижения (машина, автобус и т.д.). Учить группировать по  выделенным  свойствам и назначению.

9

Давать представления о видах транспорта (наземный,  водный, воздушный) и т.д.

10

Формировать представления о   труде взрослых (шофер, водитель, милиционер), обратить внимание на результат  их  труда.

11

Ставить сюжетно-игровые  и проблемные  задачи  по  конструированию  (построить дорогу, чтобы  по  ней  ездили  грузовые  машины  и т.д.).

12

Следить за тем, чтобы предметно-игровая среда становилась средством развития  сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Такси»и т.д.  Обеспечивать свободное  использование образных игрушек, предметов-заместителей, средообразующих  игровых  модулей.

13

Осуществлять поддержку  самостоятельх сюжетно-ролевых игр. Поощрять принятие роли, развертывание  взаимодействия и ролевого общения  между  детьми. Поддерживать игру. Одобрять ролевые  реплики, связанные  с культурой  общения  в транспорте.

14

Создавать условия для самостоятельных игр с дидактическим  материалом. Поощрять игры с водой , песком (пускание корабликов, строительство  дорог и др.)

15

Приучать   соблюдать простейшие  правила подвижной игры («Воробушки и автомобиль», «Поезд» и др.

16

Учить езде на  трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами.

17

Учить  следить за  развитием  сюжета   в  значимых  для обучения   правилам  дорожного движения рассказах, сказках, стихотворениях,  с наглядным  сопровождением, а затем  и без  него. Отвечать на вопросы педагога, передавать словами, действиями, жестами  содержание  произведения.

18

Соотносить  содержание  произведений  с личным опытом,  повседневной  жизнью и окружением. Активно  реагировать на  высказывания  ребенка  типа: «А  у меня дома  такая  машина  есть».

19

Предоставлять для  рассматривания  картинки,  книги,  рекламные буклеты, наборы  технических  игрушек в  целях  развития  инициативной  речи,  обогащения  и уточнения  представлений  о  средствах  передвижения.  Поощрять  вопросы.

20

Указывать на существующие   в  окружающем  мире  простые  закономерности и зависимости (если темно – нужно  зажечь  фары,  если скользко – посыпать проезжую  часть песком).



Предварительный просмотр:

Детское  экспериментирование

 как  метод  обучения.

      В  настоящее  время   в  системе  дошкольного  образования  формируется  такой  эффективный  метод  познания  закономерностей  и  явлений  окружающего  мира  как   метод  экспериментирования.

      Главное  достоинство   метода  экспериментирования  заключается  в  том,  что  он  дает  детям  реальные  представления  о  различных  сторонах  изучаемого  объекта. В  процессе  экспериментирования  идет  обогащение  памяти  ребенка,  активизируются  его  мыслительные  процессы,  так  как  постоянно  возникает  необходимость  совершать  операции  анализа  и  синтеза,  сравнения  и  классификации. Необходимость  давать  отчет  об  увиденном,  формулировать  обнаруженные  закономерности  и  выводы  стимулирует  развитие  речи.  Следствием  является  не  только  ознакомление  ребенка  с  новыми  фактами,  но  и  накопление  фонда  умственных  приемов  и  операций,  которые  рассматриваются  как  умственные  умения.

       Нельзя  не  отметить  положительного  влияния  экспериментов  на  эмоциональную  сферу  ребенка,  на  развитие  творческих  способностей,  на  формирование  трудовых  навыков  и  укрепления  здоровья  за  счет  повышения  общего  уровня  двигательной  активности.

         Дети  очень  любят  экспериментировать. Это   объясняется  тем,  что  им  присуще  наглядно – действенное  и  наглядно – образное  мышление,  и  экспериментирование,  как  никакой  другой  метод,  соответствует  этим  возрастным  особенностям. В   дошкольном   возрасте  он  является  ведущим,  а  в  первые  три  года – практически  единственным  способом  познания  мира. Своими  корнями  экспериментирование  уходит  в  манипулирование  предметами.

         При  формировании  основ  естественно – научных  и  экологических  понятий  экспериментирование  можно  рассматривать  как  метод,  близкий  к  идеальному. Знания, почерпнутые  не  из  книг,  а добытые  самостоятельно,  всегда  являются  осознанными  и  более  прочными. Обобщая   собственный  богатый  фактический  материал, Н.Н.Поддъяков

 ( 1997г.)  сформулировал  гипотезу  о  том,  что  в  детском  возрасте  ведущим  видом  деятельности  является  не  игра,  как  это  принято  считать,  а  экспериментирование. Для  обоснования  этого  вывода  педагог  приводит  много  доказательств.

