Непосредственно-образовательная деятельность "Путешествие на остров плакс" (школа 2100)
презентация к занятию (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Шишкина Светлана Александровна

Непосредственно-образовательная деятельность "Путешествие на остров плакс" (подготовительная к школе группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия "Путешествие на Остров Плакс"

(по школе 2100)

Цели: Формирование адекватных эмоциональных состояний и их проявлений в контактах с окружающим миром.

Задачи:

  1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.
  2. Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям.
  3. Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.
  4. Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.

Предварительная работа:

  1. занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значение в жизни каждого человека (путешествие на Остров Плакс);
  2. рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;
  3. игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;
  4. выполнялись элементы китайской гимнастики твист – терапии, как метода профилактики возникновения заболеваний с помощью скручивания (твиста) частей тела.

Методические приёмы:

Педагогические:

  1. словесный;
  1. наглядный;
  2. элементы поисковой деятельности;
  3. игровой;
  4. проблемно-поисковый;
  5. практический;
  6. сюрпризный момент.

Психотерапевтические:

  1. психогимнастика;
  2. визуальный и тактильный контакт;
  3. арттерапия;
  4. игротерапия;
  5. медитация.

Специальные методы и приемы: этюды и упражнения «Клубочек настроения», «Стена чувств», «Капельки», «Салют», «Сосуд любви».

Материалы: клубок ниток, «письмо короля Минора», карта-схема Острова Плакс, макет ворот, изображения различных персонажей, столик, цветные тарелки разного размера, зубная паста, салфетки, сундучок, ключи, «стена», портреты детей, выражающие различные чувства, макеты следов чувств, листы цветной бумаги, «сосуд любви», аудиозапись.

Занятие направлено на формирование возрастного психического новообразования – персонального самосознания, включающего осознание собственных личностных качеств, способностей.

Ход занятия

Психолог: «Ребята, я предлагаю вам сесть в круг. И как всегда, мы начнем с «клубочка настроения». Мы с его помощью поздороваемся и обязательно скажем, какое у нас сегодня настроение». «А почему у тебя такое настроение?»

(Дети перекидывают клубочек по кругу – получается узор).

Цель данного упражнения – настрой детей на занятие, развитие умения описывать свое настроение, развитие эмпатии.

Психолог: «Молодцы! Ребята, посмотрите, сегодня мне что-то прислали. Как вы думаете, что это такое? А что может быть там внутри?» (слайд 2)

Дети: «Карта, посылка, письмо».

Психолог: «Откроем посылку или не будем открывать?»

Дети: «Давайте откроем»

Психолог: «Ой, это же письмо от короля Минора с Острова Плакс! Помните, мы с вами уже были на этом Острове? Вспомните, что мы там делали?

Дети: «Мы познакомились с Королем Минором, научили Царевну-Несмеяну улыбаться, пусть с грустью, но улыбаться, узнали как  грустят животные этого острова – в общем – познакомились с грустью».

Психолог: «Молодцы, всех вспомнили. А вот что пишет нам король Минор».

(Психолог с ребятами читает письмо): (слайд 3)

Здравствуйте, ребята! Пишет вам король Минор с Острова Плакс.

Правил я страной Грусти – Островом Плакс уже много лет. Но вот однажды Обида, Гнев, Страх – чувства с соседних островов объединились и захватили власть в моей стране. Меня бросили в темницу, а мою дочь – Царевну-Несмеяну заколдовали – превратили в большого грустного белого кита.

Ребята, помочь мне можете только вы. Ведь вы так много знаете о чувствах! Если вы покажете свои знания о разных чувствах, живущих в моей стране, ведь грусть бывает разной, то сможете найти 3 ключа от замка и вызволить меня из темницы. А потом мы вместе расколдуем Царевну-Несмеяну.

К письму я прилагаю карту, которая вам укажет путь к моему замку.

С надеждой Король Минор.

Психолог: «Ребята, что же мы будем делать? Как нам поступить в этой ситуации?»

Дети: «Мы должны выручить короля из темницы и расколдовать Царевну-Несмеяну, надо им помочь!»

Психолог: «А что нам надо найти, чтобы вызволить короля из темницы и помочь Царевне?»

Дети: «Нам надо найти 3 ключа». (слайд 4)

Психолог: «А как мы узнаем куда идти?»

