занятие в средней группе по экологии на тему "Воздух, вода и свет"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Замалетдинова Гузелия Нагимулловна

Дать детям представление о том, какое большое значение имеет воздух, вода и свет для всего живого на земле; дать понять детям , что чистый воздух необходим для человека, что чистая вода (родники)- это бесценный дар природа; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» г. Буинска  Республики Татарстан

                                                  Воспитатель I категории МБДОУ «Сказка»

                                           Замалетдинова Гузелия Нагимулловна

         Занятие в средней группе по экологии

Тема : Воздух , вода и свет.

Цели: дать детям представление о том , какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле ; научить понимать , что чистый воздух необходим для здоровья   человека , что чистая вода ( родники ) - это бесценный дар природа ; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений .

Материал: стеклянный кувшин с водой , марля , бумажные салфетки , воздушные шарики по количеству детей ( по 2 шт. ) , зеркальце , два ящика с проросшим овсом , краски , силуэт человека с изображением его органов дыхания , весы .

Словарная работа: воздух , вода , свет , кислород , углекислый газ , родник .

Ход занятия

     -Настал новый день. Я улыбнулась , а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните , выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха , восхититесь красотой белого снега, ощутите тепло солнечных лучей. Мы пожелаем друг другу хорошего настроения. И начнем наше занятие.

  -        Ребята, чем мы дышим ? ( Воздухом .) Давайте вдохнём воздух . Куда по -
пал ? ( В нос .) Правильно , после этого он спускается в горло , дыхательную тру -
бочку , затем через бронхи в легкие .

Воспитатель показывает силуэт человека , его органы дыхания . Дети дышат носом - вдох , выдох .

  1. Ребята , давайте проведём опыт . ( Раздайте по 2 шарика каждому ребёнку.) Дети надувают и сдувают воздушные шарики .
  2. Вот так работают лёгкие . Наши легкие трудятся постоянно , и мы должны заботится о них : стараться не простужаться и дышать чистым воздухом .
  3. Ребята , а что было бы , если бы воздух исчез ? ( Наши легкие висели бы , как сдутые воздушные шарики . Мы не смогли бы жить .)
  4. Давайте проведём эксперимент . Пальчиками закроем нос , а ладошкой другой руки закроем рот одновременно . ( Нам нечем дышать .) Без воздуха нет жизни.

-Ребята , а мы можем увидеть воздух ? (нет) Он невидимый , прозрачный , не имеет запаха . А вы хотите обнаружить воздух ? ( да ) Показать детям пакет , наполнений кубиками .

- Есть ли что-нибудь в пакете ? Как вы догадались ? Освободить пакет от кубиков , аккуратно сверху скрутить .В нижней части он становится выпуклым.

-Почему пакет выпуклый ? Что в нем есть? ( В пакете есть воздух , но мы его не видим .) Воздух есть всюду !

- Помашем ладонью  около лица , подуем на ладонь  .Что мы чувствуем ? (Ветерок, воздух движется .) Воздух движется , мы можем это ощущать .

Физ . мин . Ветер тихо клен качает , Вправо, влево наклоняет. Раз - наклон И два - наклон , Зашумел листвою клен .

Воздух есть везде . Возьмем резиновую игрушку , сожмем ее в руке . Что вы услышали ? ( Свист , воздух с шумом выходит из игрушки .)

Закроем пальцем отверстие игрушки и попытаемся сжать её . Она не сжимается ? Что же этому мешает ? Воздух , который в игрушке , мешает её сжать .

Всегда ли воздух одинаков ? ( Нет .) Предложить детям укрыться одеялом и остаться там 3-5 минут . Что вы почувствовали ? Почему трудно дышать ? (Заканчивается кислород .)

-Ребята , а как вы думаете , откуда берется чистый воздух ? ( Чистый воздух нам дают растения , листочки .)

-Мы дышим кислородом , а выдыхаем углекислый газ . А кислород нам дают листочки деревьев и растения .

-А чтобы жили растения , что для этого им нужно ? ( Растениям необходима вода).

А знаете вы откуда берется вода ? ( Из родника .) Родник образует ручеек , потом ручейки стекаются в озера и реки . Звери и птицы пьют воду из озер и рек .Необходимо беречь родники . А растения пьют воду из-под земли .Дождь поливает деревья , кустарники , травинки .

