Методическая разработка Непосредственно - образовательной деятельности по теме: «Остров сокровищ» для детей с ОВЗ.
методическая разработка

Шустикова Марина Николаевна
Пояснительная записка В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. В сфере образования отказываются от уничижительных формулировок, указывающих на функциональные недостатки людей. Вводятся новые термины: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с проблемами здоровья, дети со специальными потребностями, дети с особыми образовательными потребностями. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. На сегодняшний день надо заниматься решением основных проблем организации обучения детей с ОВЗ: • недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, обеспечивающей совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях • отсутствием системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка • неподготовленностью педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в условиях совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях. Поэтому в образовательных учреждениях педагогические кадры проходят подготовку, переподготовку и повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ. Формируются программы по созданию без барьерной образовательной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в образовательные учреждения, а также по обеспечению организации образовательного процесса детей с ОВЗ специальными техническими средствами; Особенно важная комфортная психологическая среда, позволяющая ребенку с ОВЗ нормально чувствовать себя в любых организационно-педагогических условиях. Для этого мы, воспитатели, должны прививать толерантное отношение к ребенку с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1. Пояснительная записка                                                                             2-4

2. Конспект занятия                                                                                       5-10                              

3. Заключение                                                                                                 11

4. Список используемой литературы                                                            12

Пояснительная записка

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

В сфере образования отказываются от уничижительных формулировок, указывающих на функциональные недостатки людей. Вводятся новые термины: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с проблемами здоровья, дети со специальными потребностями, дети с особыми образовательными потребностями. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.

На сегодняшний день надо заниматься решением основных проблем организации обучения детей с ОВЗ:

  • недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, обеспечивающей совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях
  • отсутствием системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка
  • неподготовленностью педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в условиях совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях.

Поэтому в образовательных учреждениях педагогические кадры проходят подготовку, переподготовку и повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ. Формируются программы по созданию без барьерной образовательной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в образовательные учреждения, а также по обеспечению организации образовательного процесса детей с ОВЗ специальными техническими средствами;

Особенно важная комфортная психологическая среда, позволяющая ребенку с ОВЗ нормально чувствовать себя в любых организационно-педагогических условиях. Для этого мы, воспитатели, должны прививать толерантное отношение к ребенку с ОВЗ.

Цель:

-Помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  1. Формирование адекватных форм поведения.
  2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
  3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  4. Развитие крупной и мелкой моторики.
  5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.

Предполагаемые результаты:

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие обще-интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Возраст: старшая группа 5-6 лет.

Основные термины и понятия: остров сокровищ, пираты, сундук, фея, капитан, задания, сокровище, противоположные слова.

Оборудования и материалы: картинки для островов, бутылка, письмо пиратов, карта сокровищ, записки с заданиями, сундук с сокровищами, бисер, игрушки обезьянки, игрушка фея, орехи, маленькие фигуры животных, геометрические фигуры, песочница, флажки, магнитофон, картинки и иллюстрациями «Эмоции».

Ход занятия

Разминка.

Цель: создание позитивной атмосферы, раскрепощение участников.

Упражнение "Приветствие". Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом т.д. Дети могут поменять несколько партнеров.

  1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, по дороге на работу я заметила, что около корня дерева лежит необычная бутылка. Подойдя ближе, мне стало интересно, что в ней. И вот, посмотрите та самая бутылка.… Давайте вместе посмотрим, что в ней?

А в ней мы обнаружили письмо.

Дети. Это карта сокровищ.

Воспитатель. Давайте вместе отправимся в увлекательное путешествие, используя данную карту. Я буду капитан, а вы все мои матросы. Нам предстоит отправиться на разные острова, отгадывать загадки, решать задания! А в конце, если справимся — обязательно найдем клад.

Можно занять места на корабле и поднять якорь. Расправили ручки — изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли!

Дети: ш-ш-ш…

Вперед за приключениями!

Дети. Ура!

2. «Остров диких обезьян».