Дети: «Нам поможет карта» (слайд 5, карта размещена и на магнитной доске)

Психолог: «Хорошо. Вы такие отзывчивые! С помощью карты и выполняя различные задания на знания чувств, мы сможем добыть ключи. Вы готовы? Тогда нам надо торопиться на помощь королю. А как нам попасть на Остров Плакс?»

Дети: «Раз это остров, то до него нужно доплыть»

Психолог: «Правильно! Но сегодня мы поплывем не по воде, а под водой – на подводной лодке! А для того, чтобы нам было еще интереснее, у нас есть еще и свой подводный батискаф. Приготовились? Давайте полюбуемся красотами моря.» (Психолог с детьми имитируют движениями, что проверяют оборудование и надевают водолазные костюмы. Все садятся на подводную лодку). (слайд 6, начинает звучать музыка)

Психолог: «Посмотрите ребята, киты желают нам удачного пути. А вот и касатка показалась. Дельфины поприветствовали нас – теперь начинается наше погружение» (дети сами проговаривают названия животных). (слайд 7, звучит музыка)

Психолог: «Посмотрите ребята, в след за дельфинами мимо нас проплывает стая акул. Но мы будем следовать за этими чудесными рыбками, которые называются «Хирург синий белогрудый». Медузы нас доведут до самого острова». (дети сами проговаривают названия животных) (слайд 8, звучит музыка)

Психолог: «Вот, мы и прибыли на Остров Плакс. (слайд 9) Давайте вместе поблагодарим нашу подводную лодку!»

Дети: «Спасибо лодка!»

Психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, а на какое животное, что мы проплывали, похожа наша лодка? (слайд 10)

Дети: на кита, акулу.

Психолог: Теперь приступим к нашему заданию. Что нам поможет найти путь?»

Дети: «У нас есть карта»

Психолог: «Посмотрим где мы сейчас и найдем это место на карте». (Психолог и дети смотрят в карту и движутся по дороге).

Психолог: «А кто это?»

Дети: «Это стражник». (слайд 11)

Психолог: «Ребята, а какой этот стражник?»

Дети: «Он злой»

Психолог: «Да, это стражник и его обуял Гнев. Он охраняет ворота в страну короля Минора. Ребята, а пройти через ворота мы сможем, выполнив первое задание. Садитесь за стол. Вам предстоит нарисовать с помощью зубной пасты маски чувств, которые являются противоположностями чувству гнева. Подумайте, кто какое чувство нарисует, чтобы у всех были разные и приступайте к выполнению. Для этого выберите тарелочку такого цвета и такой формы, которая вам нравится. Я вам выдавлю зубную пасту, а вы рисуйте». (звучит музыка)

Цель: Развитие творческого воображения, тактильных ощущений, умение дифференцировать выражения лиц у окружающих.

Психолог: «Вам понравилось, как получилось? Молодцы! Изобразите то чувство, что вы нарисовали».

(Дети мимикой показывают разные эмоции. 

Цель упражнения: самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения чувств).

Психолог: «Отлично! Ребята, посмотрите на нашу карту – наш стражник расколдовался и превратился в обычного жителя острова Плакс и ушел. Теперь возьмите салфетки из шкатулки, чтобы вытереть руки».

Дети: «Ой, смотрите, в шкатулке ключ!»

Психолог: «Да, мы нашли первый ключ! Теперь мы можем пройти через ворота! Но нас ждет неизведанное. Я думаю, что наши храбрые мальчики пройдут первыми, а девочки потом. Согласны?»

(Дети проходят через ворота, которые образовали стражник (воспитатель и психолог) и идут дальше по дороге.)

Психолог: «Дети, что ждет нас впереди? Как мы узнаем?».

Дети:  «Мы узнаем по карте. Сейчас посмотрим. Ой, что-то непонятное. Дым или туман».

Психолог: «Это туман! (слайд 12) Туман состоит из капелек. И я предлагаю вам на время превратится в капельки этого тумана. Поиграем в игру «Капельки». Чем быстрее мы соединим капельки между собой, тем быстрее туман исчезнет! Помните правила?» (Психолог напоминает правила игры.)

(Дети играют в игру «Капельки» (звучит музыка). 