Игра « Ручеек»

Ребята , вода какого цвета ? Вода прозрачная . Вода не имеет вкуса . Встреча с поросенком .

Раздается стук .Появляется поросенок . Он грязный , плачет .

Ребята , кто это к нам пришел ,такой грязный ?

П . : Вот я играл и решил прийти к вам в гости .

- Ребята , что он забыл сделать ? ( Умыться .)

Пока поросенок умывается , я вам расскажу сказку «Спор»

Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том , кто из них важнее . Вода говорит , что без нее жить на Земле нельзя .А Воздух говорит , что без него нельзя .Долго спорили .Чтобы решить спор , решили спросить у кого-нибудь .Спросили у растений : «Скажите , что для вас важнее , воздух или вода ?» Растения им ответили : «Без воды не проживешь ! Нам вода нужна для роста и питания» . Обрадовалась Вода : «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживешь! - добавили растения . - Он нужен нам для того , чтобы дышать».

Обрадовался Воздух : «Я самый важный» . Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных . Но и здесь услышали то же самое . Услышало спор Солнце их , удивилось : «А что же вы обо мне забыли ? Ведь я даю тепло и свет .Ведь если не будет меня , станет на Земле темно и холодно. Да так холодно , что вода превратиться в лед . И погибнут тогда и растения , и животные , и люди . Погибнет все живое» . И решили они больше не спорить друг с другом . Кипит жизнь на Земле . И все для этой жизни важно : и воздух , и вода , и солнце .

Свет необходим и человеку , и растениям . Если человека поместить на долгое время в темную комнату , он ослепнет или у него испортится зрение . А растения без света будет чахнуть , плохо расти и в конце концов погибнет .

Рассмотреть растение , которое находилось на освещенном месте и другое в темном .

Выходит Поросенок , чистый и красивый . Дети рассказывают ему , что для жизни растениям , животным и людям необходим : воздух , вода , солнце .

Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Развлечение в старшей группе по правилам дорожного движения

«Дорожная азбука»

Ведущая (гостям) Рассаживайтесь поудобнее

                               Места занимайте скорей.

                               На праздник «Дорожной азбуки»

                               Мы приглашаем гостей.

1. Город , в котором с тобой мы живём

    Можно по праву сравнить с букварём.

    Азбукой улиц, проспектов дорог,

    Город даёт нам все время урок.

2. Кто по улице идёт,

    Тот зовется пешеход.

    Кто в машине – пассажиры,

    А водитель их везёт.

3. Кто подскажет им в пути,

    Где проехать, где пройти?

    Где опасную дорогу

    Безопасно перейти?

4. На дороге что и как,

    Объяснит дорожный знак

    Надо знать их непременно,

    Чтобы не попасть в просак.

                           Песня «Пешеход»

5. Шагая осторожно

    За улицей следи

    И только там ,

    Где можно ее переходи.

6. Будь внимателен в пути

    Влево- вправо посмотри,

    Ничего опасней нет.

    Чем бежать на красный свет.

7. По городу, по улице

    Не ходят просто так.

    Когда не знаешь правила

    Легко попасть в просак.

8. Всё время будь внимательным

    И помни наперед:

    Свои имеет правила

    Шофёр и пешеход.

9. Эти правила запомнить

    Нужно обязательно.

    На дороге, на дороге

    Будь всегда внимательным

    Чтобы не было , дружок

    У тебя несчастий

    На проезжей части.  

                                  Песня «Стоп, машина»

10. Когда везде машины,

      Нетрудно растеряться,

      Не зная важных правил.

      Легко попасть в беду.

      Но добрые волшебники-

      Зелёный, жёлтый, красный,

      Надёжные и строгие,

      Порядок наведут.

11. Пешеходы и шофёры,

      Подчиняйтесь светофору

      Если красный свет горит,

      Это значит, путь закрыт.

12. Если жёлтый свет в окошке

      Подожди еще немножко

      Подожди еще чуть-чуть,

      Будет вновь свободным путь.

13. Свет зелёный появился,

      Перекресток оживился

      Стал свободным переход

      Смело двигайся вперед.

   

  (выход Светофорика под музыку, садится на пенёк)  

Ведущая:  Жили-были в лесу звери- большие и маленькие, сильные и слабые, храбрые                                                            и трусливые.    Тихо было в лесу , и вдруг прилетела ворона.

