Детям о ПДД
книга по окружающему миру по теме

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, и не удивительно что появиласть такая образовательая область как "Безопасность". Каждый педагог ищет свой путь решения задач воспитания по этой области, но как не крути без художественного слова обойтись очень трудно. Я оформила подборку стихов и сказок и рассказов  по правилам дорожного движения, которые и предлагаю вашему вниманию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_po_pdd.docx843.84 КБ

Предварительный просмотр:

Ю. Могутина «Три говорящих света».

Днем и ночью,
В дождь и в стужу,
Рассекая тьму и мрак,
Светофор всем людям служит,
Словно сказочный маяк.


Ждут команды светофора
Пешеходы и шоферы.
И тебе бы не мешало
Знать значенье трех сигналов.


Вот глазок зажегся красный:
Путь закрыт,
Идти опасно.


Желтый свет — предупреждение:
Наберись, дружок, терпения.


Увидал зеленый свет —
Проходи,
Препятствий нет.


Цель этих правил
Всем ясна,
Их выполняет вся страна.


И вы их помните, друзья,
И выполняйте твердо.
Без них по улицам нельзя
Ходить в огромном городе.

Ю. Могутина «Случай на мостовой»

Сядь-ка, дружок,
И страницу открой.
Я написал эту книжку,
Чтобы беда не случилась с тобой.
Так же, как с этим мальчишкой.
Гудят грузовики вокруг,
Стремглав машины катят,
И вдруг мальчишка
Во весь дух
Летит на самокате.
То вывернет из-за угла
Наперерез машине,
То вдруг помчится, как стрела,
По самой середине.
На светофоре красный свет:
Езда опасна – хода нет!
Но мчится дальше озорник
И с видом победителя
Чуть не попал под грузовик,
Перепугав водителя.
И снова мальчик услыхал
Мотор, ревущий грозно,
Успел заметить самосвал,
Но было слишком поздно.
Закрыты в ужасе глаза –
Визжат надсадно тормоза.
По присмиревшей мостовой
Спешит к бедняге постовой
Так на проезжей части
Произошло несчастье.
Этот мальчик не выучил правил.
Сколько горя
Он людям доставил!
Плачут родители:
Мальчика сбили!
Хмуры водители
В автобусах.
«Скорая» мчится.
Свистит постовой:
Мальчика сбили
На мостовой.
Из-за несчастья
Закрыт перекресток,
Город в тот час
Лихорадило просто.
Грузы в тот день
Опоздали на стройку,
Хлеб в магазин
Не доставлен был к сроку.
Не получил молока гастроном,
Доктор к больным опоздал
На прием.
Ну а виновник?
Виновник в больнице –
Стены,
Халаты,
Грустные лица.
В армию мальчик
Теперь не пойдет,
И не возьмут инвалида
На флот.
Он не помчится
Осваивать Север,
Он не посеет пшеницу и клевер.
Кто-то другой
Обойдет с рюкзаком
Землю цветущую нашу
Пешком.
Жалко вам мальчика?
Жалко и мне.
Ваше здоровье
Нужно стране.
Все запомним, как один:
Мостовая – для машин,
Пешеходам – путь свободный
По дорожке пешеходной.
Гоняя мяч на мостовой,
Рискует мальчик головой.
Отведены вам для игры
И спортплощадки и дворы.

Г. Юрмин
ОДНОГЛАЗЫЙ КОМАНДИР

Прекрасная вещь — трехглазый светофор. Но если перекресток не очень оживленный, если по всем его направлениям машины ездят редко, достаточно и одноглазого. Таких сейчас сколько угодно. Раз движение не очень сильное, машинам не обязательно стоять и ждать чьего-то разрешения. Они смогут сами спокойно разъехаться, но только надо соблюдать осторожность. Так вот этот самый сигнал «Осторожно!» и подается одноглазым светофором, который за свою привычку постоянно подмигивать получил прозвище «мигалка».

Круглые сутки мигает она своим желтым глазком: откроет — закроет, зажжет — потушит, словно говоря:
 «Внимание, водитель! Как бы из поперечной улицы не выехала другая машина и твоей в бок не угодила».

И о пешеходах «мигалка» не меньше заботится: мол, и вы, пешеходы, глядите в оба, иначе под автомобиль немудрено попасть!

Пешеходы повинуются сигналу светофора, поэтому на перекрестке ни одного несчастного случая.

Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Водители, те, правда, всегда светофора слушаются. Зато с пешеходами просто беда! Кое-кто из них почему-то считает, что сигналы любого светофора — и одноглазого и трехглазого — к нему не относятся.

