Роль экологической тропы в воспитании дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

В статье говорится о создании экологической тропы в ДОУ, о том, как знакомим детей с различными природными объектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая тропа на территории детского сада

Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет экологическая тропа - учебный, специально оборудованный маршрут. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов тропы -  включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников.        

Нами в качестве объектов экологической тропы выбраны различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, цветы), старые пни, места регулярного скопления насекомых, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, скворечники, небольшие искусственные  водоёмы,  отдельные камни, альпийская горка, метеоплощадка и т.п. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников и другими растениями. Узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, цветы, семена). Узнают, что все растения живые существа, что им нужны определённые условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух.  Отличным объектом для наблюдений является старый пень, покрытый мхами, лишайниками. Здесь находят прибежище многие насекомые, улитки.

На территории детского сада воссозданы уникальные фрагменты разных естественных растительных сообществ (сухое болото, лекарственная полянка, альпийская горка, водоём). На экологической тропе созданы небольшие возвышения, что позволяет организовать наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельно лежащие большие камни не только украшают тропу, но и служат убежищем для насекомых, ящериц. Одной из точек экологической тропы является «Лекарственная полянка». Здесь дети с воспитателями высаживают лекарственные растения: подорожник, чабрец, лекарственную ромашку, мяту. одуванчик, календулу. Учатся правильно их заготавливать.

В цветниках красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменяли другие.

На площадке сада обнаружен незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям. Это очень познавательный и интересный объект для наблюдения. Чтобы ненароком не затоптали муравейник, дети вместе с воспитателями изготовили и установили предупредительный знак.

Большой интерес вызывают у детей точки «Водопад» и «Сухое болото». В водоеме, куда стекает вода с водопада, живут карасики, лягушки. А у «сухого болота»  произрастают разнообразные влаголюбивые растения, декоративный камыш. Детям нравится ходить по дну «Сухого болота», которое усыпано мелкой галькой.

В качестве дополнительной точки тропы создана небольшая метеоплощадка. На высоком металлическом шесте закреплён флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра, имеется ёмкость для измерения осадков.

Для повышения интереса к прогулкам по экологической тропе, к занятиям по ознакомлению с её точками  выбран «хозяин экологической тропы» - Гном. Составлена схема тропы, на которой отражены все её объекты, оформлен  «Паспорт экологической тропы» с описанием её точек.

        Для ознакомления с объектами экологической тропы  мною разработан цикл занятий по каждой её точке.

Мысник Вера Николаевна, воспитатель МАДОУ №1

        



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Зелёная аптека». Точка экологической тропы «Лекарственная полянка».

Задачи: 

Образовательные: Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений; закрепить знания об их строении, формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине; учить детей правильно собирать и сушить травы.

Развивающие: Развивать любознательность, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе.

Ход занятия:

Ребята, сегодня в детский сад пришла телеграмма  от хозяина экологической тропы – Гнома. Он пишет, что пришла пора собирать лекарственные травы. А для этого нам необходимо отправиться на лекарственную полянку, в нашу «зелёную аптеку».

- А что такое «Аптека»? (Там продают лекарства)

- А как вы думаете, что значит «Зелёная аптека»? ( Это растения, которые помогают нам справиться с болезнью).

- Наша лекарственная полянка расположена совсем недалеко. Нужно только пройти по этой дорожке, затем перепрыгнуть через эти камешки, пролезть под этой корягой и перейти по мостику через ручей. (Дети проходят по тропе здоровья). Вот и наша «Зелёная аптека». Располагайтесь удобнее и послушайте загадки Гнома.

                На зелёной тонкой ножке

                Вырос шарик у дорожки.

                Ветерок вдруг прошуршал

                И развеял этот шар.

                                (Одуванчик)

- Найдите одуванчик на нашей полянке. Это  нужное и полезное растение. А чем же полезен одуванчик? (В листьях много витаминов, корень помогает при кашле)

- Так как в листьях одуванчика много витаминов, весной, когда они нежные, молодые их используют для салата. Но свежие листья очень горькие из-за белого млечного сока. А почему он называется «Млечный»? (Потому что он похож на молоко). Чтобы убрать горечь,  листья заливают кипятком на несколько минут.  Корень одуванчика используют для приготовления масла от ожогов.              

                   - Ребята, отгадайте следующую загадку.

                Стоит в поле кудряшка – белая рубашка.

                Сердечко золотое. Что это такое?

                                                (Ромашка)

-На нашей полянке растёт лекарственная ромашка. Давайте её рассмотрим.

Листья ромашки узкие и очень похожи на листья укропа. У ромашки много маленьких цветков. У них жёлтая серединка и белые лепестки.

Где можно встретить ромашку? ( На поляне, на лугу, у дороги, у реки).

Ромашка – распространённое растение. Его можно встретить по всей России. Не зря  нашу Родину называют «Ромашковая Русь», «Ромашковая Родина моя». Ромашка – лучший доктор при воспалительных заболеваниях, например, при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы. В народной медицине используют цветы ромашки. Их аккуратно срывают, не ломая стебельки, и просушивают в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

Отгадайте последнюю загадку.