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Дети хаотично двигаются между собой. По хлопку ведущего они быстро стараются найти себе пару и прикоснуться друг к другу плечами или спинками, по хлопку они опять начинают хаотичное движение, чтобы по новому сигналу найти себе другого партнера. Затем игра усложняется – по количеству хлопков дети соединяются в группы по два - три человека).

Психолог: «Молодцы! Куда нам теперь идти? (Психолог и дети сверяются по карте.)

Дети: «Впереди стоит какое-то строение, а передним бабушка» (слайд 13)

Психолог:  «Да ведь это бабка-Обида охраняет темницу Короля Минора.»

(В это время появляется воспитатель, переодетый в бабку-Обиду)

Воспитатель: «Что ребятушки, пришли короля Минора выручать, хотите ключ от его темницы найти?»

Дети: «Да»

Воспитатель: «Так выполните мое задание – разделитесь на пары, и пока играет музыка, найдите по 7 отличий на картинках, что я вам дам. Отличия на картинках отмечайте карандашами (раздает детям листы с заданиями – всего их 7 штук, т.к. будет 7 пар, и карандаши)

Цель: обучение детей работать в парах, применение умения детьми самостоятельно договориться, развитие внимания и быстро мышления

Психолог: «Ребята, давайте скорее разделимся на пары, выполним задание и освободим короля Минора из темницы»

Дети: «Да» (приступают к выполнению задания) ( звучит музыка)

Воспитатель: «Ну что, справились? Давай те как посмотрим! Ой, да вы все правильно выполнили мое задание, видимо не сложное оно для вас было. Молодцы, обидели бабушку. Вот ваш ключ и короля Минора я выпускаю.» (отдает ключ психологу и улетает, и сразу же на карте появляется изображение короля Минора)

Психолог: «Мы освободили короля Минора! Молодцы! Смотрите, а вот и второй ключ найден, но нам еще нужен третий. Значит, двигаемся дальше. Посмотрим на карте, где это мы очутились? В роще. (слайд 14, звучит музыка) Давайте ощутим красоту природы, потрогаем ладошками листья деревьев, травку, солнышко. Подарим рощице радость, доброту, бережное отношение – сделаем гимнастику».

(Дети выполняют отдельные элементы из комплекса китайской гимнастики «Твист»)

Цель: способствовать осознанию ребенком своего тела, снятию мышечного напряжения.

«Давайте погладим травку, какая она мягкая, нежная».

Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки: та которая идет первой – ладонью вверх, вторая – ладонью вниз.

«Давайте коснемся верхушек деревьев, они так высоко находятся»
Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки: та, которая идет первой – делает круг вниз-вверх-вниз в другую сторону, где вторая рука перенимает инициативу и повторяет те же движения только с другой стороны.

«А теперь нарисуем солнышко».

Корпус прямо. Руки, согнутые полукругом, рисуют в воздухе круг 3 раза. Корпус поворачивается вправо, руки повторяют тоже движение, корпус поворачивается влево, руки повторяют тоже движение.

(А можно выполнить упражнение «дождь в лесу»)

Психолог: «Молодцы! Вновь продолжаем искать. Сколько ключей мы нашли? Правильно, два ключа. Нам нужен третий. Посмотрим куда нам дальше?

Дети: «Впереди стоит замок»

(Дети и психолог идут в заданном направлении и сталкиваются с замком, где висят пиктограммы с выражениями страха, гнева и обиды)

Психолог: «Да, это замок короля Минора, но необычный. Лица этих жителей заколдовали Гнев, Страх и Обида. Они в ужасе от того, что случилось с Царевной-Несмеяной. Если мы их расколдуем, вернем им спокойное выражение лиц и найдем третий ключ, то Царевна-Несмеяна опять станет Царевной. А в кого превратили Царевну-Несмеяну?».

Дети: «В кита, большого грустного белого кита.»

Психолог: «Правильно. Так давай поможем жителям Острова Плакс и Царевне-Несмеяне. Нам нужно угадать, кто из этих людей какое чувство испытывает и продемонстрировать противоположное ему чувство. Для этого нам нужно превратиться в зеркала, но не простые, а кривые – в них все отражается наоборот. (слайд 15) 

Сейчас мы разделимся пополам и честь из вас (слева) будут зеркалами, в вторая часть – заколдованными жителями Острова Плакс. Вы (слева) – показываете зеркалам чувства гнева, страха, обиды, но только мимикой лица, а вы зеркала – должны отразить радость, удивление, восхищение.» (преподаватели сначала сами показывают)

Цель упражнения: развитие понимания мимических выражений.