Вот зажегся красный глазок. Все стоят, терпеливо ждут зеленого. А какому-то торопыге, видите ли, некогда, он, понимаете ли, спешит и
, забыв о правилах, во весь дух мчится через перекресток. Вот дежурили бы на улицах не простые, а говорящие светофоры! Они бы ни за что не смолчали! Нарушитель только сунулся — светофор ему басом: «Без разрешения?! Да разве так можно?! Опасно ведь. Наберись терпения да повремени с полминутки, пока я, светофор, не разрешу тебе улицу переходить».

Пока еще таких говорящих светофоров, к сожалению, нигде нет. Но есть другие.

Г. Юрмин
«СТОЙ — БЕГИ», ИЛИ СВЕТЯЩИЕСЯ ЧЕЛОВЕЧКИ

Дежурят на улице маленькие, но очень заботливые человечки. Есть среди них «краснокожие», есть «зеленокожие». Первые неподвижные и очень строгие. Вторые — юркие, непоседливые и добрые-предобрые. Те и другие всегда знают, можно или нельзя пешеходам переходить через улицу. Поэтому, кто слушается их совета, тот никогда не попадет под машину.
Никакой тайны тут нет. Человечки изображены на светофоре, вернее, глаза светофора — красный и зеленый — сделаны в виде человеческих фигурок. Загорится красный глазок — одновременно вспыхнет в нем и красный человечек. Зажжется зеленый глазок появится зеленый человечек и давай семенить своими юркими ножками.
Не заметить, не понять сигналы фигурного светофора просто невозможно. Как это «не заметил», как это «не понял», если они так и кричат каждому прохожему: «Мы для пешеходов! Мы для пешеходов! Слушайтесь нас! Слушайтесь нас! Светится красный человечек — стойте неподвижно, как он. Светится зеленый, перебирает ножками — и вы смело переходите улицу!» Тут даже грудной младенец сообразит, что к чему.
Теперь несколько слов о самих светофорных огнях.
Как вы думаете, почему запрещающим сигналом условились считать именно красный? Почему не зеленый?
Ответ прост. Красный сигнал заметнее, его
 — спутаешь ни с каким другим. Отсюда ему и такое доверие. В самом деле: ну, не заметит водитель зеленый свет — какой от этого урон? Сигнал-то разрешающий! Единственное, что в этом случае угрожает невнимательному водителю, — простоять у перекрестка лишние секунды в ожидании следующего зеленого сигнала.
Другое дело, если бы зеленый, этот менее заметный сигнал, был бы запрещающим. Не заметив его, несчастный водитель мог бы попасть в аварию.
Вот почему именно красному сигналу светофора поручили ответственную обязанность — останавливать транспорт и пешеходов.
Кстати, из-за того, что красный заметнее, маяк шлет в море кораблям свой красный луч. Потому-то большинство знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены красной краской.
И еще. Мало того, что красный цвет бросается в глаза — с ним у нас к тому же связано представление об огне. Поэтому красное сдерживает нас, заставляет, прежде чем приступить к действию, сперва сосредоточиться.

Другое дело — зеленый луг. Зеленое море в солнечный день, зеленые поля, луга, леса — словом все то, что связано у нас с покоем, отдыхом.
Люди заметили свойства обоих цветов и поручили каждому служить в соответствии с его характером.

Приключения Белоснежки и её друзей

«Старые сказки на новый лад» - так можно назвать произведения Елены Гавриловны Гресевой, воспитателя Первомайского детского сада «Солнышко» Ремонтненского района Ростовской области.