                Растёт на клумбе огонёк – оранжевый цветок.

                Ты отыщи его, дружок, чтоб заготовить впрок.

                                                        (Календула)

Правильно, это календула. У этого растения сочные, продолговатые листья, яркий оранжевый цветок. Давайте, ребята, отыщем календулу на полянке. Обратите внимание, у каких растений цветы ярче и крупнее, у тех, что растут в тени или на солнце? Какой из этого можно сделать вывод? (Растениям нужен солнечный свет). А кто знает, как в народе называют календулу? (Ноготки) Семена этого цветка похожи на изогнутые ноготки.

Собирать в лекарственных целях у календулы надо только  цветы. Их, так же, как и ромашку сушат в хорошо проветриваемом помещении.

Сейчас, ребята, мы с вами буде6м заготавливать цветы календулы и ромашки. Сушить их будем в домике хозяина экологической тропы – Гнома.

Мысник Вера Николаевна, воспитатель МАДОУ №1



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Деревья и кустарники».

Точки экологической тропы «Большие деревья», «Кустарники»

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о деревьях и кустарниках, учить их различать. Учить классифицировать деревья на лиственные и хвойные. Довести до детей значимость деревьев в жизни человека и животных.

Развивающие: Развивать память, мышление, воображение.

Воспитательные: Воспитывать  бережное отношение к природе.

Ход НОД.

Ребята, послушайте загадку.

                        Нам в дождь и зной поможет друг,

Зелёный и хороший.

                        Протянет нам он сотни рук

И тысячи ладошек.

                                        (Дерево)

- А как вы думаете, почему дерево назвали нашим зелёным другом?  (Помогает нам укрыться от жары и дождя, угощает нас вкусными плодами)

-Какие деревья вы знаете? (дети перечисляют).

Вы назвали разные деревья. Среди них есть и те, которые дают нам вкусные плоды – фрукты. Как называются такие деревья? (Фруктовые, плодовые).

Вы назвали деревья, у которых есть листья. Такие деревья называются лиственными. А если у деревьев вместо листьев иголочки – хвоя, как называются такие деревья? (Хвойные). Назовите хвойные деревья, которые растут на нашей экологической тропе. (Ель, туя, сосна).

Ребята, давайте с вами рассмотрим дерево. Крепко держится дерево за землю. А чем же оно держится? (Корнями) А для чего ещё дереву нужны корни?(Оно корнями всасывает воду из земли, потому что для жизни дереву нужна вода). Эта вода – древесный сок поднимается по стволу к веткам, затем к листочкам. Значит, что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья). А что ещё нужно для нормального роста и развития деревьев? (Тепло, свет)

Ребята, посмотрите, у забора растёт калина.  Как вы думаете, это тоже дерево?

Это кустарник. Чем же он отличается от дерева. (У дерева один толстый ствол, а у куста – много тонких стволов; дерево выше кустарника.)

А какие ещё кустарники вы знаете? (Сирень, жасмин, смородина, малина).

 Мы вспомнили разные деревья и кустарники. Давайте с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний»

                Сирень, малина, берёза, смородина;

                Груша, слива, персик, ива;

Сосна, верба, кедр, ель;

Дуб, берёза, яблоня, тополь.

Ребята, давайте с вами выясним, для чего нужны деревья человеку и животным?

-Дерево даёт нам тень в жару.

-Дерево очищает воздух;

- Из дерева делают мебель и бумагу;

- Дерево радует своей красотой, из цветов деревьев пчёлы добывают мёд;

- Из дерева люди делают дома и обогревают их дровами;

- Дерево – это дом для многих птиц, насекомых, животных.

- Дерево даёт вкусные и полезные плоды.

Ребята, сегодня мы с вами узнали, какую большую роль в жизни человека и животных играет дерево. Но всегда ли человек бережно относится к деревьям. Послушайте рассказ о том, как черёмуха жаловалась на людей.

( Чтение рассказа Э Шима «Черёмуха»).

Я приготовила карточки, на которых нарисовано, что можно, а чего нельзя делать по отношению к дереву. Давайте сделаем запрещающие знаки. То, чего нельзя делать, мы зачеркнём красным карандашом. Эти знаки мы повесим на веранде, чтобы они напоминали о бережном отношении к нашим зелёным друзьям.

Ребята, Гном нам приготовил сюрприз. Он оставил в своём домике чудесный мешочек. В нём плоды разных деревьев. Мы на ощупь определим, с какого дерева эти плоды и угостимся ими.

 

Мысник Вера Николаевна, воспитатель МАДОУ №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологической сказки в воспитании дошкольников

Роль экологической сказки в воспитании дошкольников...

Сообщение на экологическую конференцию ": «Роль семьи в экологическом образовании и воспитании дошкольников посредством праздников и развлечений.»

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейш...

Мастер класс для воспитателей «Роль Экологической сказки в воспитании дошкольников»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....

Роль экологической сказки в воспитании дошкольников

Сказки всегда были и будут любимы детьми. В экологическом воспитании роль сказки имеет особенное значение...

«РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через...

Роль экологической тропы в воспитании дошкольников.

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. ...