Главные вкладки

    Методическая разработка Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Левицкая Елена Анатольевна

     Разработка содержит теоретический и практический материал по организации пальчиковых игр . Пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет правильно формировать связную речь ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    « Начальная  школа – детский сад №5»

    Методическая разработка

    Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры

                                                                          Составитель:

                                                                         Левицкая Елена Анатольевна                            

                                                                         воспитатель

    Юрга 2010

    ВВЕДЕНИЕ

    Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения  людей.

    Ребенок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен  овладеть языком, на котором говорят  окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребенку приходиться за немногие годы усвоить все богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.

    Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться языком, как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

            Речь непрерывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учиться адекватно, воспринимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать свои чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

    Развитие речи, как средства общения, позволит ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

    В настоящее время «время прогресса», взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио – , и  видеотехнику).          

    Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания). Поэтому у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи, специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствуют овладению связной речи.

    Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если развитие пальцев отстает, как правило, отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в норме и выше.

    Для того чтоб эти показатели соответствовали возрастной норме, необходимо, как можно чаще играть с детьми. При этом пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

    Актуальность работы заключается в том, что в результате разучивания пальчиковых игр, дети достигают хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает руку ребенка к  графа–моторным навыкам  рисованию и в дальнейшем к письму.

    Цель        : использование пальчиковых игр, для развития речи детей 3-4 лет.

    Задачи:

    1. научить ребёнка применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;
    2. развивать мелкую моторику пальцев рук;
    3. воспитывать интерес к стихам, к русскому фольклору, к пальчиковым играм

    Ожидаемый результат: в результате проведения  пальчиковых игр у детей:

    1. развиваеться мелкая моторика;
    2. развиваеться связная речь;
    3. увеличиваеться словарный запас.

    Таким образом, речевое развитие является важнейшим аспектом общего психологического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется по средствам языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим, лексическим, грамматическим строем.

    1. Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры.

    Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда воспитатель, для пальчиковой игры, берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального  развития впечатлений. Поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим.

    Насколько ребенку понравится, игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойное ласковое настроение осторожное, бережливое прикосновение. Для детей 3-4 лет имеет большое значение выразительная мимика  и речь взрослого.  Для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи в пальчиковых играх наизусть.

    Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир родных песенок и потешек, построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза, За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нем.

    Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их решение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

    Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В пальчиковых играх, существует, масса потешек в которых сочетаются речь и движение рук. Любому ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде,  а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивают мелкую моторику  и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного, и улавливать ритм речи.

             Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

    Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно.

    Пальчиковые игры - это  инсценировка каких-либо рифмованных историй, при  использовании пальцев, рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «вверх», «вниз».

    Очень важны пальчиковые игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети 3 лет осваивают игры, которые проводятся двумя руками. Дети 4 лет могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

    Более старшим детям, можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом: мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками.

    2. Способы проведения пальчиковых игр и занятий для развития мелкой моторики.

    Помня о том, что  задержка развития речи и дефекты произношения осложняют жизнь ребенка и, следовательно, отражаются на его общении со сверстниками и взрослыми, проводиться работа на развитие мелкой моторики с помощью        пальчиковых игр. Над устранением недостатка речи детей проводится работа совместно с логопедом. А родителям разъясняется: прежде чем научить ребенка читать, ему надо помочь исправить речь. Что в свою очередь, предполагает достижения определенного уровня развития, познавательного интереса, любознательности, усидчивости, фантазии.

    Обследуя степень развития речи и мелкой моторики рук детей, проводится индивидуальная беседа с родителями. Отмечается значимость пальчиковых игр и мелкой моторики для развития речи детей.

    В информационном уголке группы, для родителей, размещены рекомендации и описаны упражнения по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

    Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания кажутся трудными.

    Задача воспитателя донести до родителей значение пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и развитие речи.

