Роль экологической сказки в воспитании дошкольников
учебно-методический материал ( группа) на тему

Медведева Зульфия Рахимзяновна

Роль экологической сказки в воспитании дошкольников

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль экологической сказки в воспитании дошкольников

Введение

1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

2. Методы формирования экологических знаний дошкольника

3. Народная сказка в системе воспитания дошкольников

Заключение

Литература

Введение.

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Важным показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения – на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам. Формируя у детей теплое, любовное отношение к природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и

осмыслить красоту и совершенство в природе.

1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

          Многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли (10).

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (4, 12, 19, 20.).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых – исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, – показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи (7).

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с

новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей (21).

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте (8).

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой (6, 16).

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоцио

нальные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный». Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе. Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли (16, 17).

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру (1).

Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре.

К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе,

которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае (17).

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы – растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый – это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку – он рассматривает в трех ас

пектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый – это познание собственно экологических законов, эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания – это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

2. Методы формирования экологических знаний дошкольника

          При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие (20).

С самого начала года воспитатель многократно рассказывает и разыгрывает с куклами сказки, начиная с репки. Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой, знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и деда из «Курочки рябы», у кото -

рых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятие приходит либо дед, либо баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель, дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок (13, 15).

Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа – это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудо -

вую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах – на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содер -

жании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований (13, 16).

Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.

Яркость, образность и конкретность языка – обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10–15 мин.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё от -

ношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества (5, 6, 9).

Таким образом, знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее.

Любовь к природе определяется, прежде всего, действительным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это, прежде всего, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д.

Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег, бегущие ручейки, нераспустившийся бутон). Его вопросы это первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

При встрече ребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Например, поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован им как образец для подражания.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребёнок гуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей с природным материалом.

3. Народная сказка в системе воспитания дошкольников

           Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные, сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Основной мотив деятельности дошкольника – познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира.

Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий – результат успешной социальной адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп. Процесс социальной адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий жизнедеятельности детей: поступление в детский сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства и т.д.

Задача взрослого – не ограждать ребенка от неблагоприятных условий среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в усло -

виях нестабильного окружения; выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учетом требований той социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем помните: главное, чтобы в обществе с определенными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со своими особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя (19).

Сказку также можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Вот некоторые из них.

1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.

2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов сказки.

3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-дра-матизаций.

4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.

5. Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.

6. Интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и

плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою со хранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаян -

ном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии...» (18, 20).

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку» («Иван-царевич и серый волк»).

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет – нарушение – кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5–6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они также традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец – с тремя сыновьями, девочка – с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери (2, 13).

Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.

Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живой современности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способов художественного воплощения. Появляются поэтические обороты, порой непривычные для слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказок и рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. В живописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поиски современного стиля – доступного и яркого.

Эта триада, включающая народное творчество, классику, современное искусство, вносит гармоничность в художественное воспитание маленьких детей.

Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности?

Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности.

Какие можно рекомендовать произведения для рассказывания и чтения детям? Для рассказывания – преимущественно народные сказки. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г.-Х. Андерсена.

Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей – В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других.

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».

Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь (19)

Заключение

          Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Литература

  1. Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 2. – С. 34–39.
  2. Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 36–42.
  3. Вересов Н. Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Н. Вересов // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39–43.
  4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1980. – 272 с.
  5. Громова О. Е. «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста» / О.Е. Громова. – М.: Изд. «Творческий Центр СФЕРА», 2005 год. – С. 131-145.
  6. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на- Дону : Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.
  7. Залкинд Э. И. Природа в детском саду : Пособие для уч-ся пед. училищ и воспитателей детских садов / Залкинд Э.И. – М. : Учпедгиз, 1949. – 236 с.
  8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – В 2-х т. – М. : Просвещение, 1986. – 2333 с.
  9. Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) / В. Зацепина // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29–36.
  10. Коменский Я. А. «Великая дидактика» / Я. А. Коменский. – Избр. пед. соч. – М. : Учпедгиз, 1955. – 131 с.
  11. Королева А. Земля – наш дом / А. Королева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 34–36.

12.    Лучич М. В. «Детям о природе» / М. В. Лучич. – М. : Просвещение, 1985. – 235 с.

13.    Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) // Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : «Детство – пресс», 2000. – 319 с.

14.   «Мы» – Программа экологического образования детей // Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-пресс, 2003. – 240 с.

15.    Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М. : Новая школа. – 1996. – 48 с.

16.   Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

17.     Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 26–34.

18. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой /
П. Г. Саморукова. – М.: «Просвещение», 1983 – 208 с.

19.   Развитие личности ребенка // Под ред. А. М. Фонарева. – М. : Просвещение, 1987. – С. 68.

20.   Смирнова В. В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий / В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

21.   Эльконин Д. Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д. Б. Эльконин. – М. : Знание, 1980. – 131 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологической тропы в воспитании дошкольников

В статье говорится о создании экологической тропы в ДОУ, о том, как знакомим детей с различными природными объектами....

Методическая разработка"Роль театрализованная сказка в воспитании дошкольника"

Театр для детей, родителей, педагогов.     Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. С развитием системы общественного ...

Мастер класс для воспитателей «Роль Экологической сказки в воспитании дошкольников»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....

Роль экологической сказки в воспитании дошкольников

Сказки всегда были и будут любимы детьми. В экологическом воспитании роль сказки имеет особенное значение...

«РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через...

Роль экологической тропы в воспитании дошкольников.

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. ...

Презентация: "Роль дидактической сказки в воспитании дошкольников".

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка м...