    1. Игровая  деятельность  требует  стимуляции  и  определенной  организации  со  стороны  взрослых; игре  надо  учить. В  деятельности  же  экспериментирования  ребенок  самостоятельно  воздействует   различными  способами  на  окружающие  его  предметы  и  явления  с  целью  более  полного  их  познания. Данная  деятельность  не  задана  взрослым  ребенку,  а  строится   самими  детьми.

    2.  В  экспериментаторстве  достаточно  четко  представлен  момент  саморазвития: преобразования  объекта,  производимые  ребенком,  раскрывают  перед  ним  новые  стороны  и  свойства  объекта,  а  новые  знания  об  объекте,  в  свою  очередь,  позволяют  производить  новые, все более  сложные  цели.

      3.  Некоторые  дети  не  любят  играть;  они  предпочитают  заниматься  каким – то  делом;  но  их  психическое  развитие  протекает  нормально. При  лишении  же  возможности  знакомиться  с  окружающим  миром  путем  экспериментирования  психическое  развитие  ребенка  затормаживается.

      4.  Наконец,  фундаментальным  доказательством  является  тот  факт,  что  деятельность  экспериментирования  пронизывает  все  сферы  детской  жизни,  в  том  числе  и  игровую,  которая  возникает  значительно  позже  деятельности  экспериментирования.

       Таким  образом,  нельзя  отрицать  справедливость  утверждения,  что  наблюдения  и  эксперименты  составляют  основу  всякого  знания, что  без  них  любые  понятия  превращаются  в  сухие  абстракции. ( Я.А.Коменский, Локк, Песталоцци, Эфруси, Роттенберг,  Руссо, Ушинский, Запорожец).

       Детское  экспериментирование – это  не  изолированный  от  других  вид  деятельности. Оно  связано  с  трудом, развитием  речи,  с  изобразительной  деятельностью, с  ФЭМП, чтением  художественной  литературы, иногда  с  музыкальным  и  физическим  воспитанием.

        Эксперименты  классифицируются  по  разным  принципам:  

     - по  характеру  объектов, используемых в  эксперименте( опыты  с  растениями, животными, с объектами неживой  природы, объектом которых  является  человек.)

     - по  месту  проведения  опытов ( в группе, на  участке, в лесу, парке)

     - по количеству  детей ( индивидуальные, групповые, коллективные)

     - по  причине  их  проведения ( случайные, запланированные, поставленные  в  ответ  на  вопрос  ребенка)

     - по  характеру  включения в  пед.процесс.( эпизодические, систематические0

     - по  продолжительности ( кратковременные, длительные)

     - по количеству наблюдений за одним и тем же объектом ( однократные, многократные или циклические)

     - по месту в цикле ( первичные, повторные, заключительные  и  итоговые)

     - по характеру  мыслительных  операций ( констатирующие, сравнительные, обобщающие)

     - по решению познавательной деятельности ( иллюстративные, поисковые, решение  экспериментальных задач)

     - по  способу  применения  в  аудитории (демонстрационные,  фронтальные)

       Детское  экспериментирование  имеет  свои  особенности:

     - оно  свободно  от  обязательности,

     - не  следует  жестко  регламентировать  продолжительность  опыта,

     - не  следует  жестко  придерживаться  намеченного  плана,

     - дети  не  могут  работать,  не  разговаривая,

     - нужно  учитывать  индивидуальные  различия,

       Типичные  недостатки  при  организации  экспериментов

     - не  следует  чрезмерно  увлекаться  фиксированием  результатов  экспериментов,

     - ребенок  имеет  право  на  ошибку,

     - очень  важно  уметь  применять  адекватные  способы  вовлечения  детей  в  работу,

     - предметом  особого  внимания  является  соблюдение  правил  безопасности,

     - способ  введения  ребенка  в  целостный         педагогический  процесс,

     - важен  анализ  результатов  и  формулирование  выводов,

     - нельзя  применять  анализ  результатов  экспериментов  анализом  поведения  детей  и  их  отношения  к  работе.

     Рекомендации  по  организации  занятий

   1. Старайтесь  показать  детям  привлекательность  четкого  начала  занятий,  но    стремитесь  к  тому,  чтобы  на  это  уходило  все  меньше  времени.

   2. Начинайте  занятие  энергично. Занятие  должно  проходить  так,  чтобы  каждый  ребенок  от  начала  до  конца  был  занят  делом.

   3. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич  дисциплины.

   4. Увлекайте  детей  интересным  содержанием  материала, умственным  напряжением. Контролируйте  темп  занятия.

   5. Дайте  возможность  ребятам  почувствовать  свою  причастность  к  открытиям.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...