    При первичном обследовании детей поступающих в группу, выявляется уровень их развития, интеллектуального, общего и речевого. Речевое развитие оставляет желать лучшего. У большинства детей речь развита несвязно, недостаточно ясная, маленький словарный запас, неправильное произношение звуков. В работе с детьми постоянно используются пальчиковые игры. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает игра с пальчиками «Дай нам солнышко тепла»  (Приложение 1)  Во время этой игры дети тянут ручки к солнышку, прося солнышко о тепле. Они искренне верят в то, что солнце их слышит и выполнит их просьбу о тепле и силе. Эта игра не только учит любить окружающую природу (солнышко), но и  развивает мелкую моторику рук, речь, память ребенка, т.к. игра сопровождается стихами.

    Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»  (Приложение 1),  подходит для детей 3 лет, она нравится детям, т.к. сопровождается потешками в которых, сочетаются речь и движения рук. В этой игре речь идет о грибах. Дети, наперебой начинают рассказывать какие они знают грибы, как они ездили с родителями в лес по грибы, и что им очень понравилось собирать их. Эта пальчиковая игра развивает речь, учит любить природу, формирует знания о грибах.        

    Игра «Божья коровка»  очень занимательна, дети ее постоянно повторяют. Перед приемом пищи просят «Божью коровку» принести им хлеба, черного и белого, только не горелого. В летний период, на улице, ребятишки стали больше обращать внимание на насекомых, ища среди них «Божью коровку». Эта игра развивает не только речь и память ребенка, но и учит любить насекомых. (См. приложение)  

    Пальчиковая игра «Курочка по зернышкам». В этой игре  много различных движений пальчиками и потешек, которые с большим удовольствием дети разучили. В этой игре речь идет о домашних животных, о повадках животных. Дети запомнили всех животных о которых говориться в этой игре.  С удовольствием повторяют возгласы животных, строя при этом мимику, изображая их. Игра развивает речь, учит любить домашних животных, развивает воображение. (См. приложение). 

    Игра «Дружба» хорошо развивает мелкую моторику и учит детей дружно относиться друг к другу, играть  в коллективе.

    Эти пальчиковые игры очень эмоциональны, их можно проводить как в  детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

             Пальчиковая игра «Помощники» учит детей помогать взрослым, воспитывает у них трудолюбие. При произношении потешек дети усиленно трут ручками друг о дружку, словно пытаются перемыть всю посуду и помочь маме.

     Такие пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, насекомых, людей и их деятельность, явления природы.

    Выполняя пальчиками различные движения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

    Благодаря пальчиковым играм в мозгу ребенка формируется проекция, схемы человеческого тела, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Для тренировки разработана активная и пассивная  гимнастика для пальцев рук. (См. приложение).   Пассивная гимнастика рекомендуется, как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики рук. Затем следует перейти к  упражнениям активной пальчиковой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

    Развитие речи происходит при проведении театрализованных игр. Т.к. игры сопровождаются стихами, словами из сказок, проговаривая их, ребенок не только развивает речь, воображение, но и память.

    Театрализованные игры хорошо развивают мелкую моторику рук, т.к. сопровождаются движениями пальцев рук. А еще маленькие пальчики могут стать настоящими театральными артистами с гримом и яркими нарисованными костюмами.  Нарисовав фломастером на подушечках пальцев рожицы, с детьми можно  разыграть простую сказку «Колобок» или «Теремок». Дети охотно играют пальцами, показывая персонажей из сказок. Проговаривая сказку, развивается детская речь. Имея в группе кукол би-ба-бо, детям не приходиться скучать. Дети сами разыгрывают знакомую сказку, или придумывают свою историю.

    На занятиях с детьми по ручному труду, вызывается желание сделать что-то своими руками, например оригами. При сложении различными способами бумаги, дети проговаривают свои действия, при этом развивается творческое воображение, речь и логическое мышление.  Наличие материала для занятий, его высокое качество, разнообразие способов сложения бумаги, позволяют создать благоприятные условия для овладения детьми искусством оригами. Конструирование из бумаги развивает творческое воображение, фантазию,  аккуратность, умение бережно использовать материал.