В одном сказочном лесу жила-была Белоснежка со своими верными друзьями и помощниками гномиками. Гномы прожили здесь всю свою долгую жизнь и никогда из леса не выходили и ни с кем, кроме Белоснежки, не встречались. Белоснежка очень хотела подружить гномов с людьми. Но как это сделать? Ведь дружба не возникает по волшебству. Думала она думала и придумала. Белоснежка вспомнила, что Сорока-стрекотунья рассказывала ей о необычном празднике, который каждый год проходит в соседнем городке. Называется он - День пешехода! На этот праздник приглашаются все желающие, потому что здесь они узнают очень много интересного. И Белоснежка предложила гномикам пойти на этот праздник - людей посмотреть, себя показать и вообще найти новых друзей. Гномы сначала побаивались идти, но потом любопытство взяло верх - гномы ведь очень любопытные!
Белоснежка их предупредила: не все так просто. На праздник можно попасть только тогда, когда пройдешь через весь город, соблюдая все Правила дорожного движения.
- А что это такое?! - удивились гномы.
- А это такие Правила, - сказала Белоснежка, - которые помогают всем оставаться живыми и здоровыми в любом городе, в селе, где много транспорта и большое движение.
Гномы много чего не знали, и Белоснежке пришлось объяснить им, что такое транспорт, светофор, пешеход и т.д.
- Мы лучше дома останемся, - испугались гномы, - здесь спокойнее, нет никаких автомобилей и велосипедов, светофоров и пешеходов тоже нет.
- А вот и есть, - сказала Белоснежка, - вы тоже являетесь пешеходами, потому что пешком ходите, а если бы ездили на транспорте, то вас бы называли пассажирами, а если бы вы были за рулем и управляли транспортом, то стали бы водителями.
- Вот оно что! - удивились гномы. - Значит, если мы пассажиры или пешеходы, то мы можем участвовать в этом празднике. И как красиво звучит - пешеходы... Мы обязательно пойдем на праздник!
Белоснежка очень подробно рассказала, какие правила необходимо соблюдать гномам в городе, и они отправились в путь. Путь был неблизкий: сначала они шли по узенькой, одной им известной тропинке, затем по узенькой дорожке и, наконец, по широкой дороге. И тут они увидели нечто: на палке, крепко воткнутой в землю, на самом верху был прибит большой металлический треугольник с изображением дикого оленя.
- Белоснежка, посмотри, - обрадовались гномы, - это же наш друг олень, а зачем его здесь нарисовали? Чтобы все увидели, какой он красивый?
- Нет, конечно, не поэтому. Безусловно, он наш друг и очень красивый. Но нельзя забывать, что есть дикие животные, встреча с которыми может быть опасной для человека. Знак предупреждает: «Дикие животные». Значит, надо быть очень осторожными.
- Как интересно, - сказали гномы, - а какие еще знаки придумали люди?
Белоснежка объяснила гномам, что дорожных знаков очень много, и их надо уметь читать: тогда легче будет ориентироваться в городе.
- Вот, например, - сказала Белоснежка, показав на знак. В белом круге с красной каймой был нарисован человечек, перечеркнутый красной линией. - Он означает, что пешеходам, то есть нам, туда нельзя. А вот там, где стоит много людей, находится пешеходный переход, его еще называют зеброй, потому что на асфальте нарисованы белые полоски. Видите вон тот знак?

В синем квадрате - белый треугольник, а в треугольнике - человечек, который шагает по «зебре». Этот знак называется «Пешеходный переход». Улицу можно перейти только по этому переходу и только тогда, когда горит зеленый свет.
- А почему нельзя переходить на красный? Он такой красивый! - спросил один из гномов.
- А потому, - строго сказала Белоснежка, - что красный свет - запрещающий. Он самый яркий, чтобы все видели - нельзя!
- Ой, смотрите! Красный свет сменился желтым, - воскликнул гномик. - Пошли!
- Нет, - остановила гнома-торопыгу Белоснежка. - На желтый свет переходить нельзя, так как он предупреждает о смене сигнала. Вот загорится зеленый свет, тогда можно будет перейти улицу. Только сначала нужно обязательно посмотреть по сторонам, чтобы убедиться, что все машины остановились и пропускают пешеходов. Смотрите - загорелся зеленый свет, и все люди начинают переходить дорогу.
- А что делать, если нет перехода, а улицу нужно перейти? - поинтересовался один из гномов.
- Ну, вообще-то лучше поискать переход, - объяснила Белоснежка. - Но если нет перехода, можно перейти дорогу на перекрестке. А если поблизости нет перекрестка, то Правила дорожного движения разрешают переходить дорогу под прямым углом к тротуару в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Вообще в такой ситуации лучше попросить взрослых помочь перейти улицу.
Гномы осторожно перешли на противоположную сторону улицы и, с любопытством посматривая по сторонам, пошли по тротуару к центру города. Они то и дело обращались к Белоснежке с вопросами, и она терпеливо все им объясняла и рассказывала. И вдруг непонятно откуда под ноги гномам выкатился разноцветный мяч. Он так весело и задорно скакал и подпрыгивал вокруг гномов, словно просил: поиграйте со мной, пожалуйста! И гномы не удержались. Один ударил, другой отпасовал, и пошла веселая игра. Напрасно Белоснежка кричала, что это опасно - гномы ее не слышали, они слишком были увлечены игрой, выскочили на проезжую часть и вдруг... какой ужас! Мяч попал под колеса внезапно появившейся машины и с шумом лопнул!
- Ой, как жалко мячик, - запереживали гномы, печально разглядывая разноцветные остатки.
- Скажите спасибо, что с вами ничего похожего не произошло, - строго сказала Белоснежка. - Запомните: играть на проезжей части нельзя. Это очень опасно.
- Мы больше не будем, честно-честно, Белоснежка, не сердись на нас, - попросили гномы.
- Я не сержусь, милые гномы, но вы всегда должны помнить о том, что на дороге надо быть очень внимательным и всегда соблюдать Правила дорожного движения, если вы хотите остаться живыми и здоровыми.
Гномы еще раз пообещали Белоснежке быть внимательными, и вскоре они вышли на большую площадь. Там было много народа. Всем, и взрослым, и детям, было очень весело. Вокруг звучала музыка, в небо улетали разноцветные шары. Друзьям Белоснежки очень захотелось присоединиться ко всем веселящимся, но Белоснежка попросила их немножко подождать.
- Я хочу вас познакомить с самым важным человеком на дороге - инспектором дорожно-патрульной службы.
Гномы испугались, что он их будет ругать за то, что они играли в мяч на проезжей части, но инспектор только поздоровался с ними и сказал, что если все люди будут соблюдать Правила дорожного движения, тогда никто никому не будет мешать и на дорогах будет безопасно. Мамы не будут переживать за своих детей, бабушки - за своих внуков и дорога в детский сад, школу, домой станет доброй дорогой детства.
Гномы поблагодарили Белоснежку за то, что она привела их на праздник, инспектора за то, что он им так хорошо объяснил, и побежали вместе с городскими мальчишками кататься на карусели, спускаться с горки, играть и веселиться.