Ворона:   Слушайте, слушайте все, сегодня в нашем лесу важное событие- у нас  

                 появился Светофор. Спешите на лесную поляну, спешите, спешите,

                 спешите! (улетает, входит Ёж)

Ёж :          Что это такое, какая ерунда

                  Нужны для светофора и ток, и провода

                  А если он не будет как следует гореть

                  То нам на эту штуку не стоит и смотреть ( подходит Волк)

Волк :       Я же с ёжиком согласен, потому что сильный волк

                 Если бы справно он работал, то какой бы был в нём толк?

                 А когда гоню я зайца , просто мне в нём смысла нет.

                 И бежать на свет зелёный , и стоять на красный свет.

(неожиданно появляется Зайчик, волк бежит за ним, не догнав садится на пенёк.

Появляется Сова, все пугаются, смотрят вверх. Сова подлетает к Светофору, осматривает его)

Сова :        Я слышу под собою разумные слова

                  Я всегда летаю, дорога мне не нужна

                  И мне совсем не нужно на красный свет глядеть

                  Когда я перекрёсток могу перелететь.

(влетает Ворона)

Ворона :    Кар, кар в лесу не нужен светофор, не нужен, не нужен (улетает) 

Ведущая:   Осталось всё как было, шумит дремучий бор

                    И никому не нужен дорожный светофор

                    Дети, а как вы думаете , нужен светофор в лесу , или нет? А почему? А

                    как вы считаете ,в городе нужен светофор?

                    (звучит фонограмма-шум на дороге)

Ведущая:    А  мимо мчат машины, стальные муравьи  (подходит к Светофору)

                    И нам на перекрёстках конечно нужен ты (берёт его за руку, отводит

                    на перекрёсток)

                    Ты нам всегда поможешь, научишь с малых лет

                    Идти на свет зелёный, стоять на красный свет.

Светофорик :  Я – Светофор, с виду грозный и серьёзный

                         Я трёхглазый Светофор

                         Всюду люди меня знают, да и как меня не знать

                         Все должны мои сигналы помнить, строго выполнять

                         Примите в подарок эти красивые шарики, пусть они напоминают вам

                         мои огоньки и не забудьте с ними потанцевать.(раздаёт шарики и 

                         уходит)

                           

                                          «Танец  с воздушными шарами»

(появляется Незнайка)

Незнайка :      Здравствуйте! Кто я? Ну – ка, угадайте – ка!

                         Как зовут меня?

Дети :               Незнайка!

Незнайка :        Приобрёл машину я , буду ездить в ней друзья. (едет по кругу) 

Ведущая :         Незнайка, а правила дорожного движения ты знаком?

                          Ведь это азбука нашего города.

Незнайка :        Я и без этой азбуки обойдусь! (поёт песню)

                                         «Песня Незнайки»

Ведущая :          Что ты, Незнайка! Азбуку города помни всегда

                            Чтоб не случилось с тобою беда!

Незнайка :         Ну вот ещё! Я и так всё знаю!(звучит музыка , Незнайка «едет»

дальше, а на середине зала, преграждая  путь, выходит Светофор. В руке он держит

красную карточку)  

Ведущая :           Остановись , Незнайка, впереди дороги нет

                             Смотри у Светофора зажёгся красный свет.

Незнайка :           Как это дороги нет? Куда она делась? Все эти цветные огоньки е-рун-да!(подъезжает к Светофору. Светофор свистит, предупреждая об опасности )

Светофор :          Стоп, машина! Стоп , мотор!

                             Тормози скорей, шофёр!

                             Красный глаз горит в упор

                             Это строгий Светофор

                             Вид я грозный напускаю,

                             Ехать дальше запрещаю!

Незнайка:            Подумаешь, запрещаешь! А я хочу ехать на красный свет!

Ведущая :             Ай-ай-ай, Незнайка .Оказывается ты совсем не знаешь правил

                              дорожного движения, а вот посмотри как умеют ездить наши

                              мальчики.

                                                «Танец с рулём»

Незнайка :            Ну и что, если не знаю? Ничего в этом страшного нет.

Ведущая :             Ты ошибаешься, Незнайка, вот послушай, что тебе расскажут

                              ребята.

1.   Движение полон город,

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день и ночь горят!