Психолог: «Хорошо! А теперь скажите, когда вы испытываете эти чувства?»

(Дети соотносят свои ощущения с конкретными ситуациями.)

Цель: развитие адекватного реагирования на определенные жизненные ситуации.

Психолог: «Посмотрите, у жителей замка изменились выражения лиц, а вот и третий ключ появился! Значит, что сейчас должно произойти?»

Дети: «Должно закончиться все колдовство на Острове Плакс»

Психолог: «Ой, ребята посмотрите, вот и Царевна-Несмеяна вернулась на свой Остров» (слайд 16)

Дети: «Ура!»

Психолог: «Ребята, мы выполнили все задания и помогли жителям Острова Плакс. Что если мы подарим им наши улыбки на прощание, но необычные, а грустные улыбки. Помните, король Минор при первой наше встрече говорил, что «Улыбка с грустью пополам всем тоже пригодиться? Как они себя будут чувствовать?»

Дети: «Им будет хорошо, весело, ведь мы им помогли».

(Дети с психологом дарят свои улыбки королю,  жителям Острова.)

Психолог: «Правильно. Свою задачу мы выполнили, пора возвращаться с Острова Плакс – таким печальным и таки необходимым. (слайд 17, начинает звучать музыка) Иногда погода бывает грустной, но это так красиво и говорит нам о том, что все-таки любовь есть. Растения и животные могут испытывать чувство грусти. И мы можем грустить, когда нас что-то беспокоит или огорчает. В любую минуту мы можем впустить грустное настроение в наше сердце, если нам это будет необходимо.

Ребята давайте скажем волшебные слова: «Я от грусти не заплачу, поведу себя иначе. Чтобы грусти не бояться, надо весело смеяться». (Дети повторяют за психологом эти слова - афермации.)

Психолог: «А теперь давайте отправимся домой – в наш детский сад. Садимся все опять на нашу подводную лодку и поплыли. (слайд 18, звучит музыка) Вот мы и дома. Снимаем наши водолазные костюмы» (Дети жестами показывают, что снимают водолазные костюмы.)

Психолог: (слайд 19, Психолог рассаживает детей в круг на ковер)

«Ребята, я предлагаю вам сесть в круг. Давайте с помощью «волшебного клубочка» расскажем друг другу: понравилось ли вам путешествие? О каких чувствах мы сегодня говорили? Про какое чувство мы узнали сегодня больше остальных? И какое у вас сейчас настроение?»

(Дети перекидывают клубочек по кругу – получается узор, отвечают на поставленные вопросы).

Цель данного упражнения – выход с занятия, развитие умения описывать свое настроение, развитие эмпатии, рефлексия всего занятия, закрепление знаний.

Воспитатель: «А теперь ребята давайте поблагодарим Наталью Александровну за увлекательное путешествие и попрощаемся с ней»

Дети: (говорят слова благодарности и прощаются)

Психолог уходит.

Воспитатель: «А вам ребята я предлагаю стать самим маленькими добрыми волшебниками – давай превратим грустные лица в веселые.» (переход к занятию аппликации)

Литература:

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.

О.В. Хухлаева. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. – М.: Генезис, 2002.

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.

М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области «Музыка» Тема: « Путешествие на чудо остров»

Развитие координации речи с движениями.Развитие силы голоса, певчего голоса, физиологического дыхания. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.Развитие мелкой моторики, двигател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области познание (ФЭМП) Тема: «Путешествие на «Остров Обезьян»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной  области познание (ФЭМП)Тема: «Путешествие на «Остров Обезьян»  разработала Воспитатель: Скярова М.Г.г. Тагарног...

Презентация к непосредственно-образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Откуда овощи в магазине?» по программе "Детский сад 2100".

На занятии с презентацией «Откуда овощи в магазине» дети получат необходимую информацию об овощах, научатся различать их по внешнему виду, устанавливать причинно-следственные связи, отгадывать з...

Методическая разработка Непосредственно - образовательной деятельности по теме: «Остров сокровищ» для детей с ОВЗ.

Пояснительная записка В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территор...