Статья на тему: "«Развитие у дошкольников навыков пиктографирования».
статья по окружающему миру по теме

Макарова Елена Александровна

Возрастающее внимание современной дошкольной педагогики и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира- его высокой динамичностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kozlova.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развитие у  дошкольников навыков пиктографирования».

Автор старший воспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида №2387 Козлова Елена Александровна.

Возрастающее внимание современной дошкольной педагогики и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира- его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранить гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного дошкольного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Исследовательская деятельность предполагает развитие у дошкольников  умений :

(видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы), но наша задача заключается не только в развитии у дошкольников выше перечисленных умений. Важно научить детей отображать полученные знания с помощью доступных им средств. Известно, что дети дошкольного возраста еще не владеют навыками письменной речи, поэтому пиктографическое письмо будет являться наиболее эффективным способом трансформации мыслей в графический образ.

В связи с этим вытекает проблема: развитие у дошкольников навыков пиктографирования.

 Это средство обусловлено принципом природосообразности согласно которому в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей.

Изучением пиктографического письма занимались многие психологи  В. Вунд, Ш.Боллюе, Г.Гетцер, Л.С. Выготкий, А.Р.Лурия, В.П. Ясвин, А.Н.Леонтьев.

Если проанализировать фразу «пиктографическое письмо», то понятно, что она состоит из 2 слов «пиктографическое» и «письмо».

Пиктограмма- это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Основные черты пиктографического письма:

  1. Пиктографическое письмо воспроизводит некоторые единицы смысла- простейшие интернациональные понятия, реальные. В силу этого надписи пиктографическим письмом могут быть понятны людям, говорящим на разных языках, даже если пиктографические письма этих языков различны.
  2. В отличие от алфавитной системы письма, пиктографическое письмо не отображает грамматических, фонетических и других правил.

В Городской программе развития на 2012-2016 г «Столичное образование» г. Москвы сказано, что увеличивается доля детей, для которых русский язык не является родным и на данный момент достигает 40%, поэтому с помощью пиктографирования воспитатель научит их общаться со сверстниками и сможет подготовить к школе.

  1. Пиктографическое письмо родственно системе невербальной коммуникации.

Письмо – это послание, сообщение, информация, зашифрованная специальным образом.

Меня заинтересовала тема пиктографирования, потому что она позволяет воспитателю решать множество психолого- педагогических проблем, при этом учитываются  возрастные особенности и интересы детей. Процесс совместной деятельности с детьми становиться более интересным, увлекательным и разнообразным.

Перед собой я поставила конкретную цель:

Развитие у дошкольников навыков пиктографирования.

Задачи:

  1. Учить детей исследовать объекты и явления окружающей жизни.
  2. Способствовать развитию чувственного опыта дошкольников, обобщению полученных знаний в слове, умение фиксировать приобретенные знания с помощью пиктограммы, т.е трансформировать мысль в графический образ.
  3. Развивать психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие, речь).
  4. Воспитывать уважительное отношение детей к мнению и образу мышления других  людей.

Изменения, происходящие в российской системе образования, а именно: новые Федеральные Государственные требования направлены не только на изменения содержания изучаемых программ, но и на изменение подходов к методике обучения и воспитания- это расширение арсенала методических приемов воспитателя, активизация деятельности детей в ходе организованной образовательной деятельности, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поиска путей решения проблем, а также максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса.

На практике я широко использует метод пиктографирования в основных видах организованной образовательной деятельности с детьми .

Образовательная область «Коммуникация».

Очень часто у детей вызывают большие сложности изучение пословиц, в которых скрыты чувства и переживания человека, его внутренний мир, отношения между людьми. В сравнении с этим, исследование пословиц, поясняющих процессы, происходящие в природе  и описание внешнего мира, для детей более доступны, т.к. они наблюдают за этими процессами постоянно. Но одновременно с этим, заметна еще одна особенность, о чем бы ни говорилось в пословице, дети действительно не видят истинного ее контекста, обращая все свое внимание на воссоздание наглядного образа или персонажа.