Н.А. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

... Все знают: в школу нельзя опаздывать. В школу пешеходных наук тоже. А потому Самоделкин вышел из дома рано утром. По дороге мчались разные машины. Мастер Самоделкин остановился в изумлении.
Дюймовочка тоже торопилась в школу пешеходных наук. Она выскочила из троллейбуса и побежала прямо перед ним через дорогу. В это время словно из-под земли вырос Светофорик.
— Разве ты не знаешь...
Но зашуршал шинами троллейбус и заглушил слова Светофорика.

Ребята! Что сказал Светофорик Дюймовочке?
Вспомните, где нужно переходить дорогу, когда выходишь из троллейбуса, автобуса, трамвая.
Какие правила нарушила Дюймовочка?
Самоделкин, оглядевшись на великолепные автомобили, вдруг понял, что опаздывает. Что делать?
К счастью, мимо бежал Карандаш.
— Выручай, Карандаш, миленький! Выручай! Скорее нарисуй велосипед!
Нарисовать любую картину для Карандаша — дело одной минуты. Раз — и готов велосипед. И они помчались, забыв обо всем.
Ребята! С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
Нарушили ли правила для велосипедистов
Самоделкин и Карандаш?
Буратино в это время, растолкав всех в трамвае, уселся на переднем месте. Он что-то весело напевал. Но скоро ему петь надоело. Буратино высунулся из открытого окна трамвая и, увидев кого-то, закричал:
— Не догонишь, не догонишь!
Ребята! Как положено вести себя в трамвае?
Троллейбусе? Автобусе?
Правильно ли вел себя в трамвае Буратино?

А. Дорохова  «Влиятельная палочка».

Простая деревянная палочка с удобной ручкой. На вид палочка как палочка, ничего особенного. Разве что ярко выкрашена в черную и белую полоску.
Но эта немудреная палочка обладает такой необычайной силой, что может показаться жителю другой планеты просто волшебной.
Вот по широкому проспекту мчатся, обгоняя друг друга, сотни машин: «Москвичи» и «Волги», автобусы и троллейбусы, грузовики и фургоны. Кто может неожиданно остановить этот стремительный поток?
И вдруг...
Слышен визг тормозов, скрип шин по асфальту, и... все машины тотчас останавливаются. А мимо них через перекресток промчалась белая машина с красным крестом на дверцах. Это «скорая помощь» спешит к больному.
Кто же остановил все остальные машины?
Кого мгновенно послушались шоферы?
Это сделала простая деревянная палочка, выкрашенная в полоску. Её поднял кверху стоящий на этом перекрестке регулировщик. Увидев её в воздухе, каждый шофер нажал на тормоза раньше, чем успел об этом подумать. Вот такая сила у этой палочки! Достаточно её поднять вверх — все машины тотчас останавливаются.
А когда она опустится и покажет направление, машины побегут туда, куда она покажет, другие терпеливо будут ждать, пока она разрешит двигаться и им.
Эта простая палочка в руках регулировщика управляет движением. Поэтому она и называется важно — жезл.
Когда на улицах и дорогах светло, каждому шоферу отлично видны и регулировщик, и его жезл. А как быть ночью, когда темно?
Для этого у инспекторов ГИБДД, дежурящих в темное время суток, есть особые палочки. Как только стемнеет, они начинают светиться, словно яркие полосатые свечечки. Теперь их видно издали еще лучше, чем днем.
Вопросы для обсуждения:
Как можно объяснить название рассказа?
Что представляет собой жезл регулировщика?
Чьим сигналам должны подчиняться водители и пешеходы, если перекресток одновременно регулируется светофором и регулировщиком?
При каком положении регулировщика пешеходы могут переходить улицу?