Воспитатель. Вот и на горизонте первый остров «Остров диких обезьян». Наше задание посчитать всех обезьян, которые тут живут. Мы справимся?

Дети. Да! Конечно!

Мы пираты удалые,
математики простые.
Все задания решаем,
обезьянок посчитаем.

Упражнение «Освободим обезьянок».

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Упражнение «Где обезьянка».

Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

Воспитатель. Молодцы ребята, и за правильно выполненное задание нам полагается пиратский ключ.

А мы с вами на нашем корабле плывем дальше.

Дети: ш-ш-ш …

3. Психогимнастика.

Воспитатель. Ребята, пираты бывают злые. Изобразите это на лице. Бывают грустные. Изобразите грусть. А у нас пираты добрые, веселые. Изобразите это на лице.

Дети выполняют задания.

4. «Остров говорящих попугаев».

Воспитатель. Вижу по маршруту следующий остров – «Остров говорящих попугаев». Наше задание – получить следующий ключ. Вы готовы к испытанию?

Дети. Всегда готовы!
Воспитатель. Тогда берите подзорную трубу.
Дети. Делают из пальчиков подзорную трубу.
Воспитатель. Что вы видите?

Дети. Попугаев!

Воспитатель сообщает детям о том, что попугаи очень умные, и они хотят выяснить, смогут ли ребята назвать слова, противоположные по значению тем, которые он сейчас назовет:

Глубоко – мелко
Сыро – сухо
Солнечно – пасмурно
Веселый – грустный

Жадный – щедрый
Толстый – худой
Крупная – мелкая
Высокая – низкая

Длинный – короткий
Широкая – узкая
Кудрявый – лысый
Темное – светлое

Прекрасный — ужасный

Воспитатель. Молодцы ребята! Попугаи довольные вашими ответами и за это задание мы получаем второй ключ.

Уже пора отправляться дальше. Вперед, на корабль!

Дети: ш-ш-ш…

5. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель. Ну а сейчас приготовили свои пальчики для гимнастики. Мы сильные и смелые пираты, не страшны нам ни бури, ни грозы. За своим капитаном, мы пойдем и в пургу и морозы!

  • «Морские брызги». Дети стряхивают «морские брызги» – похлопывают тело от ног до плеч.
  • «Бескозырка». Поправляют «ленточки бескозырки» – поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка.
  • «Поцелуй морского ветра». Теплый ветер ласкает лицо, касается губ, на которых ощущается соль моря – поглаживают лицо.
  • «Горизонт». Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз – в «бинокль» они рассматривают горизонт.
  • «Яблочко». Дети становятся в круг, держатся за плечи, покачиваются, улыбаются. Затем подбрасывают и ловят разноцветные мячи.
  • «Корабль по курсу». Проводится гимнастика, напоминающая морскую азбуку, сигналы флажками.

6. «Остров царя Салтана»

Воспитатель. А теперь дети, едем прямо на восток, Мимо острова Буяна,

В царство, славного Салтана...». Там задания решим, ключ получим и спешим. Чудо клад мы все найдем, и домой мы попадем.

Чтоб получить ключ от царя Салтана, мы должны пройти 3 задания:

-Первое задание будет следующим — какой-то злодей перепутал все волшебные орешки белочки из сказки «О царе Салтане». Ваша задача все вернуть на места и распределить орешки в тарелке (по цвету, величине, форме) и распределить по отсекам. Для этого задания воспитатель приготовил и разукрасил разные виды орехов.

-Второе задание из бисера разного цвета выложить полоски. С помощью воспитателя придать форму радуги, правильно подбирая цвет.

Цель: учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, захвата щепотью.

-Третье задание для хорошего настроения мы создадим общее солнышко. У меня есть лучи и смайлик на листе бумаги, где появится наше солнышко. Берем лучики и клеем к солнышку!

За это задание мы получаем третий ключ и отправляемся дальше. Вперед, на корабль!

Дети: ш-ш-ш…

7. Психогимнастика.