И там , где днём трамваи

Звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая,

Нельзя считать ворон.

     2.  Но кто при красном свете

          Шагает напрямик?

          А это наш Незнайка,

          Хвастун и озорник

          Волнуются шофёры,

          Во все гудки гудят,

          Колёса и моторы

          Остановить хотят.

3.       Свернул водитель круто,

          Вспотел , как никогда:

          Ещё  одна минута-

          Случилась бы беда

          И взрослые, и дети

          Едва сдержали крик

          Чуть не погиб Незнайка,

           Шалун и озорник.

Незнайка :         Ой-ой-ой, а как мне узнать всё про знаки светофора? Я не хочу,

                            Чтобы  со мною случилась беда.

Ведущая:            Не огорчайся, Незнайка! Мы с ребятами тебе поможем

                            Послушай нашу песенку и тебе всё станет ясно.

                   

                               Песня «На дороге»

(Незнайка уходит)

Ведущая :            Ой ,ребята, а кто это к вам пожаловал?

Дорожный знак:  Я – дорожный знак нас заколдовала Помеха – Неумеха. Мы никому  не можем показать правила дорожного движения. Я смогу

 открыться только , когда вы отгадаете эти загадки.(передаёт ведущей

                                загадки)

 Ведущая :              Широка в ширину, но зато длинна в длину,          

                               где вода и глубина- там бетонная она (дорога)

                               

                               

                               В два ряда дома стоят, десять, двадцать, сто подряд

                               И квадратными глазами друг на друга глядят (улица)

                               Маленькие домики по улице бегут,

                               Мальчиков и девочек домики везут(автобус)

                                Стою с краю улицы в одном сапоге-

                                Чучело трёхглазое на одной ноге (светофор)

                               

   «Въезд запрещён» :  Круглый знак, а в нём окошко. Не спеши тут сгоряча.

                                       А подумай-ка немножко: что здесь, свалка кирпича?  

                                       Этот знак нам говорит, что машинам путь закрыт.                

    «Переход» :           Пешеход, пешеход, помни ты про переход-

                                    Подземный, наземный, похожий на зебру,

                                    Знай, что только переход от машин тебя спасёт.

    «Остановка»:        Нарисован где трамвай, ты его и поджидай.

                                   Где автобус нарисован, жди его и не зевай.

                                   Только там , где транспорт ждут, правильно себя    ведут:

                                   На дорогу не выходят, по дороге не бегут.

     «Мед. Помощь»:       Лена с Настенькой в тревоге : нужен доктор им в дороге

                                         Не смотрите грустным взглядом – помощь близко. Доктор  

                                         рядом.

    «Пешеходный переход» : Знает этот знак народ : «Пешеходный переход»

                                                 И полоски на дороге «зеброй» весело зовёт

                                                 Там . знак висит такой, знай : иди вперёд, не стой,

                                                  Но ближайшие машины пропусти  перед собой.

     Дорожные знаки:        Мы рады, очень рады, что вы спаси всех нас.

                                           Весёлый танец дружбы станцуем мы сейчас.

                                       «Танец Дорожных знаков»

Ведущая :     Праздник заканчивать пора,

                       Мы скажем до новых встреч нашим гостям.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе по экологии и рисованию «Какой бывает вода»

 Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).Развивать любознательность, память, внимательность, усидчивость и аккуратность.Воспитывать бережное отношение к водным  ресур...

Занятие в средней группе по экологии “Винни-Пух в гостях у ребят”

Конспект занятия для уточнения  представлений детей о знакомых комнатных растениях и условиях их жизни, необходимых для удовлетворения основных жизненно важных потребностей растений в свете, возд...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологии. «Лучок – золотой бочок » (посадка лука)

·       Учить  детей ставить перед собой цель. Закреплять умения подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.·       З...

Конспект занятия в средней группе по экологии

Данный конспект занятия по экологии предназначен для воспитателей средней группы (4-5 лет), его фрагменты могут быть использованы в НОД педагога....

Конспект занятия в средней группе по экологии "Воздух вокруг нас"

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой....

Конспект занятия в средней группе по нравственному воспитанию Добрым жить на свете веселей.

Конспект занятия в средней группе  по нравственному воспитанию  Добрым жить на свете веселей.Цель: углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемомкачестве человека. З...