Сбор-игра по стихотворению Я. Пишумова «Просто это знак такой».


Нарисован человек,
Землю роет человек.
— Почему проезда нету?
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь?
Мне сказали:
— Что ты, что ты!
Здесь дорожные работы.


показывает нарисованный на плотной бумаге знак «Дорожные работы».

— Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Что такое,
В самом деле,
Словно мы на карусели!
— Мы на площади с тобой, Здесь дороги нет прямой.

показывает знак «Круговое движение»

Замечательный Знак —
Восклицательный Знак!
— Значит, можно здесь
Кричать,
Петь, шуметь,
Озорничать?
Если бегать —
Босиком!
Если ехать —
С ветерком! —
Отвечают люди строго:
— Здесь опасная дорога. Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.
Читая стихи, показывает знак «Прочие опасности».

— Погляди,
Погляди,
Что за штанга впереди?!
Постоим над речкой быстрой,
Вдруг на мост придут штангисты?!
Станут штангу поднимать,
Станут штангу выжимать...
— Нет,—
Смеясь, мне друг ответил, —
Тут спортсменов мы не встретим.
Просто это знак такой
Для машины грузовой.
— В этом месте слабый грунт, —
Говорит он строго, —
Повезешь тяжелый груз —
Повредишь дорогу. На колеса груз надавит —
На дороге след оставит.
Будут ямы на пути —
Не проехать, не пройти!

 показывает знак «Ограничение нагрузки на ось».

Вот так знак! Глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?!
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно?
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?
Оказалось, этот знак
Говорит шоферу так:
Здесь шлагбаум — переезд.
Подожди — пройдет экспресс.

показывает знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

Чтение сказки Н.А. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

... Все знают: в школу нельзя опаздывать. В школу пешеходных наук тоже. А потому Самоделкин вышел из дома рано утром. По дороге мчались разные машины. Мастер Самоделкин остановился в изумлении.
Дюймовочка тоже торопилась в школу пешеходных наук. Она выскочила из троллейбуса и побежала прямо перед ним через дорогу. В это время словно из-под земли вырос Светофорик.
— Разве ты не знаешь...
Но зашуршал шинами троллейбус и заглушил слова Светофорика.
Ребята! Что сказал СветофорикДюймовочке?
Вспомните, где нужно переходить дорогу, когда выходишь из троллейбуса, автобуса, трамвая.
Какие правила нарушила Дюймовочка?
Самоделкин, оглядевшись на великолепные автомобили, вдруг понял, что опаздывает. Что делать?
К счастью, мимо бежал Карандаш.
— Выручай, Карандаш, миленький! Выручай! Скорее нарисуй велосипед!
Нарисовать любую картину для Карандаша — дело одной минуты. Раз — и готов велосипед. И они помчались, забыв обо всем.

Ребята! С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
Нарушили ли правила для велосипедистов
Самоделкин и Карандаш?
Буратино в это время, растолкав всех в трамвае, уселся на переднем месте. Он что-то весело напевал. Но скоро ему петь надоело. Буратино высунулся из открытого окна трамвая и, увидев кого-то, закричал:
— Не догонишь, не догонишь!
Ребята! Как положено вести себя в трамвае?
Троллейбусе? Автобусе?
Правильно ли вел себя в трамвае Буратино?