    Дети 3-4 лет любят рвать бумагу. На подобном занятии можно извлечь пользу, специально выдав детям бумагу «на растерзание». Упражнения с бумагой не только развивают мелкую моторику пальцев рук, но и помогают ребенку освободиться от накопившегося раздражения, сбросить негативную энергию. Можно предложить вырезать из картона силуэт тарелочки, гриб или животного и наклеить на нее бумажные обрывки. В процессе работы с ребенком необходимо проводить беседу  по поводу его действий. Вследствие чего у ребенка развивается речь и творческое воображение, воспитывается любовь к животному и растительному миру. Одновременно и веселая забава и полезное упражнение.

    Любое из этих занятий требует усидчивости, терпения, развивает навыки выполнения действий по заданному образцу, что способствует развитию фантазии и двигательной активности кисти руки. Двигательная активность, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, воображение, способствует автоматизации звуков.

    Заключение

    В результате постоянного применения пальчиковых игр, занятий на развитие мелкой моторики у детей:

    1. развивается мелкая моторика пальцев рук;
    2. дети стали использовать пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;
    3. вырос интерес у детей к русскому фольклору, к стихам.

    Таким образом, пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет правильно формировать связную речь ребенка.

    Правильно сформированная речь у детей позволяет ему адекватно пользоваться родным языком в различных ситуациях, вступать в эффективное взаймодействие со взрослыми и другими детьми, успешно воспринимать материал на занятиях.

    Список литературы

    1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ М.М. Алексеева, В.И.Яшина.– М.: Просвещение. -  2000 г.

    2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада./А.Г.Арушанова. – М.: Мозайка – Синтез, 2007 г.

    3.Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии [Текст] Хрестоматия/Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: «Астрель» 2006 г.

    4. Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010 г.

    5. Новиковская О.А. Веселая зарядка для пальчиков.[Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Нравственно – патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного города.

                                    «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

                                    фантазии, творчеству- это источник любви к Родине.

                                    Понимание и чувствование величия, могущества

                                    Родины приходит к человеку постепенно и имеет

                                    своими истоками красоту»

                                                                            В.А.Сухомлинский

    Введение.

     «Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше  ассоциируется с  данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и  родителями задачи? 

    Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является ее сыном , значит, Россия для него Родина.

    Единого подхода к определению «нравственно - патриотического воспитания» не существует.

    Нравственно – патриотическое - воспитание понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, взрослые могут  влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду , своим обязанностям.  В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей должны  решаться также задачи их эстетического воспитания.

    Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.

    Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически , природно - экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

    Цель: формирование любви к родной земле, правильного отношения к обществу, людям труда, своим обязанностям.

    Задачи:

    1. Познакомить дошкольников старшего дошкольного возраста с историей г. Юрги;

    2. Формировать правовое сознание дошкольников;

    3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    4. Воспитывать уважение к  людям труда;

    5. Развивать у детей стремление к созидательной деятельности.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Методы:

    -метод приучения;

    -упражнений;

    -пример взрослых;

    Организация деятельности:

    -труд;

    -игра;        

    -беседы;

    -художественная литература;

    -рассказывание, рассмотрение картин;

    -показ слайдов. 

    Нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер,  и  пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях «Формирование целостной картины мира» .Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного нравственно - патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае ,  знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.

    Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

    Необходима система работы, включающая занятия по развитию речи, окружающему миру, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения.

    Определяя методику проведения данной работы , необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми (занятия, беседы, досуги, познавательные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, прогулки, развлечения и. т.п.).

    Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово; музыка; изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

    Поэтому фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям. Если у дошкольника эти качества не будут сформированы надлежайшим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется трудным, а подчас и невозможным! Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

     

    Теоретические основы  нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

    В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации , обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства), преобладание общественного интереса над личным.

    Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания главными основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения .

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, о городе, в котором живешь.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события . Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

    Воспитание чувств любви к родному городу  начинается от простого к сложному. Любовь к окружающей природе, родному городу - составная часть воспитания глубоких патриотических чувств. Поставив перед собой эту задачу, были выбраны для ее решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры, показ презентации.

