Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами моделирования и экспериментирования в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мальцева Оксана Валерьевна

Детям очень нравится чувствовать себя "настоящими волшебниками", а может быть и "настоящими учёными"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Образовательная область: Познание

Тема: «Маленькие человечки»

Цель: Моделирование с помощью понятия «маленькие человечки».

Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков».
  2. Познакомить с переходом из одного агрегатного состояния в другое.

Развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать навыки учебной деятельности.
  2. Развивать экспериментальную деятельность.

Материал.

Карточки с «маленькими человечками»; стакан с водой; коробка; лёд; спиртовка и колба.

        Ход образовательной деятельности.

Восп. Посмотрите, ребята у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

           А сейчас обратите внимание на доску. Там тоже, расположились какие то гости. Но гости какие-то необычные. Они очень похожи на человека. Но как-то странно они себя ведут. Может быть, вы знаете, что это?

(Ответы детей)

Восп. Правильно, это действительно «маленькие человечки». Мы с вами познакомились с ними на прошлом занятии. А ещё мы узнали сказку про них. Эти человечки такие маленькие, что их очень трудно рассмотреть невооруженным  глазом. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну а мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают. А вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. И везде человечки ведут себя по-разному.

Восп. Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах?

Дети. Они крепко держатся за руки.

Восп. А как себя ведут «человечки» в жидкостях?

Дети. Они просто стоят рядом.

Восп. А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах?

Дети. В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают.

Восп. Какие твёрдые вещества вы знаете?

Дети. Твёрдые вещества – это камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, земля, лёд.

Восп. Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки – в железе или дереве?

Дети. В железе «человечки» крепче держаться за руки, чем в дереве, потому что железо прочнее, чем дерево.

Восп. А какие жидкости вы знаете?

Дети. Вода, молоко, бензин, нефть.

Восп. Какие газообразные вещества вы знаете?

Дети. Воздух, газ.

Восп. Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких или газообразных?

(Ответы детей).

Восп. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как говорят о нашей планете, когда смотрят на её фотографии из космоса? Какого цвета она из космоса?

Дети. Она голубого цвета.

Восп. Почему она нам кажется голубого цвета?

Дети. Потому что на земле много воды.

Восп. Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. Хотя и воздуха очень много. А воздух – это газ. А вот твёрдых веществ гораздо меньше.

Игра «Маленькие человечки». (моделирование с помощью карточек «маленькие человечки).

Воспитатель даёт детям задание выложить из карточек «маленькие человечки» предмет или вещество:

- пустой стакан;

- стакан с холодной водой;

- стакан с горячим чаем.

Дети выполняют задание.

Физкультминутка.

Дети стоят в кругу.  Воспитатель « превращает» их то в камень, то в воду, то в воздух. Можно задание усложнить. Воспитатель говорит: «Вы – стол. Вы – сок. Вы – дым костра». Дети согласно заданию или стоят рядом, или крепко держатся за руки, или бегают.

Беседа о состояниях вещества.

Восп. Ребята, как выдумаете, не может ли одно и то же вещество быть и твёрдым, и жидким, и газообразным?

(Ответы детей).

Восп. Посмотрите, что у меня в стакане.

Дети. В стакане вода.

Восп. Какие «человечки» живут в воде?

Дети. В воде живут «человечки», которые просто стоят на месте.

Восп. Значит, вода – это жидкость. Скажите, а можно воду превратить в твёрдое вещество?

(Ответы детей).

Восп. Хотите, я покажу вам фокус.  ( Ставит стакан с водой в коробку.  Достаёт из неё лёд).  Что это?  Какое это вещество? Что я поставила в коробку? Какое это было вещество?

(Ответы детей).

Восп. Как вода превратилась в лёд?

Дети. Вода замёрзла.

Восп. Значит, если воду охладить до определённой температуры, то «человечки» возьмутся за руки и вода станет твёрдым льдом.

Восп. Хотите тоже стать волшебниками?

(Проводится опыт)

Дети берут в руки кусочки льда. Сжимают его в ладошках, и лёд тает. Воду собираем в тарелочки. Из тарелочек воду переливаем в колбу. Ставим колбу на спиртовку. Вода закипает, над колбой появляется пар. Ставим над паром тарелку и превращаем пар в воду.

Вопросы к детям.

  1. Что мы взяли в руки?
  2. Каким веществом является лёд?
  3. Что получилось, когда лёд растаял?
  4. Что мы налили в колбу?
  5. Что стало с водой, после того как под колбой зажгли огонь?
  6. Что мы увидели над колбой?
  7. Какие «человечки» живут в паре?
  8. Что стало с паром, когда он коснулся холодной тарелочки?
  9. Во что превратился пар?
  10. Что будет, если мы поставим воду, которая получилась из пара, в холодильник?

Вывод. Вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры: если температура высокая, то вещество превращается из твёрдого в жидкое или газообразное. Если температура низкая (холод), то жидкость или газ могут превратиться в твёрдое вещество.

Литература.

1. « Занятия для дошкольников» Т. А Фалькович, Л. П. Барылкина

2. Программа «Детство».

3. Энциклопедия для детей «Юному эрудиту обо всём».

4. Большая энциклопедия для дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией "Вода - царица жизни" подготовительная группа

На занятии уточняются знания о воде, о ее значении для живого мира, о ее формах и видах....

План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»

Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Башкирия» с использованием инновационных технологий (подготовительная группа)

Задачи:Ø расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России;Ø закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людя...

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект НОД для детей подготовительной группы с ЗПР "Путешествие по городу Профессий"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Путешествие в мир часов" в подготовительной группе.

Познавательное занятие в подготовительной группе, проводится с целью закрепления знаний детей о разлчных видах часов, принципах их работы и роли часов в жизни человека....

Конспект организованной образовательной деятельности ознакомление с окружающим с элементами ручного труда с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со школьными принадлежностями».

Познакомить детей со школьными принадлежностями, их названиями и назначением. Продолжать развивать умения сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки. Учить детей использовать в...