Продолжение чтения сказки Н.А. Извековой

«Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

Стараясь ничего не перепутать, Незнайка гордо зашагал по обочине вдоль дороги. Навстречу ему одна за другой мчались машины. Вскоре он увидел большие дома и догадался, что дорога привела его в город.
— Ура! — обрадовался Незнайка. — Уж тут-то я умею ходить. Надо немедленно найти светофор.
Но на перекрестке не было светофора...
— Не беда, — успокоил себя Незнайка. — Поищу регулировщика. — Регулировщика тоже не было на перекрестке. Что это за перекресток?
Ребята! Скажите, на какой перекресток попал Незнайка?
Как нужно вести себя на таком перекрестке?
Незнайка, попав на перекресток, где не было ни пешеходной дорожки, ни светофора, ни регулировщика, растерялся и никак не мог сообразить, что же ему делать.
Путешествие по улицам большого города немного научило его быть осторожным, и он подумал: «Спрошу-ка я у прохожих, как переходить. Так будет надежнее».
Но случилось так, что прохожих не было. И тогда Незнайка несказанно обрадовался:
— И голову ломать не нужно. Иди себе, как хочешь.
Так он и сделал.
Не оглядываясь по сторонам, он смело двинулся через дорогу.
— Ай, ай!
Незнайка от ужаса закрыл глаза.
Шофер, резко затормозив, свернул в сторону и въехал на тротуар.
Ребята! Как нужно было перейти нерегулируемый перекресток, чтобы не случилось беды?
Веселым человечкам было в это время совсем не весело. Они объездили все знакомые улицы, они звали Незнайку, но...
— Наверное, он сквозь землю провалился, — сказал Самоделкин.
— Бедный Незнаюшка, — у Дюймовочки прямо на платье закапали слезы-росинки.
— Вечно эти девчонки ревут, — буркнул Бу-ратино. — Останови машину, Самоделкин. Так мы его не найдем. Надо разделиться, и пускай каждый ищет его в своем квадрате.
Карандаш ничего не сказал. Он быстро-быстро что-то чертил.
— Да оторви ты свой нос от бумаги, — сказал Самоделкин.
И тогда Карандаш показал то, что он нарисовал. На маленьких открытках был совсем живой Незнайка.
— Пускай каждый возьмет с собой портрет и показывает всем Светофорам: не встречали ли они нашего Незнайку?
Дюймовочка добралась до ближайшего перехода и увидела светофор. Вежливая девочка прежде всего сказала:
— Здравствуйте, уважаемый Светофор! Потом протянула ему портрет Незнайки и добавила:
— Скажите, пожалуйста, уважаемый Светофор, тут не проходил этот мальчик?
— Ищи его вон на той улице. Только осторожно переходи мою. Помни: улицу переходить можно только там, где разрешается.
— Спасибо, уважаемый Светофор!
И тут Дюймовочка в нерешительности остановилась: а как узнать, где разрешается?
Ребята! Помогите Дюймовочке перейти улицу.
А Карандаш и Буратино стояли на противоположных сторонах широкой улицы.
— Эй, Карандаш! — закричал Буратино. Беги сюда. Да не бойся ты. Смелее.
— Кто боится? Я?!
И Карандаш, задрав свой острый нос, смело шагнул на проезжую часть улицы. Он только успел добежать до середины улицы, как автомобили тронулись с места...
— Спасайся! — завопил Буратино и от страха закрыл глаза. — На островок вставай!
Ребята! Где нужно остановиться, если вы не успели перейти широкую улицу?
На какой островок советовал бежать Буратино?
И Самоделкин остановился у Светофора:
— Светофор, Светофор, а не видел ли ты нашего Незнайку?

— Как же не видел? Пробегал тут, пробегал. И ты за ним поторапливайся, по той улице. Да знай: эта улица с двухсторонним движением.
— Знаю, знаю. В случае чего — на островок безопасности ...
Но такого островка на улице не было.
Ребята! Как должен Самоделкин перейти улицу с двухсторонним движением, если на ней нет островка безопасности?

ДжанниРодари.

СИНИЙ СВЕТОФОР

Однажды со светофором на площади Дуомо в Милане случилась удивительная штука. Все его огни: и красный, и желтый, и зеленый — стали синими. Увидев это, миланцы растерялись и не знали, что им делать. Можно переходить или нельзя? Тормозить или ехать дальше?
Всеми своими глазами на все четыре стороны светофор посылал один и тот же сигнал, синий, синий
, синий, синий! Такой синий, каким никогда не бывает миланское небо.
Отчаявшись понять что-нибудь, шоферы высовывались из окошек, кричали и гудели, мотоциклисты оглушительно трещали своими мотоциклами, а самые толстые и важные пешеходы кричали:
— Что за шутки? Да вы знаете, кто я такой? Остряки от нечего делать принимались придумывать подходящие к случаю остроты:
—А вам не кажется, что зеленый свет присвоил коммендаторе? Иначе ему, бедняге, нечем украсить свой загородный участок.
— Слышали, оказывается, весь красный свет конфисковали, потому что надо подкрашивать рыбок в центральном парке?
— Между прочим, знаете, на что пошел желтый цвет? Просто возмутительно! Оказывается,
 им разбавляют оливковое масло!
Наконец прибежал полицейский, встал на перекрестке и начал регулировать движение. Потом прибежал другой полицейский и принялся копаться в ящичке, где установлен прибор, управляющий работой светофора. Чтобы разобрать прибор, полицейскому пришлось выключить ток.
Однако прежде чем погаснуть, светофор успел подумать:
«Бедняги! Я же им дал сигнал: «Путь в небо свободен!», а они... Если бы они меня поняли, то давно бы уже неслись по небу, как вольные птицы. Впрочем, может быть, у них просто не хватило смелости?»


Вопросы учителя:

  1. О чем подумал светофор, прежде чем погаснуть?
  2. Что означает синий сигнал светофора?
  3. Поняли ли люди, что означал этот сигнал светофора?
  4. Почему автор выбрал для светофора синий цвет?
  5. Какие еще сказки ДжанниРодари вы знаете?

Е.В.Боровой      КУДА БЕГУТ ДЕТИ?