    Организация и проведение  работы по нравственно – патриотическому  воспитанию дошкольников.

    Работа по воспитанию любви к родному городу началась с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе. Оказалось ,что эти знания пока невелики: ребята имели представления лишь об улицах, на которых проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные . В ходе тематических бесед с использованием презентаций, шло побуждение детей делать выводы, давать нравственные оценки услышанному и увиденному.

    С помощью книги «Портрет города» [6 ] с  воспитанниками  была проведена беседа о Юрге и истории возникновения города. Детям были показаны фотографии первых улиц города 1940-х г.г. Ребята узнали историю возникновения названий улиц в городе. Так  многие улицы нашего города названы в честь героев Великой Отечественной Войны (А.П.Максименко, В.Н.Исайченко) и городов – героев ( улицы: Ленинградская, Московская, Волгоградская).

    В ходе наших бесед с ребятами было предложено узнать у своих родителей, как называется улица на которой они живут, имеет ли она свою историю и расположены ли достопримечательности на ней?

    Немало рассказов детям  было о подвигах Героев Советского Союза В.Н. Исайченко и А.П. Максименко во время Великой Отечественной Войны. Ребятам было задано домашнее задание вместе с родителями составить рассказ  о родственниках, воевавших на Великой Отечественной Войне  (если такие были). Подготовив такое домашнее задание, дети с удовольствием рассказывали о заслугах прадедушек и прабабушек во время Великой Отечественной Войны. А некоторые воспитанники изобразили их подвиги на рисунках.

    Также с детьми было проведено интересное музыкальное развлечение на тему «Юрга-музыкальная», откуда ребята узнали для себя много нового и интересного. Дети водили хороводы в русских национальных костюмах , исполнили песню «Во поле береза стояла» , ребятишкам было предложено исполнить композицию на русских музыкальных инструментах. На развлечение была приглашена мама Жени Антонова, которая пришла в татарском национальном костюме и рассказала детям о татарских национальных праздниках , исполнила татарский народный танец , доставив радость своим исполнением. Так воспитанники поняли , что наш город многонациональный и у  каждой нации своя культура и свои  национальные костюмы. Для ребят были показаны слайды, с изображением  лучших музыкальных коллективов города. Дети узнали, что лучшие музыкальные коллективы, такие как : хор русской песни «Сибирские самоцветы», хореографические коллективы «Радость», «Созвездие», «Небесные танцовщицы», татарский ансамбль «Дуслык» находят признание на международных, Всероссийских, региональных и областных фестивалях и конкурсах.

    Совместно с инструктором  по физической культуре с детьми было проведено спортивное развлечение под названием «Спортивная надежда Юрги». С удовольствием ребятишки соревновались между собой, показывая друг другу спортивную закалку и удаль. А на спортивное развлечение в качестве жюри был приглашен  бывший тренер по самбо, кандидат в мастера спорта, а ныне пенсионер П.К.Багданов. Петр Кузьмич оценил спортивную закалку у ребят, задавал задор детям своим настроением. Также ребятам  были продемонстрированы фотографии с изображением спортсменов Юрги. А из рассказов тренера дети узнали, что Юрга прочно занимает место в числе лучших городов Кузбасса по организации спортивно - массовой работы и в смотрах - конкурсах по спортивному мастерству. Поэтому спортсмены города добиваются высоких спортивных результатов не только в нашем городе , но и в других городах России.

     На одном из занятий по формированию целостной картины мира детям была показана презентация «Родной город», которая познакомила их с достопримечательностями Юрги, такими как : Дворец культуры «Победа», спорткомплексы «Темп», «Олимп», различные памятники архитектуры , Краеведческий музей,  парк А.С.Пушкина , фонтан, здание администрации , различные заводы города, реку Томь. В презентации город был показан во все времена года, где дети лучше всего могли наблюдать признаки того или иного сезона: весной - в цветущем саду; зимой – на заснеженных городских улицах; реке Томь; осенью  в парке имени А.С.Пушкина.