Ой, какие молодцы!!! Не устали?! Теперь мы все вернемся в круг, сделайте два глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле. Давайте поздороваемся с солнышком!

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!

8. «Остров сокровищ».

Воспитатель. Мы приплыли на остров сокровищ! Наш ждут новые приключения и поиск клада!

Упражнение «Раскопай-ка клад». (Упражнения делаем с помощью стола для рисования песком). Вариация игры “Чудесный мешочек”

Этот вариант упражнения предлагается ребенку в виде сказки: «В одной сказочной стране жила прекрасная фея. Она жила в волшебном лесу со сказочными обитателями. Но еще ей очень нравилась песчаная страна по соседству. Она любила летать над этой песчаной страной и любоваться дюнами, песчаными морями. Однажды, когда она пролетала над песчаной страной, поднялась песчаная буря, да такая сильная, что Фея растеряла все свои волшебные фигурки. Фея очень расстроилась, ведь без этих фигурок, погибнет ее страна. Давай поможем их найти, и вернуть феи. А за это, она подарит нам последний ключик, от волшебного сундучка с сокровищами.

Дети выполняют задания, ищут в песке фигуры (игрушки животных и геометрические фигуры).

Воспитатель. Отлично! Вы нашли фигуры, а за это добрая фея отдала нам последний ключик. Теперь мы сможет открыть волшебный сундучок и получить сокровища.

Дети вставляют ключи в замки и открывают сундук. На дне они обнаруживают «золотые медали», карандаши и книжки.

9. Подведения итогов.

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вам понравилось?

-Что вам больше всего запомнилось?

-Какое задание было самым сложным?

-Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.

Заключение.

Для того чтобы организовать работу с детьми ОВЗ в социуме необходимо обучить их играть, выполнять необходимые действия, правильно говорить и др. и итогом всей коррекционно-развивающей деятельности является перенос знаний полученных в процессе обучения в игровую деятельность. Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми планируется в тесном взаимодействии с педагогами, родителями, медицинским персоналом, сотрудниками детского сада и другими учреждениями.

После написания и реализации методической разработки НОД для детей с ОВЗ, я пришла к выводу, что эти детки ничем не отличаются от здоровых детей. Они в своем роде «уникумы», к которым надо найти правильный подход.

Перед написанием конспекта занятия, я прочитала специальную литературу о том, как правильно организовать и заинтересовать деток с ОВЗ. Очень хорошо в работе помогли лекции, которые я читала на сайте, когда проходила обучение.

Колоссальная работа была проведена и с помощью узких специалистов. Консультировалась со штатным психологом, логопедом, инструктором по физической культуре. Собирая по крупинкам важную информацию, как сделать занятия интересным и в свою очередь несложным и увлекательным.

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 «Об образовании в РФ»
  3. Бережная Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста». Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
  4. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».; № 2 2005г.
  5. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».; № 4 2005г.
  6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». – СПб.:  Детство-Пресс, 2012. -208 с.
  7. Ефименкова Л.Н.«Формирование речи у дошкольников». М.: «Просвещение», 1981.
  8. Интернет ресурсы:  http://nsportal.ru/,    http://festival.1september.ru/http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми среднего возраста по физическому развитию по теме: «Остров сокровищ»

Этот конспект НОД будет интересен для детей младшего и среднего возраста. В нём не только дети двигаются, но и отгадывают загадки, и знакомятся с дикими животными....

Методическая разработка образовательного мероприятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: "Приключения Буратино"

       Закрепить навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;            Закрепить умение правильно отвечать на вопросы:...

Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.

Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....

Методическая разработка Образовательный проект «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: от...

Методическая разработка образовательной деятельности "В поисках сокровищ"

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представленийв подготовительной к  школе группе № 5  «Незабудки»«В поисках сокровищ...

Презентация постерного доклада на межрегиональном методическом марафоне "Образовательные инициативы: современные технологии математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Развитие  познавательных способностей  детей дошкольного возраста – эта одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Для решения этой задачи особенно важным является формиров...