Мы возвращались из кино. Смотрели фильм «Три мушкетера». Какой интересный! Петька до сих пор не мог успокоиться, вспоминая отдельные эпизоды из похождений отважных мушкетеров.
— Как здорово д'Артаньян у того высокого, с усами, шпагу выбил! А? — восхищенно вопрошал Петька. — Просто блеск!
— А Атос какой смелый, — не отставал я.
— А вы знаете, что обозначает этот знак? — в тон нам спросил папа.
Над проезжей частью улицы на проволоке раскачивался на ветру белый треугольник с ярко-красной каймой. На нем были изображены бегущие мальчик и девочка.
— Я знаю, — сказал Петя, — здесь расположена средняя школа. А знак повесили для детей, чтобы они торопились, не опаздывали на уроки. Видите, мальчик с девочкой бегут...
— Ну и фантазер ты, сынок, — улыбнулся отец. — Если этот знак предназначен для детей, зачем же его вешать над проезжей частью, где он виден только водителям?
— Тогда я не знаю, — буркнул Петя.
Учитель
. Ребята! Кто из вас ответит, что означает этот знак?
Учитель. Продолжим чтение рассказа и послушаем, как на этот вопрос ответил Петин папа.
— Запомните, ребята, все треугольные знаки являются предупреждающими. Они предупреждают водителей о какой-нибудь опасности. Знак, который мы с вами видим, как бы говорит шоферу: «Будь осторожен. Поблизости находится школа или другое детское учреждение. На дороге может неожиданно появиться ребенок».
Называется этот знак — «Дети».

С.Маршак

В снег и дождь, в грозу и бурю.
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин —
ЗИСы, ЗИМы, М-один,
Пятитонки и трамваи,
Я проезд им разрешаю;
Если руку подниму —
Нет проезда никому.
Коммендаторе — влиятельное лицо в городе.

Чтение сказки Н. А. Извековой «Как Буратино ходить учился»
Наступило первое сентября. В этот день даже сказочные веселые человечки отправляются в школу.
— Учись на здоровье, малыш, — сказал папе Карло, провожая Буратино. — И, пожалуйста, будь осторожен на улице.
... Буратино весело шагал по дороге. И тут он увидел что-то странное.
— Эй, трехглазое существо! — громко закричал он. — Я иду в школу! А ты стоишь на дороге и машешь руками.
— Какой невоспитанный мальчик! Знаешь ли ты хотя бы, где положено переходить дорогу?

Ребята! Расскажите Буратино, где надо переходить улицу.
— А... Так бы и сказали. Ничего проще быть не может. Сейчас взгляну на эти таинственные знаки и сразу догадаюсь.
Но знаков было три, и все разные.
— Что же мне делать? — подумал Буратино, но тут же решил, — эх, была, не была!
— Стой! — изо всех сил замигал светофор.


Ребята! Покажите Буратино дорожный знак, который устанавливают у пешеходного перехода.
Буратино очень обрадовался, что ему помогли. Он запел свою веселую песенку:
Это очень хорошо!
Даже очень хорошо... Ему уже ничто не угрожало.

Ребята! Почему в этом месте безопасно переходить улицу?
Весело распевая, Буратино зашагал к школе. Вдруг он услышал, как кто-то громко позвал:
— Буратино! Эй, Буратино! — и на дорогу выехал мастер Самоделкин на автомобиле какой-то удивительной конструкции.
— Вот это да! — воскликнул Буратино и побежал навстречу Самоделкину. — Пропустите, пропустите, — расталкивал он прохожих. — Не мешайте человеку!
— Какое безобразие!
— Да он просто неграмотный пешеход! — неслось со всех сторон.
— Самоделкин, куда же ты? Придется догонять! — закричал Буратино.


Ребята! По какой стороне тротуара должен был идти Буратино? Почему?
Не разбирая дороги, Буратино бежал и бежал... Уже далеко позади остались городские улицы... Стуча по булыжнику деревянными башмаками, Буратино мчался по дороге.
— Догоню! Я же непременно его догоню... Но не успел Буратино догнать Самоделкина, как его самого догнал грузовик.
— Ой, ой, спасите, пожалуйста! — только и успел крикнуть Буратино...

Ребята! Почему случилось несчастье? Где должен был бежать Буратино?
Буратино повезло: недавно прошел дождь, и кюветы были наполнены водой. Он шлепнулся в кювет... не утонул. Ведь он, как известно, деревянный.
И тут, откуда ни возьмись, появился Светофор.
— Это опять ты, Буратино? — грозно сверкнул он глазами.
— Я... Помоги мне, пожалуйста, найти Самоделкина.
— А ты подружись со мной, — подмигнул он зеленым глазом. — И я отведу тебя...
... И добрый, трехглазый светофор привел Буратино на самую оживленную улицу.
— Мастера Самоделкина ищи на улице Юных техников. Чтобы добраться туда, надо сначала перейти эту улицу...
— Ой, ой, я боюсь! Эти страшные машины бегут и не останавливаются. Боюсь!