    Так как наш детский сад находится в привокзальной части города и нет возможности с ребятишками проводить экскурсии по городу , для них была организована специальная поездка по городу, чтобы увидеть все  достопримечательности Юрги. Из этой экскурсии ребята подчеркнули для себя много нового и интересного о городе и его достопримечательностях.

    Чтобы расширить детский кругозор о птицах и животных родного края с ребятами была организована поездка в Краеведческий музей, где  с ними прошла беседа на тему «Животный мир Кузбасса», из которой дети узнали много познавательного и нового о животных и птицах  родного края. После экскурсии дети делились своими впечатлениями между собой и преподавателями в детском саду.

    Для ребят, совместно со  специалистом дополнительного образования,  в дошкольном учреждении  организован кружок «Игровая экология». На кружке в игровой форме ребята узнают много нового и познавательного о природе в целом. Занимаются различными  дидактическими играми по теме : «Экология».

    На одном из тематических занятий вместе с детьми была проведена игра «Угадай профессию» . В ходе которой было выяснено, что воспитанники знают о разных профессиях. Во время игры дети поняли- что тот, кто горячо любит свой город, старается сделать его своим трудом еще краше и что нашу Юргу населяют люди самых различных профессий.

    Перед игрой была поставлена цель: развить у детей  интерес и желание узнавать о различных профессиях. В тот же день было дано задание узнать, где трудятся их папы и мамы, а родителей  попросили в беседе с детьми по больше рассказать о своей работе.

    Также  с ребятишками была организована презентация о различных предприятиях города и их направленности. Конкретнее, детям были показаны слайды о Юргинском машиностроительном заводе, и о  профессиях завода. Во время беседы ребята узнали о направленности и назначении завода. Поняли, что на заводе работают люди разных профессий и  каждая профессия важна.

    На одном из тематических занятий была проведена беседа о реке Томь ,  показаны слайды о реке, ее истоках и уникальном памятнике эпохи каменного века - Тутальской писаницы. Детям было предложено изобразить  на березовой коре угольком рисунки , которые они смогли увидеть на скалах. Эта работа привела их в неописуемый восторг, ребята никак не могли оторваться от своей работы. После этого ребятам было предложено  вместе со своими родителям составить рассказ о самом красивом и любимом уголке нашего города, о реке Томь и Тутальской писаницы. Затем наиболее интересные рассказы были записаны в альбом, а воспитанники проиллюстрировали свои рассказы.

     С помощью специалиста дополнительного образования по рисованию дети выполнили коллективные работы на темы: «Улица нашего города» и «Новые дома в нашем городе».

    В рисунках по замыслу появились темы, связанные с Юргой: «Наша улица», «У фонтана», «Мой детский сад», «В парке».

    С целью закрепления знаний о городе был организован конкурс семейного рисунка «Наш город - Юрга»

     А совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно- патриотических чувств у детей. Ребята стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирали мусор, сажали цветы, овощи на огороде, который расположен на участке дошкольного отделения.

    Так у ребят появилось новое отношение к окружающему: что любишь - надо беречь.

    В результате проведенной работы знания воспитанников о городе стали глубже, шире, их рассказы о нем содержательнее, образнее, эмоциональней. В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному городу, к жителям, его населяющим, различным профессиям ,которое резко отличалось от прежних знаний.

     Богатство впечатлений воспитанников отразилось в их игровой деятельности в сюжетно-ролевых играх.  Мальчики стали чаще играть в строителей, чтобы поскорее достроить 4-й микрорайон в городе, возводя из конструктора красивые дома. А девочкам понравилось играть в ветеринарную лечебницу, изображая ветеринаров, которые пытаются вылечить всех животных в городе.

    Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий  приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к городу и его жителям.

    Заключение.

    В результате проведенной работы с детьми, цель,  поставленная заранее, была достигнута. Дети прониклись любовью к родному городу. У них развилось правильное отношение к обществу, людям труда, различным профессиям и к своим обязанностям. Более  глубже стали знания об истории создания родного города.