Используя метод пиктографирования во время работы над пословицами, я  добиваюсь раскрытия детьми скрытого смысла изречения.

Через пиктограммы дети раскрывают смысл пословиц по частям, и начинают понимать подтекст, а не выделять один предмет или объект.

Образовательная область «Познание»

Формирование целостной картины мира

В старшем дошкольном возрасте я знакомлю детей с историей возникновения письма и способами его написания, используя при этом книгу с изображением наскальных рисунков, где сказано, что племена американских индейцев вплоть  до XIX века писали с помощью пиктограмм: сложные, тщательно прорисованные символы изображали понятия и целые истории посредством простого визуального сходства.

Использование пиктограмм при ознакомлении детей с природой

В процессе познавательно- исследовательской деятельности ребенок получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями живой и не живой природы, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои знания и представления о мире природы.

Ознакомление детей с природой строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного мышления ребенком некоторых свойств, предметов и явлений. Строю свою работу в три этапа:

На первом этапе предлагаю детям по готовым схемам пиктограммам зашифровать конкретную информацию о  явлениях в мире природы и деятельности людей.

На втором этапе – каждый ребенок самостоятельно составляет по той же схеме  пиктограммы  о  любом времени года.

На третьем этапе перед детьми ставиться определенная  проблема в области живой и неживой природы, где они с использованием самостоятельно подобранных схем пиктограмм фиксируют информацию, отвечая на вопросы по данной проблеме.

С помощью пиктографического письма педагоги формируют у детей целостную картину мира.

Образовательная область «Безопасность»

Чтобы подвести детей к осознанию необходимости обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности, совместно с детьми исследуем небезопасные для них ситуации.

     Программа по Безопасности состоит из следующих разделов:

  1. Ребенок в общении с другими людьми
  2. Ребенок и природа
  3. Ребенок дома
  4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка
  5. Ребенок на улицах города

      Выбрали несколько тем: «Гроза», «Пожар», «Ребенок на улицах города».

   Перед детьми были поставлены следующие проблемы:

  1. Чем опасна гроза?
  2. Огонь – опасность или польза?
  3. Зачем нужны дорожные знаки?

Каждый этап исследования дети пиктографировали. Таким образом, при исследовании проблемы каждый ребенок получал не просто готовые знания, а был активен в поиске ответов на поставленные вопросы. Вместе с тем использование пиктограмм способствовало более прочному запоминанию детьми усвоенного материала.

По данной проблеме тесно взаимодействую с родителями. Организовала детско- родительский клуб «Я исследователь», дети совместно с родителями презентовали проекты с использованием пиктограмм.

Таким образом,  с помощью данного метода дети не просто учатся  отображать полученные знания в виде графических образов, этот метод позволяет развивать у ребенка умение  планировать собственную деятельность,  добывать информацию разными способами, сравнивать полученные знания с исходными, развивает психические качества дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, готовит к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечивает безопасность жизнедеятельности детей, развивает ребенка как личность, тем самым реализует ведущие цели основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», соответственно программу «Столичное образования-6».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие навыка звукового анализа синтеза"

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения. На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематиеского восприятия и ...

Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Статья на тему: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста и их роль в устранении проблемы заикания».

Статья об одном из важных и интересных элементов музыкального занятия - развитии певческих навыков. Из каких этапов состоит разучивание песни. Какой основной целью является развития певческого навыка....

Статья на тему: Развитие двигательных навыков у детей раннего возраста.

Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными помогают движения. Развивать их с раннего детства очень важно....

Статья на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный...

Статья на тему : Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Статья поможет музыкальным руководителям решить проблемы постановки певческого  навыка (голоса) у ребенка-дошкольника. В игровой форме, через различные виды детской музыкально...