Светофор
 подмигнул зеленым глазом:
— Так говорит тот, кто не знает моего секрета. Лишь стоит узнать его, как перед тобой разом остановятся все автомобили!
— Хочу, чтоб остановились!
— Тогда узнай мой секрет и отправляйся на поиски Самоделкина.

Ребята! А вы знаете секрет Светофора?
... А когда Буратино прибежал, наконец, на улицу Юных техников, Самоделкина там уже не оказалось.
— Он уехал, — сказал ему юный техник. — Сегодня показывают новый фильм в кинотеатре «Буратино».
— Кинотеатр «Буратино»!? Славно придумано! Бегу! А куда нужно бежать, скажите же скорей!
— Сначала перейдешь эту улицу, потом через площадь, потом повернешь...
Но Буратино уже бежал, что есть духу, распевая:
Это очень хорошо. Очень я люблю кино
...
А откуда-то сверху слышался голос мудрого Светофора:
— Ты опять забыл про мой секрет?
— Так я же страшно тороплюсь!


Ребята! Не нарушил ли Буратино правила дорожного движения?
Это была не очень широкая улица, и люди переходили на другую сторону, очень внимательно глядя направо.
— Некогда мне оглядываться по сторонам, — сказал Буратино, — и шагнул на мостовую... и в ту секунду закричал водитель автомобиля:
— Эй, мальчик! Сюда нельзя!
— А я вовсе не стану переходить эту улицу. Очень нужно. Мне больше нравится другая.
Буратино в нерешительности постоял, глядя на нескончаемый поток машин, зажмурился и ... побежал.
Заскрипели тормоза самосвала...

Ребята! Какую ошибку допустил Буратино?
Та же улица. Так же бегут машины. Но Буратино нигде не видно.

Ребята! Скажите, что случилось с Буратино?
... Папа Карло взял на руки озорного деревянного мальчишку и от горя долго не мог вымолвить ни слова.
— Ох-ох-ох-ох, — вздохнул он, наконец, — какой же ты непослушный, плутишка!
— Пала Карло, я буду умненьким, благоразумненьким
. Почини же меня скорей.
Папа Карло повертел в руках полено и принялся за работу.
— Хорошо еще, что ты деревянный. А будь ты настоящим мальчишкой... Ох-ох-ох-ох!
Не прошло и часа, как Буратино снова был цел и невредим.
— В кино хочу, в кино, — захныкал он.
— Иди, сынок. Я слышал, в кинотеатре «Буратино» показывают поучительный фильм.
Кинотеатр оказался совсем рядом, и на этот раз шалунишка добрался туда без приключений.

                                                               Вопрос-задачка.

Мы с дедушкой подошли к проезжей части дороги.
— Дедушка, идем быстрее, машины еще далеко, и мы успеем перейти дорогу.
— Не торопись, внучек, надо кое-что учесть, — ответил он.
— Да что там учитывать! — настаивал я.
— А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях.


Ф. Жички «Один человек и сто машин».

... И еще один регулируемый перекресток увидели мы. Первым заметил его Петя.
— Посмотрите, — сказал он мне. — Постовой руководит движением, потому что светофор неисправный.
Светофор действительно не работал. Но не потому, что был неисправен. Его просто отключили. Такая необходимость появляется часто, когда меняется привычный для этого места ритм движения. Скажем, на соседней улице начали ремонтировать мостовую, закрыли проезд. Или изменилась погода: пошел густой снег, надвинулся туман. В таких условиях водителю трудно заметить сигналы светофора. Тогда на пост выходит регулировщик — человек в милицейской форме с полосатой палочкой в руке.
— Его сигналы понять труднее, чем сигналы светофора, — заметил Петя.
— Ничего, водители трамваев, троллейбусов, автобусов, легковых и грузовых автомашин и мотоциклов хорошо понимают и выполняют сигналы регулировщика. А нам с тобой надо знать святое правило: переходить улицу можно только тогда, когда на ней остановилось движение всех видов транспорта.
— Я заметил, — перебил меня Петя, — регулировщик останавливает машины, повернувшись к ним грудью.
— Или спиной, — добавил я. — Поднятаявверх рука тоже запрещает выезд на перекресток...

Вопросы для обсуждения:
Какой перекресток называется регулируемым?
Когда появляется необходимость в регулировщике на регулируемом светофорами перекрестке?
При каком положении регулировщика запрещено переходить перекресток?
При каком положении регулировщика разрешается переходить перекресток?
Что означает желтый сигнал светофора и какому жесту регулировщика он соответствует?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...