     Ребята надолго сохранят яркие впечатления о Юрге, которые вызвали у них эстетическое наслаждение, позволили пережить радость и сделать собственное открытие о своем городе.

    Воспитать же действенную любовь к близким людям, к малой родине,  помогли совместные усилия детского сада и семьи.

    Проделанная работа позволила сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.

    Особое значение приобрела совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края!

    Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это передано было детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственно -  патриотических чувств.

    Список литературы:

    1. Виноградова  А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] Методическое пособие/ Под ред. А.М. Виноградовой., -  М., Мозаика – Синтез -  1991.С.50-53.

    2. Портрет города «Юрга и юргинцы» [Текст] Публикации/ авторский коллектив Р.Н.Данилова, К.В.Евтеев, Д.А.Федорин, Д.В.Суязов. – Юрга ООО «Печаитные системы»,- 2004

    3. Юрга и юргинцы [Текст] Публикации/авторский коллектив Р.Н.Данилова, Е.Тамбовцев, П.Ласточкин- Томск «Д-Принт»-2008г.

    4. Юрмаш 60 лет [Текст] Публикации / авторский коллектив М.А.Ульев, Н.В.Никулина, П.В.Жаворонков и др.  – М.: Ю 667 «Коллекция – Совершенно секретно» - 2003г.

    5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] журнал «Дошкольное воспитание»  /. N 1.  - 2004. - С. 60 - 68.

    6. Свербиева В.Н. С любовью к малой Родине [Текст] журнал «Воспитатель»/ №10 - 2010.С. 22-27

    7. Хурда Т.А., Ситникова Л.А. Воспитываем любовь к родному городу [Текст] журнал Воспитатель/ № 7 - 2010. С.25-28

    Электронные образовательные ресурсы:

    http://www.portal-slovo.ru

    http://www.detsadclub.ru/index.php/zametki-dlya-vospitatelya




    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    «Начальная школа- детский сад №5»

    Проект

    Нравственно – патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста на основе русской культуры.

    Для воспитанников 5-7 лет

                                                                    Составитель:

                                                                    Левицкая Е.А -воспитатель                                                                         МБОУ «НШ-ДС№5»:

     Юрга 2012 г.

    Составитель: Левицкая Елена Анатольевна, воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №5»

    Консультант: Черногузова Елена Васильевна, старший воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №5»

    Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое патриотизм, гражданственность, каково их назначение и роль в усвоении дошкольниками нравственных норм жизни в обществе, через знания о русской культуре.

    Проект содержит план занятий, фотографии с праздников и развлечений по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям).

    Введение

                                                    Много на свете мест, где жить привольно,

                                                    но всякого тянет туда, где он родился и                                                         жил с родными своими.

                                                    Там всё ему знакомо и дорого.

                                                    Наша Родина, наше Отечество – Россия.

                                                                  (К.Э. Циолковский )    

                       

    Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

      Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.  

     Проблема: В старшей и подготовительной к школе группе проводилась диагностика о знаниях русской культуры и национальных традициях. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм.

    Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

            Актуальность данной проблемы:

    В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

    Работая с детьми, серьёзно задумываешься над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Изучая возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста и определилось содержание проекта.

            Цель проекта: формирование нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе русской культуры.

    Задачи:

    - познакомить детей с народными традициями;

    -развивать у детей стремление к созидательной деятельности;

    - воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе, к людям к дому, к детскому саду;

    -вовлечь родителей  в воспитательный процесс для совместной работы.  

    Ожидаемый результат:

    Реализация данного проекта позволит:

    -заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

    -приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Участники проекта:  дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.

            Период выполнения- с 12.11.12 по 30.11.12.

    Теоретическое обоснование проекта

      Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

    В процессе работы по нравственному - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

     Нравственно-патриотическое воспитание возможно по средствам любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

     Также нравственно- патриотическое воспитание возможно в устном народном творчестве, где сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности.

     Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, идет приобщение ребят к общечеловеческим  нравственным ценностям.

    В процессе работы по нравственно- патриотическому воспитанию идет знакомство детей с русским фольклором. В нем каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.                

     Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного - патриотического воспитания детей.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

            Очень важно ознакомить детей с декоративной народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

            Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению добрых семейных связей.

    Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира. 

    Проектная часть

    Вид проекта - нормативный

    Предварительная работа: на занятиях, решая цели и задачи,  используются следующие формы и методы:

    -   познавательные беседы;

    - чтение русских народных сказок, былин ;

    -  творческая продуктивная деятельность детей;  

    - развлечение ;

    -   экскурсия по городу.

    Подготовка к внедрению проекта.

    - подобрать методическую, художественную, детскую литературу; иллюстративные материалы;

    -провести занятия по теме проекта;

    - вовлечь родителей  в воспитательный процесс для совместной работы.

    План проекта

    Таблица 1

    Занятие « Мой первый день в детском саду»

    12.11.12

    Цель: воспитывать любовь и уважение к людям и к детскому саду

    Конспект  занятия : «Веселые матрешки»

    13.11.12

    Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

    Чтение былины «Илья Муромец»

    14.11.12

    Цель: формировать у детей знания о богатырях русских

    Художественное творчество «Московская роспись»

    15.11.12.

    Цель: расширить представление о разнообразии народного искусства

    Чтение русской народной сказки «Садко»

    16.11.12.

    Цель: формировать знания о русской культуре

    Музыкальное развлечение «Русская культура»

    19.11.12.

    Цель: формировать знания о русском фольклоре

    Беседа «Любимый уголок в городе»

    20.11.12.

    Цель: воспитывать любовь к родному городу

    Поездка в краеведческий музей

    21.11.12.

    Цель: формировать знания о животном мире родного края

    Развитие устной речи «Малые фольклорные формы»

    22.11.12.

    Цель: познакомить с пословицами, поговорками, закличками

    Художественное творчество «Тутальская писаница»

    22.11.12.

    Цель: научить на куске бересты изображать рисунок

    Аппликация «Русский головной убор»

    23.11.12

    Цель: познакомить с хохломской росписью

    Художественное творчество «Городецкий цветок»

    26.11.12

    Цель: продолжать обогащать представление о народном искусстве

    Беседа о русских традициях ( чаепитие с караваем )

    30.11.12

    Цель: продолжать обогащать знания детей о русских традициях

    Результативность проекта:

    - дети научились понимать смысл сказок, пословиц, поговорок;

    - отличать добро от зла, хорошие от плохих поступков;

    - с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины;

    - проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев;

    - дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль в исполнении сказок;

    - произошло взаимопонимание между родителями и педагогом,  благодаря совместной работе детей и родителей;

            Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте.

            Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.

    Приложение1

    Основные расходы

    Статья расходов

    сумма

    Поступление средств

    1

    Приобретение кондитерских изделий: конфеты

    81 р. 70 коп.

    Благотворительная помощь

    2

    каравай

    47 р. 44 коп.

    Благотворительная помощь

    3

    Экскурсии Поездка в музей

    460 р.

    Благотворительная помощь

    Приложение 2

    Фотоматериал

    Развлечение «Хлеб – всему голова»

    Праздник «День защитника Отечества»

    Развлечение «Русская культура»

    Занятие «Веселые матрешки»              Занятие. Лепка по сказке «Илья Муромец»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по развитию речи "Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры"

    Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет. Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук...

    Методическая разработка «Развитие речевой деятельности дошкольников через пальчиковые игры»

    Методическая разработка «Развитие речевой деятельности дошкольников через пальчиковые игры»...

    Развитие детской речи через пальчиковые игры у детей дошкольного возраста

    В дошкольном возрасте основной вид деятельности –это игра. Большой опыт накапливается ребенком в игре. В процессе игры дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Самыми си...

    Речевое развитие детей раннего возраста через пальчиковые игры

    Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой    пальцевой мот...

    Консультация для родителей "Речевое развитие детей через пальчиковые игры"

    Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений и игр для развития и совершенствования моторики пальцев рук. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимна...